рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс)

Садыкова Халита Раимгуловна

Структура рабочей программы отвечают требованиям ФГОС,программа составлена на основе УМК Пасечник В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_biologiya_5_klass.doc334 КБ

Предварительный просмотр:

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса биологии в 5 классе:

Живые организмы

Обучающийся научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям; проводить наблюдения за живыми объекта; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Обучающийся овладеет системой биологических знаний – понятиями,  имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Обучающийся освоит общие приемы: оказания первой помощи;  размножения культурных растений; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Обучающийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природу;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений,  грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений,  грибов и бактерий;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • описывать и использовать приемы  размножения культурных растений , ухода за ними;
  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучащийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях,  грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, ; размножения  культурных растений;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, , бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

3.Содержание учебного предмета

Биология – наука о живых организмах (6 час)

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, питание, дыхание, движение, размножение, развитие) их проявление у растений, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов (11 час)

Клетка  основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка.  Растительная клетка. Ткани организмов.Лабораторная работа 1.Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними; 2.Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата); Экскурсия№1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных» Контрольная работа №1 по теме: Клеточное строение организмов. Проект: «Клеточное строение организмов»

Царство Бактерии (2 час)

Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Творческий проект «Возможна ли жизнь без бактерий»

Царство Грибы (5 час)

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.  Лабораторная работа 3.Изучение строения плесневых грибов; Исследовательский проект

Многообразие растений (10час)

Принципы классификации. Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие. Папоротникообразные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности.

Лабораторные работы4. Изучение строения водорослей; 5.Изучение внешнего строения мхов (на местных видах); 6.Изучение внешнего строения папоротника (хвоща); 7.Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений; 8.Изучение внешнего строения покрытосеменных растений Практическая работа №1.Вегетативное размножение комнатных растений Проект «Экзотические растения» Презентация «Лишайники- пионеры леса»; «Древовидные папоротники»; «Высшие споровые растения»

Итоговая контрольная работа

                     3.Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на освоение каждой темы

№ урока

Раздел

Темы уроков

Кол-во часов

1-6

Раздел Биология наука о живых организмах (6 час)

1.Биология - наука о живой природе

2.Методы исследования в биологии

3.Разнообразие живой природы Растительный мир родного края.

4.Среды обитания живых организмов.

5.Экологические факторы и их влияние на живые организмы

6.Экскурсия №1 «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных»

1

1

1

1

1

1

7-17

Раздел Клеточное строение (11 час)

1.Устройство увеличительных приборов Лабораторная работа №1Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;

2.Строение клетки Лабораторная работа №2. «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука);

3.Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

4.Пластиды

5-6.Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

7.Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку

8Процессы жизнедеятельности клетки: рост, развитие Деление клетки

9.Понятие «ткань»

10.Контрольная работа№1 по теме: Клеточное строение организмов

11.Проект: «Клеточное строение организмов»

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

18-19

Царство Бактерии (2 час)

1.Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

2.Роль бактерий в природе и жизни человека Творческий проект «Возможна ли жизнь без бактерий»

1

1

20-24

Царство Грибы (5 час)

1.Общая характеристика грибов.

2.Шляпочные грибы

3.Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа №3 «Строение плесневого гриба мукора

4.Грибы-паразиты. Исследовательский проект

5.Обобщающий урок Царство Бактерии. Царство Грибы

1

1

1

1

1

25-34

Многообразие растений (10час)

1.Распространение и значение растений

 2.Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания Лабораторная работа №4 «Изучение строения водорослей»

3.Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

4.Лишайники

5.Мхи Лабораторная работа№5 «Изучение внешнего строение мхов (на местных видах)»

6.Папоротники, хвощи, плауны Лабораторная работа№ 6  «Изучение внешнего строения папоротника.» «Древовидные папоротники»; «Высшие споровые растения»

7.Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения хвои, шишек и семян голосеменных растений

8.Лабораторная работа №8 Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.

 9.Практическая работа №1 Вегетативное размножение комнатных растений

10.Итоговая контрольная работа

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...