конспект урока по биологии в 6 классе "Размножение организмов"
презентация к уроку по биологии (6 класс)

Островская Елена Ивановна

Урок «Половое размножение организмов» 6 класс

 

раздел «Жизнедеятельность организмов»

 

УМК Н.И. Сонин «Биология. Живой организм»

 

 

Цели урока

 

Деятельностная цель - формировать личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия при изучении полового размножения.

Предметно-дидактическая цель - рассмотреть характерные особенности полового размножения животных,

Планируемые результаты обучения

Метапредметные — объяснить значимость и хрупкость процесса полового размножения,  учить осознавать ценность и уникальность каждого организма, уметь работать с текстом, иллюстрациями и материалами ЦОР, работать в парах, группах определять цель работы на уроке, учиться самоконтролю и самооценке.

Предметные — характеризовать свойства полового размножения.

Личностные — формировать интерес к изучению природы, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук.

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения: частично-поисковые.

 

Средства обучения: учебник; дидактические карточки; компьютер; набор ЦОР.

 

 

 

 

Учебно-воспитательные задачи урока: 
1. Образовательные

  • сформировать понятия о формах полового размножения, участии половых желез в половом размножении животных;
  • познакомить с процессом оплодотворения и его видами.

2. Развивающие

  • развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания, воспроизведении потомства;
  • формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках;
  • научить учащихся формулировать выводы;
  • развивать мышление ученика, речь.

3. Воспитательные

  • формировать мировоззренческие представления о проявлении заботы о потомстве у разных животных; сохранении многообразия живых организмов на планете (на территории где живешь).

4. Здоровьесберегающие

  • смена видов деятельности во время урока;
  • правильность осанки во время урока;
  • соблюдение правил техники безопасности во время практической работы.

5. Эстетическое воспитание

  • показать красоту окружающего мира, многообразие организмов;
  • развивать наблюдательность детей.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный, с использованием компьютерных технологий, таблиц, рисунков, моделей.

Структура урока: приветствие, настрой учащихся на урок, актуализация знаний, изучение нового материала, закрепление знаний, вывод.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Приемы обучения: беседа, рассказ, наглядные объекты, практическая работа.

Дидактические задачи: учебные (работа с учебником, тетрадью, дополнительной литературой); экспериментально-познавательные; индивидуальная работа.

Оборудование:
1. Транспаранты «Деление амебы», «Размножение гидры».
2.Таблицы: «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Внутреннее строение лягушки», «Тип Хордовые. Класс Птицы. Внутреннее строение птенца, «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внутреннее строение собаки», «Внутриутробное развитие зародыша человека».
3. Коллекция: « Медоносная пчела».
4. Модель « Строение яйца птицы».
5. Демонстрационный материал: яйцо курицы, кусочки рыбы.
6. Лабораторное оборудование: чашки, дощечка, скальпели.

План урока:

I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1) Половое размножение как способ развития живых организмов.
2) Половые клетки, участвующие в процессе размножения.
3) Формы полового размножения.
4) Органы размножения позвоночных животных. Оплодотворение, его виды.
5) Биологическое значение полового размножения.
6) Проявление заботы о потомстве у разных животных.
7) Практическая работа « Половые клетки рыбы и птицы».
III. Закрепление знаний.
IV. Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.66 МБ
Файл plan_konspekt_uroka.docx20.37 КБ
Файл inf_karta.docx20.68 КБ
Файл kartochki.docx19.92 КБ
Файл prakticheskaya_rabota.docx12.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Размножение живых организмов

Слайд 2

Размножение – единственный путь к бессмертию, именно в размножении заключается смысл жизни любого организма

Слайд 3

Половое размножение животных « Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время »

Слайд 4

Половое размножение Способ размножения, осуществляемый с помощью половых клеток – гамет.

Слайд 5

Половые клетки сперматозоид яйцеклетка Семенники Яичники Половые железы

Слайд 6

Практическая работа «Строение яйца птицы» Инструктивная карточка. Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования. Ход работы: 1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто? 2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку. 3. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. От какой части яйца они отходят? 5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь? 8. Зарисуйте и подпишите все части яйца птицы. 9. Сделайте вывод о проделанной работе.

Слайд 8

Мы все вместе улыбнемся, Подмигнем слегка друг другу, Вправо, влево повернемся И кивнем затем по кругу. Все идеи победили, Вверх взметнулись наши руки. Груз забот с себя стряхнули И продолжим путь науки.

