Конспекты уроков
план-конспект урока по биологии (6 класс)

При изучении темы «Корень», учащиеся усваивают ряд понятий, касающиеся: морфологии, анатомии, роста, развития и функций корня. Поэтому, предусматривается проведение лабораторных работ, позволяющих учащимся познакомится с внешним и внутренним строением корня.

Данный урок продолжает развивать и закреплять имеющиеся навыки работы с: микроскопом, микропрепаратами, гербариями, учебником таблицами, живыми растениями.

Функциональное значение обобщающих уроков - повторение, обощение знаний,построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями их соподчиненности.

 

Контрольно - обобщающий урок в 6-ом классе по теме: «Цветок – соцветия. Семя – плод».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня» для 6-го класса.

(Программа по учебнику В.В. Пасечник «Биология Растения. Грибы. Бактерии»)

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием корней и типами корневых систем. Прививать практические навыки по их распознаванию и определению. Рассказать о клеточном строении корня: изучить зоны корня, их особенности строения в связи с выполняемой функцией. Продолжать развивать навыки работы с микроскопом.

Тип:  урок, раскрывающий  содержание  темы

Вид:  комбинированный урок (беседа + лабораторная  работа)

Задачи:

1. Образовательные:

- сформировать понятия «главный, боковые, придаточные  корни», «стержневая  и  мочковая корневые  системы», «корневой  чехлик», «корневой  волосок», «зоны  корня: деления, растяжения, всасывания, проведения».  

- продолжить формировать понятия «виды  тканей»

- сформировать умение распознавать и определять  виды  корней  и  типы  корневых  систем, зоны  корня ;

- продолжить формировать умение работы  с текстом  учебника


2. Воспитательные:

- трудовое  воспитание через работу   с учебником, таблицей,  гербарным  материалом

- нравственное  воспитание через  формирование  устойчивого интереса учащихся к исследованию строения  организмов   на примере  корневых  систем растений.

3. Развивающие

- продолжить развитие любознательности через беседу о функциях  корня;

- продолжить развитие трудолюбия через  работу  с  гербариями;

- продолжить  развитие  умения анализировать  изучаемый  материал, выделять  в нем  главное, делать  выводы через  самостоятельную  познавательную  деятельность при  лабораторном  исследовании.

Методы: словесные (рассказ  с  элементами  беседы)

                наглядные (демонстрация  таблиц, гербарного  материала)

                практические  (выполнение  лабораторной  работы)

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся умеют различать виды корней, типы корневых систем, знают функции корня; учащиеся знают выделяемые на продольном срезе зоны корня, особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией.

Метапредметные: развиваются навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформления её результатов и умение на их основании делать выводы.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

         

Оборудование:  учебник, таблица  «Строение  корня», гербарий  «Типы  корневых  систем»;  корешки  лука, проростки  фасоли, пшеницы, лупы, микроскоп, лабораторное  оборудование.

Оборудование: Гербарные экземпляры растений со стержневой и мочковатой корневой системой. Таблицы «Типы корневых систем. Клеточное строение корня». Микроскопы, лупы, готовые микропрепараты «Корневые волоски и корневой чехлик». Черенки растений с корнями, луковица с корнями. Проростки фасоли.

Ход урока

1 .Урок начинается с повторения пройденного материала. Ученик рисует на доске строение семени фасоли. (Рисунок 1)

Рис. 1

Далее задается вопрос: Каково строение семени? Какое строение имеет зародыш? Какой орган первым появляется из семени? (Учащиеся отвечают). Эти вопросы и ответы на них связывают предыдущий материал и новый. Учитель подводит итог повторению.

Новый материал

2. Учитель зачитывает отрывок из басни И.Крылова «Свинья под дубом»

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит...

Задается вопрос классу: Чем же навредила свинья дереву? Будет ли, дуб расти и развиваться? Отвечая на эти вопросы, учащиеся делают вывод о значение корня и его функции. Вывод записывают в тетрадях: - закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение;

- питает растение, всасывает воду и минеральные вещества.

