Урока: Класс Птицы. Внешнее строение. Приспособления к полету. 8 класс ,для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Левен Екатерина Михайловна

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внешнего строения птиц, связанных с полетом.

Задачи:

Обучающая– закрепление общебиологических понятий: среда обитания, приспособленность на основе сравнения земноводных и пресмыкающихся.

-формирование общеучебных умений   и специальных биологических умений (наблюдать за полетом птиц, исследовать натуральные объекты: чучело птицы, перья);

-выявление черты приспособленности к образу жизни (полету) во внешнем строении, изучаемой группы животных (птиц).

 

Коррекционно-развивающая– развитие устной речи учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности; способствовать развитию логического мышления через решение простейших ситуационных задач.

 

Воспитательная– воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в группах; содействовать реализации трудового воспитания в ходе самостоятельной работы в группах; воспитоние любознательности, желания глубже познавать окружающую природу.

Тип урока:комбинированный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Класс Птицы. Внешнее строение. Приспособления к полету.

Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний об особенностях внешнего строения птиц, связанных с полетом.

Задачи:

Обучающая закрепление общебиологических понятий: среда обитания, приспособленность на основе сравнения земноводных и пресмыкающихся.

-формирование общеучебных умений   и специальных биологических умений (наблюдать за полетом птиц, исследовать натуральные объекты: чучело птицы, перья);

-выявление черты приспособленности к образу жизни (полету) во внешнем строении, изучаемой группы животных (птиц).

Коррекционно-развивающая– развитие устной речи учащихся через организацию работы в группах и представлении результатов своей деятельности; способствовать развитию логического мышления через решение простейших ситуационных задач.

Воспитательная воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства ответственности, уверенности и требовательности к себе, умение работать в группах; содействовать реализации трудового воспитания в ходе самостоятельной работы в группах; воспитоние любознательности, желания глубже познавать окружающую природу.

Тип урока:комбинированный.

Формы работы учащихся:коллективная, групповая.

Оборудование: видеофильм, образцы перьев птиц, чучело птицы, контейнеры с водой, презентация «Внешнее строение птиц. Приспособления к полету».

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Формирование общенаучных знаний:

- усвоение знаний об особенностях строения птиц в связи с приспособленностью к полету,

- умение сравнивать особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся.

Формирование опыта деятельности:

- дать возможность учащимся использовать полученные  знания  для решения простейших ситуационных задач;

- способствовать развитию умений сравнивать животных, работать с натуральными объектами, анализировать причинно-следственные связи, делать выводы.

  • Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

  • Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

  • Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент

Активация учащихся.

 - Здравствуйте,  ребята! Я очень рада вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Проверьте,  все ли вы приготовили к уроку.

-     Вспомните самое радостное событие в своей   жизни.

-    Какие ощущения оно у вас вызывает?

-    Хочется ли вам поделиться этой радостью с   окружающими?

Мне хочется, чтобы вы с таким же настроением поделились знаниями, полученными на предыдущих уроках, и с теми, которые получите сегодня, с таким же желанием , как вы сообщаете о радостных событиях в вашей жизни.

Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний.

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

 -На прошлом  уроке мы закончили изучение класса Пресмыкающихся. К какому типу относится класс Пресмыкающихся?

-Рассмотрите  представителей(презинтация).

- К каким классам  животных они относятся?

-Что общего у представителей изученных нами классов  ?

- Каждая рассмотренная группа животных- рыбы, рептилии- имеют черты приспособления именно к той среде, в которой они живут.

- Но универсальны ли эти приспособления?

- Что произойдет с рыбой или с озерной лягушкой, если их отдалить от воды?

- Почему?

- Сегодня мы с вами встретимся еще с одним классом позвоночных. И  познакомимся с их преспособлениями к той среде, в которой они живут.


Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Рассмотрите  представителей (презентация)

- О каких позвоночных мы сегодня будем говорить?

 - Птицы-наиболее многочисленая группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов.

-Просмотрите видео фрагмент ( «полет птиц»). Подумайте в какой среде живут птицы.

- Какова среда обитания птиц?

Давайте мы с вами руками помашем,

  И что – нибудь птичье давайте мы скажем.

  А вдруг это будет?

  В вдруг мы взлетим?

  Давайте попробуем, что мы сидим?!

(Учащиеся машут руками, подражая голосам птиц)

 - Не вышло? Почему? ( Ответы детей)

 -Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

- Как вы считаете, что мы должны узнать на уроке, и какие задачи нам предстоит решить? Давайте сформулируем их.

