технологическая карта урока по теме " Пути достижения биологического прогресса"
методическая разработка по биологии (11 класс)

Кузьмина Ольга Владимировна
Принципиальным отличием стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, - на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_11_klass.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

 Предмет – Биология

Класс – 11

Уровень – базовый                                              

Тема урока: «Пути достижения биологического прогресса»

Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник- Общая биология 10-11 классы( базовый уровень)

-М. Дрофа, 2018. – 368 с.: ил.

 Деятельностная цель:

 при изучении учебного материала о  путях достижения биологического прогресса,  формировать универсальные учебные действия.

 Дидактическая  цель: расширить  и углубить систему  знаний об эволюционном процессе, за счет включения  информации о путях достижения биологического прогресса.

Планируемые  результаты:

Предметные

    Давать определение понятиям «ароморфоз», «идиоадаптация»,  «общая дегенерация»,    различать пути достижения биологического прогресса, приводить примеры ароморфозов , идиоадаптаций и общей дегенерации, объяснять вклад

    С.С.Четверикова и И.И.Шмальгаузена в развитие представлений об эволюции.

Метапредметные

 1.     Познавательные:

       Умение работать с различными источниками информации (смысловое чтение), умение   анализировать информацию, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, давать определение биологическим понятиям, строить логическое рассуждение.

 2.     Коммуникативные:

   Строить монологическое высказывание: формулировать вопросы, выражать свои мысли, аргументировать  свою точку зрения. Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственных.

 3.     Регулятивные:

  Умение самостоятельно определять цель учебной деятельности,  способность принимать решения в проблемной ситуации, осуществлять самоконтроль и коррекцию. Оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся возможностей и условий ее реализации.

Личностные

    Осознание бережного отношения к природе на основании знаний о биологическом регрессе,  выстраивание собственного целостного мировоззрения,      формирование познавательного интереса к биологии.

Тип урока: урок  открытия новых знаний

Методы обучения: Активные (АМО).  Учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

 Основные понятия, изучаемые на уроке:

Ароморфоз, идиоадаптация,  общая дегенерация.

Обеспечение урока:

 учебники,  компьютер,  презентация.                                                                                              

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Эпиграф урока. « Мир вознаграждает людей уже не за то, что они знают, а за то как они могут использовать то, что они знают.» А. Шляйхер. Слайд 1

Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Личностные:

Настрой на продуктивную деятельность на уроке

Актуализация знаний 

 Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

Организует фронтальную беседу.

Что такое эволюция?

Дайте определение понятия микроэволюция?

Что такое макроэволюция?

Назовите  основные закономерности эволюционного процесса.

Предлагает учащимся выполнить задание. Выносит данное задание при помощи проектора на доску.  Слайд 2

Подчеркните животных,  которые, по вашему мнению, находятся на стадии биологического прогресса.

Серая крыса, амурский тигр, пырей ползучий, одуванчик обыкновенный, зубр, лошадь Пржевальского, бычий цепень.

Организует беседу

Почему вы так решили?

По каким признакам это можно определить?(высокая численность, большой ареал обитания, высокая приспособленность, многообразие

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ.

Применяют знания для выполнения заданий.

Познавательные УУД: 

-развивают навык

анализа информации,

-учатся строить высказывания,

Устанавливать соответствие, осуществлять сравнение, выделять главное.

Коммуникативные УУД: -

выражать свои мысли, - учатся культуре общения.

Использовать речевые средства для аргументации своей позиции, умение слушать и слышать друг друга.

. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

 Создает для учеников проблемную ситуацию.  Демонстрирует слайды с изображением архейской и кайнозойской эр. Слайд 3

 Древнейший период существования земли, охватывающий временной промежуток от 4 до 2,5 млрд лет назад, носит название "архейская эра". В эту эру появились первые живые организмы. В водах архейской эры жили бактерии и одноклеточные водоросли. Наземно-воздушная среда еще не была освоена.

Мы с вами живем в кайнозойскую эру. Мир кайнозойской эры представлен не только одноклеточными организмами, но и большим разнообразием, многоклеточных организмов, разного уровня организации. Живые организмы заняли все среды жизни. Всюду, куда бы мы не бросили свой взор, нас окружают живые организмы.  Миллионы видов растений, животных, грибов проживают на нашей планете. Хотя одни из них процветают, а другие. к сожалению, находятся на грани исчезновения, т. е одни виды находятся на грани биологического прогресса, а другие на грани регресса

Какие  пути достижения биологического прогресса способствовали возникновению  такого многообразия живых организмов?

- Можете вы сейчас ответить на поставленный вопрос?

  Почему?  (не знают,  какие  пути достижения биологического прогресса  бывают).

Сформулируйте тему нашего урока.

                    Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её, формулируют тему урока.

 Коммуникативные УУД: - учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач, строить монологическое высказывание

Познавательные УУД: -

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, выдвигать версии решения проблемы.

Целеполагание.

 Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

    Слайд 4

 

- Какова цель сегодняшнего урока?

Выслушивает предположения детей. (узнать,  какие пути достижения биологического прогресса  существуют в природе, как они способствовали возникновению многообразия живых организмов»)  

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться.

Познавательные УУД:

- учатся анализировать. Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся формулировать вопросы, выражать свои мысли.

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно определять цель учебной деятельности , устанавливать пути решения проблемы.

Планирование.

 Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели.  Побуждает к высказыванию предложений о том, с помощью чего можно достичь поставленной цели. Слайд 4

- Каким образом мы можем изучить пути достижения биологического прогресса? (изучить материал учебника)

 - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; презентация, задания)

- Составьте план нашей дальнейшей работы

 -  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?

 Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

  Учитель фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

 2. Добыть информацию (из текста, из предложенных заданий и т.д.).

 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием.

 4. Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ:

Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                              

. Коммуникативные УУД:- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие ,

- учатся выражать свои мысли.

Регулятивные :

 Учатся планировать действия в соответствии с поставленной задачей, выбирая  наиболее эффективные способы и пути достижения целей

 «Открытие» нового знания 

Какие пути эволюции способствуют достижению  биологического прогресса? Слайд 5

Предлагает учащимся задание.

Распределите  изменения, которые происходили у живых организмов в ходе эволюции на группы.

  1. возникновение теплокровности у млекопитающих
  2. появление четырехкамерного сердца у птиц
  3. появление колючек у кактуса
  4. уплощенная форма тела у скатов

5. появление яркой окраски венчика у насекомоопыляемых растений 6.появление внутреннего оплодотворения у пресмыкающихся

Организует беседу по результатам выполнения задания.

Сколько групп изменений вы выделили?

Какой признак вы положили в основу классификации?

Охарактеризуйте первую группу изменений: слайд 6

теплокровность, четырехкамерное сердце, внутреннее оплодотворение.

Подводящая беседа

Это крупные изменения или мелкие?

Влияют ли они на уровень организации организма?

Какое значение для организмов имеют данные изменения?

Сообщает, что такие изменения называются ароморфозами.

Предлагает сформулировать определение ароморфоза.

Дайте определение, что такое ароморфоз?

Сравните с определением, которое дается в учебнике. С. 232

Сейчас я предлагаю выполнить следующее задание:  Рабочий лист задание 1 слайд 7

Проанализируйте вторую группу изменений:

 яркий венчик, колючки кактуса, уплощенная форма тела. Слайд 6

Что вы можете сказать о данной группе изменений?

Какое они имеют значение для организма?

Влияют ли они на уровень организации организма?

Такие изменения называются идиоадаптации.

Сформулируйте определение идиоадаптации, сравните ваше определение с определением в учебнике с.232-233

 Выполните лабораторную работу. Приложение « Лабораторная работа» слайд 8

Задание 2 Рабочий лист, слайд 9

Задание 3 рабочий лист, слайд 10

Организует работу с текстом,

Такой путь называется общей дегенерацией. Дайте определение общей дегенерации, сравните ваше определением с учебником с. 233

Задание 4 рабочий лист, слайд 11

Задание 5 рабочий лист

Организует работу с таблицей.

Посмотрите на таблицу и скажите, что показывает схема, изображенная на данной  таблице?  Слайд 12

Какие изменения происходили в ходе эволюции чаще? Какие реже?

Почему после ароморфоза начинается процесс идиоадаптации?

 

Выполняют задание,   проводят группировку, устанавливают причинно-следственные связи и дают объяснение на основе установленных причинно-следственных связей

Отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свой ответ.

Формулируют определение.

Находят определение в учебнике и сравнивают с тем, которое они дали.

Выполняют задание, отвечают на вопросы

Формулируют определение

Читают текст

Отвечают на вопросы по тексту, интерпретируют информацию,  применяют информацию из текста для решения учебно- практических задач

Познавательные УУД:

-учатся проводить группировку, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.

- учатся давать определение понятиям, подводить под понятие

- учатся осуществлять поиск информации, ориентироваться в содержании текста, интерпретировать информацию

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

Работают по плану, осознанное управление своим поведением и деятельностью, направленных на достижение поставленных целей, способность преодолевать трудности  в обучении.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. 

Организует выполнение задания и последующую взаимопроверку по ключу

Задание 6 рабочий лист,  самопроверка по ключу слайд 13

Выполняют задание , осуществляют проверку по ключу, осуществляю самооценку своей деятельности

Познавательные УУД

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  

 Регулятивные УУД: 

- учатся оценивать результаты деятельности на основе анализа имевшихся возможностей и условий ее реализации

Рефлексия.

 Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.  Слайд 14

Организует подводящий диалог

- мы знаем, мы умеем

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

 Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.      

Решают проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

Познавательные УУД:

 

 

 - учатся анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Домашнее задание.

Комментирует домашнее задание: слайд 15

  1. п.63 , ответить на вопросы - базовый

2.Продумать примеры направлений эволюции (использование электронных презентаций только поощряется)- повышенный

3Подготовить сообщения об адаптациях к среде обитания у растений и животных.- высокий

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

 - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            

   

         

   

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Геометрическая прогрессия", 9 класс

Технологичесая карта урока по теме "Геоетрическая прогрессия", 9 класс, учебно-методический комплект Мордкович , урок содержит богатый материал по теме, много ссылок на интернет ресурсы....

Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"

Технологическая карта урока на тему "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии"...

Конспект и технологическая карта урока по теме "Арифметическая прогрессия"

В разработке представлены конспект, технологическая карта и презентация к уроку алгебры в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия". Это превый урок по теме. Обучение ведётся по учебнику А.Г. Мордк...

Задания ЕГЭ по биологии теме "Формы достижения биологического прогресса"

Задания подобраны из открытого банка заданий ФИПИ...

Пути достижения биологического прогресса 11 класс

Урок биологии 11 класс "Пути достижения биологического прогресса"...

Технологическая карта урока обществознания Тема "На пути к жизненному успеху" 6 класс

Технологическая карта урока обществознания Тема "На пути к жизненному успеху" 6 класс...