Итак: Корень - один из важных вегетативных органов растения.

(Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Виды корней и типы корневых систем».)

Различают три вида корней: главный корень, придаточные, боковые корни, показывает их на таблице.

Далее учитель предлагает рассмотреть типы корней на живых экземплярах и найти главный корень, придаточные корни, боковые. Рассказывает, что придаточные корни развиваются от стебля, боковые корни от главного корня. Ученики рассматривают живые экземпляры растений: луковицу лука репчатого, черенки традесканции, а также выкопанные из горшочков молодые растения герани.

Вопрос классу: Чем отличаются корни друг от друга? Откуда отрастают придаточные и боковые корни? Из чего развивается главный корень? (это промежуточный контроль знаний).

Ребята! Подумайте! С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель. (Вопрос способствует развитию мышления)

Учитель продолжает вести урок, рассказывает о размерах корней, обращая внимание учащихся на гербарные экземпляры растений, рисунки в учебнике (верблюжья колючка, цикорий, овес). (Рисунок 2)

Рис. 2

Все корни одного растения образуют корневую систему. Различают два типа корневых систем: стержневую и мочковатую. (Работа с таблицей на доске «Типы корневых систем»)

Стержневая корневая система: одуванчик, клевер, колокольчик.

Мочковатая корневая система: лук, пшеница, тюльпан.

С целью выработки практических умений закрепления и углубления знаний по теме «Виды корней и типы корневых систем» проводится лабораторная работа №1.

Лабораторная работа №1

«Изучение строения стержневой и мочковатой корневой системы»

Задание.

  1. Рассмотреть предложенные гербарии корневых систем растений, найти: главный, придаточные, боковые корни.
  2. Отобрать гербарии растений со стержневой, а затем с мочковатой корневой системой. Сравнить их, найти черты сходства и различия.
  3. Зарисуйте растения, имеющие стержневую и мочковатую корневые системы. Подпишите названия типов корней и корневых систем. (Учащиеся зарисовывают увиденные на гербарии растения)
  4. Приведите свои примеры растений имеющие стержневую и мочковатую корневую систему.
  5. Сделайте вывод о видах корней и типах корневых систем.

Затем учитель вспоминает вместе с учащимися пройденный материал по теме «Строение семян». К своим выводам, о строение типов корневых систем, ребята с помощью учителя узнают, что растения класса двудольных имеют стержневую корневую систему, растения класса однодольных - мочковатую корневую систему.

Учитель продолжает урок и переходит к изучению внутреннего строения корня. Корень имеет сложное строение. (Учитель обращает внимание учащихся на таблицу «Клеточное строение корня»). Показывает основные участки (зоны) корня. Называет их: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Говорит о том, что только в зоне всасывания находятся корневые волоски. Рассказывает об их значении. Знакомит учащихся с особенностями строения клеток каждой зоны в связи с выполняемой функцией.

Далее учащиеся открывают учебники и рассматривают рисунок 63. «Строение и зоны молодого корня» на странице 92 § 20.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что каждая зона корня состоит из множества групп клеток, которые похожи друг на друга и выполняют определенную функцию. Эта группа клеток получила название-ткань. Ребята записывают определение в тетради.

Затем учитель показывает и называет по таблице (Клеточное строение корня) основные зоны корня и соответствующие им ткани. Ребята с помощью текста учебника называют функции, которые соответствуют данному типу ткани.

С целью закрепления пройденного материала на уроке проводится лабораторная работа №2

Лабораторная работа №2

«Корневой чехлик и корневые волоски»

Задание.

