Развитие познавательных логических действий на уроках биологии
статья по биологии

Кузьмина Ольга Владимировна
На основе требований ФГОС, приходится менять взгляды на систему обучения, вместо того чтобы обеспечить ребенка готовыми знаниями, необходимо применять методы и приемы которые помогают запустить механизм саморазвития и самореализации личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных  логических  действий на уроках биологии

 На основе требований ФГОС,  приходится менять взгляды на систему обучения, вместо того чтобы обеспечить ребенка готовыми знаниями, необходимо применять методы и приемы  которые помогают запустить механизм саморазвития и самореализации личности.

 Согласно требованиям ФГОС качество усвоения знаний определяется  развитием универсальных учебных действий.

Функции УУД:

1.Обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

2. Создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

3. Сбеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД заключается в следующем:

  • Носят  надпредметный,  метапредметный характер;
  • Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её предметного содержания;
  • Обеспечивают этапы усвоения учебного материала и формируют психологические способности учащихся.

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения.

Виды УУД.

1. Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно - смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

2. Регулятивные универсальные учебные действия

 Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

3. Познавательные универсальные учебные действия.

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные действия делятся на:

1.Познавательные логические

2.Познавательные знако-символические действия

3.Познавательные действия по решению проблем

4.Познавательные действия по работе с информацией и чтению.

Остановимся  подробнее  на познавательных логических действиях.

В понятие познавательные логические действия входит:

1.Давать определения понятиям, подводить под понятие: распознавание объектов, выделение существенных признаков

Используются задания такого типа:

Как называют специалиста-зоолога, объектом изучения которого являются изображённые на фотографии животные? 1) орнитолог 2) гельминтолог 3) герпетолог 4) энтомолог

2. Выявлять черты сходства и различия.-это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Формирование навыка сравнивать объекты начинается с объяснения, что такое сравнение и как его выполнить.

Как сравнивать объекты:

Сравнить - это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо:

1. Определить объекты сравнения.

2. Выделить признаки, по которым они будут сравниваться.

3. Найти общие черты.

4.Найти черты отличия.

5. Объяснить причины того и другого и сделать выводы.

Для формирования этого действия используются следующие задания

  • установите соответствия между понятиями и явлениями: сравните два процесса - фотосинтез и дыхание, сделайте вывод (6 класс).

Вопросы для сравнения

Пищеварение

Выделение

Значение для организма

С какой системой связано

Что удаляется во внешнюю среду

«Отходы» удаляются во внешнюю среду через…..

Этот приём формирует  умение устанавливать черты различия.

Установите соответствие между характеристиками кровеносной системы животных и их классами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ КРОВЕНОСНОЙ

СИСТЕМЫ

КЛАССЫ ЖИВОТНЫХ

А) В сердце содержится только венозная кровь.

Б) Сердце образовано четырьмя камерами.

В) В венах малого круга течёт артериальная кровь.

Г) У животных имеется один круг кровообращения.

Д) Венозная кровь из сердца поступает непосредственно к лёгким.

Е) Сердце образовано предсердием и желудочком.

1) Костные рыбы

2) Птицы

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Или, задание такого типа:

Расположите последовательно события, происходящие во время листопада (6 класс):

А) образование отделительного слоя на черешке

Б) изменение окраски листьев

В) накопление в листьях вредных веществ в течение лета

Г) разрушение хлорофилла вследствие похолодания и уменьшения количества света

Д) опадение листьев.

Для учащихся 7 класса задание может быть следующим:

Дано:

Способы питания хордовых:

- хищные (в том числе насекомоядные);

- всеядные;

- травоядные.

Способы питания цветковых растений:

- фотосинтез;

- корневое питание;

- хищники (в том числе насекомоядные).

1. Решите, какая главная, на ваш взгляд, особенность клеток делает их гетеротрофами.

2. Как объяснить неподвижность растений и большую подвижность животных?

3.Обобщать, интегрировать информацию из различных источников и делать простейшие прогнозы- Умение обобщать - это умение выражать основные результаты в общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение - мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.

Как провести обобщение:

1. Выдели наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах и явлениях. 2. Выяви их сходство.

 3.Сформулируй общий вывод.

 4.Оформи ответ

Задания.

Дайте научное обоснование следующим пословицам и поговоркам: «Аппетит приходит во время еды», «Кода я ем, я глух и нем», «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу» (8 класс).

Г) Задания на обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях.

Например:

- Используя знания по географии, объясните, почему баобаб сбрасывает листья летом.(6 класс).

- Среди насекомых есть медлительные растительноядные существа палочники, по форме напоминающие веточку или лист. Назовите тип приспособления этих животных, объясните его значение и характер. (9 класс).

Если ученик испытывает затруднения при выполнении задания уровня С, то ему предлагается памятка по решению учебно-познавательных задач.

