Внеклассное мероприятие в 7 класс "Удачная рыбалка"
методическая разработка (7 класс)

Иванова Лидия Александровна

Внеклассное мероприятие для обобщения по теме "Рыбы" в форме игры-состязания.

Цель мероприятия: 1. Закрепить, расширить  и систематизировать знания учеников о строении и жизнедеятельности  рыб как водных позвоночных животных, их разнообразии и приспособленности к условиям среды; установить общие признаки рыб.

 2.Активизировать мыслительные процессы учеников, используя активные методы обучения: дискуссии, сравнение.

3.Развивать наблюдательность, внимание.

4. Выработать дух соревнования, коллективизма, правильность и быстроту ответов, стремление к знаниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_meropriyatiya.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие. Игра-состязание.

«Удачная рыбалка» 7 класс

Цель мероприятия: 1.Закрепить, расширить  и систематизировать знания учеников о строении и жизнедеятельности  рыб как водных позвоночных животных, их разнообразии и приспособленности к условиям среды; установить общие признаки рыб.

 2.Активизировать мыслительные процессы учеников, используя активные методы обучения: дискуссии, сравнение.

3.Развивать наблюдательность, внимание.

4. Выработать дух соревнования, коллективизма, правильность и быстроту ответов, стремление к знаниям.

План мероприятия

1.Вступительное слово учителя.

2. Соревнования.

3. Итоги.

 Эпиграф к  мероприятию:  «Без труда не вынешь рыбку из пруда»

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте. Сегодня у нас внеклассное мероприятие по теме «Рыбы». Оно будет проходить  в форме состязания.

На протяжении состязания мы должны определить лучшую команду рыбного сезона. Ей будет команда с самым большим «уловом». Для того чтобы «наловить» как можно больше рыб, командам нужно показать свои знания, смекалку, эрудицию, сплоченность.

        Ребята, вам нужно быть внимательными к ответам товарищей по команде и соперников. Все готовы потрудиться?

        Ученики: Готовы!

Соревнования

Учитель: Итак, «рыбалка» начинается! Только перед первым уловом, я хочу понять, кто вы такие, с кем я разговариваю.

Перед нами 2 команды: «Акулы» и «Скаты»

Конкурс 1.  "Разминка"

Русский народ всегда подмечал признаки тех или иных явлений, предметов живой и неживой природы.

На основе этого складывались пословицы, загадки, шарады. Немало загадок в русской литературе и о рыбах. Я задам их вам, а вы дайте отгадку. Правильная отгадка будет вашим первым уловом.

Загадки:  

1. У маленькой скотинки
сто монеток на спинке.
( чешуя на теле рыбы)

- А что по ней можно прочитать? (возраст)

2.  В буйном море-океане
    Рыба страшная живёт.
    У неё большой живот,
    Пасть с ужасными зубами  
(акула)

3. Полосатые бока,
и клюёт на червяка.
(окунь)

- Почему бока у него полосатые? (покровительственная окраска)

 4. Он в самом омуте живет,
   Хозяин глубины.
   Имеет он огромный рот,
   А глазки чуть видны
(Сом)

5. Хищна и прожорлива,
Длинна и поворотлива.
(щука).

6.  В речке плавает, сверкает,
    Даже щуки не боясь.
    Кто из вас его не знает,
    Это маленький …
(карась)

7. Правильно ли изобразил художник охоту щуки? (Щука никогда не будет хватать окуня с хвоста, так как у этой рыбы часть плавниковых лучей имеет вид острых шипов)

8.. Не лягушка, и не ёж.
На змею скорей похож. (Угорь, вьюн)

- Какое значение имеет такая форма тела? (Цилиндрическое змеевидное тело угрей позволяет им быстро ползать по дну).

9. Он колючий, словно еж,
   Житель речек – юркий ...

Конкурс 2.  Загадка Робинзона Крузо

1-й улов уже есть, но что-то вы заскучали.

Что заскучали?

Как можно скучать?!

Когда приключения ждут вас сейчас.

