Урок «Строение и значение мышц»
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Губанова Наталия Васильевна

Данный урок по биологии был разработан и проведён в 9б классе (статус: слабослышащие). Этим уроком началось изучение темы "Мышцы". В разработке показана одна из главных составляющих коррекционной работы со слабослышащими детьми - развитие слухового восприятия (изученные ранее понятия подаются за экраном).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_stroenie_i_znachenie_myshts.docx901.99 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное   бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями

здоровья №1 городского округа Электросталь Московской области»

Предмет: биология

Класс: 9

Урок «Строение и значение мышц»   

2019 – 2020 уч. год

Цель: изучить строение скелетных мышц и их значение в жизни человека.

Задачи:

1)обучающая – повторить  строение скелета и типы соединения костей; повторить виды мышечных тканей; изучить строение мышц и способ прикрепления мышц к костям; выявить основное значение мышц.

2)воспитательная – продолжать формировать научное мировоззрение учащихся, показать значение мышц в жизни человека, воспитывать чувство взаимопомощи, напомнить учащимся о правилах охраны труда.

3)развивающая – развивать умение связно отвечать на вопросы, проводить сравнения, делать выводы, расширять словарь по теме: «Мышцы».

4)коррекционная – работать над развитием слухового восприятия, следить за внятностью и слитностью произношения, совершенствовать фразовую речь.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать: понятия «мышцы», «мышечные волокна», «фасция», «брюшко», «сухожилия», «кровеносные сосуды», «нервы», «сократимость», «движение».

Учащиеся должны уметь: называть части строения мышцы, показывать значение мышц.

Основные виды работы: работа в парах, демонстрация презентации, объяснение, выполнение практических заданий.

Оборудование:

- традиционное – таблички с названиями частей тела, план для группового задания, учебник «Биология. Человек. 8 класс» Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева, словарь на доске (ткань, двуглавая, сгибатели кисти и пальцев, жевательная), муляж черепа, модель позвоночника                                                         - инновационное – интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация «Мышцы».

Основные понятия:  Части тела.

                                      Скелет головы.

                                      Скелет туловища.

                                      Скелет рук.

                                      Скелет ног.

                                      Соединение костей – швы, хрящи, суставы.

                                      Мышцы.

                                      Мышечные волокна.

                                      Фасция.

                                      Брюшко.

                                      Сухожилия.

                                      Кровеносные сосуды.

                                      Нервы.

                                      Сокращение и расслабление.

                                      Движение.

Ход урока.

I.Организационный момент.

1. Приветствие.

2. [ Как ты слышишь?]

3. [ Какой сейчас урок?]

4. [ Какую тему ты повторял на самоподготовке?]

II. Слуховой диктант.

- Слушайте внимательно и повторяйте.

[позвоночник, бедро, череп, кисть, плечо, голень, таз]

III. Актуализация знаний.

- Ребята, что мы сейчас назвали? (кости)                                                                      - Как кости соединяются между собой? Определите тип соединения на черепе и позвоночнике. (швы – неподвижно, хрящи – полуподвижно, суставы – подвижно)                                                                                                                        - Давайте повторим названия костей, их расположение и соединение. Задание. Составьте описание частей тела по плану. (таблички, слайд 2, план на доске)

E:\Наташа\картинки\human skeleton 1.jpg

-часть тела

-отдел скелета

-кости, его образующие

-тип соединения костей

(голова; череп; черепная коробка и челюсти; швы и суставы)

(туловище; позвоночник, грудная клетка, плечевой и тазовый пояс; позвонки, грудина, ребра, ключицы, лопатки, таз; хрящи и суставы)

(руки; скелет верхних конечностей; плечо и предплечье, кисть; суставы)

(ноги; скелет нижних конечностей; бедро и голень, стопа; суставы)

IV. Сообщение нового материала.

Погружение в тему. (слайд 3) В организме человека их более 600 (в основном – парные). У младенцев они  составляют 23% массы тела, в 18 лет уже 44% массы тела, у спортсменов – до 50% массы тела. К старости их масса уменьшается. Они образованы определенной тканью.

- Что мы будем сегодня изучать? (Мышцы)

- Давайте поговорим о строении мышц.(слайд 4) Запишите число и тему урока.

- Вспомните, из какой ткани состоят мышцы? (мышечная ткань).

- Давайте вспомним виды мышечной ткани (слайд 5) – (поперечнополосатая, сердечная, гладкая)

- Где расположена эта ткань? (в скелетных мышцах, в сердце, в стенках внутренних органов)

- Какая ткань прикрепляется к костям? (поперечнополосатая – скелетные мышцы).

- Давайте рассмотрим строение скелетной мышцы. В помощь вам рисунки в учебнике.

В каждой мышце различают __________ (брюшко) и _______________ (сухожилие). Мышца прикрепляется к кости с помощью _____________ (сухожилия)(слайд 6).

_____________   _____________ (мышечные волокна) образуют брюшко мышцы. Мышца покрыта оболочкой, которая называется ___________ (фасция)(слайд 7).

Питательные вещества и кислород поступает в мышцу по ______________  ________________ (кровеносным сосудам). К каждой мышце подходят ______________ (нервы), которые определяют их работу(слайд 8).

Работа мышц – сокращаться и расслабляться. (показать на примере жевательной мышцы, сгибателя кисти и пальцев)

V. Практическое задание.

(дети демонстрируют на себе разные значения мышц)

Значение скелетных мышц – это: (слайд 9)

-передвижение в пространстве (ходьба, бег)

-движение частей тела (головы, туловища, рук, ног)

-поддержание равновесия тела и позы (стоим, сидим)

-движение мышц лица показывают наши эмоции (радость, грусть, злость)

-движение мышц  лица помогают говорить, двигаться глазам

-Ребята, давайте назовём главное значение мышц одним словом (движение).

VI. Закрепление.

-зарисуйте строение мышцы

-запишите текст о строении мышцы в тетрадь

VI. Домашнее задание:

-выучить строение и значение мышц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Строение и значение скелета"

Движение тела - функции мышц, но оно невозможно без опоры — костей....

конспект урока "Строение и значение кожи" 8 класс

Данный урок входит в систему уроков 8 класса. При изучении темы "Кожа". Урок стоится на базе учебника А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс М.: «Вентана – Граф» 2010г. Так же можно использ...

Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы»

Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы» составлена по учебнику  Н.И. Сонина, М.Р. Сапина....

проверочная работа Урок Строение и значение цветка

задания работы можно использовать при проверке домашнего задания....