  1. Рассмотреть корешок фасоли невооруженным глазом, а затем с помощью лупы. Найти корневой чехлик.
  2. Найдите на корне выросты в виде пушка - корневые волоски. Рассмотрите их. Прочитайте в тексте учебника, какое они имеют значение и строение.
  3. Положите корешок фасоли в каплю воды, на предметное стекло. Препарат подкрасьте чернилами. Рассмотрите под микроскопом. Рассмотрите готовый микропрепарат корневого чехлика растения.
  4. Сравните то, что вы увидели под микроскопом с рисунками в учебнике. Зарисуйте увиденное, сделайте надписи к рисунку. (Рисунок 3)
  5. Сравните строение корневых волосков с клетками кожицы лука.
  6. Сделайте вывод.

Заключение.

3. В качестве закрепления пройденного материала на уроке учащимся предлагается задание в виде теста. (Приложение 1).

Правильность выполнения теста, а также лабораторных работ№1, №2 оцениваются.

Задачи, поставленные на уроке достигнуты. Учащиеся получают две, три оценки за урок.

Тетради с лабораторными работами и тесты сдаются учителю на проверку.

Домашнее задание §19, §20.

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.

Вариант 1

1.        Главный корень образуется:
а - из зародышевого корешка
б - на придаточных корнях

в - из нижней части стебля

г - на боковых корнях

2.        Корневая система образована:
а - только главным корнем

б - только придаточными корнями

в - только боковыми корнями

г - корнями растения

3.        Корневой волосок:
а - боковой корень

б - придаточный корень

в - вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды и минеральных веществ

г - группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных веществ

4.        В поглощении воды из почвы участвует зона
а - деления

б - растяжения

в - всасывания

г - проведения

5.        Рост корня происходит за счет клеток
а - образовательной ткани

б - покровной ткани

в - механической ткани

г - проводящей ткани

Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня.

Вариант 2

1.        Придаточные корни образуются:
а - на боковых корнях

б - на главном корне

в - из зародышевого корешка

г - от нижней части стебля

2.        Стержневую корневую систему имеет:
а - лук

б - одуванчик

в - горох

г - пшеница

3.        В мочковатой корневой системе в отличие от стержневой
а - нет придаточных корней

б - нет боковых корней

в - не заметен главный корень

г - все корни одинаковой длины

4.        Защиту корня обеспечивают клетки
а - покровной ткани

б - проводящей ткани

в - образовательной ткани

г - корневых волосков

5.        Клетки корневого чехлика обеспечивают
а - рост корня

б - поглощение воды

в - защиту корня от повреждений

г - передвижение воды и питательных веществ



Предварительный просмотр:

Контрольно - обобщающий урок в 6-ом классе по теме: «Цветок – соцветия. Семя – плод».

( Программа по учебнику В.В. Пасечник «Биология  Растения. Грибы. Бактерии»).

        

Цель урока: Закрепить и систематизировать знания о цветке, плоде как генеративном органе покрытосеменных растений. Обобщить и систематизировать знания о понятиях: соцветия, плод.   Продолжать развивать и закреплять навыки работы с гербариями, коллекциями плодов и семян, таблицами.

Оборудование: Модель «Цветок». Таблица «Соцветия». Коллекции семян и плодов. Таблица

«Строение семян». Раздаточный материал с заданиями для каждого ученика по вариантам. Задачи:

1. Образовательные:

- обобщить  понятия «цветок-соцветие, семя-плод.  

- продолжить формировать умение работы  с текстом  учебника


2. Воспитательные:

- трудовое  воспитание через работу   с учебником, таблицей,  гербарным  материалом

- нравственное  воспитание через  формирование  устойчивого интереса учащихся к исследованию строения  организмов   на примере  корневых  систем растений.

3. Развивающие

- продолжить развитие любознательности через беседу о функциях  цветка, соцветий;

- продолжить развитие трудолюбия через  работу  с  гербариями;

- продолжить  развитие  умения анализировать  изучаемый  материал, выделять  в нем  главное, делать  выводы через  самостоятельную  познавательную  деятельность при  лабораторном  исследовании.

Методы: словесные (рассказ  с  элементами  беседы)

                наглядные (демонстрация  таблиц, гербарного  материала)

                практические  (выполнение  лабораторной  работы)

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся умеют различать цветок и соцветия , знают их функции;

Метапредметные: развиваются навыки выполнения работы по инструктивной карточке, оформления её результатов и умение на их основании делать выводы.

