Урок "Доказательства эволюции" 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Жаров Сергей Сергеевич

Цель: Рассмотреть основные доказательства эволюции животного мира

и подтверждают ли они непрерывное развитие природы.

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить учащихся с основными группами доказательств эволюции в животном мире;
  • выяснить значение для науки ископаемых переходных форм как палеонтологических доказательств;
  • раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп;
  • - расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на Земле. 

Развивающая:

  • развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения, находить и выделять главное,;
  • формировать у учащихся критическое отношение к точкам зрения, не обоснованным научными фактами;

 

Воспитательная:

  • формирование бережного отношения к животному миру;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokazatelstva_evolyutsii.docx769.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Доказательства эволюции животных»

Цель: Рассмотреть основные доказательства эволюции животного мира

и подтверждают ли они непрерывное развитие природы.

Задачи:

Обучающая:

  • познакомить учащихся с основными группами доказательств эволюции в животном мире;
  • выяснить значение для науки ископаемых переходных форм как палеонтологических доказательств;
  • раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп;
  • - расширить кругозор знаний учащихся о разнообразных формах жизни на Земле. 

Развивающая:

  • развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения, находить и выделять главное,;
  • формировать у учащихся критическое отношение к точкам зрения, не обоснованным научными фактами;

Воспитательная:

  • формирование бережного отношения к животному миру;

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения:

 -передача информации аудиовизуальными средствами - (беседа, рассказ объяснительного характера с использованием мультимедийной презентации),

- проблемный, частично-поисковый, личностно ориентированный, практический,

- групповая работа

Ход урока: 
I. Организационный момент.

Приветствие учащихся.


П. Опрос по теме: " Периодизация и продолжительность жизни. "

Какие периоды можно выделить в жизни животных?

 Какова продолжительность жизни животных?

Продолжительность жизни животных ограничена. Индивидуальное развитие особи (от зарождения до смерти)  - онтогенез.

Онтогенез можно разделить на 4 периода.  Какие?  

Эмбриональный

Формирование и рост организма

Половая зрелость

Старость

Что позволяет выделить 4 основных периода в жизни животных, размножающихся половым путем?

Чем вы объясните разную продолжительность жизни животных?

Продолжительность жизни животных  неодинакова. На продолжительность жизни животных влияют факторы среды обитания: температура, влажность, газовый и минеральный состав воды и почвы, свет, питательные вещества

II. Актуализация знаний.

1. Как вы думаете, всегда ли животный мир был таким?

Нет не всегда, вначале животный мир развивался в воде, а затем когда водоемы уменьшались животные появились на суше и дали начало новым классам животных, появились теплокровные и холоднокровные животные. Современный животный мир формировался постепенно в течение многих миллионов лет.

2. Как вы понимаете, что такое эволюция? 

Эволюция (от лат. evolution – развертывание) необратимый процесс исторического изменения (развития) живого. 

ПI. Изучение нового материала.

Как вы понимаете фразу: "Доказательства ценятся по качеству, а не по количеству" (слайд 1)

Какие существуют доказательства эволюции?

 Сегодня мы с вами рассмотрим основные типы доказательств эволюции: палеонтологические, эмбриологические, сравнительно-анатомически. (слайд 2).

Проследим стадии развития зародышей различных организмовЧто вы можете сказать о внешнем виде (сходстве) зародышей на ранней стадии развития? (слайд 3).

Сравнение особенностей эмбрионального развития представителей различных групп позвоночных, например рыбы, саламандры, черепахи, крысы и человека, показало, что все зародыши на ранних стадиях развития очень сходны между собой.

Дальнейшее развитие приводит к исчезновению черт сходства между зародышами. У каждого представителя вида возникают только ему присущие характерные черты строения. В конце эмбрионального периода появляются признаки, характерные определенному виду животного.

Что позволяет выявить изучение последовательных стадий развития каждого эмбриона?

Изучение последовательных стадий развития каждого эмбриона позволяет восстановить облик далекого предка. Например, ранние стадии развития зародышей всех классов, в том числе и млекопитающих похожи на зародыш рыб: имеются жаберные щели. 

Что происходит с зародышами по мере развития, насколько они сходны между собой? 

Сходство ослабевает, все более четко проявляются черты тех классов, к которым они принадлежат. 

