Анализатор. Органы чувств
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Иванова Лидия Александровна

Тип урока: Изучение нового

Тема: Анализатор.  Органы чувств

 Цели урока:

Обучающая: изучить строение и работу мышц

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом , отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Методы: беседа, создание ситуации затруднения мозговой штурм, выступление, самостоятельная работа, лабораторная работа, рефлексия.

Форма: Нестандартный урок

Оборудование:  таблицы : «Анализаторы» презентация, проектор , контрольные листы;

Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ. С  элементами  здоровье сберегающей технологии

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: Анализ учебной информации

Планируемые результаты

Предметные

Обучающиеся узнают: особенности строения анализатора, виды органов чувств, местоположение и значение в  жизни человека.

Обучающиеся научатся: распознавать зоны анализаторов в головном мозге человека; объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями;

 

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

 

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

 

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analizator_30_min.docx498.03 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ   АДМИНИСТРАЦИИ  г. ДОЛГОПРУДНОГО

МУНИЦИПЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДСКОГО ОКРУГА .ДОЛГОПРУДНЫЙ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

(МАОУ СОШ №11)

 

 

«Анализатор. Органы чувств»

8 класс

Составитель: Иванова Л.А.,

 высшая квалификационная  категория

                                                                 

2020 год

Тип урока: Изучение нового

Тема: Анализатор.  Органы чувств

 Цели урока:

Обучающая: изучить строение и работу мышц

Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося. обеспечивать развития у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность, умение работать во времени, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом , отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Методы: беседа, создание ситуации затруднения мозговой штурм, выступление, самостоятельная работа, лабораторная работа, рефлексия.

Форма: Нестандартный урок

Оборудование:  таблицы : «Анализаторы» презентация, проектор , контрольные листы;

Технологии: Урок личностно-ориентированный с применением технологий модульного обучения , (ТКМЧП) игровой технологии, технологии ИКТ. С  элементами  здоровье сберегающей технологии

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: Анализ учебной информации

Планируемые результаты

Предметные

Обучающиеся узнают: особенности строения анализатора, виды органов чувств, местоположение и значение в  жизни человека.

Обучающиеся научатся: распознавать зоны анализаторов в головном мозге человека; объяснять взаимосвязь строения с выполняемыми функциями;

Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

Номер

учебного

элемента

(УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

усвоению

учебного

материала

       1

2

                3

1 мин

8.30-8 32

Приветствие учеников и создание доброжелательной рабочей атмосферы.

Поднять изображение соответствующее твоему настроению

УЭ-0

Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями ты должен:

изучить особенности строения  и функции анализаторов , значение  анализаторов в жизни человека.

Прочитай цель урока.

УЭ-1

Актуализация знаний

ЦЕЛЬ: Сформулируйте тему урока и цель урока

Прочитай цель.

8-33-8 38

Вызов

5 мин

 

2 мин

2 мин

проверка

2 мин

Сформулируйте тему урока.  Метод создание ситуации затруднения

  1. Решите ребус. Сформулируйте возможную тему и цель урока  

https://biouroki.ru/content/f/619/46.jpg

индивид.раб.

1 балл

 

Прием «Верите ли Вы»  Поставить (+)согласен или (-)не согласен

Утверждения

До чтения  

После чтения

1Анализатор - это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.

2) Анализатор состоит из трех частей - рецептора, пути передачи и соответствующей зоны коры полушарий головного мозга

3) Рецепторы – это чувствительные образования, которые воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды

4) Главное условие деятельности анализатора – это его целостность

5) Получать информацию об окружающем мире нам помогают органы чувств

индив.раб.

Проверка заполнения графы «До чтения»   таблицы  с обсуждением

по 1 баллу за правильный ответ

5 баллов

УЭ – 2

Изучение нового

8-39- 9 00

Изучить  тему « Анализаторы» определить их  строение и  функции

Прочитай цель

Осмысление

20  мин

2 мин

1.задание. Прочитайте текст .Органы чувств  их значение

Приложение 1. Ответить на вопрос :

                             Каково значение органов чувств?

Благодаря органам чувств мы получаем информацию об окружающем нас мире. Каждый анализатор функционирует как единое целое. Взаимодействие разных анализаторов обеспечивает формирование целостных образов.

индивид. Раб..

Всего 2 балла

пол задания

1 бал

2мин

 10  мин

2 мин

3 мин

3мин

2 Прочитайте текст Приложение 1.:Органы чувств  их значение

Соотнесите орган чувств и зону, принимающую сигнал от органов чувств.

