Использование цифрового оборудования на уроках химии и биологии (личный опыт).
методическая разработка по биологии

Фурсова Юлия Александровна

                   

                   Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением их в жизни человека. Они не только остаются теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывают возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике.Социальный заказ предусматривает повышение грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений в данных науках. Все это требует совершенствования естественнонаучного  образования на всех уровнях. При этом особенное значение приобретает изучение биологии в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Исследовательская деятельность в процессе обучения биологии в условиях реализации ФГОС СОО.

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и возможности овладения ими. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения.                      Это и стало основополагающей идеей моей темы по самообразованию. 

Исследовательская  деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС СОО и полностью соответствует заложенному в нем.                                                                                                

 Развитие творческих способностей происходит из-за наличия в исследовательской деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора.  Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

    В своей работе я использую исследовательскую деятельность при обучении биологии. Считаю, что с точки зрения учащегося: это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности.

В курсе «Биология. Растения. 6 класс» - создание модели цветка; вегетативное размножение: посадка, уход, наблюдение за развитием комнатного растения; наблюдение за изменением абиотических факторов природы по сезонам и оформление дневника наблюдений; летние задания: сбор растений, исследование их морфологических особенностей и местообитания, оформление гербария. Дети особенно интересуются исследовательской деятельностью, связанной с использованием микроскопа. Составляя рабочую программу, я включаю дополнительные ознакомительные практические и лабораторные работы, которые не требуют обязательного оценивания, но зато повышают интерес к предмету. Учебный  краткосрочный проект «Царство Грибов». Тема данного учебного проекта соответствует изучаемому разделу, поэтому проект полностью ориентирован на учебную программу и учебный план.                                          

В курсе «Биология. Животные. 7 класс» -  вместе с учащимися делаем презентации   к некоторым урокам. Они включают иллюстрации животных, занимательные факты из жизни животных, проблемные вопросы и познавательные задачи. Например – «По страницам Красной книги», «Сказочный мир бабочек», «Подводный мир» и др. Данные проекты помогают формировать у учащихся познавательный интерес к биологии.                                         В курсе «Анатомия и физиология человека. 8 класс» - создание модели Дондерса; проект «Изучение влияния внешних факторов на формирование осанки школьников»; создание мультимедийных презентаций по теме «Профилактика болезней человека», «Влияние физических нагрузок на работу сердечно-сосудистой системы», «Дыхательные движения» и другие. На самом обычном уроке можно постоянно что-то исследовать или создавать какой-нибудь проект. Например, когда проходим тему «Химический состав клетки» работая с источником информации учащиеся создают свой мини проект на листе «Важнейшие микроэлементы», находят и записывают информацию, суточная потребность в данном микроэлементе, какие заболевания вызывает недостаток, в каких продуктах содержится, и т.п. Здесь же в конце урока идёт защита проекта. Оценивают сами учащиеся. В 8 классе мы проводим мини-исследования. Учащиеся измеряют свой рост утром и вечером, определяют разницу показателей, выдвигают гипотезу, делают выводы. При прохождении темы «Анализатор вкуса» сами определяют на языке зоны чувствительности сладкого, солёного, кислого.                           

      Исследовательская деятельность помогает в интересной нескучной форме формировать огромное количество УУД, что позволяет полноценно реализовать цели и задачи ФГОС СОО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий для формирования естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках химии и биологии

Творческий отчёт учителя химии и биологии. Данный отчёт отражает находки учителя в органичном сочетании традиционных форм урока с интерактивными технологиями на уроках химии и биологии. Показаны разли...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Использование ИКТ на уроках химии и биологии

Использование ИКТ на уроках химии и биологии...

Использование ИКТ на уроках химии и биологии

Владение информационными и коммуникативными технологиями позволяет уверенно чувствовать себя любому человеку как в стенах образовательного учреждения, так и за его пределами – в информационном обществ...

«Использование цифрового оборудования химической лаборатории»

Семинардля педагогических работников образовательных организаций«Использование цифрового оборудования, как средствазнакомства с эффектами нано-мира». 28.01.2021 г....

Методическая разработка урока по биологии на тему "Транспорт веществ. Испарение воды" с использованием цифрового оборудования "Точка роста"

Урок по  теме «Транспорт веществ. Испарение воды» является 26 уроком поурочного планирования в разделе «Рост и развитие растения». Это урок – изучение нового материа...

Использование цифрового оборудования на уроках химии и биологии на инфраструктурной платформе «Точка роста»

Презентация содержит информацию о возможностях использования цифрового оборудования на уроках химии и биологии в рамках проекта "Точка роста"...