Методические рекомендации для проведения тематического контроля при подготовке к ГИА (раздел "Обмен веществ и превращение энергии")
методическая разработка по биологии (9, 10, 11 класс)

Указаны типичные ошибки выпускников при решении заданий по данной теме. Представлен вариант заданий для контроля и коррекции знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proverochnaya.docx278.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для проведения тематического контроля при подготовке к ГИА

Раздел “Обмен веществ и энергии в клетке” является одним из самых сложных в школьном курсе. Именно обмен веществ в клетке и её деление постоянно вызывают затруднения: этим вопросам необходимо уделить усиленное внимание.

Типичные ошибки учащихся , на которые стоит обратить внимание при изучении тем раздела.

1. Очень часто ребята приравнивают понятия “дыхание” и “фотосинтез” у растений, ошибочно считая, что в процессе дыхания, как и при фотосинтезе, растение поглощает углекислый газ и выделяет кислород.

2. При сравнении дыхания и фотосинтеза учащиеся указывают только на поглощение и выделение газов; процессы превращения органических веществ, преобразование энергии на разных этапах не раскрываются.

3. Довольно часто возникают затруднения с непониманием смысла ряда понятий, например энергетический обмен - пластический обмен.

Для устранения отмеченных недостатков наиболее эффективно использовать на уроке задания различного уровня сложности для контроля знаний.

Тематический контроль “Обмен веществ и энергии в клетке”

Цель работы: проверка освоения обучающимися знаний и сформированности умений по теме “Обмен веществ и энергии в клетке”.

Кодификатор темы

1

Метаболизм

2

Фотосинтез

2.1.

Основные понятия процесса

2.2.

Этапы фотосинтеза

3.

Биосинтез белка

3.1.

Транскрипция и трансляция

4.

Энергетический обмен

4.1.

Этапы энергетического обмена

Вариант 1

1. В процессе пищеварения белки расщепляются до

  1. глюкозы
  2. нуклеотидов
  3. аминокислот
  4. глицерина и жирных кислот

2. Исходным материалом для фотосинтеза служат вода и

  1. минеральные соли
  2. кислород
  3. углекислый газ
  4. крахмал

3. Изучите график зависимости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси Х отложена концентрация углекислого газа, по оси У - относительная скорость фотосинтеза). Наибольшая скорость фотосинтеза будет при концентрации углекислого газа

  1. 0,02
  2. 0,04
  3. 0,06
  4. 0,14

4. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1. гликолиз
  2. метаболизм
  3. диссимиляция
  4. транскрипция

5. Среди представленных организмов автотрофом является

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

6. Выберите три верных ответа из шести. Среди перечисленных свойств, для фотосинтеза характерно

  1. поглощение кислорода
  2. поглощение углекислого газа
  3. образование органических веществ
  4. выделение энергии
  5. происходит только на свету
  6. выделение углекислого газа

7. Вставьте в текст “Метаболизм” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначение. Запишите получившуюся последовательность цифр в соответствие с буквами.

МЕТАБОЛИЗМ

Процессы клеточного метаболизма подразделяются на ___(А) - синтез органических веществ за счет энергии распада АТФ, например ___(Б) - распад, окисление органических веществ с целью получения энергии и накопления ее в виде ___(В), например, брожение, клеточное дыхание.

  1. гликолиз
  2. биосинтез белка
  3. ассимиляция
  4. АТФ
  5. глюкоза
  6. диссимиляция

8. Установите соответствие между процессами, происходящими в клетке и этапами энергетического обмена. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Процессы в клетке:

Этапы энергетического обмена:

А) начинается с расщепления глюкозы

Б) синтезируется 2 молекулы АТФ

В) происходит на мембранах крист

Г) синтезируется 36 молекул АТФ

Д) начинается с расщепления ПВК

Е) происходит в цитоплазме

  1. бескислородный этап
  2. кислородный этап

9. Найдите ошибки в тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны. Сформулируйте правильные предложения взамен ошибочных.

(1) Растения являются фотосинтезирующими организмами. (2) Автотрофные организмы не способны синтезировать органические вещества из неорганических. (3) Фотосинтез происходит в хлоропластах растений. (4) В световой фазе фотосинтеза образуются молекулы глюкозы. (5) Кислород в атмосферу выделяется в темновой фазе. (6) В процессе фотосинтеза энергия света переходит в энергию химических связей неорганических соединений.

Вариант 2

1. В процессе пищеварения жиры расщепляются до

  1. аминокислот
  2. углекислого газа и воды
  3. глицерина и жирных кислот
  4. глюкозы

2. В результате фотосинтеза образуются

  1. углекислый газ и вода
  2. глюкоза и кислород
  3. хлорофилл и кислород
  4. углекислый газ и АТФ

3. Согласно графику, интервал температур, в котором процесс фотосинтеза наиболее интенсивен, соответствует

  1. 0-20
  2. 10-30
  3. 20-40
  4. 30-50

4. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь.