Картинки по запросу "зоны головного мозга с подписями"

https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/demo/8244-65/data/images/102.eps.jpg

органы слуха – височная,  органы зрения – затылочная, органы осязания – теменная, органы обоняния – теменная, органы вкуса – лобная.

индивид. Раб

2 балла

3   задание     Прочитайте        Приложение 2

  1. Рассмотрите схему строения анализатора.  Выполните Задания после «Физкультминутки»

Картинки по запросу "строение анализатора по павлову"

https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/demo/8244-65/data/images/103.eps.jpg

работа в паре

 2 балла

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?
А теперь ребята встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8.

ЗАДАНИЯ     Ответить на вопрос

1. Анализатор состоит из:

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,

2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,

3) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,

4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

2..Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

 

1) двигательным нейронам,

2) вставочным нейронам,

3) чувствительным нейронам,

4) коротким отросткам двигательных нейронов.

3.Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

 

1) рецепторах,

2) нервах проводниковой части анализатора,

3) корковом конце анализатора,

4) телах нейронов проводниковой части анализатора.

 

каждое задание по

1 балла

всего 3 балла

.

Итого 9 балл

Ответы  .1 -4. , 2 – 3,  3 – 3.

3 бал

Проверить правильность заполнение таблицы «Верите ли Вы» Второй столбец.

индивидуальная работа

по 1 баллу за правильный ответ

5 баллов

УЭ – 3

Размышления.

 

9.00

4 мин

Цель: проверить  полученные знания по теме «Анализаторы и их значение»;

Внимательно прочти цель.

Задания на  выбор:

 

1. Составь рассказ « Строение анализаторов »

Картинки по запросу "схема анализатора человека"

2.  Составьте Синквейн   «Анализаторы»

3.Придумайте 2 вопроса используя слова Зачем? И Почему?

4. Соедините первую и вторую графы по смыслу

Глаза

Осязание

Уши

Вкус

Язык

Равновесие

Кожа

Зрение

Мышцы

Слух

Нос

Мышечное чувство

 

Обоняние

Задание выполняй на листике.

5 баллов.

УЭ – 4

Подведение итогов.

5 мин

Рефлексия

Цель: определите, знаете ли вы « Строение анализаторов  и их функции . Достигли вы цели урока?

  1. Оцени свою работу на уроке. Подсчитай – сколько ты заработал баллов.

Показать  «сигнал» своего  настроения.

Домашнее задание.

1) § 48 , вопросы, термины, рисунки

Прочти еще раз цель урока.

Проводится индивидуально.

Твоя оценка?

Итоговое количество баллов

 

От 9 до 10- «3

От 11  -12 — 4 балла

От 13 14 -5 баллов

Сдай контрольный лист на проверку.

Приложение 1.  1., 2.-Задание. Прочитайте текст .Органы чувств  их значение

Получать информацию об окружающем мире нам помогают органы чувств — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания 

Органы чувств воспринимают сигналы из окружающей среды и передают информацию о них в центральную нервную систему, в зоны коры головного мозга.

Значение органов чувств заключается в том, что они позволяют познавать окружающий мир. Они предупреждают нас об опасности, фиксируя изменения внешней среды, дают возможность ориентироваться в окружающей обстановке и адекватно реагировать на эти изменения.

Каждый из органов чувств способен реагировать только на определённый вид раздражителя (например, орган слуха ухо воспринимает только звук, который распознается в зоне слуха височная область). Это возможно благодаря тому, что в органах чувств находятся рецепторы. Именно рецепторы реагируют на физические или химические показатели окружающей среды, то есть воспринимают раздражение и возбуждаются. В них энергия внешнего мира, как писал И.П. Павлов, перерабатывается в нервные импульсы.

Рецепторы специфичны, то есть каждый тип рецепторов воспринимает определённый тип раздражителя и не способен реагировать на другие. Например, фоторецепторы реагируют только на свет, терморецепторы — на тепло или холод и т. д.

3.Задание.   Приложение 2          Понятие об анализаторах.

 Информация о состоянии и изменении окружающей среды воспринимается рецепторами органов чувств.

 Далее полученная информация в виде нервных импульсов по чувствительным нервным волокнам поступает в центральную нервную систему и, наконец, в соответствующую зону коры больших полушарий. Каждый орган чувств имеет своё особое представительство в коре головного мозга: затылочная область коры мозга связана со зрением, височная — со слухом, теменная — с осязанием и т. д. В коре больших полушарий происходит  различении е раздражителей и возникают зрительные, слуховые, вкусовые и другие ощущения.

