Технологическая карта урока биологии в 10 классе «Деление клетки. Митоз»
план-конспект занятия по биологии (10 класс)

Иванова Лидия Александровна

Деятельностная цель:

  - формирование  умений реализации новых способов действий:

 - формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

 - уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели;

 - развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления), умение находить    достоверную информацию в учебнике,  анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;

 -  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно - дидактическая  цель: расширить базу биологических понятий  при изучении  жизненного цикла клетки, фаз  митотического деления за счёт включения в неё новых элементов .

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

– научитьсяхарактеризовать процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического деления;

- учиться понимать биологические термины: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.

Личностные: формирование научного мировоззрения, включающего знания о химическом составе клетки, о взаимосвязи между строением и свойствами веществ, четких представлений о роли естественных наук в современном обществе; создание в представлении учащихся общей, целостной картины мира с его единством, многообразием свойств живой и неживой природы.

Метапредметные:

1.Познавательные:

 – научиться ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);

 - учиться строить высказывания;

 - учитьсяанализировать содержание определений терминов, проводить сравнительный анализ обьектов, обобщать, устанавливать  причинно- следственные связи.

2.Коммуникативные:

    - учиться слушать и понимать речь другого человека;

    - учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе;

    - учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

 - учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

   -  учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке:  жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.

 Учащийся  должен знать: жизненный цикл клетки, фазы митоза, содержание определений терминов: редупликация, хроматиды, центромеры.

 Учащиеся должны  уметь: приводить примеры деления клетки у различных организмов, описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза, объяснять биологическое значение митоза, анализировать содержание определений терминов.

Обеспечение урока:  учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания,  наглядное пособие «Митоз».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta._delenie_kletki._mitoz.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Муниципальное казенное общеобразовательная учреждение

«Пристенская средняя общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области

                                                     

                           

                                           

                                                           

                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА  БИОЛОГИИ

                     

                                                                       Тема : «Деление клетки. Митоз»

                                                                                 

                                                                                                            10 КЛАСС

                                                         

                                                                                                                                                                            ВЫПОЛНИЛ: Иванова Лидия Александровна,

                                                                                                                                                                            учитель  биологии МКОУ «Пристенская  СОШ»

                                                                                                                                                                            Пристенского района Курской области

                                                                                 

Деятельностная цель:

  - формирование  умений реализации новых способов действий:

 - формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

 - уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели;

 - развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления), умение находить    достоверную информацию в учебнике,  анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;

 -  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно - дидактическая  цель: расширить базу биологических понятий  при изучении  жизненного цикла клетки, фаз  митотического деления за счёт включения в неё новых элементов .

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные:

– научитьсяхарактеризовать процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митотического деления;

- учиться понимать биологические термины: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.

Личностные: формирование научного мировоззрения, включающего знания о химическом составе клетки, о взаимосвязи между строением и свойствами веществ, четких представлений о роли естественных наук в современном обществе; создание в представлении учащихся общей, целостной картины мира с его единством, многообразием свойств живой и неживой природы.

Метапредметные:

1.Познавательные:

 – научиться ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);

 - учиться строить высказывания;

 - учитьсяанализировать содержание определений терминов, проводить сравнительный анализ обьектов, обобщать, устанавливать  причинно- следственные связи.

2.Коммуникативные:  

    - учиться слушать и понимать речь другого человека;

    - учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе;

    - учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.Регулятивные:

 - учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

   -  учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности.

Основные понятия, изучаемые на уроке:  жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды, веретено деления, центромеры, размножение.

 Учащийся  должен знать: жизненный цикл клетки, фазы митоза, содержание определений терминов: редупликация, хроматиды, центромеры.

 Учащиеся должны  уметь: приводить примеры деления клетки у различных организмов, описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза, объяснять биологическое значение митоза, анализировать содержание определений терминов.

Обеспечение урока:  учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания,  наглядное пособие «Митоз».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)

Проверяет готовность к уроку , проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

 Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.

- Выясняет степень усвоения уч-ся заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях,   способов действий).  

