Экологические факторы и их влияние на организм
план-конспект по биологии

урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №5 Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Предмет: Биология

Класс: ______________________________

Тип урока: Изучение нового материала                    

Цель:  дать представление об  экологических факторах и их влиянии на живые организмы

Планируемы результаты  (предметные):

ученик научится: - выделять существенные признаки биологических объектов  и процессов, характерных для живых организмов;

учащийся   получит возможность научиться: -ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

Личностные результаты:  знание основных принципов и правил отношения к живой природе; (ЛР1); знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, реализация установок здорового образа жизни(Л2); сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; (Л3); сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; (Л4); сформированность эстетического отношения к живым объектам; (Л5);

Универсальные учебные действия (метапредметные): умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно- популярной литературой, справочниками; анализировать и оценивать информацию; (МР1);

умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы; (МР4);

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;  (МР6);

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;  (МР7);

Формы и методы обучения: Словесно-логический, объяснительно-иллюстративный,

Понятия и термины: биология

Средства обучения: Учебник, презентация (если в кабинете есть проектор)

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Текущий контроль

1

2

3

4

5

  1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку Эмоциональный настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствует обучающихся, просит их проверить готовность к уроку. Проверка посещаемости.

Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку

Наблюдение, устные ответы

  1. Актуализация опорных знаний урока

Проверка опорных знаний, необходимых обучающимся для изучения нового материала

Дидиактические карточки по заполнению пропущенных слов

Фронтальныйопрос с элементами игры

Активизирует знания, необходимые обучающимся для изучения нового материала.

Объясняет задание (приложение 1)

Предлагает выполнить другие задания:

Хлопаем в ладоши, если согласны:

Лиса обитает в воде.

Пингвин обитает в водной среде.

Дождевой червь обитает в почве.

Орел обитает в наземно-воздушной среде.

Крот обитает в почве.

Третий лишний.

1. Акула, дельфин, тигр.

2. Вши, блохи, кукушка.

3. Грач, белка, карась.

4. Кит, окунь, дождевой червь.

5. Слон, жираф, аскарида.

Выполняют задание

Письменная работа

  1. Мотивация к изучению нового материала. Формирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-позновательной деятельности

Вводная беседа, постановка проблемы.

Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока:

Ребята, как вы Вы видите, каждая среда имеет свои условия среды. Как же они называются?

Предлагает учащимся самостоятельно озвучить тему и цель урока, используя п. 5 стр. 25

Отвечают на вопрос учителя. Выдвигают предположения.  Формулируют тему урока. Ставят цели. Слушают мнения одноклассников

Устные ответы

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление обучающимися новых знаний

Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Объясняет материал, используя  учебник  и презентацию (п. 5 стр. 25)

Факторы среды обитания – это условия среды обитания организма, с которыми он находится в определённых взаимоотношениях

Работа с учебником. Поиск ответа на вопрос, какие экологические факторы  существуют?

  • Абиотические
  • Биотические
  • Антропогенные

Физ. минутка(2 минуты)

Теперь немного отдохнём и выполним физические упражнения.

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

Характеристика каждого фактора с примерами

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем; работают с учебником, Фиксируют в тетради новый материал Участвуют  в коллективной беседе

Устные ответы. Записи в тетради, заполненная таблица

  1. Первичное закрепление изученного материала.

Освоение способа действий с полученными знаниями в практической деятельности

Выполнение задания

Объясняет выполнения заданий

Распределите факторы среды в три колонки:

  • лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения, дождь

Выполняют задание

Наблюдение

Устные ответы

  1. Рефлексия учебной деятельности

Фронтальная работа

Акцентирует внимание учеников на конечных результатах учебной деятельности на уроке:

Предлагает составить синквейн по пройденному материалу

2 существительных; 2 прилагательных, 3 глагола. Предложение  

Или оценить степень  освоение темы по слайду

Осуществляют рефлексию

Устные ответы

  1. Подведение итогов. Домашнее задание

Фронтальная беседа

Оценивает работу учеников во время урока, комментирует оценки. Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на уроке.