Слайд 9

Раздельнополые особи Виды животных, особи которых образуют в половых железах только мужские половые клетки ( сперматозоиды) или только женские (яйцеклетки ) называются раздельнополыми.

Слайд 10

Особи, которые в своем организме способны воспроизводить два типа половых гамет(мужские и женские), такие особи называются обоеполыми (или гермафродитами).

Слайд 11

Лоренцо Бернини « Спящий Гермафродит »; Лувр

Слайд 12

Оплодотворение - слияние гамет наружное внутреннее

Слайд 13

Партеногенез

Слайд 14

Половое размножение Результатом полового размножения является рождение потомства, обладающего новыми , по сравнению с родителями, генетическими комбинациями.

Слайд 15

Выберите предложение и продолжите его Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрёл… Я научился… У меня получилось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Расскажу дома, что …

Слайд 16

Домашнее задание « Это процесс, с помощью которого Жизнь умудряется обвести вокруг пальца Время » Стр 133-138

Слайд 17

«Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания». Гете



Предварительный просмотр:

План конспект урока

Этапы урока

Приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач на уроке

Дифференциация, индивидуальная работа учащихся

I. Организационный момент

1. Работа у доски (3 ученика)

Личное обращение к ученикам

II. Актуализация опорных знаний

Прием 1 (карточка №1) Работа с биологическими терминами, предложено вставить пропущенные буквы в биологические термины.

Прием 2 (карточка № 2) «Свернуть» информацию, данную в виде текста, в схему. Прием 3 (карточка №3) Работа с синквейном. На доске составить синквейн по теме «Бесполое размножение». 

2. Работа с карточками на местах (6 учеников)

Прием 4 (карточка№4) Найти смысловую ошибку в тематическом тексте

Прием №5 (карточка №5) Определить смысл усвоенных перечисленных понятий 

Прием №6 (карточка № 6) Раскрыть смысл усвоенных перечисленных понятий 

Прием 7 (карточка№7) Сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходства и различия 

Прием 8 (карточка№8) Установить соответствие организмов их способам вегетативного размножения 

Прием 9 (карточка№9) Корректурная проба Используя буквы алфавита, составь слова по теме: «Бесполое размножение». 

3. Работа всего класса с сигнальными карточками по вопросам учителя. Прием 10 (карточка№10) Диктант в устной форме (верно, не верно ), учащиеся сигнализируют учителю о своем согласии или не согласии.

Памятка с алгоритмом по составлению дидактических синквейнов.

Памятка с алгоритмом работы

Дополнительные установки для слабоуспевающих по правилам работы

4. Обсуждение и проверка выполнения заданий у доски.

III. Изучение нового материала

НА ДОСКЕ: Тема урока «Половое размножение животных».

 Эпиграф: «Это процесс, с помощью которого ЖИЗНЬ умудряется обвести вокруг пальца ВРЕМЯ»

Прием 11 (карточка № 11) работа с «мыслительным листом» (Дома попытаться самостоятельно «перевести на биологический язык» это красивое образное выражение.)

Прием 12 (карточка № 12) Отгадывание загадки. Таинственная шкатулка  Вернуться в конце урока к отгадке.

(По дороге на работу я зашла в магазин и купила несколько женских гамет, которые сейчас лежат в этой шкатулке (куриное яйцо; икра) А почему эти клетки человек использует в пищу?)

Прием 13 Активное слушание с опорой на визуальный ряд с предварительно сформулированным заданием по излагаемому материалу

Сообщения учащихся. Прием 14. Задание по написанию сообщения на тему 

Прием 15. Найти информацию в учебнике, где описываются половые клетки животных. Учебник: стр. 128 - половые клетки животных.

Формы полового размножения.

Прием 15 Найти информацию в учебнике, где описываются обоеполые организмы. Задание классу: на стр. 128 прочитать 3-й абзац сверху, ответить на вопрос —Какие особи называются обоеполыми, и кто является их представителями?

Дополнительные установки, мотивирующие на изучение темы.

Помощь  анализе текста учащимся с низким уровнем развития навыка «смыслового чтения»

Физминутка

Партеногенез, как одна из форм полового размножения.

Прием 15  Найти информацию в учебнике, где описывается такая форма полового размножения. Задание классу: прочитать текст на стр. 130 (около второй звездочки) и найти в тексте - к какой форме полового размножения относится данный пример?

   Демонстрация коллекции: «Медоносная пчела».

   Органы размножения позвоночных животных. Оплодотворение, его виды.