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.

Ход урока

      Учитель раздает учащимся карточки с заданиями. Все таблицы (без обозначений к ним), находятся на доске. Коллекции плодов и семян, гербарии растений раздаются на парту. Учащиеся могут использовать их  при  выполнении заданий. Ответы к заданиям помещены в приложении 1.

Задание 1

Ниже перечислены термины. Слева термину соответствует цифра, а справа – буква.

1. Однодольные                 а

7. Околоцветник        ж

2. Тычиночная нить, пыльник         б

8. Эндосперм        з

3. Простым         в

9. Однодомным        и

4. Пестик        г

10. Семядоли        к

5. Соцветия          д

11. Цветок        л

6. Околоплодник        е

12. Семязачатка        м

     Учащиеся, отвечающие на вопросы первого варианта, записывают в тетради номер вопроса и рядом – соответствующую правильному ответу цифру.

    Учащиеся, отвечающие на вопросы второго варианта, после номера ответа указывают соответствующую букву.

Вариант 1

1. Первые листья зародыша растения.

2. Разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи.

3. Из чего развивается семя?

4. Растения, имеющие в зародыше одну семядолю.

5. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него называют…

6. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани. Какой?

Вариант 2

1. Видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения.

2. Группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

3. Совокупность чашелистиков и лепестков.

4. Если на растении находятся и мужские и женские цветки, то растение называют…

5. Женский орган цветка.

6. Назовите составляющие тычинки.

Задание 2

Учащимся предлагается  выбрать правильный вариант ответа на вопросы.

Вариант 1

1. К репродуктивным органам растения можно отнести: плоды, семена, цветки, все эти органы.

2. Зародыш фасоли включает в себя: стебель, корень, листья, все эти органы.

3. Две семядоли имеются в семенах: лука, моркови, пшеницы,  всех этих растений.

4. Основную часть семени ржи занимает: зародыш, семядоля, эндосперм, оболочка.

5. Однодомные растения имеют: только пестичные цветки, только тычиночные цветки, обоеполые   цветки, тычиночные и пестичные цветки на одном растении.

6. Простой околоцветник свойственен: вишне, яблоне, лилии.

7. Назовите плод, который трижды влияет на судьбу человека.

8. Двойной околоцветник свойственен: мхам, папоротникам, голосеменным, цветковым.

Вариант 2

1. Какого пола тычиночные цветки?

2. Назовите составляющие чашечку цветка.

3. Сидячие цветки свойственны: яблоне, сирени, укропу, подорожнику.

4. Однополые цветки свойственны: огурцу, вишне, пшенице, гороху.

5. Правильный цветок имеют: горох, вишня, капуста, шалфей.

6. Двойной околоцветник имеют: роза, тюльпан, орхидея.

7. Много семян имеется в плодах: подсолнечника, ржи, гороха, всех этих растений.

8. Составляющая часть околоцветника: венчик, тычинка, пестик, цветоножка.

Задание 3

Вариант 1

Ниже перечислены названия растений

  1. Вишня
  2. Примула
  3. Астра
  4. Белокрыльник
  5. Морковь
  6. Сирень
  7. Капуста
  8. Одуванчик
  9. Рожь
  10. Подорожник
  11. Петрушка
  12. Ландыш
  13. Ячмень
  14. Виноград

Сопоставьте предлагаемые названия растений, названию соцветий, которые для них характерны.

  1. Кисть
  2. метелка
  3. Простой колос
  4. Сложный колос
  5. Початок
  6. Простой зонтик
  7. Корзинка
  8. Сложный зонтик

Вариант 2 

Ниже перечислены названия растений.

  1. Вишня
  2. Томат
  3. Мак
  4. Горох
  5. Капуста
  6. Пшеница
  7. Подсолнечник
  8. Дуб
  9. Черемуха
  10. Тюльпан
  11. Яблоня
  12. Ананас
  13. Айва
  14. Инжир

Сопоставьте предлагаемые названия растений, названию плодов (соплодий).

