Контрольная работа для 9 класса по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»
учебно-методический материал по биологии (9 класс)

Контрольная работа по теме "Явления и закономерности жизни на клеточном уровне" (линия УМК И. Н. Пономаревой) включает задания с выбором одного правильного ответа , множественный выбор, установление соответствия, определение последовательности, вопросы, требующие развернутого ответа и текстовые биологические задачи. Может быть испоьзована как для контроля знаний, так и для закрепления или повторения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_9_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа для 9 класса  по теме «Явления и закономерности жизни на клеточном уровне»

Вариант 1.

1. Процессы световой фазы фотосинтеза происходят: 1) в цитоплазме растительных клеток,

2) в строме, 3) на мембранах тилакоидов, 4) на кристах.

2. В ходе гликолиза образовалось 18 молекул АТФ. Сколько молекул глюкозы подверглось при этом расщеплению? 1) 3, 2) 9, 3) 18, 4) 36.

3. Выберите правильные утверждения: 1) белки – это биополимеры, 2) белки входят в состав плазматической мембраны, 3) из белков состоят клеточные стенки у растений, 4) мономерами белков являются моносахариды, 5) мономерами белков являются аминокислоты, 6) первичная структура белка представляет собой глобулу.

4. Выберите из списка немембранные органоиды: 1) комплекс Гольджи, 2) лизосомы,

3) рибосомы, 4) клеточный центр, 5) жгутики и реснички, 6) митохондрии.

5. Установите соответствие между фазой фотосинтеза и процессами:

А) световая фаза                                        1) возбуждение хлорофилла,

Б) темновая фаза                                         2) фиксация углекислого газа,

                                                                     3) синтез глюкозы,

                                                                     4) соединение водорода с переносчиком  НАДФ+,

                                                                     5) использование энергии молекул АТФ на синтез углеводов.

6. Установите соответствие между видами нуклеиновых кислот и их признаками:

А) ДНК        1) нуклеотиды содержат углевод рибозу,

Б) и-РНК                                                       2) молекула способна к удвоению (репликации),

                                                                       3) является структурным компонентом хромосом,

                                                                       4) одно из азотистых оснований – тимин,

                                                                       5) одно из азотистых оснований – урацил,

                                                                       6) служит матрицей для синтеза белковых молекул.

7. Установите правильную последовательность процессов энергетического обмена:

А) 40% выделяющейся энергии запасается в макроэргических связях АТФ,

Б) молекула глюкозы распадается на две трехуглеродные молекулы ПВК,

В) окислительные процессы на кристах митохондрий,

Г) образование углекислого газа и воды,

Д) расщепление полимеров до мономеров.

8. В рибосоме синтезировалась полипептидная цепь из 270 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов содержит и-РНК, участвовшая в сборке этой цепи? Дайте развернутое биологическое объяснение своего решения.

9. Что такое ЭПС? Какие виды ЭПС различают? В чем различие и сходство функций видов ЭПС?    

10. Фрагмент ДНК имеет следующую структуру –А-Г-Ц-Т-Т-А-Ц-А-Ц-А-Т-Г-. Какова структура соответствующей и-РНК? Определите антикодоны т-РНК, которые будут принимать участие в сборке белка, закодированного в данной и-РНК.

ОТВЕТЫ:

1. 3 (1 балл)                                             5. А) 1, 4; Б) 2, 3, 5  (3 балла)

2. 2  (1 балл)                                            6. А) 2, 3. 4; Б) 1, 5, 6 (3 балла)

3. 1, 2, 5  (2 балла)                                  7. Д, Б, А, В, Г (4 балла)

4. 3, 4, 5  (2 балла)

8. Основное свойство генетического кода – триплетность. Каждая аминокислота закодирована сочетанием из 3-х нуклеотидов. По условию, синтезирован белок из 270 аминокислот, значит, и-РНК, которая служила матрицей, должна содержать 270 *3=810 нуклеотидов. (4 балла)

9. ЭПС – эндоплазматическая сеть, обязательный органоид цитоплазмы в клетках эукариот. ЭПС бывает гладкая и шероховатая (несет на стенках рибосомы). В гладкой синтезируются углеводы и липиды, а в шероховатой – белки. Оба вида ЭПС направляют потоки веществ в цитоплазме (транспортная функция). (5 баллов)

10. ДНК: –А-Г-Ц-Т-Т-А-Ц-А-Ц-А-Т-Г-

По принципу комплементарности определим структуру и-РНК:

И-РНК: - У-Ц-Г-А-А-У-Г-У-Г-У-А-Ц-

Антикодоны т-РНК комплементарны кодонам и-РНК.

Т-РНК: АГЦ, УУА, ЦАЦ, АУГ. (5 баллов)

ИТОГО 30 баллов. От 16 баллов – «3», от 22 – «4», от 27 – «5».

Вариант 2.

1. Наиболее энергетически эффективная стадия диссимиляции протекает: 1) в митохондриях, 2) в хлоропластах, 3) в цитоплазме, 4) в лизосомах.

2. Какое количество кодонов включает в себя ген, несущий информацию о структуре белка из 375 аминокислот: 1) 125, 2) 250, 3) 375, 4) 1125.

3. Выберите правильные утверждения: 1) липиды играют роль катализаторов в клетке (ускоряют химические реакции), 2) липиды могут растворяться в воде, 3) фосфолипиды являются компонентом клеточных мембран, 4) липиды выполняют энергетическую  функцию, 5) такие липиды, как гликоген и крахмал, выполняют резервную функцию, 6) липиды представляют собой малые неполимерные молекулы.