Совокупность нервных структур, воспринимающих, передающих и анализирующих раздражение из окружающего нас мира, И.П. Павлов назвал анализаторами.

 Анализатор, или сенсорная система (от лат. sensus — «чувство», «ощущение»), состоит из трёх частей (отделов): периферического отдела (рецепторы),  проводникового отдела (отходящие от органов чувств нервы) и центрального, или коркового, отдела, представленного чувствительными зонами коры больших полушарий (рис.2).

Все части анализатора функционируют как единое целое. Поэтому повреждение любой из них приводит к утрате функции анализатора.

Информация, полученная от нескольких органов чувств (например, от органов зрения, обоняния и вкуса), поступает в особые участки — ассоциативные зоны коры . Они осуществляют взаимодействие между анализаторами и участвуют в формировании целостных образов.

Благодаря органам чувств мы получаем информацию об окружающем нас мире. Каждый анализатор функционирует как единое целое. Взаимодействие разных анализаторов обеспечивает формирование целостных образов.

Оценочный лист ученика 8-го класса по теме «Строение и значение анализаторов»

Этапы урока

Балл-оценка

1

Актуализация знаний. Вызов

2

Изучение нового. Осмысление

3

Закрепление изученного материала Рефлексия

Итоговая оценка за урок

Оценочный лист ученика 8-го класса по теме «Анализатор»

Этапы урока

Балл-оценка

1

Актуализация знаний. Вызов

2

Изучение нового. Осмысление

3

Закрепление изученного материала Рефлексия

Итоговая оценка

Оценочный лист ученика 8-го класса по теме «Анализатор»

Этапы урока

Балл-оценка

1

Актуализация знаний. Вызов

2

Изучение нового. Осмысление

3

Закрепление изученного материала Рефлексия

Итоговая оценка

Оценочный лист ученика 8-го класса по теме «Анализатор»

Этапы урока

Балл-оценка

1

Актуализация знаний. Вызов

2

Изучение нового. Осмысление

3

Закрепление изученного материала Рефлексия

Итоговая оценка

Оценочный лист ученика 8-го класса по теме «Анализатор»

Этапы урока

Балл-оценка

1

Актуализация знаний. Вызов

2

Изучение нового. Осмысление

3

Закрепление изученного материала Рефлексия

Итоговая оценка

Оценочный лист ученика 8-го класса по теме «Анализатор»

Этапы урока

Балл-оценка

1

Актуализация знаний. Вызов

2

Изучение нового. Осмысление

3

Закрепление изученного материала Рефлексия

Итоговая оценка за урок

Тема: Анализатор . Органы чувств

 

Номер

учебного

элемента

(УЭ)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по

усвоению

учебного

материала

       1

2

                3

1 мин

8.30-8 32

Приветствие учеников и создание доброжелательной рабочей атмосферы.

Поднять изображение соответствующее твоему настроению

УЭ-0

Интегрирующая цель: в процессе учебной работы над заданиями ты должен:

изучить особенности строения  и функции анализаторов , значение  анализаторов в жизни человека.

Прочитай цель урока.

УЭ-1

Актуализация знаний

ЦЕЛЬ: Сформулируйте тему урока и цель урока

Прочитай цель.

8-33-8 38

Вызов

5 мин

 

2 мин

2 мин

проверка

2 мин

Сформулируйте тему урока.  Метод создание ситуации затруднения

  1. Решите ребус. Сформулируйте возможную тему и цель урока  

https://biouroki.ru/content/f/619/46.jpg

индивид.раб.

1 балл

 

Прием «Верите ли Вы»  Поставить (+)согласен или (-)не согласен

Утверждения

До чтения  

После чтения

1Анализатор - это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений.

2) Анализатор состоит из трех частей - рецептора, пути передачи и соответствующей зоны коры полушарий головного мозга

3) Рецепторы – это чувствительные образования, которые воспринимают раздражения из внешней и внутренней среды

4) Главное условие деятельности анализатора – это его целостность

5) Получать информацию об окружающем мире нам помогают органы чувств

индив.раб.

Проверка заполнения графы «До чтения»   таблицы  с обсуждением

по 1 баллу за правильный ответ

5 баллов

УЭ – 2

Изучение нового

8-39- 9 00

Изучить  тему « Анализаторы» определить их  строение и  функции

Прочитай цель

Осмысление

20  мин

2 мин

1.задание. Прочитайте текст .Органы чувств  их значение

Приложение 1. Ответить на вопрос :

                             Каково значение органов чувств?

