Программа элективного курса "Азбука биологии"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

Савельева Елена Федоровна

Программа элективного курса "Азбука биологии" для подготовки к ЕГЭ учащихся 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_azbuka_biologii_11_klass.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Антонины Ивановны Исаевой»

Рабочая программа

средний уровень обучения

элективный курс: Азбука биологии, 11 классы

количество недель 35, количество часов в неделю  - 1 час, 

количество часов в год 35 часов

учитель: Савельева Е.Ф.  

2018-2020 учебный год

Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования на период до 2020 года и в рамках реализации Приоритетного Национального Проекта «Образование» в образовательных учреждениях РФ начали широко применяться информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Широкому внедрению ИКТ в процесс образования способствует оснащение школ современной компьютерной техникой, интерактивными досками, электронными учебными пособиями, цифровыми микроскопами и т д.

В настоящее время разработано множество мультимедийных учебных пособий по биологии, которые можно использовать на уроках, при выполнении домашних работ, при подготовке к олимпиадам, при научно-исследовательских работах учащихся, при подготовке к ЕГЭ. Применение информационных технологий при подготовке к ЕГЭ имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет достичь наилучшего восприятия, усвоения и закрепления материала выпускниками, система обратной связи позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Структуры электронных учебных пособий позволяют быстро осуществлять переходы в пределах курса, ориентироваться в содержании пособия. Несомненным достоинством применения мультимедиа технологии при подготовке к ЕГЭ является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Использование готовых электронных продуктов при подготовке к ЕГЭ по биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные и часто встречаемые в тестах характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Но, к сожалению, среди имеющихся на сегодняшний день учебных электронных пособий трудно найти такой, который бы позволял в полной мере осуществлять успешную подготовку выпускников к ЕГЭ. Среди большого количества электронных учебных пособий выпускникам самостоятельно трудно выбрать такие, которые бы помогли им за короткий период с максимальной эффективностью повторить теоретический материал по всем разделам школьного курса биологии, закрепить знания и провести самоконтроль и объективную самооценку знаний с помощью тестов и заданий, аналогичных содержанию ЕГЭ. Теоретический материал многих мультимедийных пособий включает много лишней информации, и выпускнику трудно выделить нужные для сдачи ЕГЭ материалы. Содержание и формы тестов в них не всегда соответствуют содержанию заданий в контрольно-измерительных материалах (КИМ) ЕГЭ.

Элективный курс «Азбука биологии» с использованием информационно-коммуникационных технологий. Элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения в 11 классах.

Программа данного элективного курса имеет ряд особенностей. Она предусматривает:

  • использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;
  • использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;
  • применение комплектов тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии 2015-2020 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ.
  • дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.

Кроме того, прилагаемые к программе задания систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий части 1 и 2 с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.

Данная программа может быть применена и при подготовке к ЕГЭ на предпрофильном уровне обучения, и при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.

Цели курса:

- повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;

- воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей.

Задачи курса:

- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

- воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.

         Содержание элективного курса и его объем определены на основе кодификатора элементов содержания по биологии для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2017 г., стандарта основного общего образования по биологии и анализа содержания контрольно-измерительных материалов по ЕГЭ по биологии за предыдущие годы.

Ведущие методы:

- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

- практический (выполнение генетических задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др.).

Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела сначала индивидуально выполняются тесты, аналогичные части 1. Задания части 2 по изученной теме выполняются в парах или в группах, затем, идет коллективное обсуждение. По результатам выполнения различных вариантов КИМов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства обучения: 

- электронные учебные пособия;

- теоретические материалы в электронном и печатном формате;

- презентации уроков;

- видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

- различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;

- типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части 1 и 2);

- другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Формы контроля:

- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);

- тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);

- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов).

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ и заносится в таблицу.

Ожидаемые результаты. Обеспечение устойчивой позитивной динамики повышения качества биологического образования в результатах ЕГЭ по биологии. Программа элективного курса включает в себя содержание, планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ по разделам, учебно-методическое обеспечение, перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов, требования к знаниям и умениям учащихся, список литературы. В качестве приложений даются теоретические материалы по всем разделам и темам, типовые задания, систематизированные по основным разделам и темам биологии.