Какой вывод мы можем сделать, узнав о поразительном сходстве зародышей на ранних стадиях развития? 

Вывод: Таким образом, изучение эмбрионального развития различных групп позвоночных животных показывает родство сравниваемых организмов, выясняет путь их исторического развития и служит доказательством в пользу существования эволюции живых организмов. Сходство зародышей различных систематических групп свидетельствует об общности происхождения, о родстве сравниваемых организмов.

Что такое палеонтология? На чем основываются палеонтологические доказательства? (слайд 4). Как образуются ископаемые останки древних животных?

Палеонтология – наука, изучающая останки древних вымерших животных. Ископаемые остатки сохраняются в различных слоях земной коры в виде отпечатков и окаменелостей. По окаменевшим находкам, слепкам, останкам костей палеонтологии воссоздают животный мир прошлых эпох.

 Приведите примеры найденного в Европе ископаемого животного? Какие черты есть у этого животного, характерные для пресмыкающихся, а какие для птиц? (слайд 5)

Большой интерес представляют вымершие животные переходных форм, т.е. те животные, которые имели признаки разных классов, например археоптерикс - это животное имело признаки и рептилий и птиц.

Давайте проанализируем и выявим черты сходства, характерные для пресмыкающихся и птиц?

Для пресмыкающихся: мощные зубы, длинный хвост, нижние конечности покрыты роговыми чешуями, кроме того они имели очень тяжелый скелет, планировали.

Черты сходства, характерные для птиц: крылья, покрытые перьями, общий вид.

Зверозубый ящер: с пресмыкающимися - тело покрыто роговыми чешуями, общий облик; с млекопитающими – расположение конечностей, зубы (клыки, резцы и коренные).

Вывод: Палеонтология дает богатый доказательный материал,  но сведения о самых древних животных обычно неполны и отрывисты.

Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства (Слайд 6-11).

Учащиеся делятся на 2 группы, каждая из которых получает задания:

Задание № 1. Рассмотрите рисунки, на которых изображены передние конечности разных животных (рыбы, лягушки, ящерицы и крыла птицы) и человека. Найдите черты сходства в их строении.

http://doc4web.ru/uploads/files/71/71319/hello_html_m34975b21.png


http://doc4web.ru/uploads/files/71/71319/hello_html_36898db7.png

Задание № 2. Сравните строение кровеносной системы, рыб, земноводных, птиц и млекопитающих. Укажите черты сходства.

http://doc4web.ru/uploads/files/71/71319/hello_html_m423f4665.png http://doc4web.ru/uploads/files/71/71319/hello_html_77243081.png http://doc4web.ru/uploads/files/71/71319/hello_html_c81a0e.pnghttp://doc4web.ru/uploads/files/71/71319/hello_html_46d90b9.png

1 группа: Передние конечности имеют единый план строения, состоят из одинакового числа костей: плечо, предплечье, кисть, хотя имеют разную форму и величину. Сходство строения свидетельствует о родстве животных.

 Гомологичные органы – органы, сходные по общему плану строения, но имеющие различную форму, величину и приспособленность (передние конечности позвоночных животных). 

Аналогичные органы - органы, выполняющие однородные функции, но не имеющие сходного плана строения и происхождения 

Например, крылья бабочки и птицы служат для полета. Но крылья бабочки — особое образование на спинной стороне груди, а крылья птицы — измененные передние конечности. Внешние сходства связаны с приспособлениями к среде, но родства не имеют.

Проблемный вопрос: гомологичные органы, имеющие общее происхождение,  считаются одним из доказательств эволюции. А почему аналогичные органы считают  доказательством эволюции, ведь они имеют сходство только внешнее?

Ответ: Аналогичные органы, свидетельствуют о сходных приспособлениях, выработанных у разных групп организмов в близких условиях среды. Поэтому их можно считать доказательством эволюции.  

 2 группа: Прослеживается усложнение (эволюционные изменения) строения кровеносной системы (от 2-камерного сердца с 1 кругом кровообращения у рыб до 4-камерного сердца и 2 кругов кровообращения у птиц и млекопитающих), общие черты строения: кровеносная система замкнутого типа, сердце, круги кровообращения. Все это свидетельствует о родстве животных и общности происхождения органического мира.

