Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга» для учащихся 5-6 классов
рабочая программа по биологии (5, 6 класс)

Порватова Любовь Ивановна

Содержание курса «Экологический портрет Санкт-Петербурга» включает самые основные во­просы взаимодействия человека и созданной им городской среды. Краеведческий под­ход с использованием межпредметных связей способствует формированию у учащихся на­выков экологической нравственности и экологической культуры природопользования, ак­тивной гражданской позиции, расширяет их представление о своём городе, об антропоген­ном воздействии на окружающую среду, прививает любовь и гордость за свою малую ро­дину, воспитывает быть ответственными за сегодняшнюю судьбу и будущее города. Внеурочная деятельность по данной программе помогает формированию у школьников убеждения в том, что причина появления экологических проблем сегодня – это результат локального и ре­гионального воздействия человека на окружающую его природу. Изучение родного края - это знание каждым человеком своих родных мест, своей местности, где он живёт, своей малой родины. Знакомство с экологическим состоянием окружающей среды города Санкт-Петербурга проходит через изучение эколого-географического положения, исторических этапов становления города, его развития, экологических проблем отдельных компонентов город­ской среды. Занятия по данной программе являются серьезным и очень важным фактором нравствен­ного и экологического воспитания, расширяют кругозор, развивают познавательные инте­ресы учащихся, приобщают к творческой деятельности, формируют практические умения. Значение предполагаемой внеурочной деятельности многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области естественнонаучных дисциплин. Данный вид деятельности способствует экологизации знаний обучающихся, по­зволит внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих иссле­дований, используя принципы научности, доступности, систематичности и последователь­ности. Получив определённый объём экологических знаний, учащиеся могут устанавли­вать причинно-следственные связи между определёнными природными явлениями и де­лать экологический прогноз для города, для его жителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_portret_1.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 655
ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Рабочая программа  по внеурочной деятельности
«Экологический портрет Санкт-Петербурга»
для учащихся 5-6 классов

 

 

Кредитные карты г санкт петербург - Кредитные карты

Адресность: 5-6 классы
     

Составитель: Порватова Л.И., учитель  географии,
высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2017 г

1. Пояснительная записка.
        Данная рабочая программа составлена в соответствии с тенденцией экологизации современного географического образования и предлагается для учащихся 5-6 классов образовательных учреждений города Санкт-Петербурга.
        Содержание курса «Экологический портрет Санкт-Петербурга» включает самые основные вопросы взаимодействия человека и созданной им городской среды. Краеведческий подход с использованием межпредметных связей способствует формированию у учащихся навыков экологической нравственности и экологической культуры природопользования, активной гражданской позиции, расширяет их представление о своём городе, об антропогенном воздействии на окружающую среду, прививает любовь и гордость за свою малую родину, воспитывает быть ответственными за сегодняшнюю судьбу и будущее города.
        Внеурочная деятельность по данной программе помогает формированию у школьников убеждения в том, что причина появления экологических проблем сегодня – это результат локального и регионального воздействия человека на окружающую его природу. Изучение родного края - это знание каждым человеком своих родных мест, своей местности, где он живёт, своей малой родины. Знакомство с экологическим состоянием окружающей среды города Санкт-Петербурга проходит через изучение эколого-географического положения, исторических этапов становления города, его развития, экологических проблем отдельных компонентов городской среды (лито -, гидро-, атмо- и биосферы) и экологической безопасности жителей нашего города.  Данный вид внеурочной деятельности поможет учащимся в будущей профессиональной ориентации.
        Занятия по данной программе являются серьезным и очень важным фактором нравственного и экологического воспитания, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы учащихся, приобщают к творческой деятельности, формируют практические умения.
Значение предполагаемой внеурочной деятельности многогранно: она призвана углубить знания и расширить кругозор учащихся в области естественнонаучных дисциплин. Данный вид деятельности способствует экологизации знаний обучающихся,
 позволит внедрить элементы рекреационной географии в содержание краеведческих исследований, используя принципы научности, доступности, систематичности и последовательности. Получив определённый объём экологических знаний, учащиеся могут устанавливать причинно-следственные связи между определёнными природными явлениями и делать экологический прогноз для города, для его жителей.
Основными целями внеурочной деятельности являются:
-  всестороннее изучение  школьниками- петербуржцами экологической ситуации своего города;
-  формирование системы знаний об экологической ситуации и экологических проблемах в Санкт-Петербурге;
-   создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире;
-  воспитание гражданского самосознания через ознакомление с историей, природой и культурой родного города; оказывать посильную помощь в благоустройстве родного города.
Задачами данного курса являются:
-  показать влияние каждого человека на экологическую ситуацию города, научить учащихся правильно использовать бытовые химические средства;
-  развивать умения анализировать статистическую информацию, содержание экологических карт, оценивать экологическое состояние отдельных компонентов городской среды, прогнозировать экологические последствия антропогенной деятельности и предложить мероприятия по оптимизации экологической ситуации;
-  расширять знания об истории возникновении города, памятных местах и достопримечательностях;
-  пробудить эмоционально - ценностное отношение к культурному и природному наследию, гордость за своих соотечественников, создавших и оберегающих это наследие;
-  формировать убеждения о необходимости проведения природоохранных мероприятий в целях улучшения экологического состояния городской среды.
          Программа внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга» базируется на идеях личностно ориентированного обучения, использовании при ведении занятий проектной и исследовательской деятельности, проблемного обучения, различных игровых методик.
         Важным моментом занятий по данной программе является их практическая ориентация и прикладной характер, заключающиеся в организации учителем деятельности учащихся по изучению, анализу, оценке экологических проблем города Санкт-Петербурга. Неотъемлемой частью работы детей должно стать умение прогнозировать экологические последствия антропогенной деятельности жителей города. С этой целью в программе внеурочных занятий отводится время на проведение практических занятий, практикумов, экскурсий, которые будут содействовать более близкому и конкретному изучению экологического состояния города.
Основные понятия элективного курса: эколого-географическое положение, экологическая ситуация, экологические проблемы, антропогенное загрязнение, экологическая безопасность населения, экологическая культура, экологическая нравственность.