(Узнать, кто такие птицы, как живут эти создания и чем отличаются от других живых существ? Выяснить какие изобретения помогают птицам летать, и почему многие из них улетают в теплые края?)

-кто может назвать тему урока?

Запишем тему урока: Класс Птицы. Внешнее строение. Приспособления к полету.

Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Организовать осмысленное восприятие новой информации

- Кто же такие птицы и в чем их главная особенность? Ответить вам поможет песня.

Звучит песня «Кто такие птицы?»

После прослушивания учащиеся называют особенности птиц в сравнении с другими живыми существами и выделяют доминирующий признак.

Учитель составляет схему(презентация).

(ПТИЦЫ: поют песни, умеют летать, вьют  гнезда, несут яйца)

- Согласны ли вы, что птицы – все те, кто поют песни?

- Умеют летать только птицы?

- птицы вьют гнезда. Что скажите? Согласны?

- Только птицы несут яйца. Так ли это?

- Что же умеют делать птицы?

- А другие животные умеют это делать?

- Можно ли утверждать, что это  главная  особенность птиц?

- Есть еще что- то? Что, по-вашему, является особенностью только птиц?

- Чем отличаются они от других живых существ?

Вывод: тело птиц покрыто перьями – это главный отличительный признак.

- Что значит «пернатые»? найдите ответ на этот вопрос в словаре Ожегова.

(Пернатые – покрытый перьями, с перьевым покровом)

- Рассмотрите чучело птицы и слайд презентации. Опишите  форму тела птицы и укажите, из каких отделов оно состоит.

 ( Тело округлой формы, делится на4 отдела: олова, шея, туловище и хвост. Признаки- крылья и оперенье тела)

- Рассмотрите голову птицы и найдите органы, расположенные на ней.

-Какие функции выполняют органы? ( Глаза-орган зрение, слуховое отверстие-орган слуха, язык-орган вкуса, ноздри- дыхание).

Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

5. Первичная проверка понимания.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

 - Чем покрыто тело птицы?

  1. - Как вы думаете, перья у птицы одинаковые?(Нет, каждое выполняет свою функцию)
  2. -Чем они отличаются?
  3. - Какую они выполняют функцию?
  4. -Контурное перо– формирует контур тела птицы. Эти перья придают телу птицы обтекаемую форму.
    -Маховые перья( На крыльях)– это длинные перья, предназначенные для полета.
  5. -Я предлагаю вам рассмотреть данные перья, определить, к какому типу перьев они относятся сравнивая с рисунками на экране. 

-Покажите контурное перо.

-теперь маховое перо.

Исследовательская работа в группах. «Строение пера и его роль в жизни птиц».

( Класс делится на 4 группы, в каждой группе – эксперт, который наблюдает за работой.)

- Мы выяснили, что главное отличие птиц от других животных – наличие перьев на теле. Хотелось бы вам узнать, как устроено перо?

Мы сейчас будем исследовать перья. Каждая группа получит свое задание и исследовательский лист, в котором вы будите фиксировать результат исследования.

Вспомним правила вежливого обращения при работе  в группах:

1.Слушай, не перебивай.

2.Возражай культурно.

3.Приведи свои доказательства.

Задание группе №1.

Исследование больших перьев.

«Рассмотрите перья под лупой. Какое строение они имеют?

Отрежь кончик, рассмотри срез. Что вы заметили?

Подумайте, для чего птицам большие перья? Сделайте вывод.

Задание группе №2.

Исследование маленьких перьев.

«Рассмотрите перья под лупой. Какое строение они имеют?

Отрежь кончик, рассмотри срез. Что вы заметили?

Подумайте, для чего птицам маленькие  перья и пух? Сделайте вывод.

Задание группе №3.

Исследование цветных перьев.

«Рассмотрите перья под лупой. Какое строение они имеют?

Обмакните перья в стакан с водой. Намокли ли они?  

 Сделайте вывод. Подумайте, кто окрашен ярче самка или самец и почему? Ответ обоснуйте.

Задание группе №4.

Исследование перьев разного размера и цвета.

«Рассмотрите перья под лупой. Какое строение они имеют?

Отрежь кончик, рассмотри срез. Что вы заметили?

Какие еще приспособления помогают птицам летать? Сделайте вывод.

Выбирают самостоятельно варианты работы

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: 

слушать и слышать собеседника.
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя справочную литературу, жизненный опыт, практический метод исследования.

