Технологическая карта урока "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций".
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Зарипова Гульнур Галимулловна

 

 

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке

 Урок построен по технологии  системно-  деятельностного  подхода. Работая в группах учащиеся разговаривают, размышляют, анализируют и делают выводы. У них развивается коммуникативное мышление. Учащиеся с помощью учителя оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.  Каждый ученик будет вносить свой индивидуальный вклад, обмениваться знаниями, идеями, способами деятельности. Весь образовательный процесс будет происходить в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволит учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

 

 

 

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ШАБЛОН ПЛАНА УРОКА

ФИО учителя:

 Зарипова Гульнур Галимулловна

Класс:

8  класс  

Дата урока:

17.10

Время урока:

 13.25

Предмет:

Биология  

Тема:

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Компетенция:

Ответственный наставник.

Зона роста:

Своевременной помощь обучающимся на различных этапах становления личности.

Цели урока:

Цель: Знакомство с процессами, происходящими при переваривании пищи. Развитие зрительной и оперативной памяти учащихся. Развитие навыков построения монологического высказывания с использованием опорной схемы-рисунка. Воспитание стремления учащихся заботиться о своем здоровье.

Задачи урока:

Образовательные: изучить признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики.

Развивающие: совершенствовать умения работать с текстом, продолжать развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать.

Воспитательные: совершенствовать навыки работы в группах, воспитывать чувства коллективизма, способствовать гигиеническому воспитанию учащихся.

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке

 Урок построен по технологии  системно-  деятельностного  подхода. Работая в группах учащиеся разговаривают, размышляют, анализируют и делают выводы. У них развивается коммуникативное мышление. Учащиеся с помощью учителя оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.  Каждый ученик будет вносить свой индивидуальный вклад, обмениваться знаниями, идеями, способами деятельности. Весь образовательный процесс будет происходить в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволит учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Время/
длительность

Этапы урока

Детальное описание этапов урока

Актуальность

Материалы/
IT ресурсы

3 минуты

1 этап.

Мобилизующий этап
Этапы:

1.Приветствие.

2.Определение отсутствующих

3.Проверка готовности к уроку

4.Организация внимания.

Учитель приветствует учащихся. Учитель создаёт комфортную ситуацию на уроке.

Приветствие в паре. Обучающиеся, перекидывая мяч (комок бумаги), друг другу, говорят слова приветствия, подчеркивая его индивидуальность, например: «Привет! Ты как всегда энергичен и весел!», «Привет! У тебя красивый новый портфель!» и т. д.

Учитель: Посмотрите, все ли у вас готово к уроку. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы на сегодняшнем уроке.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Учитель раздает учащимся лист самооценки.

Учитель напоминает  о том, что они  на  уроке, будут используя лист самооценки.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев «Биология. Человек» - М.: Дрофа, 2009

7 минуты

 2  этап.

Актуализация опорных знаний.

Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Проверка знаний и способов действий и деятельности учащихся, выявляет пробелы  в усвоении пройденного материала по теме: Питание и пиәеварение.

Учитель: Но начнем мы с того, что вспомним:

1. Что такое питание?

2. Что представляет собой пища и почему она необходима каждому из нас?

3 Что такое питательные вещества?

4. Какие главные питательные вещества пищи вам известны?

5. Какая система органов обеспечивает процесс поступления, переработку и усвоение в организме питательных веществ?

6. Как устроена пищеварительная система?

7. Каким изменениям подвергается пища, передвигаясь по желудочно-кишечному тракту, на различных этапах пищеварения?

Обсуждение данного вопроса, в результате которого учащиеся делают обобщающие записи в тетрадях и заполняют таблицу:

-ротовая полость – апробация, смачивание, обезвреживание, измельчение пищи, расщепление углеводов;

-пищевод – продвижение пищи в желудок;

-желудок – механическая переработка, обеззараживание пищи, расщепление белков и частичное – жиров;

-12-перстная кишка – расщепление белков, жиров и углеводов под действием поджелудочного сока и желчи;

-тонкий кишечник – расщепление белков и углеводов, избирательное всасывание питательных веществ в кровь и лимфу;

-толстый кишечник – всасывание воды, формирование каловых масс, переваривание клетчатки, синтез витаминов.

Ученики слушают вопросы, анализируют и отвечают на них.

Ученики формулируют основные понятия, вступая в диалог с учителем.

Слайд 2.

 10 минут

3 этап. Введение нового материала. Физиология питания. Изучение нового материала.

I. Формулировка вместе с учащимися темы урока, цели и задачи изучения нового материала.

II. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

 Учитель: Повторяя материал, вы убедились, что переваривание пищи частично осуществляется полезными микроорганизмами, находящимися в кишечнике. Попадание же болезнетворных микроорганизмов (сальмонеллы, палочки ботулизма, дизентерийной палочки, холерного вибриона, стрептококков, стафилококков), а также яиц или личинок паразитических червей в пищеварительный канал может вызвать ряд тяжелых заболеваний, а недоброкачественная пища может стать причиной отравлений.

