Открытый урок на тему "Маленькие органы большого значения"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Горобченко Галина Гурамовна
На уроке речь пойдет о гуморальной регуляции организма, гормонах и железах их вырабатывающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_gormony_ih_rol.docx453.7 КБ

Предварительный просмотр:

МКОО «Обильненская СОШ»

Открытый урок на тему:

«Маленькие органы большого значения».

8 класс

                                                     Подготовила и провела:

                                                                           учитель биологии Горобченко Г. Г.

                                                                                 Первая квалификационная категория.

с. Обильное, 2020 год.

«Маленькие органы большого значения».

Тип урока: комбинированный

Цель: познакомить обучающихся с гормонами, их ролью в организме человека.

Задачи:

1) Образовательные:

- познакомить обучающихся с железами внутренней секреции и гормонами ими выделяемыми;

- закрепить знания о гуморальной регуляции организма.

2) Воспитательные:

- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

- продолжить формирование умений сравнивать объекты между собой, выделять главную мысль в тексте.

3) Развивающие:

- продолжить развитие умений работать с учебником и рабочей тетрадью;

- способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- суть понятий «гормоны», «эндокринные железы», «гуморальная регуляция»;

- знать значение процессов гуморальной регуляции.

Метапредметные:

регулятивные:

- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- давать определения;

коммуникативные:

- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

работать с учебником;

- находить отличия;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

Личностные:

- формировать ответственное отношение к обучению;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
  3. Продолжить развитие навыков обучения.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения характеризовать органические вещества.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Оборудование: учебник «Биология. Организм человека», таблицы по биологии «Строение головного мозга». Карточки с индивидуальными заданиями; рисунки-схемы с изображением строения железы внутренней и внешней секреции; рисованные модели желез внутренней секреции на магнитах, рисованное изображение профиля человека;  карточки с биологическими задачами для организации парной работы.

Использованные источники

  1. Сонин Н.И. Биология: Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 200г.
  2. Н. А. Касаткина. Биология. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. –М.: Дрофа, 2007г.

Орг. момент.

Объявление темы урока как:

«Маленькие органы большого значения».

Сегодня на уроке речь пойдет о гуморальной регуляции организма,  гормонах и железах их вырабатывающих.

    В процессе изучения темы мы познакомились с рядом новых понятий. Первым из них является понятие гуморальной регуляции. Какие способы регуляции вам известны?
– Что такое нервная регуляция?
– Что такое гуморальная регуляция?

СРАВНЕНИЕ НЕРВНОЙ И ГУМОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ. (заполняется часть таблицы, колонка эндокринная). Обучающиеся заполняют таблицу в течение урока, чтобы в его конце дать характеристику гуморальной регуляции организма.

Признак

Нервная

Эндокринная

1. Включается

быстро

медленно

2. Действует

коротко

долго

3. Сигнал

нервный импульс

гормон

4. Передача сигнала

электрическая (по нервным волокнам) и химическая (через синапс)

химическая (через жидкие среды организма)

5. Распространение сигнала

по нервным структурам рефлекторной дуги

по сосудам с током крови

6. Ответ

четко локализован (определенный орган)

генерализован (весь организм)

Вывод: нервная и эндокринная (гуморальная) системы осуществляют совместную регуляцию функций организма и поддерживают его постоянство.

Фронтальный опрос 

Задание 1. Опираясь на содержание понятий «нервная» и «гуморальная» регуляция, определите, к какому типу регуляции имеют отношение следующие явления. Мотивируйте ответ.

  1. Адреналин, попадая в кровь, усиливает сердцебиение и сужает кровеносные сосуды.
  2. Горячая вода, воздействуя на рецепторы кожи, вызывает расширение ее сосудов.
  3. Повышение концентрации углекислого газа в крови приводит к учащению дыхания.
  4. Под действием импульсов, передающихся по одним нервам к сосудам, они сужаются, а под действием импульсов, передающихся по другим нервам – расширяются.

Задание 2. Следующим понятием, с которым мы познакомились, является понятие «железа».

--Что такое железа? 
– Какие виды желез вам известны? 
– Что мы называем железой внутренней секреции?
– Что мы называем железой внешней секреции?
– В чем особенность желез смешанной секреции?

Задание 3.  Следующее понятие, к содержанию которого мы обратимся – «гормоны». Что такое гормоны? Какими свойствами они обладают?

В организме человека вырабатывается много  разных гормонов, вот названия некоторых из них:       

  1. Тироксин.
  2. Адреналин.
  3. Андрогены.
  4. Инсулин.
  5. Вазопрессин.
  6. Глюкагон.
  7. Паратгормон.
  8. Тиреотропин.
  9. Глюкокортикоиды.
  10. Кальцитонин.

.  Каким же образом ОРГАНЫ – МИШЕНИ отличают гормон, предназначенный именно для них?