6. Первичное закрепление.

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

 Отчет о работе.

1-я группа. Мы проводили исследования больших перьев и  предполагаем. Что они нужны птицам для полета. У больших перьев есть стержень, волоски – бородки. Стержень внутри пустой, поэтому перья легкие.

-Верны ли предположения детей? Слово экспертам.

Эксперт дополняет.

Тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат» и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птицам летать. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку. Это маховые и рулевые перья.

2- я группа.

Мы исследовали маленькие перья. Предполагаем, что они удерживают воздух вокруг тела и заменяют птицам одежду. Срез похож на трубочку, значит внутри воздух.

У маленьких перьев есть стержень, волоски – бородки.

Эксперт дополняет.

Перья на туловище защищают тело птиц от механических повреждений и придают форму, под ними пух согревает тело. Это покровные и пуховые перья. Перо состоит из неживого вещества, созданного клетками кожи. Со временем оно изнашивается, поэтому 1-2 раза в год птицы линяют.

3-я группа.

Мы исследовали цветные перья. Все они имеют одинаковое строение. Перо в воде не намокло, капельки скатываются с него. Значит оно не промокаемое. Считаем, что якро окрашены самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлечь самку. Самки тех же видов птиц имеют чаще однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

Эксперт дополняет.

Я заметил, что перед дождем куры перебирают перья. Оказывается, птицы смазывают оперенье жиром из железы над хвостом, чтобы оно не намокло. Опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня, как хвоинки от еловой лапы. Бородки имеют крючочки, как застежка -  липучка. Вот почему перья такие легкие, упругие и теплые.

4 – я группа.

Мы исследовали перья разного цвета. Все они имеют одинаковое строение. От пустого стержня отходят волоски  - бородки. Ажурные легкие перья обтекаемая форма небольшая масса тела наличие крыльев позволяют птицам летать.

Эксперт дополняет.

Каждая деталь в строении тела  птиц приспособлена к полету. Ее скелет состоит из легких  трубчатых костей, вместо зубов - клюв. Некоторые внутренние органы птиц уменьшены, зато полетные мышцы развиты больше, чем все остальные. Но главное приспособление – это конечно перья, которые служат для опоры на воздух и защищают тело от потери тепла.

Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: 

организовывать учебное взаимодействие в группе.

7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

 Решили ли мы с вами поставленные перед собой задачи?

-Какова главная особенность птиц?

-Какое строение имеет перо?

-Какую роль выполняют перья?

-Какие еще приспособления помогают птицам летать?

Вывод: Каждая деталь в строении тела птицы приспособлена к полету. Ее скелет состоит из легких  трубчатых костей, вместо зубов - клюв. Некоторые внутренние органы птиц уменьшены, зато полетные мышцы развиты больше, чем все остальные. Но главное приспособление – это конечно перья. Опахало пера состоит из бородок, отходящих от стержня, как хвоинки от еловой лапы. Бородки имеют крючочки, как застежка -  липучка. Вот почему перья такие легкие, упругие и теплые.

- Какие предположения подтвердились? Кто узнал что- то новое?

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

8.Рефлексия деятельности

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

 Оцените свою деятельность на уроке, используя шкалу достижений.

Закройте глаза и послушайте голоса птиц. Как красиво они звучат. Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

Домашнее задание.

На прогулке понаблюдайте за птицами, уже используя знания полученные на уроке. Возможно они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы и вы воскликните «Мир прекрасен!»

Благодарю за урок. Вы – молодцы!

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))

               Рабочая   программа  составлена  на основе  «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...

Урок: Основные группы мышц человека. 9 класс. Для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о мышцах головы, туловища и конечностей , их группах и значении в жизнедеятельности человека.Задачи: Коррекционно-образовательн...

План-конспект урока с использованием дистанционных образовательных технологий (при помощи программного обеспечения Skype) По теме: «Дикие животные в лесу» во 2 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Цель урока:Систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом зимы, о природных связях.Коррекционно-обучающие:1)Закрепление представлений о природе, о временах ...

Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей профессионально-трудового обучения"Организация и проведение уроков профессионально-трудового обучения (профиль "Слесарно...

"Советы по проведению уроков трудового обучения по профилю "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на заседании школьного дефектологического семинара "Советы по проведению уроков трудового обучения по профилю "Слесарное дело" в классах для детей с умственной отсталостью (...