Рабочая программа по биологии для 6 класса УМК Пасечник "Линия Жизни" 1 часы неделю
рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа для общеобразовательной школы по биологии по учебнику Пасечника 35 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_biologiya_-_kopiya.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

«СОГЛАСОВАНО»

 на заседании ПС

протокол

от 28.08.2020г.

           «УТВЕРЖДЕНО»

             приказом директора

           по школе №

           от 30.08.2020г.

                               

Рабочая программа

По биологии

Учитель:

        

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа курса "Биология. Живой организм. 6 класс" составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к уровню подготовки выпускников по биологии, программы основного общего образования по биологии 6 - 9 классы. Авторы: В.В. Пасечник , С.В. Суматохин, Г.С. Каинова, З.Г. Гапонюк. 6 класс. Живой организм. Автор: В.В.Пасечник М.: Просвещение, 2019.

Курс "Живой организм" построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Программа по биологии составлена на основе минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников по биологии.

Главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.

Цель курса Живой организм-  раскрытие процессов жизнедеятельности живых организмов, усложнение ходе эволюции, приспособленность к среде обитания, роль в экосистемах.

Задачи:

- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Согласно ООП ООО МАОУ СОШ №38 на изучение предмета  в 6-х общеобразовательных классах на изучение предмета отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Резервное время составляет – 2 часа.

В соответствие с требованиями ФГОС ООО с целью формирования и развития  универсальных учебных действий, метапредметных компетентностей учащихся, в программу включены внутрипредметный (один на выбор учащихся) и межпредметный модули,  запланировано  образовательное событие:

  • внутрипредметный модуль «Планета биология» или  «Биология без границ» (выбор осуществляют учащиеся класса) – 7 часов;
  • межпредметный  интегрированный модуль «Моя малая Родина» – 4 часов;
  • образовательное событие «Олимпийские игры» - 1 час.

Итого: инвариантная часть программы составляет – 23 часа, часть, формируемая участниками образовательного процесса – 12 часа.

Запланированные контрольные мероприятия:

Административный контроль:

  1. Мониторинг по итогам I полугодия.
  2. Промежуточная аттестация  по итогам учебного года.

Планируемые результаты:

Личностными результатами являются следующие умения:

- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;

Метапредметными результатами являются формирование УУД.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-  самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

- определять роль растений в природе и жизни человека;

- объяснять роль растений в круговороте веществ;

- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;

- перечислять отличительные свойства растений;

- различать основные группы растений;

- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;

- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

-  проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

Учебно-методическое обеспечение.

Учебно  - методический комплекс  для учащихся:

Сонин Н.И.Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2008.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Энциклопедия для детей. Биология. М.: Аванта, 2001.
  2. Почемучка. М.: Педагогика – Пресс, 1994.
  3. Детская энциклопедия. « Скажи мне, почему?». М.: Багира, 1994.
  4. Большая энциклопедия эрудита. М.: Махаон, 2004.

Дополнительная литература дляучителя:

  1. Томанова З.А., Сивоглазов В.И. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина Биология Живой организм 6 класс. – М.:, Дрофа, 2009.
  2. Сивоглазов В.И. Уроки по курсу Н.И. Сонина « Биология . 6 класс. Живой организм».  – М.:, Дрофа, 2006
  3. Акперова И.А. Уроки биологии в 6 классе по учебно- методическому комплекту Н.И. Сонина « Биология . 6 класс. Живой организм». – М.:, Дрофа, 2005
  4. Г.П. Игошин.  Уроки биологии в 6-м классе. Развёрнутое планирование. – Ярославль.:, Академия развития, 2002.
  5. Багоцкий С.В. Биология. Живой организм.6 кл.: Тестовые задания. – М.:, Дрофа, 2007.
  6. Шмарина И.А. Тесты по биологии: 6 класс: к учебнику Н.И. Сонина Биология Живой организм 6 класс. – М.:, Экзамен, 2008.
  7. Наумов А.А., Старцев П.Е. Биология. Живой организм. 6 класс: Биологические лабиринты: Дидактический материал  к учебнику Н.И. Сонина Биология Живой организм 6 класс. – М.:, Дрофа, 2001.
  8. Сонин Н.И., Бровкина Е.Т. Биология Живой организм 6 класс: Рабочая тетрадь для учителя. – М.:, Дрофа, 2001.
  9. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
  10. www.bio.nature.ru - научные новости биологии
  11. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования 
  12. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

MULTIMEDIA – поддержка курса:

  1. CD-диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии.»
  2. 1 С: Репетитор - Биология.
  3. Биология 6 класс Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение

Что такое живой организм, строение клеток, деление клетки.