2.  Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
         - осознание определенных ведущих понятий данной программы по внеурочной деятельности, особенностей эколого-географического положения города Санкт-Петербурга, основных этапов в историческом становлении и развитии города, насущных экологических проблем города, а также отдельных компонентов окружающей его среды, этапов развития экологических проблем, основных источников экологической опасности города, антропогенного воздействия на природные компоненты прилегающих природных объектов, основ природопользования и правил поведения в природе;

                -  умение осуществлять  анализ статистической и картографической информации, оценивать экологическое состояние лито -, атмо-, гидро- и биосферы, выявлять степень влияния промышленных объектов на окружающую  природу и здоровье людей, прогнозировать последствия экологической опасности, определять и предлагать мероприятия по улучшению качества окружающей городской среды, принимать посильное участие в пропаганде подрастающего поколения по охране окружающей нас природы в целом и городской экосистемы в частности, оказывать посильную помощь в озеленении города,  района, школьной территории;

                - выражение своё отношения к сложившейся экологической опасности, понимание необходимости и значимости проведения мероприятий по улучшению экологической ситуации в городе, умение находить конструктивные решения при нарушении экологического состояния окружающей среды.

3. Основное содержание рабочей программы по внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга».

Раздел l. Факторы формирования экологической ситуации города Санкт-Петербурга.
Тема 1. Эколого-географическое положение города Санкт-Петербурга.

Географическое положение и эколого-географическое положение города Санкт-Петербурга. Внешние источники экологической опасности. Природные пути распространения экологической опасности. Экологическая опасность от хозяйственной деятельности человека. Природный комплекс города и хозяйственная деятельность человека. Экстремальные условия жизни населения города.

Тема 2. Из года в год.

Основные исторические этапы развития города: город Петра; город- порт; город- центр промышленности, город спорта, мира и культуры. Особенности развития экологической опасности в разные периоды существования города.

Тема 3. Население и экологическая безопасность петербуржцев.

Понятие экологической безопасности населения. Мероприятия по регулированию экологической безопасности. Влияние на жизнь и здоровье петербуржцев шумов, вибрации, радиации, механического, химического загрязнения городской среды. Оценка экологической безопасности микрорайонов Санкт-Петербурга. Экологическая культура жителей города.

Тема 4. Санкт-Петербург – крупнейший промышленный город России.

 Хозяйство города Санкт-Петербурга. Степень экологической опасности отраслей промышленности.  Топливные электростанции города и их влияние на окружающую среду. Степень влияния промышленных предприятий на природную среду, жизнь и здоровье населения города. Экологическая политика города: петербуржцы за чистый город.  

Тема 5. Коммуникационная сеть города Санкт-Петербурга.