4. Выберите из списка процессы, происходящие в световую фазу фотосинтеза: 1) синтез молекул АТФ, 2) расщепление молекул воды, 3) связывание углекислого газа с имеющимся в строме акцептором, 4) восстановление НАДФ+ до НАДФ·Н, 5) образование глюкозы, 6) расходование энергии химических связей АТФ.

5. Установите соответствие между видами нуклеиновых кислот и их признаками:

А) т-РНК        1) нуклеотиды содержат углевод дезоксирибозу,

Б) ДНК                                                          2) состоит из двух полимерных цепочек,

                                                                       3) является носителем наследственной информации,

                                                                       4) участвует в трансляции,

                                                                       5) одно из азотистых оснований – урацил,

                                                                       6) содержит антикодон.

6. Установите соответствие между этапами биосинтеза белка и процессами:

А) транскрипция                                   1) связывание и-РНК с рибосомами,

Б) трансляция                                        2) объединение определенных аминокислот в полимерную цепь,

                                                                3) образование на участке ДНК-матрице его  копии,

                                                                4) движение фермента полимераза вдоль цепи ДНК,

                                                                5) сопоставление антикодона и кодона.  

7. Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза:

А) переход электрона в молекуле хлорофилла на более высокий энергетический уровень,

Б) синтез глюкозы за счет энергии АТФ,

В) фиксация углекислого газа из атмосферы,

Г) фотолиз и выделение кислорода,

Д) соединение протонов водорода с молекулой-переносчиком.

8. В процессе   гликолиза  образовалось   40   молекул   пировиноградной кислоты. Какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул  АТФ образуется при полном окислении? Дайте развернутое биологическое объяснение своего решения.

9. Какой двумембранный органоид обязательно присутствует в цитоплазме у всех эукариот? Каковы его строение и функции?

10. Матрицей для синтеза белковой молекулы послужила и-РНК следующей структуры:

- А- А-У-Г-Ц-Г-У-А-Ц-А-Г-Ц-.  Определите структуру соответствующего гена. Какие антикодоны  у молекул т-РНК, участвовавших в сборке синтезированной белковой молекулы?

ОТВЕТЫ:

1. 1       (1 б)                             5. А) 4,5,6; Б) 1, 2, 3   (3 б)

2. 4        (1 б)                            6. А) 3,4; Б) 1, 2, 5      (3 б)

3. 3, 4, 6    (2 б)                        7. А Г Д В Б  (4 б)

4. 1, 2, 4    (2 б)

8. Гликолиз – бескислородное ферментативное расщепление глюкозы в цитоплазме, при котором одна молекула глюкозы распадается на 2 молекулы ПВК. По условию образовалось 40 молекул. Значит, в гликолизе участвовало 40:2=20 молекул глюкозы. При полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, при окислении 20 молекул – в 20 раз больше, т.е. 760 АТФ. (4 б)

9. Митохондрии. Наружная мембрана гладкая, внутренняя образует складки – кристы. Внутреннее пространство заполнено матриксом, в котором есть кольцевая ДНК и рибосомы. Функции – окисление органических веществ и образование АТФ. (Ответ «клеточное дыхание» требует пояснения). (5 б)

10. Молекула и-РНК образуется в процессе транскрипции (первого этапа биосинтеза белка) на матрице ДНК по принципу комплементарности:

И-РНК: -А- А-У- Г-Ц-Г- У-А-Ц-А-Г-Ц-

ДНК:     -Т -Т -А- Ц-Г-Ц-А-Т-Г- Т-Ц-Г-

Антикодоны т-РНК комплементарны соответствующим кодонам и-РНК.

И-РНК: -А- А-У- Г-Ц-Г-У-А-Ц-А-Г-Ц-

Т-РНК: УУА, ЦГЦ, АУГ, УЦГ.  (5 б)

ИТОГО 30 баллов. От 16 баллов – «3», от 22 – «4», от 27 – «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа №8 по теме "Световые явления" по физике, 8 класса, два варианта

Контрольная работа №8 по теме "Световые явления" по физике, 8 класса, два варианта...

Контрольная работа №1 по теме "Тепловые явления" 8 класс

Формы и уровни контроля сегодня разнообразны настолько, что можно оценить знания и умения учащихся на каждом этапе урока, на различных этапах изучаемой темы. Но неизменной остается такая форма оценки ...

Контрольная работа № 1 по теме «Клеточное строение организмов»

Контрольная работа проводится в конце темы "Клеточное строение организма". Состоит из 10 тестовых заданий, каждый  с выбором одного правильного ответа. В конце работы приведены ответы....

Урок биологии в 9 классе "Закономерности жизни на организменном уровне"

Технологическая карта урока биологии в 9 классе "Закономерности жизни на организменном уровне"Предмет: биологияРаздел: Закономерности жизни на организменном уровне.Класс: 9Тип урока: изучени...

Контрольная работа по теме "Закономерности жизни на организменном уровне"

Контрольная работа по теме "Закономерности жизни на организменном уровне"...

Контрольная работа по теме: «Закономерности жизни на клеточном уровне»

Контрольная работа для 9 класса по теме "Закономерности жизни на клеточном уровне" с заданиями формата ОГЭ по биологии....