Конспект внеурочного занятия "Удивительное рядом"
план-конспект занятия по биологии (7 класс)

Садыкова Халита Раимгуловна

Внеурочное занятие в рамках предметно-творческой лаборатории,  использование АМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметная творческая лаборатория

естественно-математического цикла

11.12.18г

Учитель биологии МАОУ «Кутарбитская СОШ»

Садыкова Халита Раимгуловна

Предмет:  биология

Класс:7

Внеурочное занятие «Удивительное рядом»

Технология: Активные методы обучения

Начало образовательного мероприятия

1 этап модерации: инициация приветствие (знакомство)

Создание позитивной и комфортной атмосферы, настройка на рабочий лад (2 мин)

АМО Упражнение « Солнышко»

Цель: активизация внимания учащихся, воспитание коммуникативных качеств, доброжелательности.

Участники: все учащиеся.

Проведение: Звучит музыка «Твори добро»

Предлагаю всем встать в круг.

Нарисуйте в своем воображении солнышко хорошего настроения. 

Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительное тепло и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите хорошее настроение этого солнышка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

- Думаю, что наше занятие пройдет в доброжелательной обстановке, с пользой для всех.

Вхождение в тему занятия (определение целей)

Обеспечение мотивации обучения и осмысления процесса обучения (2 мин)

Цели использования метода: конкретизировать тему занятия, направить мыслительную деятельность в «правильном русле», создать условие непринужденной обстановки на занятии, переключить внимание школьников на занятие.

Технология проведения: дети должны догадаться, что объединяет вещи и сформулировать тему занятия.

Учитель:

- Посмотрите, пожалуйста, на эти такие разные вещи и подумайте, что их объединяет? Какова тема нашего занятия? (Дети высказывают свои предположения).

Фаза 3

0пределение опасений и ожиданий. Концентрация внимания, создание психологически-комфортной обстановки (3 мин)

АМО «Лучики солнышка и тучки»

Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Карточки с изображением лучиков солнышка и тучек для каждого ученика.

Проведение: дети, уверенные в своих силах, прикрепляют на доске с помощью магнитов лучики рядом с солнышком, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству тучек в начале занятия можно отследить неуверенных в своих способностях учеников; по количеству лучиков в конце урока можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображениями тучек, позволять планировать индивидуальную работу на следующих уроках по этой теме.

Учитель раздает учащимся тучки и лучики (по 2 шт.) вырезанные из цветной бумаги, и предлагает подписать. Далее учитель поясняет классу о том, что тот из учащихся, кто уверен, что он все поймет и у него все получится при изучении темы, прикрепляет с помощью магнитов к доске лучик рядом с солнышком, а у кого есть какие-либо сомнения, просит прикрепить тучку.

Фаза 4

Работа над темой

2 этап модерации: погружение в тему

Сообщение нового (10 мин) В мире много интересного, о чём нам предстоит еще узнать. Много загадок, которые нужно разгадывать. А ведь может быть так, что этими открывателями могут стать наши маленькие исследователи.

- Мы начинаем своё небольшое занятие со слов известного героя из сказки «Золушка»:

«Я – не волшебник, я только учусь».

- Итак, волшебство начинается:

Мы всегда с вами, идя на урок, ставим цель, чему хотим научиться.  Цель – желание научиться чему-либо или достичь чего-либо.

-Это занятие – необычное.  И цель мы сформулируем необычную.  В этой цели – пожелании вы впишите ответ на вопрос: чего вы ждёте от занятия? Каким он должен быть?  (увлекательным, интересным, поучительным, полезным и т.д.). - Приглашаем Вас, уважаемые взрослые, вместе с нами побывать в волшебной стране, стать настоящими магами-волшебниками.

- Да, мы забыли самое главное - повторить правила этой страны

1. Внимательно слушать инструкции учителя!

2. Стеклянной, пластмассовой посудой и приборами надо пользоваться осторожно.

3.  Никогда не ставить их на край парты.

4. Перемешивать жидкость палочкой осторожно, не задевая стенок стакана.

5. По окончании работы все оборудование необходимо размещать на отведенных ему местах, а рабочее место привести в порядок.

6. Опыты проделывать ТОЛЬКО ВМЕСТЕ СО ВЗРОСЛЫМИ!!!

-    Сегодня я предлагаю поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок.

- Кто мне скажет, что такое лаборатория? (оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т. д)

В лаборатории у нас есть лабораторный стол и стул, шкафы для посуды, раковина. На столе обязательно должны быть оборудование и вещества для исследования.

- А кто в лаборатории работает? (Лаборанты)

Наша лаборатория готова Вас принять. Предлагаю Вам побыть сегодня лаборантами.

В лаборатории всегда тихо и чисто. Я буду заведующая лабораторией. Уважаемые лаборанты! Послушайте, как нужно вести себя в лаборатории:

   Предлагаю вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами,

- Итак, продолжаем наше волшебство.