Отправимся с вами в чужую страну,

На остров чудесный, в долину одну.

Там ждет Робинзон нас,

Который уж год,

Посланья свои он настойчиво шлет.

Мы знаем, что знаменитый   персонаж Даниэля Дефо Робинзон Крузо написал послания с просьбой  о помощи и бросил их в океан в запечатанных бутылках. И послания через много-много лет выбросило на берег. Чтобы спасти Робинзона и при этом получить «Улов», вам нужно восстановить текст письма, который немного подпортила морская вода.

(Каждая команда получает бутылку с «письмом». Во всех письмах «утрачены» некоторые слова. ) Приложение 1.

Текст  для 1 команды  

  1. Практически у всех рыб обтекаемая форма тела
  2. Тело рыб покрыто чешуей
  3. Кожные железы вырабатывают  слизь, которая уменьшает трение тела рыб при движении в воде.
  4. Окраска рыб  разнообразна и определяется  фоном окружающей среды
  5. Орган дыхания рыб  жабры
  6. Дышат рыбы с помощью жабр, кислородом, который растворен в воде.
  7. Органы передвижения рыб - плавники
  8. Среди органов чувств рыб можно выделить органы слуха, зрения, обоняния  и  осязания.
  9. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью боковой линии.
  10.  Рыбы являются  холоднокровными животными, так как температура тела их нестабильна и определяется температурой окружающей среды.

Текст  для 2 команды

  1. У рыб, которые являются  раздельнополыми животными есть   парные половые железы.
  2. У самцов их называют  семенники, а у самок  яичники.
  3. В яичниках созревают яйцеклетки, а в семенниках  сперматозоиды.
  4. Время, когда рыбы размножаются, называется  нерест.
  5. Оплодотворение у многих рыб наружное, хотя существуют рыбы, у которых оплодотворение  внутреннее, например, акулы.
  6. В результате оплодотворения в  икринках  развивается  многоклеточный зародыш.
  7. Через некоторое время личинка становится похожа на взрослую рыбу и ее называют  мальком.
  8. У ряда не очень плодовитых рыб появилась такая форма приспособленности к выживанию, как  забота  о  потомстве.
  9. Самка трехиглой колюшки  мечет икру в  гнездо, а самец охраняет икру и родившихся личинок.

Конкурс3. Кто быстрее.

Задание 1 команде. Необходимо написать названия отделов головного мозга рыб.

(Передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый)

Задание 2 команде. Нужно назвать названия плавников рыбы.

(Парные: грудные, брюшные. Непарные: спинные, хвостовой, анальный)

Конкурс4.  Блиц-турнир  «Рыбные вопросы»

Вопросы для первой команды.

  1. Сколько отделов включает в себя тело рыбы? (3: голова, туловище,хвост)
  2. Из чего состоит цедильный аппарат жабр.(жаберные тычинки)
  3. Сосуд, который приносит кровь к сердцу рыбы.(вена)
  4. Сколько кругов кровообращения у рыб? (1)
  5. Ответная реакция организма на раздражение называется.(рефлекс)
  6. С помощью какого органа огромное число рыб способно менять глубину погружения? (плавательный пузырь)
  7. Все ли рыбы способны откладывать икру? (нет, есть живородящие)
  8. Какая самая крупная рыба на земле? (китовая акула)
  9. Рыба, которая по форме напоминает шахматную фигуру.(морской конек)

Вопросы 2-ой команде.

  1. Почему тяжело держать в руках живую рыбу? (чешуя покрыта слизью)
  2. Чем прикрываются жабры рыб снаружи?(жаберными крышками)
  3. Как принято называть кровь, насыщенную кислородом?(артериальная)
  4. Какие отделы включают в себя сердце рыб?(предсердие и желудочек)
  5. Что образуют мышцы рыб?(мускулатуру)
  6. Какая рыба развивает самую большую скорость? (меч-рыба 70 м/с)
  7. Как определить возраст рыбы? (по линиям годового прироста)
  8. Как называется одомашненная форма сазана? (карп)
  9. У какой рыбы нет чешуи? (сом)

(За каждый верный ответ одна «рыбка»)

Конкурс 5. Следствие ведут знатоки.