  Сообщение ученика: Гормоны служат химическими носителями информации. Восприимчивые к гормонам клетки снабжены специальными молекулами – РЕЦЕПТОРАМИ, которые позволяют считывать информацию, закодированную в гормоне. После взаимодействия гормона и рецептора происходит ряд изменений в обмене веществ в клетке. Главное условие для всех эндокринных функций – это присутствие в клетках-мишенях специфических рецепторов. Рецепторами соответствующего гормона обладают только клетки органа-мишени, способные благодаря этому «понимать» химически закодированную информацию. Принцип влияния гормонов напоминает радиосвязь, когда посылаемый в эфир сигнал адресуется «всем, всем». Но этот сигнал доходит до адресата лишь при наличии приемника, точно настроенного на волну данной станции. Подобно этому и в организме гормон хоть и достигает с током крови всех органов и тканей, но действует при этом только на те, у которых есть специальные клетки, «узнающие» именно этот гормон.

  Гуморальная регуляция, в отличие от нервной направлена, прежде всего, на медленно протекающие реакции в организме. Поэтому гормонам принадлежит важная роль в регуляции медленно развивающихся формообразовательных процессов – таких, как рост, размножение, регуляция концентрации некоторых веществ в крови и других.

Рассмотрим действие некоторых гормонов подробнее.

Работа в парах. Учащиеся знакомятся с текстом и затем рассказывают о железе и ее гормонах у доски, показывают на схеме.

Г И П О Ф И З.

Некоторые участки центральной нервной системы вырабатывают гормоны и выделяют их в кровь. Поэтому их относят и к нервной, и к эндокринной системе. Гипофиз – одна из таких структур. Это небольшое образование овальной формы, расположенное в полости черепа под промежуточным мозгом. В нем выделяют переднюю, среднюю и заднюю доли, которые функционируют как независимые эндокринные железы и вырабатывают несколько гормонов.

Передняя доля (аденогипофиз) – вырабатывает гормон роста или СОМАТОТРОПИН. Он влияет на биосинтез и транспорт нуклеиновых кислот, синтез белка, тем самым ускоряя рост и деление клеток. У детей при недостатке этого гормона резко замедляется рост, человек на всю жизнь остается карликом – ростом около 120 см. Карлики имеют сниженную половую функцию. При избыточной продукции гормона роста в детском возрасте развивается гигантизм. Рост  взрослого человека – гиганта может достигать 240-250 см. Другие гормоны аденогипофиза при избыточной функции приводят к акромегалии, при которой происходит рост костей в толщину, особенно заметный на руках, ногах и плоских костях, включая кости черепа, носа, нижнюю челюсть, части позвоночного столба. Многие органы, например, язык, печень, почки, также увеличиваются в размерах. Особенно надо отметить гормон передней доли гипофиза – ПРОЛАКТИН, он оказывает выраженное влияние на функции нервной системы, обеспечивая проявление реакций, относящихся к группе родительских инстинктов. Все рефлексы, связанные с заботой о потомстве (строительство гнезд и нор, выкармливание и защита детенышей и др.), проявляются только при достаточном количестве этого гормона в организме.

Средняя доля гипофиза у человека развита слабо. Здесь вырабатывается меланотропный гормон, под действием которого образуется пигмент меланин, придающий окраску радужной оболочке глаз, волосам и коже человека. Под влиянием солнечного света проявляется эффект загара.

Задняя доля гипофиза (нейрогипофиз). Здесь хранятся гормоны, которые синтезируются в одном из отделов промежуточного мозга – гипоталамусе: вазопрессин (антидиуретический гормон – АДГ) и окситоцин. Мишенью для вазопрессина служат почки. Под  его действием  повышается обратное всасывание воды из мочи, что препятствует потере жидкости. При недостаточном образовании вазопрессина  развивается несахарный диабет, когда количество выделяющийся из организма мочи может достигать 20 л. В больших концентрациях этот гормон вызывает повышение кровяного давления.

Гормональная система гипофиза находится под контролем гипоталамуса.

Щ И Т О В И Д Н А Я   Ж Е Л Е З А

Самая крупная железа внутренней секреции, прилегает к хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи, имеет размер примерно 5 х 5 см и массу 30-40 г. Она вырабатывает несколько йодсодержащих гормонов, которые усиливают обмен веществ, ускоряют катаболизм белков, жиров, углеводов, повышают температуру тела, увеличивают частоту сердечных сокращений, повышают возбудимость нервной системы, регулируют процессы роста, физического и умственного развития.

 На ранних стадиях развития  они регулируют дифференцировку нервных клеток. При недостатке гормонов в этот период развивается заболевание КРЕТИНИЗМ, сопровождающееся задержкой роста, нарушением физического и умственного развития. Если гипофункция начинает проявляться после рождения, то снижается обмен веществ, повышается масса тела, нарушается деятельность нервной системы, появляется вялость, сонливость, снижение интеллекта. Такое нарушение называется МИКСЕДЕМА (в переводе с греческого – слизистый отек).  

При недостаточном поступлении йода с водой и пищей (например, у жителей горных районов) щитовидная железа также синтезирует мало гормона, при этом ткань железы разрастается, возникает эндемический (т.е. приуроченный к определенной местности) ЗОБ. Для профилактики этого заболевания некоторые продукты (соль, хлеб и др.) обогащают йодом.

