Рабочая программа факультатива «Мир вокруг нас» 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Бакулина Галина Григорьевна

Рабочая программа факультативного курса по истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Воспитания и социализации», являющейся частью образовательной программы МБОУ «СШ №1» и утвержденной в августе 2018года.

 Цель программы: формирование толерантного отношения к людям различных наций и народностей, культурного самосознания.

Задачи:

  •  Формирование жизненных ценностей и культуры обучающихся;
  • Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
  • Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса по истории разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы «Воспитания и социализации», являющейся частью образовательной программы МБОУ «СШ №1» и утвержденной в августе 2016 года.

 Цель программы: формирование толерантного отношения к людям различных наций и народностей, культурного самосознания.

Задачи:

  •  Формирование жизненных ценностей и культуры обучающихся;
  • Воспитание культуры толерантности и межнационального согласия.
  • Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.

Учебно –методическое обеспечение:

  • Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года от 12 мая 2009 года № 537.
  • Государственная программа Ханты- Мансийского автономного округа- Югры « О государственной политике в сфере обеспечения согласия , гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного прядка и профилактики экстремизма , незаконного оборота  и потребления наркотических средств  и психотропных веществ в Ханты- Мансийском автономном округе- Югре в 2014-2020 годах»
  • Муниципальная программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в Советском районе на 2015-2018 годы»

Программа «Воспитания и социализации» МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Программа «Духовно- нравственного воспитания и развития» МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Количество часов: Курс рассчитан на 1 час в неделю (35 часов).

Основное содержание:

 Раздел 1. « Исторический процесс и мир вокруг нас»,  15 часов.

Понятие нации и народности. Формирование этнических групп. Понятие толерантности и терпимости в рамках этноса. Взгляд на мир сквозь призму истории. Великие географические открытия. Куда исчез гуманизм? Мир глазами человека 15-16 века. Открытие Колумба и Магеллана. Почему одни «великие», а другие - «низшие». Войны в историческом пространстве,  проблемы гуманизма и толерантности. Вторая мировая война и гегемония «великих». Понятия экстремизма и терроризма. Новая история межэтнических отношений. Региональные конфликты и локальные войны 20 века. Теория разума. СНГ.  Исторические корни народов. ХМАО-Югра. Нации и народности

Раздел 2. « Мы все разные. Понять и принять», 20 часов.

Проект.  « Моя малая родина» Национальный состав городского поселения Малиновский. Исторические корни. Работа над проектом « Моя малая родина». Изучение национального состава поселения, исторические судьбы  первопроходцев. Презентация проекта перед представителями родительской и школьной общественности. Традиции народов проживающих на территории городского поселения Малиновский. « Шире круг».  Встреча с представителями  ханты и манси. Особенности жизни и быта. Религиозные традиции и праздники народов Севера. Экскурсия в школьный музей. Традиции и праздники народов Поволжья. Подготовка  выставки рисунков « Национальные костюмы башкир, татар, удмуртов». Традиции народов Кавказа. Подготовка презентации. Национальная культура белорусского и украинского народов. Подготовка презентации. Проект. « Национальный состав моей семьи».  Цели проекта. План реализации. Работа над проектом « Национальный состав моей семьи». Подготовка презентации, подборка фотографий. Презентация проекта « Национальный состав моей семьи». Игра – викторина « Нации и народности». Ролевая игра «  Мир вокруг меня». Ролевая игра « Что такое хорошо, что такое плохо?». Практическое занятие. Слоганы  в поддержку толерантности и  против экстремизма.

Тематическое планирование факультатива  8 класс.

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные работы

Контрольные работы

1

 Исторический процесс и мир вокруг нас.

15

1

-

2

Мы все разные. Понять и принять

20

-

Календарно-тематическое планирование  факультатива

№п/п

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемая дата

Раздел 1. Исторический процесс и мир вокруг нас.15 часов.

УУД

Познавательные : Усвоение обучающимися определений и понятий : этнос, нации, народности, толерантность, терпимость, экстремизм. Умение объяснять проблемы национального характера опираясь на исторический материал. Умение вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения оперируя понятиями, аргументами и фактами из истории России, Всемирной истории.

 Коммуникативные:  участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю формирования наций и народностей.

1

1

Понятие нации и народности.

1

Комбинированный урок

2

2

Формирование этнических групп.

1

Комбинированный урок

3

3

Понятие толерантности и терпимости в рамках этноса.

1

Комбинированный урок

4

4

Взгляд на мир сквозь призму истории.

1

Комбинированный урок

5

5

Великие географические открытия. Куда исчез гуманизм?

1

Комбинированный урок

6

6

Мир глазами человека 15-16 века. Открытие Колумба и Магеллана.

1

Комбинированный урок

7

7

Почему одни «великие», а другие - «низшие»

1

Комбинированный урок

8

8

Войны в историческом пространстве,  проблемы гуманизма и толерантности.

