Календарно - тематическое планирование, 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)

Винникова Ольга Валерьевна

Календарно - тематическое планирование 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem._plan_5_klass.doc704 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Тематическое планирование по биологии для 5 А  класса составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Биология»    для  5-9 классов (базовый уровень).

              Планирование курса биологии в 5 А классе рассчитано на   34 часа, 1 час в неделю; лабораторных работ – 4

Учебно-методический комплект:

  • И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова Биология. 5 класс: учебник — М.: Вентана - Граф, 2019

№ п/п

Название раздела

№ урока в разделе

Тема урока

Материал учебника

Сроки проведения

Характеристика основной деятельности ученика

Примечание

план

факт

1

Биология - наука о живом мире

1

Наука о живой природе.

п.1 пересказ

Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов?

Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника.

 Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.

Давать определение наукам биологии, ботанике, зоологии, микробиологии, микологии.

Характеризовать задачи, стоящие перед учёными-биологами

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

2

2

Свойства живого.

п.2 пересказ

Изучают содержания параграфа учебника, работа с биологическими терминами и иллюстрациями учебника, выполнение интерактивного задания

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

3

3

Методы изучения природы.

п.3 пересказ

Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

4

4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

п.4 пересказ

Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД:

Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

5

5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

п.5 пересказ

Создать условия для приобретения учащимися знаний о клеточном строении организма, особенностях клетки растений; приобретение знаний о тканях.

Познавательные УУД:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

6

6

Химический состав клетки.

п.6 пересказ

Изучают роль химических веществ в жизнедеятельности клетки.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

7

7

Процессы жизнедеятельности клетки.

п.7 с.29-30 пересказ

Актуализация и углубление знаний об основных процессах, происходящих в  живой клетке: дыхании, питании, обмене веществ, росте, развитии, размножении. Взаимосвязанная работа частей клетки.

Коммуникативные УУД формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы

Регулятивные УУД: выдвижение версий решения проблемы

Познавательные УУД:выявление причины и следствия простых явлений

8

8

Обобщающий урок по теме. Великие естествоиспытатели.

Изучают и оценивают вклад ученых-биологов в

развитие науки

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

9

Глава 2.Многообразие живых

организмов.

1

Царства живой природы

п.8 с.37-39 пересказ

Актуализация понятий  «классификация», «систематика»,  «царство», «вид». Царства клеточных организмов. Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

10

2

Царства живой природы

п.8 с.39-40 пересказ

Изучают основные систематические единицы в классификации живых организмов. Вирусы - неклеточная форма жизни:  их строение,  значение  и меры профилактики вирусных заболеваний.

Познавательные УУД:

умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

11

3

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

п.9 пересказ

Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии -примитивные одноклеточные организмы. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.

 Понятие об автотрофах и гетеротрофах.

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

12

4

Значение бактерий в природе и жизни человека.

п.10 пересказ

Способствовать актуализации знаний о значении бактерий в природе и жизни человека, об инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

13

5

Растения.

п.11 пересказ

Способствовать приобретению знаний об отличительных свойствах растений. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений  на группы.

Строение растений. Размножение растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

14

6

Лабораторная работа №3

«Знакомство с внешним строением побегов растения»

п.11 повторить

Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

15

7

Животные.

п.12 пересказ

Способствовать приобретению знаний об особенностях животных –  гетеротрофности,  способности к передвижению, наличии органов чувств.  Среда обитания, одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

16

8

Лабораторная работа №4

«Наблюдение за передвижением животных»

Дальнейшее развитие навыков наблюдения и описания биологических объектов; умение

фиксировать результаты наблюдений в тетради и формулировать вывод о значении  движения для животных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

17

9

Грибы.

п.13 пересказ

Приобретение знаний об особенностях царства Грибы. Общая характеристика грибов. Строение  тела гриба. Питание и размножение грибов, микориза.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

18

10

Многообразие и значение грибов.

п.14 пересказ

Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека.