При гиперфункции щитовидной железы развивается БАЗЕДОВА  БОЛЕЗНЬ (диффузный токсический зоб, тиреотоксикоз). Признаки болезни: зоб, повышение обмена веществ, потеря массы тела, учащение сердцебиений, повышенная нервная возбудимость. В подростковом возрасте может наблюдаться временное увеличение активности щитовидки. У таких подростков снижается работоспособность, они быстро утомляются, становятся раздражительными, капризными. Эти нарушения часто проходят после полового созревания.

О К О Л О Щ И Т О В И Д Н Ы Е   Ж Е Л Е З Ы  (паращитовидные).

На задней поверхности и под капсулой щитовидной железы располагаются 4 небольшие (4 х 6 мм) околощитовидные железы. Их гормоны вместе с витамином Д регулирует обмен кальция в организме. Под их влиянием ионы кальция всасываются в кишечнике из пищи, а также освобождаются из минерального вещества костей  и поступают в кровь. При недостатке данных гормонов возникают вялость, потеря аппетита, рвота, разрозненные сокращения отдельных мышц, судороги. В тяжелых случаях происходит спазм гортани, паралич дыхательных мышц, остановка сердца, заканчивающиеся смертью. 

П О Д Ж Е Л У Д О Ч Н А Я   Ж Е Л Е З А.

 Располагается в изгибе 12-перстной кишки, относится к железам смешанной секреции. Одни ее клетки вырабатывают вещества, необходимые для пищеварения, а другие выделяют в кровь гормон ИНСУЛИН, который поддерживает постоянный уровень сахара в крови. Этот гормон регулирует все виды обмена веществ, но в большей степени обмен углеводов. Под его действием происходит уменьшение содержания глюкозы в крови за счет перехода ее в ткани. Инсулин также стимулирует синтез белков из аминокислот  активный транспорт аминокислот в клетки, способствует образованию высших жирных кислот из продуктов углеводного обмена, а также тормозит использование жира, запасенного в жировой ткани.

  При гипофункции развивается заболевание САХАРНЫЙ  ДИАБЕТ. У таких больных высокое содержание сахара в крови, а клеткам организма его не хватает. Из-за недостатка инсулина глюкоза не может перейти из крови в ткани. При некоторых формах сахарного диабета больным помогают уколы инсулина. С 1930-х г.г. в медицинской практике  применяли инсулины свиней и коров, которые отличаются от человеческого инсулина на 1-3 аминокислотных остатка. В настоящее время инсулин получают методами генной инженерии.

  Глюкоза используется клетками в качестве источника энергии, поэтому важно не только поддерживать постоянный уровень этого вещества в крови, но и регулировать процессы его усвоения клетками организма.

При сильном увеличении количества глюкозы в крови может наступить потеря сознания – ДИАБЕТИЧЕСКАЯ  КОМА.  При избытке инсулина количество глюкозы в крови катастрофически уменьшается и наступает ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКИЙ  ШОК. Эти состояния очень опасны и могут привести к смерти.

Н А Д П О Ч Е Ч Н И К И

Это парные железы, каждая из которых имеет массу около 4 г, располагаются на верхних полюсах почек. Окружены  они плотной соединительнотканной капсулой и погружены в жировую ткань. Выделяют два слоя: корковый и мозговой. Удаление мозговой части железы в эксперименте на животных приводит к смерти.

В корковом слое вырабатываются гормоны, относящиеся к стероидам. Предшественником всех стероидов является холестерин. Глюкокортикоиды регулируют обмен органических веществ, участвуют в развитии стресс-реакции, являются антагонистами иммунной системы. В высоких дозах они выступают как иммунодепрессанты и применяются для предупреждения отторжения трансплантированных органов. Минералокортикоиды регулируют обмен воды и минеральных веществ. Половые гормоны коркового слоя играют важную роль в детском  и старческом возрасте, когда половые железы не функционируют.  Гормонами мозгового слоя надпочечников являются адреналин и норадреналин. Их образование усиливается при возбуждении симпатического отдела вегетативной нервной системы. Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, сужает кровеносные сосуды, кроме сосудов сердца, мозга и работающих скелетных мышц, увеличивает просвет бронхов, ускоряет обмен веществ, замедляет процессы пищеварения. В связи с тем, что адреналин, обеспечивает реакции организма в экстремальных условиях, его называют гормоном борьбы и бегства, или аварийным гормоном.

          Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами, приводит к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. И. С. Тургенев так описал эту болезнь в рассказе «Живые мощи»: «Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос».

        При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

Э П И Ф И З

  Шишковидная железа – небольшое образование конусовидной формы массой 100 – 200 мг. Расположен в полости черепа над средним мозгом. В процессе эволюции претерпевал существенные изменения.

Организм

Функция эпифиза

1. Предки позвоночных

Орган зрения

2. Круглоротые

Строение, близкое к строению глаза

3. Гаттерии и некоторые ящерицы

Теменной (3-й) светочувствительный глаз

4. Другие позвоночные

Железа внутренней секреции

5. Птицы

Компасная ориентация при полете

6. Человек

Приспособления организма к суточным ритмам, т.е. смене дня и ночи.