Целое

Часть

анаэробное дыхание (гликолиз)

цитоплазма

аэробное дыхание

……………...

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  1. лизосомы
  2. митохондрии
  3. вакуоли
  4. ядро

5. Среди представленных организмов гетеротрофом является

  1. А
  2. Б
  3. В
  4. Г

6. Выберите три верных ответа из шести. Среди перечисленных свойств выберите процессы, характерные для дыхания

  1. выделение кислорода
  2. поглощение углекислого газа
  3. расщепление органических веществ
  4. не зависит от времени суток
  5. кислород поглощается
  6. происходит только на свету

7. Вставьте в текст “Диссимиляция” пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначение. Запишите получившуюся последовательность цифр в соответствие с буквами.

ДИССИМИЛЯЦИЯ

В процессе диссимиляции ___(А) расщепляются до аминокислот, ___(Б) - до глицерина и жирных кислот, а сложные  ___(В) - до простых сахаров (глюкозы и др.). Основную роль в такой обработке играют ___(Г).

  1. гормоны
  2. ферменты
  3. пигменты
  4. белки
  5. жиры
  6. углеводы

8. Установите соответствие между процессами, происходящими в клетке и этапами фотосинтеза. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Процессы в клетке:

Этапы фотосинтеза:

А) возбуждение электронов энергией квантов света

Б) образование молекул глюкозы

В) фотолиз воды

Г) синтез АТФ

Д) использование углекислого газа

Е) использование атомарного водорода в синтезе

  1. световая фаза
  2. темновая фаза

9. Найдите ошибки в тексте, укажите номера предложений, в которых они сделаны. Сформулируйте правильные предложения взамен ошибочных.

(1) По способу получения энергии организмы делятся на две группы: автотрофы и гетеротрофы. (2) Организмы, не способные сами синтезировать органические соединения из неорганических - называются автотрофы. (3) Органические вещества они получают из окружающей среды. (4) Гетеротрофы используют энергию солнечного света. (5) К гетеротрофам относят растения и животных. (6) Большинство бактерий также являются гетеротрофными организмами.

КЛЮЧИ

Вариант

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

1

3

3

4

4

3

235

3264

112221

2

3

2

3

2

2

345

4562

121122

.

Спецификация проверочной работы

№ задания

Код по кодификатору

Метапредметные умения

Уровни деятельности

Уровень сложности

Вариант 1

1

4.1

называть

в знакомой ситуации

базовый

2

2

характеризовать

в знакомой ситуации

базовый

3

2

анализировать, устанавливать соответствие

в новой ситуации

базовый

4

3.1

сопоставлять

в измененной ситуации

базовый

5

2.1

сравнивать

в знакомой ситуации

базовый

6

2.1,2.2,4.1

сравнивать

в измененной ситуации

повышенной сложности

7

1

идентифицировать

в измененной ситуации

повышенной сложности

8

4.1

устанавливать соответствие

в измененной ситуации

повышенной сложности

9

2,2.1

систематизировать, объяснять

в новой ситуации

высокой сложности

Вариант 2

1

4.1

называть

в знакомой ситуации

базовый

2

2

характеризовать

в знакомой ситуации

базовый

3

2.1,2.2,4.1

анализировать, устанавливать соответствие

в новой ситуации

базовый

4

4.1

объяснять

в измененной ситуации

базовый

5

2.1

сравнивать

в знакомой ситуации

базовый

6

2.1,4.1

сравнивать

в измененной ситуации

повышенной сложности

7

1

идентифицировать

в измененной ситуации

повышенной сложности

8

4.1

устанавливать соответствие

в измененной ситуации

повышенной сложности

9

2,2.1

систематизировать, объяснять

в новой ситуации

высокой сложности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Кроссворд по теме: "Обмен веществ и превращение энергии"

Кроссворд по теме предназначен для итогового обобщения материала....

Презентация к уроку "Обмен веществ и превращение энергии"

Данная презентация была составлена для урока биологии в 10 классе по теме "Обмен веществ и превращение энергии"....

Урок. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. 7 класс.

Знакомство ребят с пищеварительной системой, усложнением её строенияу разных групп животных....

Методические рекомендации по проведению тематической недели "Олимпийские игры"

Методические рекомендации по проведению тематичекой недели "Олимпийские игры"...

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина» в образовательных организациях Санкт-Петербурга (01 сентября 2017 года)

Методические рекомендации по проведению тематического урока на тему «Моя малая Родина»в образовательных организациях Санкт-Петербурга(01 сентября 2017 года)...