Оказание приёмов первой помощи при

отравлении грибами.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей

практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

19

11

Лишайники

п.15 пересказ

Способствовать знакомству учащихся с общей характеристикой лишайников, их многообразием, значением, местообитанием.

.Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

20

12

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

  Обобщающий урок.

п.16 пересказ

Формирование знаний о разнообразии организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека.

  Диагностика ЗУН учащихся по темам «Биология – наука о живой природе», «Многообразие живых организмов»

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

21

Глава 3. Жизнь организмов

на планете Земля

1

Среды жизни на планете Земля

п.17 пересказ

Урок изучения и первичного закрепления знаний

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

22

2

Экологические факторы среды.

п.18 пересказ

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать

выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

23

3

Приспособления организмов к жизни в природе.

п.19 пересказ

Урок первичного предъявления новых знаний.

Представление о многообразии обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

24

4

Приспособленность организмов к разным средам обитания

п.19 повторить

Выявляют особенности строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой обитания

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: уметь строить логическое рассуждение с установление причинно-следственных связей

25

5

Природные сообщества.

п.20 пересказ

Урок формирования первоначальных предметных умений.

Общее представление о растительном  и животном мире каждого материка. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

26

6

Природные зоны России

Знание природных зон планеты и их основных

природных особенностей. Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны. 

Познавательные: учатся видеть различия животного и растительного мира разных материков, учатся работать с атласом- определителем

Коммуникативные:  добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи

Регулятивные: изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

27

7

Жизнь организмов на разных материках.

п22 пересказ

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

28

6

Жизнь организмов в морях и океанах.

п.23 пересказ

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

29

7

Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля

Повторение  темы

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

30

Глава 4. Человек на планете

Земля

1

Как появился человек на Земле.

п.24 пересказ

Урок открытия нового знания.

Способствовать приобретению знаний о месте человека в системе органического мира; о природной и социальной среде обитания человека, особенностях поведения человека. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным  правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

31

2

Как человек изменял природу.

п.25 пересказ

Актуализация и углубление знаний о роли человека в биосфере. Современные экологические проблемы.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

32

3

Важность охраны живого мира планеты.

п.26 пересказ

Способствовать развитию умения прогнозировать последствия деятельности человека в экосистемах.

 Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

33

4

Сохраним богатство живого мира.

п.31 пересказ

Дальнейшее развитие умений прогнозирования последствий деятельности человека в природе. Формирование убеждений и знаний о необходимости охраны природы.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания

на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

34

5

Обобщающее повторение.

Обобщение и коррекция ЗУН учащихся.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания

на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение работать по плану сверять свои действия с целью

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, проявление интереса к исследовательской деятельности

Формы и средства контроля

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп.

Ход работы:

  1. Рассмотрите ручную лупу. Зарисуйте.  Найдите основные части.  Сделайте подписи к рисунку 1.

Рис. 1

  1. Рассмотрите микроскоп. Найдите основные части. Сделайте подписи к рисунку 2.

Рис. 2

  1. Как подсчитать увеличение микроскопа ?
  2. Почему исследуемый объект должен бытьполупрозрачным?
  3. Отработайте правила работы с микроскопом (вставте пропущенные слова)

А)Поставте микроскоп ……….. к себе. В отверстие ……….. столика с помощью……….. направьте свет.

Б)Поместите ………. стекло с приготовленным препаратом на ………столик.

В)Закрепите предметное стекло с помощью …………  .

Г)Глядя в ……… , при помощи ……. медленно поднимайте или опускайте ………., пока не появиться четкое изображение предмета.

Д) После работы ……… микроскоп в футляр.

6.Рассчитайте общее увеличение микроскопа

Увеличение окуляра

Увеличение объектива

Общее увеличение микроскопа

Х10

Х8

Х15

Х20

Сделайте вывод о проделанной работе.

Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование: лупа ручная, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, пипетка, бинт, луковицы, лист элодея (камелия, каланхоэ).