Дает комментарии к домашнему заданию: п 4. Ответить на вопросы устно

Слушают учителя. Высказывают свое мнение. Записывают задание

Наблюдение


Среды обитания организмов

Все, что окружает живые существа в природе называется ____________. На земле выделяют  четыре основные среды обитания. Это ____________________, водная, почвенная и живые организмы. _______________. – Верхний плодородный слой суши. Для почвенной среды характерны следующие условия:  мало кислорода, относительно, постоянная температура, мало _______________.  В водной среде     ______________________ постоянная, света и кислорода мало,  Черви паразиты  живут в других живых организмах, поэтому для них средой обитания является _____________________.  Примером приспособления к наземно-воздушной среде, может служить  ___________________________  

Ответы:

1 . листопад,  2. живой организм 3. обтекаемая форма тела, 4. почва,  5. наземно-воздушная,   6. среда 7. свет   8. водная  9. влага        

Среды обитания организмов

Все, что окружает живые существа в природе называется ____________. На земле выделяют  четыре основные среды обитания. Это ____________________, водная, почвенная и живые организмы. _______________. – Верхний плодородный слой суши. Для почвенной среды характерны следующие условия:  мало кислорода, относительно, постоянная температура, мало _______________.  В водной среде     ______________________ постоянная, света и кислорода мало,  Черви паразиты  живут в других живых организмах, поэтому для них средой обитания является _____________________.  Примером приспособления к наземно-воздушной среде, может служить  ___________________________  

Ответы:

1 . листопад,  2. живой организм 3. обтекаемая форма тела, 4. почва,  5. наземно-воздушная,   6. среда 7. свет   8. водная  9. влага                          

Среды обитания организмов

Все, что окружает живые существа в природе называется ____________. На земле выделяют  четыре основные среды обитания. Это ____________________, водная, почвенная и живые организмы. _______________. – Верхний плодородный слой суши. Для почвенной среды характерны следующие условия:  мало кислорода, относительно, постоянная температура, мало _______________.  В водной среде     ______________________ постоянная, света и кислорода мало,  Черви паразиты  живут в других живых организмах, поэтому для них средой обитания является _____________________.  Примером приспособления к наземно-воздушной среде, может служить  ___________________________  

Ответы:

1 . листопад,  2. живой организм 3. обтекаемая форма тела, 4. почва,  5. наземно-воздушная,   6. среда 7. свет   8. водная  9. влага                          

Среды обитания организмов

Все, что окружает живые существа в природе называется ____________. На земле выделяют  четыре основные среды обитания. Это ____________________, водная, почвенная и живые организмы. _______________. – Верхний плодородный слой суши. Для почвенной среды характерны следующие условия:  мало кислорода, относительно, постоянная температура, мало _______________.  В водной среде     ______________________ постоянная, света и кислорода мало,  Черви паразиты  живут в других живых организмах, поэтому для них средой обитания является _____________________.  Примером приспособления к наземно-воздушной среде, может служить  ___________________________  

Ответы:

1 . листопад,  2. живой организм 3. обтекаемая форма тела, 4. почва,  5. наземно-воздушная,   6. среда 7. свет   8. водная  9. влага                          

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Структура урока биологии для учащихся  5 класса в рамках ФГОС....

Урок : “Экологические факторы и их влияние на организмы”. 5кл.

Цели урока: Познакомить учащихся с экологическими факторами и их влиянием на организмы.Планируемые результаты:  Предметные:закрепить понятия «среда обитания», «экология», «экологически...

урок в 5 классе по теме:"Экологические факторы и их влияние на организмы"

Урок по ФГОС ООО  составлен по УМК В.В.Пасечник. Биология.Бактерии,грибы,растения....

«Экологические факторы и их влияние на живые организмы».

Технологическая карта урока по теме " Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы" 5 класс ФГОС...

методическая разработка урока "Экологические факторы и их влияние на живые организмы"

Комбинированный, практико-ориентированный урок с использованием цифровой лаборатории "Архимед"Используется технология ПДО (проблемно-диалогового обучения)На уроке закладываются основы владения  э...

конспект урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы и их влияние на живые организмы."

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.Цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.Тип ...