Эпифиз получает информацию о времени суток через зрительный анализатор и, увеличивая или снижая уровень гормонов, изменяет активность физиологических и психических процессов. Таким образом, эпифиз играет роль «биологических часов» в организме человека.

 Кроме того, эпифиз регулирует процессы полового созревания человека.

П О Л О В Ы Е   Ж Е Л Е З Ы

  Семенники у мужчин и яичники у женщин относят к железам смешанной секреции. В этих железах образуются половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки (внешнесекреторная функция) и половые гормоны, которые непосредственно поступают в кровь.  Мужские половые гормоны называются АНДРОГЕНАМИ, женские – ЭСТРОГЕНАМИ. Нужно помнить, что оба вида гормонов вырабатываюся как у мужчин, так и у женщин, но в разных пропорциях.

  Половые гормоны регулируют обмен веществ, рост, развитие половых органов, появление вторичных признаков пола, влияют на функции нервной системы. Например, андрогены стимулируют синтез белков, поэтому в мужском организме больше мышечная масса, более высокое содержание гемоглобина в эритроцитах, меньше жира. После полового созревания останавливается рост человека, т.к. половые гормоны подавляют активность точек роста длинных трубчатых костей.

Повышение мужских гормонов в женском организме приводит к МАСКУЛИНИЗАЦИИ, а женских гормонов в мужском организме к – ФЕМИНИЗАЦИИ.

А как осуществляется Р Е Г У Л Я Ц И Я   Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И   Э Н Д О К Р И Н Н О Й   С И С Т Е М Ы.

Известно, что недостаток, а также избыток гормонов в организме человека приводит к сдвигам во внутренней среде организма. В результате чего возникают те или иные нарушения развития или заболевания.

  Регуляция функций эндокринных желез осуществляется несколькими способами. Один из них – прямое влияние на клетки железы концентрации в крови того вещества, уровень которого регулирует данный гормон. Согласованность работы желез внутренней секреции достигается стимулированием или угнетением гормонам одной железы работы другой железы, а также взаимодействием с центральной нервной системой.

  Головной мозг принимает непосредственное участие в регуляции деятельности эндокринной системы. Одна из структур промежуточного мозга – гипоталамус - принимает участие в регуляции деятельности гипофиза – одной из центральных желез эндокринной системы. Он посылает свои гормоны другим железам. Каждый гормон активирует определенные эндокринные структуры. Соотношение этих гормонов в каждый момент времени определяет состояние всего организма.

  Нервная и эндокринная системы тесно связаны между собой, и поддержание постоянства внутренней среды организма обеспечивается их совместной работой. Такой способ регуляции называется НЕЙРОГУМОРАЛЬНЫМ.

Обобщение материала урока. В Ы В О Д Ы:

1. Биологически активные вещества – гормоны – вырабатываются эндокринными железами, отдельными  клетками или их скоплениями в некоторых других органах.

2. Гормоны – сильнодействующие агенты, поэтому для получения специфического эффекта достаточно ничтожного их количества.

3. Гормоны, выделяемые эндокринными железами, могут действовать на органы, расположенные далеко от них.

4. Гормональная регуляция, в отличие от нервной, направлена на медленно протекающие в организме реакции.

5. Как недостаток, так и избыток гормонов в организме человека приводит к более или менее резким сдвигам во внутренней среде организма. В результате этого возникают нарушения развития или заболевания.

6. Нервная и эндокринная системы тесно связаны между собой. Поддержание гомеостаза организма обеспечивается совместной работой этих систем. Такая регуляция функций называется нейрогуморальной.

Н А Р У Ш Е Н И Я   Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И   Э Н Д О К Р И Н Н Ы Х    Ж Е Л Е З

Железы

Гормоны

Гиперфункция

Гипофункция

Гипофиз

Гормон роста

Гигантизм – в молодом возрасте усиленный рост тела.

Акромегалия – у взрослых (усиленный рост костей лицевого отдела черепа, кистей, стоп.

Карликовость – задержка роста при нормальном умственном развитии.

Щитовидная железа

Тироксин

Базедова болезнь – повышение обмена веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба.

Микседема – понижение обмена веществ, возбудимости нервной системы, отечности.

Кретинизм – в молодом возрасте нарушение пропорций тела, задержка роста, полового и психического развития.

Поджелудочная железа

Инсулин

Гипогликемия – при резком понижении сахара в крови возникает инсулиновый шок – острое нарушение деятельности мозга с судорогами и потерей сознания.

Сахарный диабет – увеличение сахара (глюкозы) в крови и невозможность использования глюкозы клетками организма для получения энергии : может наступить потеря сознания – диабетическая кома, угрожающая жизни.

 Закрепление материала урока. Самостоятельная работа в парах. Решение биологических задач с их последующей коллективной оценкой.

Задача 1. Много лет назад врачи обратили внимание на то, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Какова возможная причина этого изменения в области шеи? Каковы причины этого болезненного состояния? Какими способами можно избавиться от этого недуга?