Основные виды транспорта Санкт-Петербурга.  Автомобильный транспорт и его влияние на окружающую городскую среду: причины экологического неблагополучия, последствия и меры по их снижению. Воздействие на городскую среду железнодорожного транспорта. Воздействие на городскую среду авиационного транспорта. Воздействие на городскую среду водного транспорта. Транспорт и его влияние на здоровье населения и на компоненты прилегающей природы.

Раздел ll.   Экологическая ситуация в городе Санкт-Петербурге.

Тема 1. Понятие об экологической ситуации.

Экологическая ситуация и её виды. Источники загрязнения городской среды. Экологические проблемы Санкт-Петербурга: природные, ресурсные, проблемы, возникающие в результате деятельности человека. Основные пути и мероприятия по решению экологических проблем. Экологическая ситуация различных районов города, их влияние на окружающую среду города.

Тема 2. Экологические проблемы литосферы и почв.

Основные формы рельефа города и городской черты. Характер грунтов в пределах города, их надёжность и влияние на развитие рельефа города и городской черты. Мероприятия, направленные на сохранение почвенного покрова. Почвы городской черты. Загрязнение почв, источники загрязнения. Мероприятия по снижению загрязнённости почв. Пути решения экологических проблем литосферы и почв городской черты.

Тема 3. Экологические проблемы атмосферы.

Климат города Санкт-Петербурга. Климатические факторы, влияющие на состояние атмосферы города. Влияние различных типов погод на экологическое состояние атмосферы города. Уровень загрязнения атмосферы Санкт-Петербурга и его отдельных районов. Источники загрязнения атмосферы в городе. Пути решения экологических проблем города Санкт-Петербурга.

Тема 4. Экологические проблемы гидросферы.

Состояние поверхностных вод города Санкт-Петербурга. Загрязнение вод: источники загрязнения и мероприятия по улучшению качества воды водных объектов города. Проблема чистой воды в городе. Проблема очистки сточных вод и пути их решения. Очистные сооружения. Пути решения экологических проблем гидросферы.
Тема 5. Экологические проблемы биосферы города Санкт-Петербурга.

Значение органического мира городской природной среды. Коренные и завезённые (пришлые) виды растительных и животных организмов. Растения- «взломщики» асфальта, растения-«барометры» чистоты воздуха в городе. Особенности животного мира. Районы местообитания животных. Пути решения экологических проблем живых организмов Санкт-Петербурга и городской черты. Растения и животные, занесённые в Красную книгу России. Памятники природы города. Экологически чистые уголки родного города: сады, парки, аллеи.

Раздел lll.   Санкт-Петербург – город будущего.

Тема 1. Экологическая политика города Санкт-Петербурга.

Понятие экологической политики. Основные направления экологической политики. Экологический проект «Чистый город». Правила проведения улучшения качества природной среды в городе и городской черте.

Тема 2. Экологический туризм в городе Санкт-Петербурга.

Понятие экологический туризм, экологические тропы. Экологические тропы города Санкт-Петербурга: сады, парки, аллеи. Проектирование экологических троп.

4. Учебно-тематический план курса
«Экологический портрет
Санкт-Петербурга».

Разделы

Темы

Кол-во
часов

Теоретические

вопросы

Практические

 вопросы

1. Факторы формирования экологической ситуации города Санкт-Петербурга.

11 часов

1.  Эколого-географическое положение города Санкт-Петербурга.

2

Географическое положение и эколого-географическое положение города Санкт-Петербурга.

Определение эколого-географического положения города Санкт-Петербурга.

2. Из года в год.

2

Основные исторические этапы развития города: город Петра; город- порт; город- центр промышленности, город спорта, мира и культуры. Особенности развития экологической опасности в разные периоды существования города.

Экскурсия в историко-краеведческий музей.

3. Население и экологическая безопасность петербуржцев.

2

Понятие экологической безопасности населения. Мероприятия по регулированию экологической безопасности. Влияние на жизнь и здоровье петербуржцев шумов, вибрации, радиации, механического, химического загрязнения городской среды. Оценка экологической безопасности районов Санкт-Петербурга. Экологическая культура жителей города.

Оценка экологической безопасности в различных районах города Санкт-Петербурга. Создание творческих проектов.

4.  Санкт-Петербурга – промышленный узел России.

3

Отрасли промышленности Санкт-Петербурга. Степень экологической опасности отраслей промышленности. Экологическая политика города.

Оценка экологической опасности различных производств города.