  1. Костянка
  2. ягода
  3. Коробочка
  4. Семянка
  5. Яблоко
  6. Желудь
  7. Зерновка
  8. Боб
  9. Стручок
  10. Соплодие

Задание 4

Учащимся предлагается по смыслу закончить предложения.

Вариант 1

1. К зернобобовым растениям относят… .

2. Банан можно отнести к…. (указать жизненную форму).

3. К двулетним растениям относят… .

4. К многолетним растениям относят… .

5. Белков в особенности много в семенах… .

6. Основным запасным углеводом у растений является….

Вариант 2

1. Две семядоли имеются в семенах… .

2 .Основную часть семени ржи занимает… .

3. Мало жиров содержится в семенах… .

4. При температуре почвы 1 – 20С прорастают семена… .

5. Мелкие семена лука можно сажать на глубину… .

6. Одна семядоля содержится в семенах….

Задание 5

Расставьте буквы на свои места и угадайте заданное слово.

Вариант 1

  1. ледыугво
  2. пыеолине
  3. ронерапстнснера
  4. згакюло
  5. сприреоатан

Вариант 2

  1. хлркама
  2. расха
  3. ыросмабваарасеинз
  4. сцскикаялаифи
  5. елжцетово

Задание 6

Вариант 1

Рассмотрите коллекции семян. Отберите в коллекции семена однодольных растений, а затем семена двудольных растений. Назовите типы плодов отобранных вами экземпляров.

( Учитель раздает коллекции семян на парты).

Вариант 2

Рассмотрите гербарии предлагаемых вам растений. Укажите тот или иной тип соцветия характерный данному растению. Назовите эти растения.

( Учитель раздает гербарии растений на парту).

В конце урока учащиеся сдают свои работы учителю.

Приложение 1        

Контрольно-обобщающий урок по теме:  Цветок - Соцветия. Семя – Плод. (ОТВЕТЫ).

Задание 1

Вариант 1.

1 – 10; 2 – 6; 3 – 12; 4 – 1; 5 – 3; 6 – 8.

Вариант 2.

1 – Л; 2 – Д; 3 – Ж; 4 – И; 5 – Г; 6 – Б.

Задание 2.

Вариант 1.

1 -  все образования; 2 -  все эти органы; 3 -  морковь; 4 -  эндосперм; 5 - тычиночные и пестичные цветки на одном растении; 6 – лилия; 7 – первое – яблоко с дерева познания; второе – яблоко раздора; третье – яблоко Ньютона; 8 – цветковым.

Вариант 2.

1 – мужского; 2 – чашелистики; 3 – подорожник; 4 – огурец; 5 – вишня, капуста; 6 – роза; 7 – горох

8 – венчик.

Задание 3.

Вариант1.

Кисть – 12, 7; Метелка – 6, 14; Простой колос – 10; Сложный колос – 9, 13; Початок – 4; Простой зонтик – 1, 2;. Корзинка – 3, 8; Сложный зонтик – 5, 11.

Вариант2.

Костянка – 1, 9; Ягода – 2;  Коробочка – 3, 10; Семянка – 7; Яблоко – 11, 13; Зерновка – 6; боб – 4; стручок – 5; Соплодия – 12, 14.

Задание 4.

Вариант 1.

1 – соя; 2 – трава; 3 – свекла; 4 – василек; 5 – фасоль; 6 – крахмал.

Вариант 2.

1 – морковь; 2 – эндосперм; 3 – горох; 4 – рожь; 5 – 1-2 см; 6 – лук.

Задание 5.

Вариант 1.

1 – углеводы; 2 – опыление; 3 – распространение; 4 – глюкоза; 5 – проростками.

Вариант 2.

1 – крахмал; 2 – сахар; 3 – саморазбрасывание; 4 – классификация; 5 – цветоложе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...