 У некоторых животных имеются рудиментарные органы, которые утратили свое первоначальное значение, т.к. длительно не применялись животными: современные киты, питоны не имеют задних конечностей, но они представлены небольшими косточками, значит, когда-то их предки имели эти конечности.

Что доказывает утрата некоторых органов различными животными?

( Киты и дельфины не имеют задних конечностей, но есть небольшие косточки, находящиеся в теле).

Рудименты - органы, утратившие свою функцию в результате их длительного неприменения.

- О чем свидетельствуют рудиментарные органы?

Атавизмы - случаи проявления признаков предков у современных особей.

Примеры – трехпалость у современных лошадей, дополнительные пары молочных желез, наличие волосяного покрова на всем теле.

- Найдите общие черты и отличия между этими органами.

Наличие рудиментарных органов у животных также свидетельствует об эволюционных изменениях. В современной фауне существуют животные, представляющие собой переходные формы, например, утконос и ехидна. (слайд 9-11)

Утконос и ехидна: обитают в Австралии, Новой Гвинее. Имеют ряд признаков пресмыкающихся: температура тела непостоянна – 22 – 30 градусов, размножаются откладкой яиц, которые покрыты ороговевшей скорлупой, как у пресмыкающихся, конечности располагаются по бокам тела, детеныши раскалывают оболочку яйца яйцевым зубом. Но тело их покрыто густой шерстью, а у ехидны иглами, детенышей вскармливают молоком, как и другие млекопитающие. Существование этих животных доказывает, что млекопитающие возникли из отдельной группы рептилий – звероящеров. 

Вывод: Сравнительно-анатомические (морфологические) доказательства свидетельствуют об эволюционных изменениях и историческом развитии всего органического мира.

Биогеографические доказательств эволюции - особенности распространения животных и растений по разным континентам. Сравнение фаун и флор разных континентов. Яркое свидетельство эволюционного процесса — распространение животных и растений по поверхности нашей планеты. Во все времена путешественников и натуралистов поражало своеобразие растительного и животного мира Австралии, Южной Америки, океанических островов и вызывало интерес сходство фауны некоторых материков, например Северной Америки и Евразии. (Слайд 12).

IV. Закрепление.

  1. Что такое эволюция?
  2. Какие доказательства эволюционного процесса приведены на уроке? Насколько они убедительны для вас?
  3. Перечислите основные группы доказательств и приведите примеры.
  4. Дайте определения понятиям «эмбриогенез», «рудимент», «атавизм», «гомолог», «аналог». Рассмотрите их на примере человека и других животных.

V. Задание на дом. §49, термины наизусть

Проверочная работа по теме «Эволюция животного мира. Наследственная изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор. Приспособленность животных к окружающей среде».

7 класс.

Вариант 1

Задание 1. Выберите один верный ответ.

1.Эволюционная теория признает, что организмы:

  1. не изменяются
  2. Приобретают только полезные изменения
  3. Изменяются, приобретая различные изменения.

2.Какое из представлений об эволюции ошибочно?:

  1. Наследуются приобретенные в течение жизни только полезные признаки;
  2. Наследуются и полезные, и вредные, и безразличные признаки;
  3. Естественным отбором сохраняются полезные в определенных условиях признаки;
  4. Образование новых видов связано с различными условиями среды, в которых оказались предки этих видов.

3.Сколько точных видов животных представлено в данном списке: лягушка озерная, тритон, мышь белая, цепень бычий.

  1. 4
  2. 3
  3. 2
  4. 1

4.Две собаки одной породы, одного возраста и пола отличаются друг от друга в результате:

  1. Изменчивости
  2. Наследственности
  3. Наследственной изменчивости.

5.Эволюция- это процесс:

  1. индивидуального развития особи
  2. длительного исторического развития
  3. длительного развития особи одного вида
  4. исторического развития нескольких поколений.

6. К сравнительно- анатомическим доказательствам эволюции НЕ относится:

  1. рудименты
  2. атавизмы
  3. сходство эмбрионов
  4. гомологи органов.

7. Гомологичными называют органы, имеющие:

  1. разное строение, но сходные функции
  2. сходное строение, но выполняющие разные функции
  3. сходное строение, выполняющие сходные функции
  4. разное строение, выполняющие разные функции.

8. Рудиментарными органами НЕ являются:

  1. кости задних конечностей кита
  2. кости задних конечностей дельфина
  3. глаза крота
  4. кости задних конечностей птиц.