АМО «Информэй-ка

Предварительная подготовка: Что вы знаете о науке химии, физике?

Технология проведения: ребятам предлагается обдумать, как будем использовать приготовленные материалы. Затем учитель раскрывает тему, потом объясняет каждый этап.

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Знаково-символические: формируют у учащихся умение использовать наглядные модели, чертежи и схемы и т.д.

Коммуникативные: развивает умение работать в группе, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей, формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. На данном этапе наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты.

АМО «Путешествие в страну Мастеров»

Цель: научиться обсуждать и анализировать, выполнять работу в паре.

Регулятивные: наряду с координацией действий педагогом происходила и саморегуляция учеников.

Коммуникативные: во время вербального (в паре) и невербального (между группами) общения дети вступали в диалог, направленный на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Познавательные, включая общеучебные и логические.

Информационная компетентность - формируются умения отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Коммуникативная компетентность - включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, владение определенными нормами общения, поведения.

Происходит быстрое и эффективное усвоение и закрепление материала.

Фаза 5

Завершение образовательного мероприятия

3 этап модерации: Формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока эмоциональная разрядка) Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии (2 мин)

  1. Пожелания.

II.   Совместное проведение экспериментирования.

-  Итак начнем наши эксперименты.

Опыт 1. «Неугомонные зернышки»

Проще простого заставить двигаться предмет, толкнув его рукой. А можно ли заставить двигаться зёрнышки риса, не дотрагиваясь до них? Проделайте этот опыт, и вы узнаете по крайней мере один способ.

Реквизит

  • Охлаждённая банка с минеральной водой
  • Стакан
  • 6 зёрнышек риса

Подготовка

  1. Разложи нужные предметы на столе.
  2. Открой бутылку с минеральной водой и вылей воду в стакан.

Начинаем научное волшебство!

  1. Высыпь зёрнышки в стакан с минералкой.
  2. Подожди несколько секунд и понаблюдай, что будет происходить.

Что ещё можно сделать

Вместо рисинок можно взять мелко наломанные спагетти, маленькие кусочки пластилина.

Результат

Через некоторое время зёрнышки риса в стакане начнут плавать вверх-вниз.

Объяснение

Это происходит из-за того, что в банке с минеральной водой содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворён в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и налив воду в стакан, вы освобождаете этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность.

Когда ты высыпаешь в стакан зёрнышки риса, пузырьки газа «прилипают» к ним с поверхности. Плотность объединившихся зёрнышек становится ниже, чем у минеральной воды. Покрытые пузырьками рисинки поднимаются к поверхности жидкости. Там пузырьки углекислого газа лопаются, и плотность зёрнышек опять становится выше, чем плотность минеральной воды. Освободившись от пузырьков газа, они снова идут ко дну. Там пузырьки газа опять «прилипают» к поверхности зёрен, и всё повторяется с начала. Так происходит до тех пор, пока из минеральной воды не перестанет выделяться газ. Довольно скоро углекислый газ прекращает выделяться, и зёрнышки спокойно спускаются на дно.

Опыт 2. «Лавовая лампа»

    Проводить опыты и эксперименты — это не только занимательно, познавательно, увлекательно... но и стрессоснимающе и невероятно-расслабляюще! Не верите? Значит вы еще не делали лавовую лампу. Я очень давно хотела провести опыт с лава-лампой, и вот затея приобрела реализацию.

Реквизит: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Подготовка:

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Наполни стакан на 2/3 водой, вылей в воду 1/3 растительного масла.

Масло будет плавать по поверхности.

Начнем волшебство:

Добавьте пищевой краситель из пакетика к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Результат

Через некоторое время соль с красителем отпускает вниз на дно, а частицы масла поднимаются на поверхность.

     

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

        Опыт 3. «Невидимый убийца огня»

    А сейчас я предлагаю почувствовать себя волшебниками и погасить свечу, даже не прикасаясь к ней.

    Как погасить свечу одним легким движением руки? Легко!

  Реквизит: уксус 9%, пищевая сода, два стакана, свечи, спички.

Подготовка:

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Насыпаем 2 чайные ложки соды в первый стакан и в него же добавляем 10 мл уксуса 9%.

3. Поджигаем свечи.

Начнем волшебство:

1. Аккуратно "переливаем" из первого стакана полученный газ во второй стакан.

2. "Выливаем" газ из второго стакана на горящие свечи.

Результат. Свечи тухнут.

      Объяснение:

    При гашении соды уксусом выделяется углекислый газ СО2 , который не поддерживает горение. Этот газ тяжелее воздуха в 1, 5 раза и в итоге он заполняет весь стакан, вытесняя оттуда воздух. Свечи горят, благодаря доступу кислорода. Но когда мы "льем" углекислый газ на свечи, они тухнут.

