ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Удивительный мир растений»
элективный курс по биологии (6 класс)

Судоль Елена Владимировна

      В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной программы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию.

      Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию новых форм внеурочной деятельности. На биологию в 5-6 классах выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла идея создания курса внеурочной деятельности  

       Данная программа дополнительного образования учащихся имеет естественно-научную направленность.     

    Цель программы: развитие мотивации личности в познании окружающего растительного мира, формирование экологического мышления у детей.

      Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Рекомендуется использование таких форм:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • экскурсии
  • конкурсы, викторины
  • просмотр видеофильмов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhou_udiv.mir-2020.doc198 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ

 ______________

«____»______________20    г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

«Удивительный мир растений»

                                                                       Возраст учащихся –  10 -11 лет

                                                                               Срок реализации программы - 1 год

                                                    МБОУ «Школа № »

                                                                                     Руководитель кружка: учитель

                                                         биология

Нижний Новгород

Содержание

  1. Пояснительная записка,,,,,,,,.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3-5
  2. Учебно-тематический план,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,6-7
  3. Содержание программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,8-9
  4. Требования к уровню подготовки учащихся,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,10
  5. Календарно-тематическое планирование,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.11-12
  6. Учебно-методическое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,13
  7. Материально-техническое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,14

  1. Пояснительная записка

      В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной программы, которая затрагивает все компоненты изучения биологии. Введение в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов в корне изменило концептуальный подход в учебном и воспитательном процессе школьников. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию.

      Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Обучение по новым образовательным стандартам также предусматривает организацию новых форм внеурочной деятельности. На биологию в 5-6 классах выделен всего 1 час, и этого порой не хватает для проведения лабораторных работ и других занятий с практической направленностью, поэтому возникла идея создания курса внеурочной деятельности  

       Данная программа дополнительного образования учащихся имеет естественно-научную направленность.     

      Актуальность кружка обусловлена тем, что в настоящее время возросла потребность в озеленении города, скверов, парков, садов. Необходимы специалисты, которые грамотно могут оформить цветники, создать красоту и уют в местах отдыха, необходимо выявить и развить творческие способности учащихся, привить любовь к природе.

     Новизна заключается в том, что сейчас расширился ассортимент декоративного цветоводства, появились новые сорта, ранее не возделываемые в нашей зоне.

    Цель программы: развитие мотивации личности в познании окружающего растительного мира, формирование экологического мышления у детей.

    Задачи: образовательная

- получение знаний о травянистых и цветочных растениях открытого и защищённого грунта, особенностях их биологии и декоративных качеств;

развивающая

- формирование навыков экологически грамотного поведения на природе, желания предпринимать определенные действия по сохранению окружающей среды;

воспитательная

-расширение кругозора, воспитание чувства к прекрасному.

        Условия реализации программы.

      Программа рассчитана на 1 год, из расчета 1 час в неделю.

      Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Рекомендуется использование таких форм:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • экскурсии
  • конкурсы, викторины
  • просмотр видеофильмов

Ожидаемые результаты:

  1.   Учащиеся должны расширить, углубить и закрепить школьные знания по биологии, владеть основами экологического мышления, понимать связь между растениями и внешней средой.
  2.    Учащиеся должны уметь применять практические умения и навыки в работе с комнатными растениями и растениями открытого грунта, использовать навыки научно-исследовательской работы в процессе практических занятий.

      Практический результат – содержание «зеленых уголков» в классах в удовлетворительном состоянии.

    Кроме занятий в классе, работа может осуществляться на участке, а также в организации семинаров, тематических вечеров, викторин, конкурсов.

      Планируемые результаты освоения программы: в ходе изучения учащиеся должны уметь ставить перед собой цель предстоящей трудовой деятельности, планировать работу, подбирать и готовить инструменты и материалы, усваивать требования к качеству исполнения, практически выполнять намеченный план, осуществляя самоконтроль, оценивать результаты деятельности. В процессе подготовки, выполнения, анализа итогов работы дети должны овладевать основами трудовой культуры, знаниями техники безопасности, работать на своём месте аккуратно, экономить материалы, беречь время.

  Результаты освоения программы.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

• знать основные принципы и правила отношения к живой природе;

      • формировать познавательные интересы учащихся, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое).

 Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

    • овладевать составляющими исследовательской и проектной деятельности: уметь видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

   • учиться работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

   • уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 Познавательные УУД:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);

    • необходимость защищать окружающую среду; соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;

   • классифицировать — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

   • различать на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

        Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

        2.  Учебно-тематический  план

                                         Количество часов -37 /1 час в неделю/

№ п/п

Наименование раздела, темы

Общее количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы

1

1

2.