   Прием 16  Провести исследования в форме наблюдения. Практическая работа «Определение пола рыбы». Прием 7  Найти информацию в учебнике, где описывается икра лягушки и тритона.

   Прием 16  Провести исследования в форме наблюдения. Практическая работа «Строение яйца птицы» Прием 7 Сравнить два рисунка с биологическими объектами, найти сходства и различия. Сравним яйцо (икринку) рыбы с яйцом птицы. Чем они отличаются ?

  Биологическое значение полового размножения.

Работа в парах

Работа в парах. Подготовка вопросов по коллекции.

Дополнительная установка по технике безопасности и правилами проведения практической работы в форме наблюдения. Памятки с алгоритмом сравнения всем, кто испытывает затруднения.

Памятки по алгоритму анализа процесса.

  IV. Закрепление изученного материала.

Прием 17. Цифровой диктант в письменной форме, после изученного материала.

Индивидуальная работа каждого обучающегося с тестом (по ответам начертить зашифрованную фигуру).

  V. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Дополнительные разъяснения.

1. сегодня я узнал...

2. было интересно...

3. было трудно...

4. я выполнял задания...

5. теперь я могу...

6. я научился...

7. у меня получилось...

8. я смог...

9. меня удивило...

Домашнее задание на доске

   Комментирование и выставление оценок. Домашнее задание: учебник - стр. 128-131, вопросы для закрепления стр. 132— 133, творческое задание (мыслительный лист).



Предварительный просмотр:

Информационная карта урока

Этапы урока, форма, краткое содержание

Дидактическое оснащение

Деятельность учащихся, рефлексия

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Эмоционально- психологический настрой на урок.

  2.Актуализация опорных знаний

  1. Работа по карточкам у доски.
  2. Работа по карточкам на рабочих местах.
  3. Биологический диктант (устно) с сигнальными карточками.

Учащиеся выполняют задания на доске по карточкам, в раздаточных листах по карточкам, работают устно

3.Изучение нового материала.

  1. Половое размножение как способ развития живых организмов.
  2. Половые клетки, участвующие в процессе размножения.
  3. Формы полового размножения.
  4. Органы размножения позвоночных животных. Оплодотворение, его виды.
  5. Биологическое значение полового размножения.
  6. Проявление заботы о потомстве у разных животных
  1. Таблицы: «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Внутреннее строение лягушки».
  2. «Тип Хордовые. Класс Птицы. Внутреннее строение птенца».
  3. Коллекция: «Медоносная пчела».
  4. Модель «Строение яйца птицы».
  5. Демонстрационный материал: яйцо курицы, кусочки рыбы.
  6. Лабораторное оборудование: чашки, дощечка, скальпели.

Оформленная доска (эпиграф, схема)

  1. Активно слушают рассказ учителя с опорой на схему, таблицы, коллекции.
  2. Отвечают на вопросы учителя, отгадывают загадку (таинственная шкатулка)
  3. Рассказывают устные сообщения, заготовленные дома.
  4. Работают с учебником различными приемами.

Делают выводы

Физминутка

Музыкальное сопровождение

Выполняют движения

  1. Практическая работа «Половые клетки птицы и рыбы»

Проводят исследования в форме наблюдения, сравнения

4. Закрепление знаний

Рефлексивный экран на доске.

1.Выполняют творческую работу. 2.Организуют проверку в группах

5. Подведение итога урока, рефлексия.

Записи на доске. «Мыслительный листок».

Обсуждают урок и проводят самооценку.

6. Домашнее задание

Планируют выполнение домашнего задания.



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы в термины: размн-жение, сп-ра,

п-чк-вание, д-ление, к-рневище, чер-нок.

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы в термины: размн-жение, сп-ра,

п-чк-вание, д-ление, к-рневище, чер-нок.

Карточка №2

Переведите данную информацию в схему: 

Бесполое размножение — это процесс самовоспроизведения организмов без участия половых клеток, которое осуществляет лишь один родитель. Основным свойством бесполого размножения является точное воспроизведение наследственных свойств родителя. Бесполое размножение — это древняя форма самовоспроизведения, свойственная организмам всех царств живой природы.

Среди бесполого размножения выделяют несколько форм: деление спорообразование, вегетативное размножение, почкование.