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Особенности строения растений КО связанные с местным климатом

Демонстрация 

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (12 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений (на примере местных видов)

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)  Распространенные представители отдела Покрытосеменные Калининградской области. Заповедники и заказники Калининградской области.

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Раздел 4. Природные сообщества (2 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Эндемики нашего края. Красная книга Калининградской области

Резерв – 2 часа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ

Название раздела

Количество часов

Введение

3

1

Что такое живой организм

1

2

Строение живой клетки

Модуль В мире растений

Строение растительной клетки

1

3

Деление клетки

1

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений  

11

4

Строение семян   растений.

1

5

Виды корней и типы корневых систем. Строение корня.

1

6

Зоны корня

Модуль В мире растений

Особенности строения растений КО связанные с местным климатом. Строение корневой системы

1

7

Побег и почки. Рост и развитие побега.

1

8

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

1

9

Модуль В мире растений

Особенности строения растений КО связанные с местным климатом. Строение листа

1

10

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Видоизменённые побеги.

1

11

Строение цветка.

1

12

Модуль В мире растений

Особенности строения растений КО связанные с местным климатом. Строение цветков и соцветий

11

13

Модуль В мире растений

Ознакомление с сухими и сочными плодами. На примере местных растений

1

14

Распространение плодов и семян

1

Раздел 2. Жизнь растений

13

15

Обмен веществ

1

16

Питание животных

1

17

Питание растений. Минеральные удобрения

1

18

Фотосинтез

1

19

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

1

20

Транспорт веществ в животном организме

1

21

Выделение у растений и животных

1

22

Раздражимость у растений

1

23

Раздражимость у животных

1

24

Способы размножения растений

Модуль В мире растений

Особенности размножения растений КО

1

25

Размножение голосеменных растений. Размножение покрытосеменных растений.

1

26

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

1

Раздел 3. Классификация растений

5

27

Систематика покрытосеменных растений.

Модуль В мире растений

Видовой состав растений КО

1

28

Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные  и Розоцветные.

Модуль В мире растений

Представители КО

1

29

Семейства Паслёновые и Мотыльковые,  

Модуль В мире растений

Представители КО

1

30

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

Модуль В мире растений

 Представители КО

1

31

Модуль В мире растений

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

Калининградской области

1

Раздел 4. Природные сообщества

2

32

Природные сообщества. Взаимосвязи

Модуль В мире растений

в растительном сообществе. Заповедники и заказники Калининградской области

1

33

Влияние хозяйственной деятельности

человека на растительный мир.

1

34/35

Мониторинг / промежуточная аттестация

2

ИТОГО:

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс, рассчитанная на 87 часов в год к учебнику В.В.Пасечника

       Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, н...

Рабочая программа по биологии 10 класс (2 часа в неделю, 68 часов за год)

1. Пояснительная записка         Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта ос...

Рабочая программа по биологии 11 класса(базовыйуровень)(2 часа в неделю по учебнику Беляева, Дымшица)

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена для базового уровня общеобразовательных школ, 2 часа в неделю(1час по учебному плану+1 час из школьного компонента)...

Рабочая программа по биологии 7 класс 2 часа в неделю 2015-2016 учебный год (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии  7 класс  по учебнику Сонина Н.И. 2 часа в неделю 2015-2016 (базовый уровень)...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2 часа в неделю 2015-2016 учебный год (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии  9 класс  по учебнику Сонина Н.И. 2 часа в неделю 2015-2016 (базовый уровень)...

Рабочая программа по биологии 11 класс (базовый уровень) 1час в неделю

В рабочей программе проедставлены цели и задачи курса, содержание, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по биологии 9 класс (2 часа в неделю) по учебнику И.Н. Пономаревой

Рабочая программа по биологии 9 класс (2 часа в неделю) по учебнику И.Н. Пономаревой...