Рабочая программа кружка "Биолог - исследователь" 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс)

Зайцева Яна Алексеевна

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.

Данная программа рассчитана на учащихся 7-х классов и опирается на знания, полученные на занятиях кружка «Юный биолог» в 6 классе. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_7_kl.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Волгореченск Костромской области»

Рабочая программа кружка по биологии

«Биолог-исследователь»

7 класс

Составила: учитель биологии

МБОУ «СОШ№2 города Волгореченск»

Зайцева Яна Алексеевна

2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и локальными актами образовательной организации.

Цель программы: расширение и углубление знаний учащихся, полученных при изучении основного школьного курса биологии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование устойчивого интереса и мотивации к изучению биологической науки.

Задачи:

  • формирование в сознании учащихся понимания того, что биологическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку;
  • создание условий для углубления и расширения знаний по биологии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
  • формирование  у учащихся ценностного отношения к биологическим знаниям как к важнейшему компоненту естественнонаучной картины мира;
  • развитие общекультурных  компетентностей на основе внутри - и межпредметной интеграции биологии с другими учебными предметами естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Данная программа рассчитана на учащихся 7-х классов и опирается на знания, полученные на занятиях кружка «Юный биолог» в 6 классе.

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Программа предполагает проведение лабораторных работ, что обеспечивает успешное применение технологий активного и развивающего обучения. Для реализации этих технологий используются методы обучения: наглядные, практические, частично – поисковые, исследовательские.

К основным формам работы можно отнести: практические и лабораторные работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты, просмотр видеофильмов, мини-конференции с презентациями.

Форму контроля знаний и умений учащихся выбирает учитель по результатам выполнения учащимися необходимого минимума заданий по каждой теме программы.

Актуальность: введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. На сегодняшний день учитель имеет возможность самостоятельно разрабатывать концепцию работы с классом, учитывая индивидуальность школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Программа  позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, развивать познавательную деятельность,  творческие способности, логическое мышление, воображение, наблюдательность, исследовательский подход к делу, расширить общий кругозор,  выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала,  даёт возможность заинтересовать учащихся и популяризовать биологические знания.    Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения.

На биологию в 7 классах выделено  2 часа, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла необходимость создания курса кружковой работы «Биолог-исследователь».

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные УУД:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 - готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

-  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- сформированность ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде;

- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

- готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Регулятивные УУД:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД:

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

- развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные УУД:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами освоения курса являются следующие умения:

- пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;

- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;

- проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом;

- описывать биологические объекты, процессы и явления, ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты;

- выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

- осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

СОДЕРЖАНИЕ

1) Введение (1 час)

Биологическая лаборатория. Оборудование биологической лаборатории. Правила техники безопасности.

2) Животный мир под микроскопом (2 часа)

Правила работы с микроскопом. Изучение строения простейших под микроскопом.  Творческая мастерская «Создание модели клетки простейшего из пластилина».

3) Строение и многообразие беспозвоночных животных  (8 часов)

Многообразие кишечнополостных животных. Рассматривание продольного разреза гидры под микроскопом.

Типы червей. Строение и жизнедеятельность. Изучение внешнего строения Аскариды обыкновенной на влажном препарате.

Тип Моллюски. Строение и жизнедеятельность. Изучение  внешнего строения аквариумного моллюска.

Тип членистоногих. Строение и жизнедеятельность. Изучение разных отрядов насекомых по коллекциям.

Охрана редких и исчезающих видов беспозвоночных животных.

Работа с текстом: поиск биологических терминов, создание словарной карты.

Работа с текстом: составление «тонких» и «толстых»  вопросов.

Тестирование по теме: «Беспозвоночные животные».

4) Строение и многообразие хордовых животных (9 часов)

Особенности строения, жизнедеятельности и поведения рыб. Изучение внешнего строения рыб на примере речного окуня.

Особенности строения, жизнедеятельности и поведения земноводных. Изучение разных видов земноводных по рисункам и муляжам.

Особенности строения, жизнедеятельности и поведения пресмыкающихся. Изучение разных видов пресмыкающихся по рисункам и муляжам.

Особенности строения, жизнедеятельности и поведения птиц. Изучение разных видов птиц по рисункам и чучелам.

Создание кроссворда на тему: «Многообразие птиц».

Особенности строения, жизнедеятельности и поведения млекопитающих. Изучение разных видов млекопитающих по рисункам.

Создание кроссворда на тему: «Многообразие млекопитающих».

Охрана редких и исчезающих видов хордовых животных.

Тестирование по теме: «Хордовые животные».

5) Биоценозы (7 часов)

Естественные и искусственные биоценозы.

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Пищевые взаимосвязи организмов в биоценозе. Цепи питания.

Межвидовые отношения организмов в биоценозе.

Смена биоценозов.

Викторина «Биоценозы».