.

индивид. Раб..

Всего 2 балла

пол задания

1 бал

2мин

 10  мин

2 мин

3мин

3мин

2 Прочитайте текст Приложение 1.:Органы чувств  их значение

Соотнесите орган чувств и зону, принимающую сигнал от органов чувств.

Картинки по запросу "зоны головного мозга с подписями"

https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/demo/8244-65/data/images/102.eps.jpg

индивид. Раб

2 балла

3   задание     Прочитайте        Приложение 2

  1. Рассмотрите схему строения анализатора.  Выполните Задания после «Физкультминутки»

Картинки по запросу "строение анализатора по павлову"

https://reader.lecta.rosuchebnik.ru/demo/8244-65/data/images/103.eps.jpg

работа в паре

 2 балла

Физкультминутка

ЗАДАНИЯ     Ответить на вопрос

1. Анализатор состоит из:

1) рецептора, преобразующего энергию внешнего раздражения в энергию нервного импульса,

2) проводящего звена, передающего нервные импульсы в головной мозг,

3) участка коры головного мозга, в котором происходит обработка полученной информации,

4) воспринимающего, проводящего и центрального звеньев.

2..Нервные импульсы передаются от органов чувств в мозг по:

 

1) двигательным нейронам,

2) вставочным нейронам,

3) чувствительным нейронам,

4) коротким отросткам двигательных нейронов.

3.Полный и окончательный анализ внешних раздражителей происходит в:

 

1) рецепторах,

2) нервах проводниковой части анализатора,

3) корковом конце анализатора,

4) телах нейронов проводниковой части анализатора.

каждое задание по

1 балла

всего 3 балла

.

Итого 9 балл

Ответы  .1 -4. , 2 – 3,  3 – 3.

3 бал

Проверить правильность заполнение таблицы «Верите ли Вы» Второй столбец.

индивидуальная работа

по 1 баллу за правильный ответ

5 баллов

УЭ – 3

Размышления.

 

9.00

4 мин

Цель: проверить  полученные знания по теме «Анализаторы и их значение»;

Внимательно прочти цель.

Задания на  выбор:

 

1. Составь рассказ « Строение анализаторов »

Картинки по запросу "схема анализатора человека"

2.  Составьте Синквейн   «Анализаторы»

3.Придумайте 2 вопроса используя слова Зачем? И Почему?

4. Соедините первую и вторую графы по смыслу

Глаза

Осязание

Уши

Вкус

Язык

Равновесие

Кожа

Зрение

Мышцы

Слух

Нос

Мышечное чувство

 

Обоняние

Задание выполняй на листике.

5 баллов.

УЭ – 4

Подведение итогов.

5 мин

Рефлексия

Цель: определите, знаете ли вы « Строение анализаторов  и их функции . Достигли вы цели урока?

  1. Оцени свою работу на уроке. Подсчитай – сколько ты заработал баллов.

Показать  «сигнал» своего  настроения.

Домашнее задание.

1) § 48 , вопросы, термины, рисунки

Прочти еще раз цель урока.

Проводится индивидуально.

Твоя оценка?

Итоговое количество баллов

 

От 9 до 10- «3

От 11  -12 — 4 балла

От 13 14 -5 баллов

Сдай контрольный лист на проверку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие "Органы чувств"

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической д...

Урок биологии в 9 классе коррекционной школы по теме "Органы чувств. Орган зрения"

Урок предназначен для изучения темы "Органы чувств. Орган зрения". В доступной форме с использованием презентации идет изучение новой темы....

Органы чувств. Биология 7 класс

эволюция органов чувств животных, начиная простейшими и заканчивая млекопитающими....

Тест по теме "Органы чувств. Органы осязания, обоняния, вкуса"

Тест по теме "Органы чувст. Органы осязания, обоняния, вкуса" содержит два варианта, состоящих из трех частей: часть А, часть В и часть С...

Анализатор. Органы чувств

Тип урока: Изучение новогоТема: Анализатор.  Органы чувств Цели урока:Обучающая: изучить строение и работу мышцРазвивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно раб...

Технологическая карта урока по биологии "Органы чувств.Анализаторы"

Технологическая карта урока по биологии "Органы чувств.Анализаторы"...

Презентация на тему "Органы чувств. Анализаторы" Биология (8 класс)

Презентация по биологии (8 класс) на тему "Органы чувств.Анализаторы....