9.Возможная причина сохранения зеленых кузнечиков на зеленом лугу связана с тем, что:

  1. Птицы не едят зеленых кузнечиков
  2. Птицы их не видят
  3. Зеленые кузнечики размножаются активнее кузнечиков другого цвета.

10.Наиболее остро проходит борьба за существование между особями:

  1. Одного вида
  2. Разных видов
  3. Одинаково остро в обоих случаях.

Задание 2. Выберите правильные утверждения.

  1. Наука о древних вымерших организмах называется палеонтологией.
  2. Выявлением сходства и различий в строении животных занимается эмбриология.
  3. Сходство в строении зародышей позвоночных животных указывает на общность их происхождения.
  4. Основоположником современной эволюционной теории считается Ч. Дарвин.
  5. Все полезные изменения организмов обязательно передаются по наследству.
  6. Выживание и плодовитость животных не зависят от условий среды.

Задание 3. Дайте определения понятиям

«Наследственность», «ненаследственная изменчивость», «естественный отбор».

Проверочная работа по теме «Эволюция животного мира. Наследственная изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор. Приспособленность животных к окружающей среде».

7 класс.

Вариант 2.

Задание 1. Выберите один верный ответ.

1.Сколько точных видов животных представлено в данном списке: лягушка озерная, мышь полевая, тигр амурский, налим белый.

  1. 4
  2. 3
  3. 2
  4. 1

2.Два кота одной породы, одного возраста и пола отличаются друг от друга в результате:

  1. Изменчивости
  2. Наследственности
  3. Наследственной изменчивости.

3. К доказательствам эволюции НЕ относятся:

  1. сравнительно- анатомические
  2. палеонтологические
  3. взаимосвязи строения и окружающей среды
  4. эмбриологические.

4. Рудиментами называют органы, которые:

  1. имеют сходное строение, но выполняют разные функции
  2. имеют разное строение, но выполняют сходные функции
  3. утратили свою функцию в результате их длительного неприменения.

5. Гомологичными органами НЕ являются:

  1. плавники кита
  2. плавники рыбы
  3. крылья летучей мыши
  4. крылья птицы.

6. Примером атавизма может служить:

  1. пятипалая конечность у земноводных
  2. трёхпалая конечность у кита
  3. задняя конечность у кита
  4. задняя конечность у дельфина.

7. Что называют борьбой за существование?

  1. Сложные отношения организмов с другими организмами и окружающей средой.
  2. Выживание наиболее приспособленных особей и оставление ими плодовитого потомства;

8.Чем объяснить, что морской конёк и рыба-игла одинаково хорошо приспособлены к жизни в морях:

  1. Наследственной изменчивостью и естественным отбором
  2. Случайной приспособленностью
  3. Ненаследственной изменчивостью

9.В каком случае одно и то же приспособление животного может оказаться и полезным, и вредным?

  1. Если условия среды постоянно изменяются
  2. Если условия среды неизменны
  3. В обоих случаях.

10.Верблюжьей колючкой питаются верблюды, козы. Это доказывает, что:

  1. Приспособления растения к среде бесполезны
  2. Приспособления растения к среде вредны
  3. Приспособления растения к среде относительны.

Задание 2. Выберите правильные утверждения.

  1. Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников.
  2. От количества растительноядных животных зависит количество хищников.
  3. различия в размерах между щенками одного помёта определяется изменчивостью организмов и условиями, в которых они росли.
  4. Между особями одного вида нет конкуренции за пищу и условия существования.
  5. В борьбе за существование выживают наиболее приспособленные к среде особи.
  6. Выживание и плодовитость животных зависят от условий среды.

Задание 3. Дайте определения понятиям

  1. «Наследственная изменчивость», «борьба за существование», «искусственный отбор».

Проверочная работа по теме «Эволюция животного мира. Наследственная изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор. Приспособленность животных к окружающей среде».

7 класс.

Ключи.

Задание 1. 1В, 2А, 3Б, 4В, 5Б, 6В, 7Б, 8Г, 9Б, 10А.

Задание 2. А,В,Г.

Вариант 2.

Задание1. 1А. 2В, 3В, 4В, 5Б, 6Б, 7А, 8А, 9В, 10В

Задание 2. Б В Д Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....