Ход работы

  1. Рассматривание кожицы лука.

        Приготовьте микропрепарат кожицы лука. Для это с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу. Положите ее в каплю воды на предметное стекло. Расправьте кожицу препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

        Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.

        Зарисуйте в тетради клетки кожицы лука. 1) Укажите увеличение, при котором вы рассматривали микропрепарат.

2) Укажите, в чем отличие внешнего вида клеток кожицы лука при малом увеличении микроскопа от их внешнего вида при большом увеличении.

3) Укажите тип растительной ткани, к которому принадлежит кожица лука. Ответ свой обоснуйте.

4) Какие части клетки вы смогли рассмотреть под микроскопом?

Вывод:

  1.  Я рассматривал(а) микропрепарат при увеличении равном  ____.
  2.  При большом увеличении _____________________.
  3.  Кожица лука принадлежит к ______________ ткани, потому что ____________________________________.

4) Под микроскопом я рассмотрел(а) следующие части клетки: _______________________________________. 

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растения»

Цель: изучить органы растений.

Ход работы:
1. Рассмотрите растение … .
2. Найдите вегетативные органы: побег (стебель, листья, почки) и корень.
3. Найдите генеративные органы растения: цветок, плод, семя.
4. Подпишите на рисунке органы растений. В скобках укажите их значение.
«Органы растений» 1. Голосеменные
Признаки голосеменных растений: листья игольчатые; стебли деревянистые; корни; семена; нет цветков

 

5. Заполните схему.
«Органы растений». Покрытосеменные
1) ... 2) ... 3) ...
Группа органов: Органы:
6. Рассмотрим представителей различных отделов растений (гербарии зеленой водоросли, мха кукушкиного льна, папоротника щитовника мужского, голосеменного растения – сосны обыкновенной и покрытосеменного растения желтой акации).
7. Сравните их строение.
8. Объясните, чем отличаются данные растения?
9. Сформулируйте вывод. (Все ли растения имеют органы? Какие группы органов выделяют?)

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

Цель: познакомиться со способами движения животных.

Оборудование: видео "Инфузории", микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, комочек ваты, культура с водными микроскопическими организмами.

Ход работы

1.Приготовьте микропрепарат с культурой микроорганизмов. На предметное стекло положите несколько (10-15) волокон ваты, которые будут замедлять движение организмов. Капните на вату каплю воды с культурой микроорганизмов и накройте покровным стеклом. Рассмотрите микропрепарат под малым увеличением микроскопа. Найдите живые организмы. 

Зарисуйте общий вид тела одной инфузории, которую вы наблюдали под микроскопом. 

2.Пронаблюдайте за их движением. Отметьте направление и скорость движения. Инфузории движутся в ________________________. Они осуществляют _________________ движения. Движутся с ___________ скоростью. Для передвижения имеют _________________.

3.Сделайте вывод о значении движения в жизни животных. Животные передвигаются для того, чтобы ________________________.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основная литература

  • И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова Биология. 5 класс: учебник — М.: Вентана - Граф, 2019

-Биология. 5—9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/ сост. Г.М.Пальдяева.-4-е изд. Стереотип.-  М.: Дрофа,2015.-382

Технические средства обучения:

1. Комьютер

2. Мультимедийный проектор

3. Принтер

4. Интерактивная доска

5. Звуковые колонки

Мультимедийные учебные пособия:

1.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Химия клетки. Вещества, клетки и ткани растений" (на PC-CD носителе )

2.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Растение - живой организм"(на PC-CD носителе )

3.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Растения. Грибы. Бактерии"(на PC-CD носителе )

4.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Животные"(на PC-CD носителе )

5.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Эволюционное учение"(на PC-CD носителе )

6.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Человек. Строение тела человека"(на PC-CD носителе )

7.Интерактивное учебное пособие - "Наглядная биология. Введение в экологию"(на PC-CD носителе )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...