Правила поведения на экскурсиях, в кабинете. Инструктаж по ТБ.

1

1

3

Работа на пришкольном участке

1

1

Общая характеристика царства растений-3 часа

4

Органы цветкового растения

1

1

5

Растения- целостный организм. Многообразие организмов

1

1

6

Условия обитания и значение растений

1

1

Клеточное строение растений-2 часа

7

Строение  и химический состав растительной клетки

1

1

8

Многообразие клеток. Ткани.

1

1

Строение и функции органов цветкового растения-21 час

9

Прорастание семян, условия  Всхожесть семян, правила посева

1

1

10

Значение семян

1

1

11

Корень: строение и значение

1

1

12

Побег: строение и значение

1

1

13

Почки: строение, виды и значение

1

1

14

Лист: строение, жилкование и значение

1

1

15

Стебель: строение и значение

1

1

16

Цветок: строение, виды и значение

1

1

17

Оплодотворение и простое опыление цветов

1

1

18

Двойное опыление

1

1

19

Водоросли: строение, разнообразие и значение

1

1

20

Мхи: строение, разнообразие и значение

1

1

21

Папоротники: строение, разнообразие и значение

1

1

22

Отдел Голосеменных растений: строение, разнообразие и значение

1

1

23

Отдел Покрытосеменных  растений: строение, разнообразие и значение

1

1

24

Семейства (Лилейные и Злаки) класса однодольных растений

1

1

25

Семейства (Крестоцветные) класса двудольных растений

1

1

26

Семейства (Розоцветные) класса двудольных растений

1

1

27

Семейства (Пасленовые) класса двудольных растений

1

1

28

Семейства (Бобовые) класса двудольных растений

1

1

29

Семейства (Сложноцветные) класса двудольных растений

1

1

Царство бактерии. Царство грибы- 6 часов

30

Особенности жизнедеятельности и значение  бактерий

1

1

31

Строение, разнообразие и значение грибов

1

1

32

Лишайники: строение, разнообразие  и значение

1

1

33

Растительные сообщества

1

1

34

Многообразие и смена фитоценозов

1

1

35

Охрана растений. Красная книга

1

1

Обобщение и закрепление-2часа

36

Работа на пришкольном участке

1

37

1

Всего

37

32

4

  1. Содержание программы

Занятие 1. Введение. Знакомство с планом работы занятий. Выбор старосты

Занятие 2. Правила поведения на экскурсиях, в кабинете. Инструктаж по ТБ

Занятие3. Работа на пришкольном участке. Сбор семян с бархатцев и уборка однолетников с клумбы

Занятие 4. Органы цветкового растения. Понятие органа. Строение и функции органов.

Занятие 5. Растения - целостный организм. Многообразие организмов.

Занятие 6. Условия обитания и значение растений. Влияние факторов среды.

Занятие 7. Растительная клетка. Приборы для изучения растительной клетки. Состав, строение, функции и жизнедеятельность клетки.

Занятие 8. Многообразие клеток. Ткани.  Многообразие клеток. Определение, виды, особенности, функции ткани.

Занятие 9. Семена. Прорастание семян, условия, всхожесть семян, правила посева

Занятие 10. Значение семян. Роль семян в природе и для человека

Занятие 11. Корень. Понятие органа. Строение и функции органа.

Занятие 12. Побег. Понятие органа. Строение и функции органа.

Занятие 13. Почки. Понятие органа. Строение и функции органа.

Занятие 14. Лист. Понятие органа. Строение и функции органа

Занятие 15. Стебель. Понятие органа. Строение и функции органа.

Занятие 16. Цветок. Понятие органа. Строение и функции органа.

Занятие 17. Оплодотворение.

Занятие 18. Двойное опыление.

Занятие 19. Водоросли. Строение и функции

Занятие 20. Мхи. Строение и функции

Занятие 21. Папоротники. Строение и

Занятие 22. Голосеменные растения. Строение и функции

Занятие 23. Покрытосеменные растения.

Занятие 24. Класс однодольных растений.

Занятие 25. Класс двудольных растений.

Занятие 26. Царство Бактерии.

Занятие 27. Царство Грибы.

Занятие 28. Лишайники.

Занятие 29. Растительные сообщества.

Занятие 30. Фитоценозы.