Календарно-тематическое планирование:

Дата

Тема

Практическая часть.

07.09

ЕГЭ по биологии. Разбор спецификации и кодификатора. Тренировка по

заполнению бланка.

Регистрация на сайте "Решу ЕГЭ" Решение пробника за сентябрь

14.09

Биологические термины и понятия. Работа со словарем.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 1. Биологические термины и понятия. Дополнение схемы

21.09

Биология как наука. Генетическая информация в клетке.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 2. Биология как наука. Методы научного познания. Уровни организации живого. Работа с таблицей. Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ. Задание 3. Генетическая информация в клетке. Хромосомный набор, соматические и половые клетки. Решение биологической задачи

28.09

Клетка как биологическая система: Строение, химический состав, метаболизм, жизненный цикл.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 4. Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки. Множественный

выбор (с рис. и без рис. )

05.10

Жизненный цикл клетки.

Задание 27 (С6). Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации. Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 5. Клетка как биологическая система. Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки. Установление соответствия (с рис. и без рис.)

12.10

Основы генетики. Скрещивание: моногибридное и дигибридное.

Задание 6. Моно- и дигибридное, анализирующее скрещивание. Решение биологической задачи. Задание 28 (С7) . Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации

19.10

Генетические закономерности.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 7. Организм как биологическая система. Селекция. Биотехнология. Множественный выбор (без рис. и с рис. )

26.10

Решение пробного варианта за октябрь. Работа над ошибками.

Решение пробного варианта за октябрь. Работа над ошибками.

05.11

Воспроизведение организмов. Онтогенез.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 8. Организм как биологическая

система. Селекция. Биотехнология. Установление соответствия (с рис. и без рис.)

16.11

Многообразие организмов.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 9. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения, Животные, Вирусы. Множественный выбор (с рис. И без рис.)

23.11

Царства Бактерии, Грибы, Лишайники, Растения.

Задание 10. Многообразие организмов. Бактерии, Грибы, Растения,

Животные, Вирусы. Установление соответствия (с рис. и без рис. )

30.11

Решение пробного варианта за ноябрь. Работа над ошибками.

Решение пробного варианта за ноябрь. Работа над ошибками.

07.12

Основные систематические категории.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 11. Многообразие организмов.

Основные систематические категории, их соподчиненность . Установление

последовательности

14.12

Организм человека. Ткани. Органы. Человек. Органы и системы органов.

Решить тесты на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 12. Организм человека.Гигиена человека. Множественный выбор (с рис. и без рис. ) Решение тестов на "Решу ЕГЭ" Задание 13. Организм человека. Установление соответствия (с рис. и без рис. )

21.12

Человек. Органы и системы органов. Организм человека и его гигиена.

Решение тестов на "Решу ЕГЭ" Задание 13. Организм человека. Установление соответствия (с рис. и без рис. ) Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 14. Организм человека. Установление последовательности

28.12

Решение пробного варианта за декабрь. Работа над ошибками.

Решение пробного варианта за декабрь. Работа над ошибками.

11.01

Эволюция живой природы.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 15. Эволюция живой природы.

Множественный выбор (работа с текстом) Задание 26 (С5). Обобщение и применение

знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях в новой ситуации

18.01

Движущие силы эволюции. Экосистемы и присущие им закономерности.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 16. Эволюция живой природы. Происхождение человека. Установление соответствия (без рис. ) Решение тестов на сатй "Решу ЕГЭ" Задание 17. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Множественный выбор (без рис. )

25.01

Решение пробного варианта за январь. Работа над ошибками.

Решение пробного варианта за январь. Работа над ошибками.

01.02

Среды жизни. Биосфера.  Общебиологические закономерности.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 18. Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера. Установление соответствия (без рис. ) Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 19. Общебиологические закономерности. Установление последовательности

Задание 27 (С6). Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации.

08.02

Общебиологические закономерности.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 19. Общебиологические закономерности. Установление последовательности

Задание 28 (С7). Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации.

