Системно-деятельностный подход на уроках биологии.
статья по биологии

Кузьмина Ольга Владимировна

Сейчас много говорят о качестве образования. Что же подразумевается под качеством образования  на современном этапе? Качество образования  понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod_na_urokah_biologii.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход на уроках биологии.

 Сейчас много говорят о качестве образования. Что же подразумевается под качеством образования  на современном этапе? Качество образования  понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

Современное качественное образование подразумевает не дать ребенку знания впрок, научить познавать, делать, жить вместе с знаниями.

Учиться знать подразумевает, что учащийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.

Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.

Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщесто.

                 Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

В современном обществе перед учителем ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)
  • научить жить (учение для бытия)
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

На основании этого были введены стандарты второго поколения.

Принципиальным отличием стандартов  второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, - на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала. При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму биологической информации.

Для того чтобы у учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую  разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, методы управляемого открытия, широко использую  активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.

Для достижения этой цели используются различные типологии уроков. Уроки деятельностной направленности по цели можно разделить на несколько групп:

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, терминов, определений.

3. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.

Деление учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику, приоритетной целью школьного образования становится способность ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Я предлагаю фрагмент урока «открытия нового знания» по теме « Пути достижения биологического прогресса».

Деятельностная цель:

 при изучении учебного материала о  путях достижения биологического прогресса,  формировать универсальные учебные действия.

 Дидактическая  цель: расширить  и углубить систему  знаний об эволюционном процессе, за счет включения  информации о путях достижения биологического прогресса.

Эпиграф урока. « Мир вознаграждает людей уже не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то, что они знают.» А. Шляйхер.

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Организует фронтальную беседу.

Что такое эволюция?

Дайте определение понятия микроэволюция?

Что такое макроэволюция?

Назовите  основные закономерности эволюционного процесса.

Предлагает учащимся выполнить задание. Выносит данное задание при помощи проектора на доску.  Слайд 2

Подчеркните животных,  которые, по вашему мнению, находятся на стадии биологического прогресса.

Серая крыса, амурский тигр, пырей ползучий, одуванчик обыкновенный, зубр, лошадь Пржевальского, бычий цепень.

Организует беседу

Почему вы так решили?

По каким признакам это можно определить?(высокая численность, большой ареал обитания, высокая приспособленность, многообразие

На этом этапе формируются:

Познавательные УУД: 

-развивают навык

анализа информации,

-учатся строить высказывания,

Устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное.

Коммуникативные УУД: -

выражать свои мысли, - учатся культуре общения.

Использовать речевые средства для аргументации своей позиции, умение слушать и слышать друг друга.

Следующий этап урока постановка проблемного вопроса на основании которого формулируется цель урока, задачи и составляется план по решению поставленных задач

Этап открытия новых знаний

Какие пути эволюции способствуют достижению  биологического прогресса? Слайд 5

Предлагает учащимся задание.

Распределите  изменения, которые происходили у живых организмов в ходе эволюции на группы.

  1. возникновение теплокровности у млекопитающих
  2. появление четырехкамерного сердца у птиц
  3. появление колючек у кактуса
  4. уплощенная форма тела у скатов

5. появление яркой окраски венчика у насекомоопыляемых растений 6.появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся

Организует беседу по результатам выполнения задания.

Сколько групп изменений вы выделили?

Какой признак вы положили в основу классификации?

Охарактеризуйте первую группу изменений: слайд 6

теплокровность, четырехкамерное сердце, внутреннее оплодотворение.

Подводящая беседа

Это крупные изменения или мелкие?

Влияют ли они на уровень организации организма?

Какое значение для организмов имеют данные изменения?

Сообщает, что такие изменения называются ароморфозами.

Предлагает сформулировать определение ароморфоза.

Дайте определение, что такое ароморфоз?

Сравните с определением, которое дается в учебнике. С. 232

Сейчас я предлагаю выполнить следующее задание:  Рабочий лист задание 1 слайд 7

Проанализируйте вторую группу изменений:

 яркий венчик, колючки кактуса, уплощенная форма тела. Слайд 6

Что вы можете сказать о данной группе изменений?