Занятие 31. Охрана растений.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ

                В результате освоения программы обучающийся должен знать:

  • названия некоторых комнатных растений
  • биологические и экологические особенности комнатных растений;
  • условия необходимые для роста и развития растений;
  • правила безопасности труда и гигиены при работе с горшечными растениями и сельхоз. инструментом.

      уметь:

  • определять растения;
  • наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
  • размножать комнатные растения черенками и луковицами
  • использовать отдельные агротехнические методы для выращивания и ухода за комнатными растениями
  • применять знания на практике;
  • применять правила безопасности труда;
  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

5. Календарно-тематический график

                           Количество часов -37 /1 час в неделю/

№ п/п

Наименование раздела, темы

Общее количество часов

Всего

Дата

Корректировка

1.

Вводное занятие. Знакомство с планом работы

1

2.

Правила поведения на экскурсиях, в кабинете. Инструктаж по ТБ.

1

3

Работа на пришкольном участке

1

Общая характеристика царства растений-3 часа

4

Органы цветкового растения

1

5

Растения- целостный организм. Многообразие организмов

1

6

Условия обитания и значение растений

1

Клеточное строение растений-2 часа

7

Строение  и химический состав растительной клетки

1

8

Многообразие клеток. Ткани.

1

Строение и функции органов цветкового растения-21 час

9

Прорастание семян, условия  Всхожесть семян, правила посева

1

10

Значение семян

1

11

Корень: строение и значение

1

12

Побег: строение и значение

1

13

Почки: строение, виды и значение

1

14

Лист: строение, жилкование и значение

1

15

Стебель: строение и значение

1

16

Цветок: строение, виды и значение

1

17

Оплодотворение и простое опыление цветов

1

18

Двойное опыление

1

19

Водоросли: строение, разнообразие и значение

1

20

Мхи: строение, разнообразие и значение

1

21

Папоротники: строение, разнообразие и значение

1

22

Отдел Голосеменных растений: строение, разнообразие и значение

1

23

Отдел Покрытосеменных  растений: строение, разнообразие и значение

1

24

Семейства (Лилейные и Злаки) класса однодольных растений

1

25

Семейства (Крестоцветные) класса двудольных растений

1

26

Семейства (Розоцветные) класса двудольных растений

1

27

Семейства (Пасленовые) класса двудольных растений

1

28

Семейства (Бобовые) класса двудольных растений

1

29

Семейства (Сложноцветные) класса двудольных растений

1

Царство бактерии. Царство грибы- 6 часов

30

Особенности жизнедеятельности и значение  бактерий

1

31

Строение, разнообразие и значение грибов

1

32

Лишайники: строение, разнообразие  и значение

1

33

Растительные сообщества

1

34

Многообразие и смена фитоценозов

1

35

Охрана растений. Красная книга

1

Обобщение и закрепление-2часа

36

Работа на пришкольном участке

37

Всего

37

6. Учебно-методическое обеспечение

         На занятиях обучающиеся получают теоретические навыки. Во время занятий используется наглядный материал, для более качественного усвоения знаний. Учащиеся работают с презентациями по нужной тематике.

         Теоретические занятия проводятся в классном помещении, отвечающим санитарно-гигиеническим нормам.

Учебно-методическое  оборудование:

  1. Помещение.
  2. Компьютер, стол, стулья.
  3. Шкаф для хранения наглядного материала и методической литературы.

7. Материально-техническое обеспечение

          На занятиях обучающиеся получают практические навыки. Во время занятий используется наглядный материал, для более качественного усвоения знаний.

          Практические занятия проводятся как в классе, так и на пришкольном участке.

Материально-техническое оборудование:

  1. Инструменты: секатор, ножницы, лопатки, грабельки, лопаты, грабли.
  2. Шкаф для хранения инструментов.
  3. Лейка, ведерко.
  4. Семена, минеральные удобрения, резиновые перчатки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Программа КРУЖКА «Удивительный мир вокруг нас» 6 - 7класс

ПРОГРАММА  КРУЖКА « УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ВОКРУГ НАС» ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7КЛАССОВ, СПОСОБСТВУЕТ РАСШИРЕНИЮ И ОБОГАЩЕНИЮ ИХ ЗНАНИЯМИ В ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИИ....

Дополнительная образовательная программа" Экология растений"

Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на один года обучения, 39 часов,(один час в неделю).Сегодня особенно остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости измене...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Программа кружка «Удивительное рядом»

Программа кружка «Удивительное рядом»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...