Необходимо установить, какому силуэту рыбы соответствует каждое из имеющихся названий. (командам раздаются рисунки с силуэтами рыб).

G:\Иванова11\осётр.jpg G:\Иванова11\камбала.jpg

осетр        камбала

Речной  окунь

Окунь

                                                         G:\Иванова11\Горбуша (Самец в брачном наряде).jpg

                                                                                     Горбуша

G:\Иванова11\Сазан.jpg           G:\Иванова11\Щука (Однотонная окраска).jpg

 Сазан                                                                                                  щука

G:\Иванова11\сом.jpg          G:\Иванова11\угорь.jpg

Сом                                                           угорь

Конкурс 6. Приплыла к нему рыбка.

Вопросы 1-ой команде.

  1. Верна ли пословица «На то и щука в море, чтобы карась не дремал»?

(Нет, щука и карась живут в пресных водоемах)

  1. Каких рыб называют живыми электростанциями? Какие значения принимает  напряжение, создаваемое ими? (электрический скат, электрический угорь. Разряды могут иметь напряжение от 70 до 100 и даже 200 В)
  2. Каких личинок комаров – звонцов обожают рыбаки, так как их любит рыба.

(Мотыль)

  1. Правильно ли выражение «Нем как рыба»?

(Рыбы не немы. Они издают и слышат ультразвуки)

  1. Каких рыб за их ценность именуют «красными», несмотря на то, что мясо у них белое, а икра черная. (Сем.осетровых)
  2. Отчего жабры рыб ярко-красного цвета? Как на практике человек использует эти знания? ( Жабры насыщены мельчайшими капиллярами, которые содержат артериальную кровь. Если у свежей (не мороженной или копченой) рыбы в магазине жабры темные, то, скорее всего, ее поймали давно и она могла начать портиться)

Вопросы 2-ой команде

  1. Какую рыбу применяют в борьбе с малярией? Как принято называть такой метод борьбы?(Гамбузия. Биологический способ борьбы)
  2. Каких рыб принято называть проходными? (Тех, которые живут в море, но для нереста плывут в устья рек и поднимаются вверх по течению. Сельдь, кета, горбуша и др.)
  3. Поляки и чехи прозвали эту рыбку «шпрот», а мы так же как и эстонцы. Как? (Килька)
  4. Зимой в небольших водоемах делают во льду проруби. Иногда в эти проруби вставляют стебли тростника. Зачем? (Во избежание замора  рыб)
  5. Какая рыба и как способна заменить свечу? (Любую жирную рыбу, если ее высушить и продеть через нее фитиль)
  6. Такую рыбу как только впервые поймали, зоологи сразу назвали «ожившим палеозойским ископаемым». Какую рыбу прозвали таким образом?

  (Латимерия)

Конкурс 7. «Литературный салон»

Необходимо ответить на вопросы.

1.Какую рыбу готовил Демьян для соседа Фоки в басне И.А.Крылова «Демьянова уха». (Лещем и стерлядью)

2. В какой басне И.А.Крылова рассказывается о необычайной  охоте щуки? На кого?(В басне «Щука и кот», на мышей)

3. В чьем произведении хирург пересадил юноше Ихтиандру жабры акулы?

(В романе Беляеева «Человек-амфибия»)

4. При помощи этой рыболовной снасти из сказки Пушкина выловили золотую рыбку.(Невод)

5. Ее русский писатель Виктор Астафьев назвал царь-рыба. (Осетр)

6. Стрела из иглы данного ската сбила Одиссея – героя поэмы Гомера.

          (Хвостокола)

7. Популярный персонаж многих сказок и легенд, является мифическим морским существом с женским телом и рыбьим хвостом. Моряки всегда рассказывали о них небылицы. (Русалка)

8. Строки из рассказа М.Пришвина «Кощеева цепь» : «село было большое, народу встречалось много, и все говорили: «Какое счастье, как же ты ее вытащил? Рыбак спокойно и чуть насмешливо всем отвечал: … Вопрос: что отвечал рыбак людям? (Без труда не вынешь рыбку из пруда!)