 - Выясняет причины невыполнения д/з отдельными уч-ся.

 - Определяет типичные недостатки в знаниях и способах действий уч-ся и причин их появления.

- Ликвидирует обнаруженные недостатки.

Фронтальная беседа по вопросам:

1.  Почему синтез белков является важнейшим процессом ассимиляции в клетке?

2. Что является источником энергии для синтеза белков?

3. Какова последовательность процессов при биосинтезе белка?

4. Что такое трансляция и где она происходит?

 

     Организует  класс на оценивание   работы ученика у доски. При необходимости корректирует ответ.

 Педагог предлагает ответить на вопросы:

- А по каким признакам вы отличаете живой организм от неживого?

 - Назовите эти признаки?

Учитель фиксирует на доске понятия, названные учащимися в виде схемы    

Отвечают на вопрос.

Вспоминают ранее изученный материал.   Отвечают на вопросы. Изучают структуру учебника, рабочей тетради.    Знакомятся с заданием, осмысливают его.                       Выполняют задание (классифицируют объекты, по заданному признаку).       Вспоминают, изученный ранее материал (понятия). Перечисляют известные им признаки жизни.

Познавательные УУД: 

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать,.                      знакомятся со структурой учебника, рабочей тетрадью.   Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.          

Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.)

Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию.

- В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проблемный вопрос. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

 Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её значимость

 Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

Этап. Целеполагание. (3-4 мин.)

 Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.

Проводит подводящий диалог:

 Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:
1.  Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
-  Ребята, сформулируйте  тему сегодняшнего урока?

    Организует подводящий диалог :

 - Каков главный вопрос нашего урока?

- Какова цель?

Выслушивает предположения детей, лучшие формулировки записываются в таблицу - 2 колонка.

Деление клетки. Митоз.(слайд ).

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                      Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока).

Этап Планирование.(5-6 мин.)

 Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели.  Побуждает к высказыванию предложений о том, как  и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Предлагает выполнить задания

- Каким образом мы можем изучить признаки живых организмов? (изучить материал учебника)

 - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; микроскоп, микропрепараты)  

 Организует работу в паре

. - Составьте план нашей дальнейшей работы

. -  Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся.

   Фиксирует план  на доске.

 1. Осмыслить задание.

 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.).

 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (вписать в схему изученные признаки живых организмов, дать определение понятию «живой организм»).

 4. Мысленно сформулировать ответ.

 5. Дать развернутый устный ответ:

Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ

 «Я считаю, что …, потому что,  во-первых…, во вторых…».

 - Как вы предполагаете,  каким будет ответ?

(Предположения (гипотезы) учащихся фиксируются на доске. )   

Высказывают свои предположения.   Выбирают способ  (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                         Высказывают свои предположения (гипотезы)

Познавательные УУД:

 - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

 - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

 - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- учатся выражать свои мысли.

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

 Формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.                      - Что мы узнали нового?

 - Какими признаками мы можем дополнить нашу схему?

 Вносит в схему изученные признаки живых организмов.

 - Как нам ответить на наш вопрос?

– Как вы думаете, подтвердилась наша гипотеза?

Корректирует ответы учащихся:

 Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: 

–  Жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь, используя материал учебника А. А. Каменского стр.77 §24  4 абзац . Вам нужно их выучить. (Подводит итоги ответов об-ся, далее работают

Деление  соматических,т.е.неполовых,  клеток называется митозом.

И так, что же это за процесс  - митоз?

Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории.

Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:

Новые клетки могут возникать 
только из предшествующих клеток.      

 Р. Вирхов

“Откуда мы взялись, соседка?” –

Спросила как-то клетка клетку.

Та не услышала вопрос –

Она делилась! Шел  ….!”(Митоз)

Этот процесс проходит в несколько этапов, сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями каждого этапа митоза

  Организует и проводит физкультминутку:

Не сутультесь, грудь вперед, Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.) А теперь рывки руками. Снова повторите. Достаём рукой носочек — Правой — левый, левой — правый. Вертолёт летит, стрекочет, Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.) А теперь, как будто мячик, Все на месте мы поскачем. Отдохнули, посвежели И на место снова сели. (Дети садятся.)