Тестирование по теме: «Биоценозы»

6) Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 часов)

Воздействие человека на животный мир.

Одомашнивание животных.

Творческий проект «Мой домашний питомец».

Охрана и рациональное использование животного мира.

Государственный природный заказник «Сумароковский».

Тестирование по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека».

Биологическое сочинение по выбору: «Промыслы – наиболее древние виды воздействия человека на природу»; «Селекция – основа одомашнивания». Представление результатов работы.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Содержание занятий

Форма проведения

Введение (1 час)

1.

Биологическая лаборатория. Оборудование биологической лаборатории. Правила техники безопасности.

Вводная лекция с элементами беседы.

Животный мир под микроскопом (2 часа)

2.

Правила работы с микроскопом. Л.Р. №1 «Изучение строения простейших под микроскопом». 

Практикум.

3.

Творческая мастерская «Создание модели клетки простейшего из пластилина».

Практикум.

Строение и многообразие беспозвоночных животных (8 часов)

4.

Многообразие кишечнополостных животных. Л.Р. №2 «Рассматривание продольного разреза гидры под микроскопом».

Семинарское занятие, практикум.

5.

Типы червей. Строение и жизнедеятельность. Л.Р. №3 «Изучение внешнего строения Аскариды обыкновенной на влажном препарате».

Семинарское занятие, практикум.

6.

Тип Моллюски. Строение и жизнедеятельность. Л.Р. №4 «Изучение  внешнего строения аквариумного моллюска».

Семинарское занятие, практикум

7.

Тип членистоногих. Строение и жизнедеятельность. Л.Р. №5 «Изучение разных отрядов насекомых по коллекциям».

Семинарское занятие, практикум

8.

Охрана редких и исчезающих видов беспозвоночных животных.

Семинарское занятие.

9.

Работа с текстом: поиск биологических терминов, создание словарной карты.

Практикум.

10.

Работа с текстом: составление «тонких» и «толстых»  вопросов.

Практикум.

11.

Тестирование по теме: «Беспозвоночные животные».

Тренировочные упражнения.

Строение и многообразие хордовых животных (9 часов)

12.

Особенности строения, жизнедеятельности и поведения рыб. Л.Р. №6 «Изучение внешнего строения рыб на примере речного окуня».

Семинарское занятие,

практикум.

13.

Особенности строения, жизнедеятельности и поведения земноводных. Л.Р. №7 «Изучение разных видов земноводных по рисункам и муляжам».

Семинарское занятие,

практикум.

14.

Особенности строения, жизнедеятельности и поведения пресмыкающихся. Л.Р. №8 «Изучение разных видов пресмыкающихся по рисункам и муляжам».

Семинарское занятие,

практикум.

15.

Особенности строения, жизнедеятельности и поведения птиц. Л.Р. №9 «Изучение разных видов птиц по рисункам и чучелам».

Семинарское занятие,

практикум.

16.

Создание кроссворда на тему: «Многообразие птиц».

Семинарское занятие,

практикум.

17.

Особенности строения, жизнедеятельности и поведения млекопитающих. Л.Р. №10 «Изучение разных видов млекопитающих по рисункам».

Семинарское занятие,

практикум.

18.

Создание кроссворда на тему: «Многообразие млекопитающих».

Семинарское занятие,

практикум.

19.

Охрана редких и исчезающих видов хордовых животных.

Семинарское занятие.

20.

Тестирование по теме: «Хордовые животные».

Тренировочные упражнения.

Биоценозы (7 часов)

21.

Естественные и искусственные биоценозы.

Семинарское занятие.

22.

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Семинарское занятие.

23.

Пищевые взаимосвязи организмов в биоценозе. Цепи питания.

Семинарское занятие.

24.

Межвидовые отношения организмов в биоценозе.

Семинарское занятие.

25.

Смена биоценозов.

Семинарское занятие.

26.

Викторина «Биоценозы».

Семинарское занятие.

27.

Тестирование по теме: «Биоценозы»

Тренировочные упражнения.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (7 часов)

28.

Воздействие человека на животный мир.

Семинарское занятие.

29.

Одомашнивание животных.

Семинарское занятие.

30.

Творческий проект «Мой домашний питомец».

Проектная работа.

31.

Охрана и рациональное использование животного мира.

Семинарское занятие.

32.

Государственный природный заказник «Сумароковский».

Семинарское занятие.

33.

Тестирование по теме: «Животный мир и хозяйственная деятельность человека».

Тренировочные упражнения.

34.

Биологическое сочинение по выбору: «Промыслы – наиболее древние виды воздействия человека на природу»; «Селекция – основа одомашнивания». Представление результатов работы.

Семинарское занятие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. – М.: Сфера, 2005.

2. Акимушкин И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999.

3. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997.

4. Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.

5. Пелевин В. И. "Охрана природы". М.: Наука, 2010г.

6. Популярная энциклопедия животных. – СПб.: МиМ-Экспресс, 1997.

7. Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...