5. Коммуникационная сеть города Санкт-Петербурга.

2

Основные виды транспорта Санкт-Петербурга.  Транспорт и его влияние на здоровье населения и на природные компоненты прилегающей природной среды.

Оценка влияния транспорта на окружающую среду города и жизнь населения.

2. Экологическая ситуация в городе Санкт-Петербурге.
17 часов

1. Понятие об экологической ситуации.

2

Экологическая ситуация и её виды.   Источники загрязнения городской среды, вызванные хозяйственной деятельностью человека. Экологические проблемы Санкт-Петербурга.

Оценка экологической ситуации различных районов города, их влияния на окружающую среду города.

2. Экологические проблемы литосферы и почв.

3

Основные формы рельефа города и городской черты. Загрязнение почв, источники загрязнения. Мероприятия по снижению загрязнённости почв. Пути решения экологических проблем литосферы и почв Санкт-Петербурга.

Определение уровня загрязнённости поверхности почв отраслями промышленности.

3. Экологические проблемы атмосферы.

3

Климат города Санкт-Петербурга. Источники загрязнения атмосферы в городе. Проблемы и пути их решения.

Определение уровня загрязнённости атмосферы в городе и районах Санкт-Петербурга.

 4. Экологические проблемы гидросферы.

4

Состояние поверхностных вод города Санкт-Петербурга. Проблема чистой воды в городе. Пути решения экологических проблем гидросферы.

Оценка экологического состояния и чистоты воды реки Невы.

5. Экологические проблемы биосферы города Санкт-Петербурга.

5

Значение органического мира городской природной среды. Коренные и завезённые (пришлые) виды растительных и животных организмов. Пути решения экологических проблем   природных компонентов Санкт-Петербурга и городской черты. Растения и животные, занесённые в Красную книгу России. Памятники природы города.

Экскурсия   в парк 300-летия города (Приморский район). Создание проекта «Моя Красная книга»

3. Санкт-Петербург – город будущего.

6 часов

1. Экологическая политика города Санкт-Петербурга.

3

Понятие экологической политики. Основные направления экологической политики.

Организация проектной деятельности. Проект «Чистый город». Индивидуальные презентации.

2. Экологический туризм в городе Санкт-Петербурге.  

3

Понятие экологический туризм, экологическая тропа. Экологические тропы города Санкт-Петербурга.  Проектирование экологических троп.

Проектирование экологических троп.

Итого:

34

Литература для учителя.

1.  География и экология Санкт-Петербурга и Ленинградской области: учебное пособие. – Москва: Изд-во Московского университета, 2006.

2. С.В. Васильев и др. Программно-методические материалы для учителей по географии Санкт-Петербурга и Ленинградской области. – Москва: Изд-во Московского университета, 2008.

3. А.В. Даринский. Краеведение: Пособие для учителя. Москва, Просвещение, 1987г.

4. А.В Даринский., В.И. Старцев. История Санкт-Петербурга. – СПб: Глагол, 2005.

 5. Л.К. Ермолаева, Т.И. Удальцова и др. Петербург – город-музей. Ч.3. – СПб: СМИО Пресс, 2007.

 

6.  В.Г.Исаченко, Г.Т.Савельева. Краеведение: учебное пособие для учащихся школ. – СПб.: НИК,2009.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию и социализации учащихся 1-4 классов «Юный патриот»

Рабочая программа   внеурочной деятельностиПо патриотическому воспитанию для учащихся 1-4 классов «Юный патриот»Актуальность программы.В последнее десятилетие в России произошли экономи...

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы».

Рабочая программа внеурочной деятельности экологического воспитания школьников «Храм природы» рассчитана на 34 часа. Практические занятия проходят на экологической тропе "Храм природы"....

Рабочая программа внеурочной деятельности_Пешком по Санкт-Петербургу. Часть 1

Актуальность данной программы внеурочной деятельности обусловлена необходимостью осуществлять постоянную и целенаправленную работу по систематизации, совершенствованию и расширению метапредметных умен...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологическая культура" 8 класс

Рабочая программа предназначена для проведения занятий внеурочной деятельности в 8 классе "Экологическая культура"....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Пешком по Санкт-Петербургу" для 5 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Из истории Российской полиции" для учащихся 6-7 классов.

Программа внеурочной деятельности предназначена для учащихся кадетских классов. Она состоит из теоретической и практической части. Программа позволяет расширить знания обучающихся об  истории воз...