Работают в паре.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

 Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.               Выполняют упражнения.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

 - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

 - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

 Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Усвоение понятия «митоз» у учащихся начинается с выделением существенных признаков этого понятия. Это достигается введением определений, которые отвечают на вопрос «что такое?» И указывают на существенные признаки предмета (явления).   Формирование понятий общих и отличительных признаков идёт при выполнении самостоятельной работы с учебником и заполнении таблицы в рабочей тетради

 Предлагает выполнить данное задание.

На этом этапе урока учитель организует работу с текстом учебника (учебник А. А. Каменского п. 24, стр.78 – 81, рис.39, 40), в ходе которой обучающиеся делятся на группы

 Организует подводящий диалог.

 - На какой вопрос мы должны будем дать ответ по результатам этого задания? (Что же такое размножение?)

- Что нам поможет выполнить это задание?

Демонстрирует план работы (алгоритм).    

   - Как мы будем выполнять это задание? (см. план)

    - Что будем записывать в таблицу?

 - Как вы считаете, наши записи будут общими или отличными? Почему?  

  - Какой ответ мы можем дать на поставленный вопрос?  

 -Как вы думаете, подтвердились наши предположения?

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).                                         Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).               В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.   Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.                                   Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу.       Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.

Познавательные УУД

 - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

 - учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

 Регулятивные УУД: 

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 

Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

 Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. -Организует деятельность по применению новых знаний; 

- осуществляет индивидуальный контроль по усвоению учащимися нового материала.

  1. Все ли задачи, которые мы поставили на уроке, выполнили?
  2. Что вы узнали нового на уроке?
  3. Что каждый из вас взял для себя в процессе работы на уроке?
  4. С чем вы можете это сравнить?
  5. Как вы можете оценить работу на уроке?

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

 Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Познавательные УУД:

 - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

 - учатся строить высказывания;

 - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

 Мотивирует учащихся на важность выполнения домашнего задания и дает четкий инструктаж.

1.Прочитать п. 24,ответиь на вопросы устно.

2.Повторить главу 2 «Клеточный уровень», используя материал «Краткое содержание главы» стр. 81-82.

3. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика митоза и мейоза.

4. Составить схему митоза и мейоза.

 Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

 - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                            

     

                     

Литература:

Каменский А.А., Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.  Биология. Общая биология.- М.: Дрофа, 2017.

Мамонтов С.Г. Биология для старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие.- 9-е изд., Стереотип.- М.: Дрофа, 2007.-542 с.:ил.

Чебышев Н.В. Биология: учебник.-5-е издание. М.: Издат. Группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010.- 320 с.: ил.

Интернет-ресурсы:

  1. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ ; ред. Власенко Т.В. ; Web-мастер Козлова Н.В. — Электрон. дан. — М. :Рос. гос. б-ка, 1997—Режим доступа: http://www.rsl.ru, свободный. — Загл. с экрана.— Яз. рус., англ.
  2. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам [Электронный ресурс] / НПБ им. К.Д. Ушинского РАО – Режим доступа: http://www.gnpbu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / 2006-2012 ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика"
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС 77 - 47492 от 25 ноября 2011 года– Режим доступа:
    http://school-collection.edu.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
  4. Сайт для преподавателей учащихся [Электронный ресурс] / Издательский дом «Первое сентября» – Режим доступа: http://1september.ru, свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.
  5. Персональный сайт преподавателя биологии Капшученко А.Н.  http://www.biokan.ru/ [Электронный ресурс] свободный. – Загл. С экрана. – Яз. рус.

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе

Технологическая карта урока биологии по теме «Жизнедеятельность клетки» в 5 классе(учебник В. В. Пасечник)Тема урока: Жизнедеятельность клетки Тип урока: урок-проект «открытия&r...

технологическая карта урока биологии 5 класс "Химический состав клетки" программа В. Пасечник

Представлена технологическая карта урока по ФГОС  по программе В. Пасечника по теме "Химический составтклетки"....