Конкурс 8 Разгадай шифровку. Приложение 2

Из океана от нептуна мы получили шифровки. Буквы в словах поменяли местами.

Переставьте буквы таким образом, чтобы получилось название рыб, которые можно употреблять в пищу.

Карточка 1 команде:

ТАПВОЛ (Плотва)

ДУКСА  (Судак)

СЕКРАТ (Треска)

Карточка 2 команде:

ЗНААС (Сазан)

МЛИНА (Налим)

ТОРЕС (Осетр)

Конкурс 9 Музыкальная шкатулка  Приложение 6

Нужно отгадать 1 мелодию, которая прозвучит и ответить на предложенный вопрос          «Вдоль по Питерской»

Вопрос: какую рыбу нес кум до кумы в данной известной русской народной песне?

Ответ. Судака «То не лед трещит, ни комар пищит. Это кум до кумы судака тащит»

2 мелодия «Шаланды полные кефали»

Вопрос. Ловом именно данной рыбы с большим успехом занимался Костя –моряк из известной песни. Какой?

Ответ. Кефаль.

Чёрный ящик.

Что ж потрудились вы на славу. Команда, набравшая больше всех баллов, имеет право первой разгадать, что лежит в Чёрном ящике.

- Выведены впервые в Китае, и надежно скрывались за стенами дворцов китайских императоров.

-В Европе впервые появились только в XVII в. В Россию впервые попали из Китае в качестве дара царю Алексею Михайловичу. Царь велел посадить их в хрустальные чащи.

-В хороших условиях содержания может дожить до 50 лет.

-Телескоп, комета, львиная голова, жемчужина существует более 12 разновидностей

-Сказочный персонаж, исполняющий желания.

(Золотая рыбка)

Приложение1.

Текст  для 1 команды

  1. Практически у всех рыб______________________форма тела
  2. Тело рыб покрыто_______________________________
  3. Кожные железы вырабатывают ___________________, которая уменьшает трение тела рыб при движении в воде.
  4. Окраска рыб ________________ и определяется ____________________ окружающей среды.
  5. Орган дыхания рыб _________________
  6. Дышат рыбы с помощью___________________; ___________________, который растворен в воде.
  7. Органы передвижения рыб-_____________________
  8. Среди органов чувств рыб можно выделить ________________,___________,___________ и _______________
  9. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью ____________
  10.  Рыбы являются _______________________ животными, так как температура тела их нестабильна и определяется температурой окружающей среды.

_______________________________________________________________________

Текст  для 2 команды

  1. У рыб, которые являются _________________животными есть   парные половые железы.
  2. У самцов их называют _____________________, а у самок ___________________
  3. В яичниках созревают ____________________, а в семенниках _______________________
  4. Время, когда рыбы размножаются, называется ____________________________________
  5. Оплодотворение у многих рыб___________________, хотя существуют рыбы, у которых оплодотворение ______________________________, например, акулы.
  6. В результате оплодотворения в _____________________ развивается __________________
  7. Через некоторое время личинка становится похожа на взрослую рыбу и ее называют __________
  8. У ряда не очень плодовитых рыб появилась такая форма приспособленности к выживанию, как _____________________ о ____________________________________
  9. Самка трехиглой колюшки  мечет икру в _______________, а самец __________________ икру и родившихся личинок.

Команда, давшая правильную расшифровку «послания», получает 5 баллов.

Приложение 2.

Карточка 1 команде:

ТАПВОЛ

ДУКСА  

СЕКРАТ

__________________________________________________________________

Карточка 2 команде:

ЗНААС

МЛИНА

ТОРЕС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Внеклассное мероприятие по физике "Физико-математическая рыбалка"

Материал может быть использован на предметных неделях по физике , математике...

Внеклассное мероприятие по математике Математическая рыбалка

Внеклассное мероприятие по математике Математическая рыбалка...