Задача 2. Рассчитайте, сколько йода достаточно для нормального функционирования щитовидной железы в течение жизни, если суточная потребность в нем составляет 0,15 -0,3 мг, а средняя продолжительность жизни – 65 лет. Достаточно ли принять рассчитанную дозу единовременно? Спрогнозируйте последствия единовременного приема рассчитанной дозы.

Задача 3. Какие патологические состояния, связанные с нарушением функций щитовидной железы вам известны? Покажите их признаки на таблице. Каковы причины этих заболеваний? Можно ли их ликвидировать?

Задача 4. В рассказе И.Тургенева "Живые мощи" есть такие строки: "Предо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова coвершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос". Какое заболевание описано в отрывке? Каковы его причины?

Задача 5. При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество глюкозы в крови, С чем связано такое пристальное внимание к этому органическому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации глюкозы в крови у больного человека? Каковы последствия этого изменения? Как можно предотвратить развитие заболевания?

Выполнение тестовой работы

1. Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны, которые поступают в:

а) кишечник; 
б) кровяное русло; 
в) тканевую жидкость; 
г) нервные клетки.

2. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормон:

а) роста; 
б) глюкагон; 
в) адреналин; 
г) альдостерон.

3. К железам смешанной секреции относят:

а) надпочечники; 
б) гипофиз; 
в) поджелудочную железу; 
г) щитовидную железу.

4. Основными процессами гуморальной регуляции функций в организме управляет:

а) щитовидная железа; 
б) гипофиз; 
в) надпочечники; 
г) поджелудочная железа.

5. Гормоны – это:

а) белки, катализирующие химические реакции; 
б) биологически активные вещества, поступающие с пищей; 
в) соединения белков с витаминами; 
г) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом.

6. Тироксин – это гормон:

а) поджелудочной железы; 
б) половых желез; 
в) щитовидной железы; 
г) надпочечников.

7. Признаком сахарного диабета считается:

а) повышение уровня инсулина в крови: 
б) увеличение величины кровяного давления; 
в) уменьшение уровня глюкозы в крови; 
г) увеличение содержания глюкозы в крови.

8. Гигантизм связан с нарушением функций:

а) надпочечников; 
б) гипофиза; 
в) поджелудочной железы; 
г) щитовидной железы.

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Что я ожидал от этого урока?

  1.  Сегодня на уроке мне удалось узнать……………………………………………….
  2. Особенно меня удивило……………………………………………………………..
  3. Хочу похвалить себя за………………………………………………………………
  4. Я испытывал трудности при…………………………………………………………
  5. Я могу справиться с трудностями если……………………………………………..

Выставление оценок. Домашнее задание. Параграф учебника и биологические задачи.

Сообщение ученика: Гормоны служат химическими носителями информации. Восприимчивые к гормонам клетки снабжены специальными молекулами – РЕЦЕПТОРАМИ, которые позволяют считывать информацию, закодированную в гормоне. После взаимодействия гормона и рецептора происходит ряд изменений в обмене веществ в  клетке. Главное условие для всех эндокринных функций – это присутствие в клетках-мишенях специфических рецепторов. Рецепторами соответствующего гормона обладают только клетки органа-мишени, способные благодаря этому «понимать» химически закодированную информацию. Принцип влияния гормонов напоминает радиосвязь, когда посылаемый в эфир сигнал адресуется «всем, всем». Но этот сигнал доходит до адресата лишь при наличии приемника, точно настроенного на волну данной станции. Подобно этому и в организме гормон хоть и достигает с током крови всех органов и тканей, но действует при этом только на те, у которых есть специальные клетки, «узнающие» именно этот гормон.

  Гуморальная регуляция, в отличие от нервной,  направлена на медленно протекающие в организме реакции.  Поэтому гормонам принадлежит важная роль в регуляции медленно развивающихся формообразовательных процессов – таких, как рост, размножение, регуляция концентрации некоторых веществ в крови и других.

Г И П О Ф И З.

Некоторые участки центральной нервной системы вырабатывают гормоны и выделяют их в кровь. Поэтому их относят и к нервной, и к эндокринной системе. Гипофиз – одна из таких структур. Это небольшое образование овальной формы, расположенное в полости черепа под промежуточным мозгом. В нем выделяют переднюю, среднюю и заднюю доли, которые функционируют как независимые эндокринные железы и вырабатывают несколько гормонов.

Передняя доля (аденогипофиз) – вырабатывает гормон роста или СОМАТОТРОПИН. Он влияет на биосинтез и транспорт нуклеиновых кислот, синтез белка, тем самым ускоряя рост и деление клеток. У детей при недостатке этого гормона резко замедляется рост, человек на всю жизнь остается карликом – ростом около 120 см. Карлики имеют сниженную половую функцию. При избыточной продукции гормона роста в детском возрасте развивается гигантизм. Рост  взрослого человека – гиганта может достигать 240-250 см. Другие гормоны аденогипофиза при избыточной функции приводят к акромегалии, при которой происходит рост костей в толщину, особенно заметный на руках, ногах и плоских костях, включая кости черепа, носа, нижнюю челюсть, части позвоночного столба. Многие органы, например, язык, печень, почки, также увеличиваются в размерах. Особенно надо отметить гормон передней доли гипофиза – ПРОЛАКТИН, он оказывает выраженное влияние на функции нервной системы, обеспечивая проявление реакций, относящихся к группе родительских инстинктов. Все рефлексы, связанные с заботой о потомстве (строительство гнезд и нор, выкармливание и защита детенышей и др.), проявляются только при достаточном количестве этого гормона в организме.