Какое они имеют значение для организма?

Влияют ли они на уровень организации организма?

Такие изменения называются идиоадаптации.

Сформулируйте определение идиоадаптации, сравните ваше определение с определением в учебнике с.232-233

 Выполните лабораторную работу. Приложение « Лабораторная работа» слайд 8

Задание 2 Рабочий лист, слайд 9

Задание 3 рабочий лист, слайд 10

Организует работу с текстом,

Такой путь называется общей дегенерацией. Дайте определение общей дегенерации, сравните ваше определением с учебником с. 233

Задание 4 рабочий лист, слайд 11

Задание 5 рабочий лист

Организует работу с таблицей.

Посмотрите на таблицу и скажите, что показывает схема, изображенная на данной  таблице?  Слайд 12

Какие изменения происходили в ходе эволюции чаще? Какие реже?

Почему после ароморфоза начинается процесс идиоадаптации?

На этом этапе формируются следующие УУД

Познавательные УУД:

-учатся проводить группировку, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.

- учатся давать определение понятиям, подводить под понятие

- учатся осуществлять поиск информации, ориентироваться в содержании текста, интерпретировать информацию

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности  в обучении.

Такая работа на уроке наряду с внутренними мотивами деятельность побуждается и внешними - широкими социальными или узколичными.. При этом они могут быть не только «знаемыми, понимаемыми», но и «реально действующими». Однако, являясь сильными побудителями общественного поведения в целом, эти внешние мотивы сами по себе не обеспечивают включение школьника в учебную деятельность, направленную на усвоение учебного материала. Они не определяют принятия школьником учебной задачи. В этот процесс должны быть включены внутренние, познавательные мотивы. Внешние «понимаемые» мотивы при определенных условиях становятся «действенными», подчеркивал А.Н. Леонтьев. Ученик готовит урок, поскольку знает, что это требование школы (точнее, принятой им социальной роли ученика). Но вот он несколько раз переделывает домашнее задание, пишет аккуратнее, объясняя родителям, что хочет получить «отлично» или порадовать их, или учителя. Наконец наступает момент, когда он говорит, что переделывает работу потому, что нашел более интересное решение задачи. Это победа высокого, подлинного, внутреннего, направленного на процесс, реально действующего познавательного мотива].

Цели такого урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески .

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Биология имеет огромное разнообразие подходов к природным данным ученика - это и проведение наблюдений, опытов, написание сказок, рисование и лепка, решение логических задач, моделирование и другие.

Литература:

Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа в педагогическом процессе/ Ш. А. Амонашвили. М.: Феникс, 2009, 332 с.

Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В. П. Беспалько. М.: Феникс, 2012, 332 с.

Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии / Г. Ю. Ксензова. М.: Москва, 2009. 224 с.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/ А.К. Маркова. М.: Просвещение, 2010. 123 с.

Онищук Я.А. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе / Я. А. Онищук. М.: Феникс, 2010. 195 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Системно - деятельностный подход на уроках биологии. Урок – Портфолио»

Предлагаю технологическую карту одного урока биологии в 10 классе на тему:« Генетика – наука о наследственности ».  В системе уроков он является  первым  по счету в этом  разделе...

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....

Системно-деятельностный подход на уроках биологии

Системно-деятельностный подход на уроках биологии...

Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго п...

Мастер-класс по теме: Системно-деятельностный подход на уроках биологии.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Необходимо  непрерывно самообразовании, самостоятельно добывать знаний. Переход от объяснительно-иллюстративного способа обу...

Мастер-класс по теме: Системно-деятельностный подход на уроках биологии.

В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Необходимо  непрерывно самообразовании, самостоятельно добывать знаний. Переход от объяснительно-иллюстративного способа обу...

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии

Презентация к выступлению на семинаре. Методическая разраотка урока биологии в 6 классе на тему "Вегетативное размножение растений". Работа в группах....