15.02

Человек и его здоровье. Общебиологические закономерности.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 20. Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье. Работа с таблицей (с рис.и без рис. ) Задание 21. Биологические системы и их закономерности. Анализ данных, в табличной или графической форме.

29.02

Решение пробного варианта за февраль. Работа над ошибками.

Решение пробного варианта за февраль. Работа над ошибками

14.03

Применение знаний в практических ситуациях.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 22 (С1) . Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание)

21.03

Общая биология. Растения. Животные. Человек. Геохронологическая таблица.

Анализ текстовой и графической информации.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 23 (С2) . Задание с изображением биологического объекта

11.04

Общая биология. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. Человек. Анализ биологической  информации.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 24 (С3) . Задание на анализ биологической информации

18.04

Человек и многообразие организмов.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 25 (С4) . Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.

25.04

Эволюция и экологические закономерности. Общебиологические

закономерности. Основы экологии. Человек.

Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 26 (С5). Обобщение и применение

знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических

закономерностях в новой ситуации

08.05

Биосинтез белка.

Задача 27. Решение тестов на сайте Решу ЕГЭ Задание 27. Решение задач по

цитологии на применение знаний в новой ситуации.

12.05

Деление клетки.

Задача 27. Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 27. Решение задач по

цитологии на применение знаний в новой ситуации.

14.05

Правило Чаргаффа.

Задача 27.Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 27. Решение задач по

цитологии на применение знаний в новой ситуации.

16.05

Геналогический метод.

Задача 28.Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 28. Решение задач по

генетике на применение знаний в новой ситуации.

23.05

Моно- и дигибридное скрещивание.

Задача 28.Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 28. Решение задач по

генетике на применение знаний в новой ситуации

30.05

Сцепление генов.

Задача 28.Решение тестов на сайте "Решу ЕГЭ" Задание 28. Решение задач по

генетике на применение знаний в новой ситуации.

Резерв: 4 часа.

Итого: 66 часов

Мониторинговая карта:

Мониторинговая карта  индивидуальных  результатов по биологии ученика 11 класса- Иванова И.И._

Вариант

Часть 1

Часть 2

Первичный балл

Вторичный балл

динамика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

1

1

2

1

0

1

1

2

2

0

2

1

1

1

2

1

0

2

2

2

1

1

2

1

0

2

3

3

3

40

68

2

1

1

1

0

1

1

2

2

1

2

2

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

2

3

0

3

2

3

3

48

78

положительная

Красный         «проблемные темы», критический балл

Желтый         неустойчивый результат, низкий или средний балл

Зеленый         устойчивый результат, высокий балл

Мониторинговые карты позволяют учителю:

1.Контролировать процесс подготовки учащегося к ЕГЭ, давать рекомендации учащимися и родителям.

2.Проводить анализ результатов и корректировать индивидуальный план подготовки учащегося к ЕГЭ.

3.Проводить индивидуальные консультации для учащегося по «проблемным темам»

4. Объединять учащихся в группы по «проблемным темам» для проведения групповых консультаций.

5.Формировать у учащихся «гибкие навыки» при подготовке к ЕГЭ.

Мониторинговые карты позволяют учащемуся:

1.Проводить самоконтроль подготовки к ЕГЭ.

2.Проводить анализ собственных результатов и корректировать личный план подготовки к ЕГЭ.

3.Обратить внимание на «проблемные темы» и поиска способов их устранения.

4.Сформировать «гибкие навыки» при подготовке к ЕГЭ.

5.Обрести уверенность и психологический настрой на результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу...

Программа элективного курса "Биология и мир современных профессий" (9 класс)

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа элективного курса биологии "Многообразие животного мира" 7 класс

Программа ориентирована на учащихся 7 классов, изучающих курс зоологии. Она предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков, полученных учащимися на уроках. В программу включены ...

Программа элективного курса биологии "Решение задач повышенной сложности по генетике"

Элективный курс по генетике предназначен для учащихся 11 класса, занимающихся подготовкой к ЕГЭ....

Рабочая программа элективного курса "Биология в медицине".

Рабочая программа элективного курса 9 класс....

Рабочая программа элективного курса "Биология и профессии"

В данном файле помещена рабочая программа элективного курса"Биология и профессии" для 9 класса...