Средняя доля гипофиза у человека развита слабо. Здесь вырабатывается меланотропный гормон, под действием которого образуется пигмент меланин, придающий окраску радужной оболочке глаз, волосам и коже человека. Под влиянием солнечного света проявляется эффект загара.

Задняя доля гипофиза (нейрогипофиз). Здесь хранятся гормоны, которые синтезируются в одном из отделов промежуточного мозга – гипоталамусе: вазопрессин (антидиуретический гормон – АДГ) и окситоцин. Мишенью для вазопрессина служат почки. Под  его действием  повышается обратное всасывание воды из мочи, что препятствует потере жидкости. При недостаточном образовании вазопрессина  развивается несахарный диабет, когда количество выделяющийся из организма мочи может достигать 20 л. В больших концентрациях этот гормон вызывает повышение кровяного давления.

Гормональная система гипофиза находится под контролем гипоталамуса.

Щ И Т О В И Д Н А Я   Ж Е Л Е З А

Самая крупная железа внутренней секреции, прилегает к хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи, имеет размер примерно 5 х 5 см и массу 30-40 г. Она вырабатывает несколько йодсодержащих гормонов, которые усиливают обмен веществ, ускоряют катаболизм белков, жиров, углеводов, повышают температуру тела, увеличивают частоту сердечных сокращений, повышают возбудимость нервной системы, регулируют процессы роста, физического и умственного развития.

 На ранних стадиях развития  они регулируют дифференцировку нервных клеток. При недостатке гормонов в этот период развивается заболевание КРЕТИНИЗМ, сопровождающееся задержкой роста, нарушением физического и умственного развития. Если гипофункция начинает проявляться после рождения, то снижается обмен веществ, повышается масса тела, нарушается деятельность нервной системы, появляется вялость, сонливость, снижение интеллекта. Такое нарушение называется МИКСЕДЕМА ( в переводе с греческого – слизистый отек).  

При недостаточном поступлении йода с водой и пищей (например, у жителей горных районов) щитовидная железа также синтезирует мало гормона, при этом ткань железы разрастается, возникает эндемический (т.е. приуроченный к определенной местности) ЗОБ. Для профилактики этого заболевания некоторые продукты (соль, хлеб и др.) обогащают йодом.

При гиперфункции щитовидной железы развивается БАЗЕДОВА  БОЛЕЗНЬ (диффузный токсический зоб, тиреотоксикоз). Признаки болезни : зоб, повышение обмена веществ, потеря массы тела, учащение сердцебиений, повышенная нервная возбудимость. В подростковом возрасте может наблюдаться временное увеличение активности щитовидки. У таких подростков снижается работоспособность, они быстро утомляются, становятся раздражительными, капризными. Эти нарушения часто проходят после полового созревания.

 

О К О Л О Щ И Т О В И Д Н Ы Е   Ж Е Л Е З Ы   (паращитовидные).

На задней поверхности и под капсулой щитовидной железы располагаются 4 небольшие (4 х 6 мм) околощитовидные железы. Их гормоны вместе с витамином Д регулирует обмен кальция в организме. Под их влиянием ионы кальция всасываются в кишечнике из пищи, а также освобождаются из минерального вещества костей  и поступают в кровь. При недостатке данных гормонов возникают вялость, потеря аппетита, рвота, разрозненные сокращения отдельных мышц, судороги. В тяжелых случаях происходит спазм гортани, паралич дыхательных мышц, остановка сердца, заканчивающиеся смертью. 

П О Д Ж Е Л У Д О Ч Н А Я   Ж Е Л Е З А

  Располагается в изгибе 12-перстной кишки, относится к железам смешанной секреции. Одни ее клетки вырабатывают вещества, необходимые для пищеварения, а другие выделяют в кровь гормон ИНСУЛИН, который поддерживает постоянный уровень сахара в крови. Этот гормон регулирует все виды обмена веществ, но в большей степени обмен углеводов. Под его действием происходит уменьшение содержания глюкозы в крови за счет перехода ее в ткани. Инсулин также стимулирует синтез белков из аминокислот  активный транспорт аминокислот в клетки, способствует образованию высших жирных кислот из продуктов углеводного обмена, а также тормозит использование жира, запасенного в жировой ткани.

  При гипофункции развивается заболевание САХАРНЫЙ  ДИАБЕТ. У таких больных высокое содержание сахара в крови, а клеткам организма его не хватает. Из-за недостатка инсулина глюкоза не может перейти из крови в ткани. При некоторых формах сахарного диабета больным помогают уколы инсулина. С 1930-х г.г. в медицинской практике  применяли инсулины свиней и коров, которые отличаются от человеческого инсулина на 1-3 аминокислотных остатка. В настоящее время инсулин получают методами генной инженерии.