4.Проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное

Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. 2.1. Укажите тип симметрии животного. Ответ. _______________________________ 2.2. Укажите среду обитания животного. Ответ. _______________________________ 2.3. Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного перечня. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Список слов и словосочетаний: 1) Членистоногие 2) Животные 3) Широкопалый речной рак 4) Ракообразные 5) Десятиногие раки Царство Тип Класс Отряд Вид Ответ. 2.4. Укажите одно из значений, которое имеют речные ра

5.Устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.

Как установить причинно-следственные связи:

1.Выясни главную причину явления.

2. Укажи следствие, вытекающее из причины.

3. Проанализируй причину и следствие в отдельности.

4. Построй гипотезу взаимосвязи причины и следствия и докажи её.

При изучении темы «Размножение животных» учащимся  предлагаю задание: изучив содержание таблиц,   закончить предложения:

«Если срок беременности короткий, то……………….»

«Чем крупнее животное, тем…………………………...»

«Когда рождаются зрячие, покрытые шерстью детеныши, то……………»

«Чем чаще размножаются животные, тем………………………………»

Длительность  беременности у разных животных

Название животного

Длина тела

Длительность беременности

Условия деторождения

Характеристика детенышей

Серый хомячок

10 см

11-13 дней

Надежно устроенные норы

Голые, слепые, беспомощные

Рыжая полевка

13 см

18 дней

Серая полевка

13 см

20 дней

Крыса-пасюк

35 см

22 дня

Хомячок

59 см

30 дней

 Сурок байбак

90 см

40 дней

Лисица

52 дня

Горный баран

150 дней

Не устраивают гнезд и нор

Зрячие, покрытые шерстью, в первые дни после рождения могут следовать за матерями

Олень, лось

240-250 дней

Зебра

340-365 дней

Слон

500 дней

Зависимость скорости размножения от продолжительности жизни

Название животного

Продолжительность жизни

Частота повторения рождений

Слон

70-80 лет

1 раз в 4 года

Зубр

до 50 лет

1 раз в 2-3 года

Кит синий

35-40 лет

1 раз в 2-3 года

Медведь бурый

30-35 лет

1 раз в 2-3 года

Волк

около 15 лет

1 раз в год

Лисица

10-12 лет

1 раз в год

Зайцы

5-7 лет

до 3 пометов в год

Обыкновенная полевка

14-18 месяцев

6-8 пометов в год

        По любой теме в разделе «Жизнедеятельность организмов» выполнить задание: изучив текст учебника,  составить предложения, используя следующие конструкции:

……….………., поэтому……………….

……………….., потому что ………….

………………., следовательно, ……….

………………., так как……………….

Например, по теме «Дыхание»

«Органом дыхания  у китов и дельфинов являются легкие, следовательно,  время от времени они должны подниматься к поверхности воды».

«Киты и дельфины быстро поднимаются к поверхности, так как у них хвостовой плавник расположен в горизонтальной плоскости, а не в вертикальной, как у рыб».

Кроме установления причинно-следственных связей, данные упражнения направлены  на формирование умения работать с информацией, представленной в знаково-символическом виде.

5.Устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы

  • Сделайте вывод о том, почему лишайники первыми поселяются на необжитых местах.
  • Предположите, почему –
  1. Один муравей в природе не выживет?
  2. Бабочки тутового шелкопряда не летают?
  • Объясните.

У мамы кровь 1 группы, у сына – 2 группы, у дочери – 4 группы, у отца – 3 группа. Нужно срочно сделать переливание крови сыну. Чья кровь подойдет?

  • Объясните появление приспособлений у безобидной мухи-осовидки, похожей на осу.

Формирование УУД

  • обеспечивают возможность учащемуся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

И поэтому основная роль учителя в современном образовании – научить ребенка учиться.

Используемая литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. Примудрова И.А. статья «Формирование УУД на уроках биологии»
  3. Кодификатор метапредметных результатов обучения.
  4. https://bio8-vpr.sdamgia.ru/test?theme=18

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование активных методов обучения в развитии мышления на уроках биологии

 В представленном материале описан опыт использования активных форм обучения в процессе построения творческой  мастерской, что позволяет разрешить противоречие между тенденциями инно...

Интерактивные методы обучения как средство развития личности на уроках биологии

статья содержит информауцию о применении интерактивного обучения в образовательном пространстве...

Мотивационное и целевое стимулирование индивидуально-личностного развития учащихся на уроках биологии и химии.

У  преподавателя биологии и химии в условиях современного развития образования и учётом состояния здоровья российских студентов возникает необходимость формирования на своих занятиях ...

Пути развития УУД на уроках биологии

Универсальные учебные действия (далее УУД) – это обобщённые действия, т.е. сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, оно может быть использовано при изучении других предметов. Кажды...

Формирование и развитие УУД на уроках биологии

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школ...

Развитие интереса на уроках биологии

обобщенние опыта работы...

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...