Карточка №2

Переведите данную информацию в схему: 

Бесполое размножение — это процесс самовоспроизведения организмов без участия половых клеток, которое осуществляет лишь один родитель. Основным свойством бесполого размножения является точное воспроизведение наследственных свойств родителя. Бесполое размножение — это древняя форма самовоспроизведения, свойственная организмам всех царств живой природы.

Среди бесполого размножения выделяют несколько форм: деление спорообразование, вегетативное размножение, почкование.

Карточка №3

Найди смысловую ошибку в тексте:

Бесполое размножение — это процесс самовоспроизведения организмов без участия половых клеток, которое осуществляет лишь один родитель. Основным свойством бесполого размножения является возникновение новых, несвойственных свойств для родителя.

Карточка №3

Найди смысловую ошибку в тексте:

Бесполое размножение — это процесс самовоспроизведения организмов без участия половых клеток, которое осуществляет лишь один родитель. Основным свойством бесполого размножения является возникновение новых, несвойственных свойств для родителя.

Карточка №4

Что общего в перечисленных понятиях: почкование, идентичны, черенкование, дрожжи, митотическое деление, продолжение жизни.

Карточка №4

Что общего в перечисленных понятиях: почкование, идентичны, черенкование, дрожжи, митотическое деление, продолжение жизни.

Карточка №5

Объясните суть следующих понятий: спора , почкование, деление.

Карточка №5

Объясните суть следующих понятий: спора , почкование, деление.

Карточка №6

Сравните два понятия: спора гриба и спора бактерии, в чем сходство и отличие.

Карточка №6

Сравните два понятия: спора гриба и спора бактерии, в чем сходство и отличие.

Карточка №7

Установите соответствия между организмами и способами вегетативного размножения:

Организмы

Способы размножения

фиалка

видоизмененные побеги(луковицы)

тюльпан

видоизмененные побеги (клубни)

картофель

деление корневища

земляника

ползучие побеги (усы)

малина

листовые черенки

Карточка №7

Установите соответствия между организмами и способами вегетативного размножения:

Организмы

Способы размножения

фиалка

видоизмененные побеги(луковицы)

тюльпан

видоизмененные побеги (клубни)

картофель

деление корневища

земляника

ползучие побеги (усы)

малина

листовые черенки



Предварительный просмотр:

Практическая работа

«Строение куриного яйца»


Инструктивная карточка. 
Тема: Изучение строения куриного яйца. 
Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования. 
Ход работы:
1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто? 
2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку.
3. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. От какой части яйца они отходят? 
5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь
8. Зарисуйте и подпишите все части яйца птицы.
9. Сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа

«Строение куриного яйца»


Инструктивная карточка. 
Тема: Изучение строения куриного яйца. 
Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования. 
Ход работы:
1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто? 
2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку.
3. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. От какой части яйца они отходят? 
5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь
8. Зарисуйте и подпишите все части яйца птицы.
9. Сделайте вывод о проделанной работе.

Практическая работа

«Строение куриного яйца»


Инструктивная карточка. 
Тема: Изучение строения куриного яйца. 
Цель: Изучить особенности строения куриного яйца путём исследования. 
Ход работы:
1. Рассмотрите куриное яйцо: какой оно формы, окраски, чем покрыто? 
2. Разбейте скорлупу и вылейте содержимое яйца в чашку.
3. Рассмотрите белок и желток. Найдите в белке плотные шнуры – канатики. От какой части яйца они отходят? 
5. Рассмотрите скорлупу. Какая она на ощупь
8. Зарисуйте и подпишите все части яйца птицы.
9. Сделайте вывод о проделанной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по биологии в 9 классе. Онтогенез. эмбриональное развитие организмов.

Урок позволяет сформировать знания о закономерностях ирдивидуального развития организмов на примере позвоночных животных, об этапах зародышевого развития животных. о взаимосвязи индивидуального и исто...

Конспект урока по биологии на тему "АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМОВ" 9 класс

Предлагаемый конспект привязан изначально к определённому учебнику. но может быть использован и в любой системе при изучении приспособлений организмов. Его можно использовать как в полном объёме в 9-1...

План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Пояснительная записка.      В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....

План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».

Пояснительная записка.      В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....

План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"

                                     Аннотация.    Конкурсная работа  ме...

План-конспект урока по биологии в 8 классе по теме "Внутренняя среда организма"

                                     Аннотация.    Конкурсная работа  ме...

Конспект урока по биологии "Транспортные системы организма" 8 класс

Сформировать понятие о транспортных системах – кровеносной и лимфатической; раскрыть связь строения и функций органов кровеносной и лимфатической систем....