  Глюкоза используется клетками в качестве источника энергии, поэтому важно не только поддерживать постоянный уровень этого вещества в крови, но и регулировать процессы его усвоения клетками организма.

  При сильном увеличении количества глюкозы в крови может наступить потеря сознания – ДИАБЕТИЧЕСКАЯ  КОМА.  При избытке инсулина количество глюкозы в крови катастрофически уменьшается и наступает ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКИЙ  ШОК. Эти состояния очень опасны и могут привести к смерти.

Н А Д П О Ч Е Ч Н И К И

Это парные железы, каждая из которых имеет массу около 4 г, располагаются на верхних полюсах почек. Окружены  они плотной соединительнотканной капсулой и погружены в жировую ткань. Выделяют два слоя : корковый и мозговой. Удаление мозговой части железы в эксперименте на животных приводит к смерти.

В корковом сое вырабатываются гормоны, относящиеся к стероидам. Предшественником всех стероидов является холестерин. Глюкокортикоиды регулируют обмен органических веществ, участвуют в развитии стресс-реакции, являются антагонистами иммунной системы. В высоких дозах они выступают как иммунодепрессанты и применяются для предупреждения отторжения трансплантированных органов. Минералокортикоиды регулируют обмен воды и минеральных веществ. Половые гормоны коркового слоя играют важную роль в детском  и старческом возрасте, когда половые железы не функционируют.  Гормонами мозгового слоя надпочечников являются адреналин и норадреналин. Их образование усиливается при возбуждении симпатического отдела вегетативной нервной системы. Адреналин повышает частоту и силу сокращений сердца, сужает кровеносные сосуды, кроме сосудов сердца, мозга и работающих скелетных мышц, увеличивает просвет бронхов, ускоряет обмен веществ, замедляет процессы пищеварения. В связи с тем, что адреналин, обеспечивает реакции организма в экстремальных условиях, его называют гормоном борьбы и бегства, или аварийным гормоном.

          Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами, приводит к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. И. С. Тургенев так описал эту болезнь в рассказе «Живые мощи»: «Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос».

        При аддисоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

Э П И Ф И З

  Шишковидная железа – небольшое образование конусовидной формы массой 100 – 200 мг. Расположен в полости черепа над средним мозгом. В процессе эволюции претерпевал существенные изменения.

Организм

Функция эпифиза

1. Предки позвоночных

Орган зрения

2. Круглоротые

Строение, близкое к строению глаза

3. Гаттерии и некоторые ящерицы

Теменной (3-й) светочувствительный глаз

4. Другие позвоночные

Железа внутренней секреции

5. Птицы

Компасная ориентация при полете

6. Человек

Приспособления организма к суточным ритмам, т.е. смене дня и ночи.

Эпифиз получает информацию о времени суток через зрительный анализатор и, увеличивая или снижая уровень гормонов, изменяет активность физиологических и психических процессов. Таким образом, эпифиз играет роль «биологических часов» в организме человека.

  Кроме того, эпифиз регулирует процессы полового созревания человека.

П О Л О В Ы Е   Ж Е Л Е З Ы

  Семенники у мужчин и яичники у женщин относят к железам смешанной секреции. В этих железах образуются половые клетки : сперматозоиды и яйцеклетки (внешнесекреторная функция) и половые гормоны, которые непосредственно поступают в кровь.  Мужские половые гормоны называются АНДРОГЕНАМИ, женские – ЭСТРОГЕНАМИ. Нужно помнить, что оба вида гормонов вырабатываюся как у мужчин, так и у женщин, но в разных пропорциях.

  Половые гормоны регулируют обмен веществ, рост, развитие половых органов, появление вторичных признаков пола, влияют на функции нервной системы. Например, андрогены стимулируют синтез белков, поэтому в мужском организме больше мышечная масса, более высокое содержание гемоглобина в эритроцитах, меньше жира. После полового созревания останавливается рост человека, т.к. половые гормоны подавляют активность точек роста длинных трубчатых костей.

  Повышение мужских гормонов в женском организме приводит к МАСКУЛИНИЗАЦИИ, а женских гормонов в мужском организме к – ФЕМИНИЗАЦИИ.

.СРАВНЕНИЕ  НЕРВНОЙ  И  ГУМОРАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ

Признак

Нервная

Эндокринная

1. Включается

2. Действует

3. Сигнал

4. Передача сигнала

5. Распространение сигнала

6. Ответ

.СРАВНЕНИЕ  НЕРВНОЙ  И  ГУМОРАЛЬНОЙ  РЕГУЛЯЦИИ

Признак

Нервная

Эндокринная

1. Включается

2. Действует

3. Сигнал

4. Передача сигнала

5. Распространение сигнала

6. Ответ

Н А Р У Ш Е Н И Я   Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И   Э Н Д О К Р И Н Н Ы Х    Ж Е Л Е З

Железы

Гормоны

Гиперфункция

Гипофункция

Гипофиз

Гормон роста

Гигантизм – в молодом возрасте усиленный рост тела.

Акромегалия – у взрослых (усиленный рост костей лицевого отдела черепа, кистей, стоп.