1

Комбинированный урок

9

9

Вторая мировая война и гегемония «великих»

1

Комбинированный урок

10

10

Понятия экстремизма и терроризма. Новая история межэтнических отношений.

1

Комбинированный урок

11

11

Региональные конфликты и локальные войны 20 века. Теория разума.

1

Комбинированный урок

12

12

СНГ.  Исторические корни народов.

1

Комбинированный урок

13

13

ХМАО-Югра. Нации и народности.

1

Комбинированный урок

14

14

Коренные народы Севера. Приоритеты. Проблемы.

1

Комбинированный урок

15

15

Национальный состав Советского района. Мы все разные, но мы одно целое.

1

Комбинированный урок

                                              Раздел 2. Мы все разные. Понять и принять. 20 часов.

УУД

 Познавательные: Выработалось представление об уникальности и неповторимости национальных культур различных стран и народов. Сформировалось представление о самобытности народов населяющих нашу планету, о единстве исторического и национального пространства.  Выработалось умение доказательного объяснения своей позиции, используя аргументы  и факты изученного материала.

Коммуникативные: Овладение элементарными психологическими качествами, позволяющими скорректировать свое поведение и поведение своего коллеги при общении с людьми разных национальностей. 

16

1

Проект.  « Моя малая родина» Национальный состав городского поселения Малиновский. Исторические корни.

1

Комбинированный урок

17

2

Работа над проектом « Моя малая родина». Изучение национального состава поселения, исторические судьбы  первопроходцев.

1

Урок-практика

18

3

Презентация проекта перед представителями родительской и школьной общественности.

1

Комбинированный урок

19

4

Традиции народов проживающих на территории городского поселения Малиновский.

1

Урок-практика

20

5

« Шире круг».  Встреча с представителями  ханты и манси. Особенности жизни и быта.

1

Урок-практика

21

6

Религиозные традиции и праздники народов Севера. Экскурсия в школьный музей.

1

Урок-практика

22

7

Традиции и праздники народов Поволжья.

1

Урок-практика

23

8

Подготовка  выставки рисунков

« Национальные костюмы башкир, татар, удмуртов»

1

Урок-практика

24

9

Традиции народов Кавказа. Подготовка презентации.

1

Урок-практика

25

10

Национальная культура белорусского и украинского народов. Подготовка презентации.

1

Урок-практика

26

11

Проект. « Национальный состав моей семьи».  Цели проекта. План реализации.

1

Урок-практика

27

12

Работа над проектом « Национальный состав моей семьи». Подготовка презентации, подборка фотографий.

1

Урок-практика

28

13

Презентация проекта « Национальный состав моей семьи».

1

Урок-практика

29

14

Игра – викторина « Нации и народности»

1

Урок-практика

30

15

Ролевая игра «  Мир вокруг меня»

1

Урок-практика

31

16

Ролевая игра « Что такое хорошо, что такое плохо?»

1

Урок-практика

32

17

Практическое занятие. Слоганы  в поддержку толерантности и  против экстремизма.

1

Урок-практика

33

18

Тренинг « Мир такой разный»

1

Урок-практика

34

19

Практическое занятие. Составляем памятку « Мир толерантности и терпимости»

1

Урок-практика

З5

20

Ролевая игра « Я в многонациональном мире»

1

Урок-практика

Список литературы для учителя

Список литературы для учащихся

  1. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2005. – 120с.
  2. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой – М.: Смысл, 2008. – 172с.
  3. Психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков: программы, групповые занятия, проектная деятельность/авт. Сост. С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 123с.

Искусство  жить  вместе .  сост. С.М. Смирнова. Издательство Краснодар. 2014 год.

                    (http://www.rgdb.ru/news/tolerance-recommendation)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по экологии 8 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа факультатива по экологии 9 класс

Целью этой программы является — формирование у учащихся экологического ми­ровоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании....

Рабочая программа факультатива "Занимательная грамматика" 5 класс

Данный факультатив направлен , с одной стороны, на решение проблемы повышения грамотности учеников, с другой, рассказать в доступной форме о трудностях русского языка, заинтересовать таким сложным пре...

Рабочая программа факультатива по математике 9 класс

Рабочая программа факультатива "Практикум по решению тестовых заданий" для 9 класса...

Рабочая программа факультатива по математике 7 класс

Рабочая программа факультатива по математике 7 класс...

Рабочая программа факультатива информатики для 5 класса "Инфознайка"

Рабочая программа факультатива «Инфознайка» построена на основе авторской  программы Л.А.Босовой.Данный факультативный курс предназначен для учащихся 5-х классов и имеет практико-ориентированную ...

Рабочая программа факультатива "Занимательная география" 6 класс.

Программа разработана с учетом требований федеральных образовательных стандартов....