   Со стороны опыт выглядит настоящим волшебством и на неподготовленного зрителя, особенно на детей и тех взрослых, у которых плохо с фантазией и со знанием элементарной химии, производит потрясающее впечатление.

Опыт цветное молоко

Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Опыт 5. «Кислота надувает шарик»

    В этом замечательном опыте мы узнаем, как надуть шарик содой и кислотой. На первый взгляд звучит странно и необычно, но на самом деле все довольно просто.

   Этот опыт наглядно показывает, к чему может привести простая химическая реакция. После опыта мы узнаем, почему же надувается шарик и что происходит, когда мы смешиваем соду с уксусом.

  Реквизит: уксус, пищевая сода, пустая бутылка небольшая, воздушный шарик.

Подготовка:

1.Разложи нужные предметы на столе.

2. Сначала насыпаем около трех четырех чайных ложечек соды внутрь шарика. Для удобства используем воронку.

3. В бутылку наливаем немного уксуса.

4.Далее возьмите шарик и наденьте его на горлышко бутылки. Наденьте шарик так, чтобы сода пока осталась внутри шарика и не падала в бутылку.

Начнем волшебство:

1. Потом резко выпрямите шарик, чтобы сода высыпалась внутрь бутылки. Как только это произойдет, внутри бутылки начнется химическая реакция.

Результат: Вы должны увидеть, как уксус начнет булькать и пениться, при этом шарик начнет надуваться.

          Совет

Хотите, чтобы шарик надувался быстрее и лучше? Перед опытом один раз надуйте его самостоятельно ртом, а затем сдуйте, чтобы растянуть материал.

Объяснение:

    Все, что нас окружает состоит из молекул или из различных типов веществ. Очень часто два вида молекул взаимодействуют друг с другом, формируя новые молекулы. В нашем опыте происходит взаимодействие соды и уксуса.

   Пищевая сода является молекулами бикарбоната натрия. Пищевая сода это один из видов вещества, называемого базовым. Уксус — это смесь уксусной кислоты и воды. Уксусная кислота — это вид вещества, называемого кислотой.

Именно уксусная кислота и вступает в реакцию с содой. В результате химической реакции мы получаем углекислый газ, который покидает жидкую смесь, расширяется внутри бутылки и шарика и надувает шарик.

Это интересно

   Многие думают, что воздушный шарик, надуваемый в опыте, должен взлететь, как если бы его надували гелием. Гелий легче воздуха и шарики, надутые им, взлетают. Однако, углекислый газ тяжелее воздуха и шарик, надутый им, не взлетит!

   Если вы знакомы с химией, то вам может быть интересно, как описать реакцию, используя химическую формулу. Формула ниже описывает реакцию между бикарбонатом натрия и уксусной кислотой.

NaHCO3 + CH3COOH → NaCH3COO + H2O + CO2

III. Выводы

 -  Оценивание и анализ работ: дети анализируют свои работы и выбирают лучшие поделки, комментируют плюсы и минусы работ. Делаем выставку из лучших работ.

Фаза 6

Рефлексия

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения (3 мин)

АМО «Лучики и тучки»

Выявить уровень удовлетворенности своей работы на занятии учащимися.

Карточки с изображением лучиков солнышка и тучи для каждого ученика.

Проведение: каждый ученик подходит к своему лучику и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает лучик на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание лучиков солнышка над тучами позволяет сделать вывод о том, что занятие было плодотворным, интересным и цели были достигнуты.

Учитель подводит итоги занятия.

Ребята, что нового вы узнали на занятии? Довольны ли вы своей работой? Что для вас было самым сложным? интересным? Ребята, наше занятие подходит к концу, я благодарю вас

Формируют вывод исследования по плану:

• Совпала ли тема исследования с тем, что мы изучили?

• Доказали ли мы гипотезу исследования?

• Решили ли мы задачи исследования?

 • Какие методы исследования Вы использовали? •

 Что в исследовательской работе было самым трудным? • Что в исследовательской работе Вам понравилось больше всего? •

 Что Вас удивило? • Что Вам хотелось бы повторить? •

 Оцените свою работу и работу товарищей на занятии. Спасибо за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия по физкультуре 1 класс

Конспект открытого внеурочного занятия по физкультуре в 1 классе (по стендартам второго поколения)...

Конспект внеурочного занятия "Занимательный английский" 1 класс

Конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Мои любимые игрушки"...

Конспект внеурочной деятельности КВН 5 класс

Конспект занятия внеурочной деятельности КВН в 5 классе. Практическое занятие: выбор шуток для разминки....

Конспект внеурочной деятельности "Мы волонтёры" 5 класс

Разработка занятия внеурочной деятельности "Мы волонтёры". Регламентируем деятельность. Для учащихся 5 класса. В рамках реализации ФГОС...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Конспект занятия "Красивое рядом...Обзор картин художников-пейзажистов"

Ознакомление детей с творчеством пусских художников-пейзажистов....