Карликовость – задержка роста при нормальном умственном развитии.

Щитовидная железа

Тироксин

Базедова болезнь – повышение обмена веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба.

Микседема – понижение обмена веществ, возбудимости нервной системы, отечности.

Кретинизм – в молодом возрасте нарушение пропорций тела, задержка роста, полового и психического развития.

Поджелудочная железа

Инсулин

Гипогликемия – при резком понижении сахара в крови возникает инсулиновый шок – острое нарушение деятельности мозга с судорогами и потерей сознания.

Сахарный диабет – увеличение сахара (глюкозы) в крови и невозможность использования глюкозы клетками организма для получения энергии : может наступить потеря сознания – диабетическая кома, угрожающая жизни.

 Решение биологических задач.

Задача 1. Много лет назад врачи обратили внимание на то, что в некоторых географических районах планеты встречается заболевание, главным внешним признаком которого является резкое увеличение толщины шеи. Какова возможная причина этого изменения в области шеи? Каковы причины этого болезненного состояния? Какими способами можно избавиться от этого недуга?

Задача 2. Рассчитайте, сколько йода достаточно для нормального функционирования щитовидной железы в течение жизни, если суточная потребность в нем составляет 0,15 -0,3 мг, а средняя продолжительность жизни – 65 лет. Достаточно ли принять рассчитанную дозу единовременно? Спрогнозируйте последствия единовременного приема рассчитанной дозы.

Задача 3. Какие патологические состояния, связанные с нарушением функций щитовидной железы вам известны? Покажите их признаки на таблице. Каковы причины этих заболеваний? Можно ли их ликвидировать?

Задача 4. В рассказе И.Тургенева "Живые мощи" есть такие строки: "Предо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова coвершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять – икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос". Какое заболевание описано в отрывке? Каковы его причины?

Задача 5. При общем анализе крови врач первым делом обращает внимание на количество глюкозы в крови, С чем связано такое пристальное внимание к этому органическому веществу? Как можно объяснить изменение концентрации глюкозы в крови у больного человека? Каковы последствия этого изменения? Как можно предотвратить развитие заболевания?

Выполнение тестовой работы

1. Железы внутренней секреции вырабатывают гормоны, которые поступают в:

а) кишечник; 
б) кровяное русло; 
в) тканевую жидкость; 
г) нервные клетки.

2. Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормон:

а) роста; 
б) глюкагон; 
в) адреналин; 
г) альдостерон.

3. К железам смешанной секреции относят:

а) надпочечники; 
б) гипофиз; 
в) поджелудочную железу; 
г) щитовидную железу.

4. Основными процессами гуморальной регуляции функций в организме управляет:

а) щитовидная железа; 
б) гипофиз; 
в) надпочечники; 
г) поджелудочная железа.

5. Гормоны – это:

а) белки, катализирующие химические реакции; 
б) биологически активные вещества, поступающие с пищей; 
в) соединения белков с витаминами; 
г) биологически активные вещества, вырабатываемые организмом.

6. Тироксин – это гормон:

а) поджелудочной железы; 
б) половых желез; 
в) щитовидной железы; 
г) надпочечников.

7. Признаком сахарного диабета считается:

а) повышение уровня инсулина в крови: 
б) увеличение величины кровяного давления; 
в) уменьшение уровня глюкозы в крови; 
г) увеличение содержания глюкозы в крови.

8. Гигантизм связан с нарушением функций:

а) надпочечников; 
б) гипофиза; 
в) поджелудочной железы; 
г) щитовидной железы.

C:\Users\Анна\Desktop\ZHelezy-vnutrennej-sekretsii.png

C:\Users\Анна\Desktop\ZHelezy-vnutrennej-sekretsii.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 11 классе "Множество значений функции,применение при решении нестандартных уравнений и неравенств.

Нахождение области значений функции всегда вызывает затруднения у учащихся, между тем такие задания есть в КИМ-ах ЕГЭ. Комбинированные уравнения и неравенства пугают детей, многие даже не приступают к...

Урок по биологии в 8 классе по теме "Маленькие органы большого значения"

Тип учебного занятия: урок-исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиологи...

Урок-исследование (интегрированный урок биологии и информатики) «Маленькие органы большого значения»

Урок-исследование (интегрированный урок биологии и информатики)8 класс Тема: «Маленькие органы большого значения». Во время работы на уроке каждый учащийся имеет возможность реализовать себя...

Открытый урок на тему "Самый большой торт".

Открытый урок на тему "Самый большой торт"....

открытый урок "Поэт в России - больше, чем поэт"

Конспект урока по творчеству Б.Пастернака в 11 классе....

Конспект открытого урока: «Поэт в России больше, чем поэт».

Урок "Поэт в России больше, чем поэт" может быть проведён как вводный в 10 классе перед началом изучения предмета на историко-литературной основе, так и как заключительный в 11 классе. Цель ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока Тема: «Внутренние органы».

Тема «Внутренние органы в подготовке специалистов среднего звена имеет большое значение. В наше время, когда физические границы между странами с разной культурой, менталитетом, уровнем развития,...