Чтобы выяснить, что собой представляют эти заболевания и как их можно избежать, мы проведем работу в группах.

Работа в группах с использованием текста  учебника (§ 35 статья «Кишечные инфекции и их предупреждение») и карточек с текстом, расположенных на столах по заданию: изучить желудочно-кишечные инфекции, глистные инвазии и выявить меры по их предупреждению по плану: заболевание, признаки, причины, профилактика.

Над решением данного задания работают четыре группы учащихся в течение 5 минут:

I группа рассматривает пищевые отравления;

II группа -  желудочно-кишечные инфекции: ботулизм и сальмонеллез;

III группа  - желудочно-кишечные инфекции: холеру и дизентерию;

IV группа изучает  глистные инвазии.

Обсуждение результатов работы с одновременным заполнением таблицы.

Приложение №1.

В результате обсуждения учащиеся делают выводы:

1. Пищевое отравление может вызываться различными микроорганизмами, чаще всего это сальмонеллы, палочки ботулизма, холерный вибрион, дизентерийная палочка.

2. Попадая в организм, бактерии выделяют яд, который вызывает острое воспаление слизистой желудка, тонкой и толстой кишки. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, иногда судороги.

3. Инфекция передается через зараженные пищевые продукты – мясо, рыбу, молоко, салаты и т. д.

4. Наряду с желудочно-кишечными инфекциями часто встречаются и глистные заболевания, иногда протекающие так же остро, как и инфекционные. Признаки: отсутствие аппетита, похудание, схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота, дисфункция кишечника, нарушение сна, повышение нервозности.

5. Избежать пищевые отравления и глистные инвазии можно, соблюдая правила личной гигиены, режим и сроки хранения продуктов, технологию приготовления пищи.

 Уметь сопоставлять, выделять главное.


Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний


Учащиеся оказывают

 помощь своему товарищу, уметь отстаивать свою точку зрения оценивать правильность выполнения действий.

Самостоятельное добывание знаний. Ведется поисковая работа.

Анализ рисунка по учебнику, выполнение работы в тетради.

Самоорганизация процесса учения.

Один из учащихся называет типы питания организмов, остальные проверяют правильность ответов.

 Электронное приложение.

Слайды 2-6

 

Слайд 7 таблица

Слайд  8.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

 

Слайд 11

 3 минут

3 этап. Физкультминутка.

У нас физкультминутка
Смотрим влево улыбнулись,
Смотрим вправо , потянулись, 
Вправо, влево наклонились . 
(наклоны вправо, влево)

Плечики устали тоже.
Так давайте им поможем!
По очереди их поднимем

Раз и два, раз и два.
Отдыхаем мы друзья.

Хоть зарядка коротка, 
Отдохнули мы слегка.

Упражнения для снятия усталости.

 

 

 10 минут

4 этап. Первичное закрепление знаний

Самостоятельная работа учащихся.

Обсуждение результатов работы с одновременным заполнением таблицы «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций»

В результате обсуждения учащиеся делают выводы:

1. Пищевое отравление может вызываться различными микроорганизмами, чаще всего это сальмонеллы, палочки ботулизма, холерный вибрион, дизентерийная палочка.

2. Попадая в организм, бактерии выделяют яд, который вызывает острое воспаление слизистой желудка, тонкой и толстой кишки. Симптомы: тошнота, рвота, боли в животе, головная боль, иногда судороги.

3. Инфекция передается через зараженные пищевые продукты – мясо, рыбу, молоко, салаты и т. д.

4. Наряду с желудочно-кишечными инфекциями часто встречаются и глистные заболевания, иногда протекающие так же остро, как и инфекционные. Признаки: отсутствие аппетита, похудание, схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота, дисфункция кишечника, нарушение сна, повышение нервозности.

5. Избежать пищевые отравления и глистные инвазии можно, соблюдая правила личной гигиены, режим и сроки хранения продуктов, технологию приготовления пищи.

 

 Учащиеся планируют свои действия, в соответствии с поставленной задачей.

Поиск и выделение необходимой информации. (работа с пар11, 12 стр.53, стр. 54. по заданию.)

3. Применение метода информационного поиска.

Учащиеся оценивают свою работу, потом учитель  оценивает выполненное задание.

Учащиеся ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы заканчивают предложения.

 

Слайд  10

Слайд  11

Сообщение учащегося №1.

Гастрит – воспаление слизистой оболочки стенки желудка. Среди болезней органов пищеварения 35% всех случаев приходится на хронический гастрит, а среди болезней желудка – 85%. При хроническом гастрите после приема пищи наблюдаются боли в области желудка, чувство жжения, тошнота, снижение аппетита. Хронический гастрит приводит к изменению секреторной активности желудочных желез.

Сообщение учащегося №2.

Язва желудка и 12-перстной кишки – хроническое заболевание, связанное с нарушением нервных и гуморальных механизмов, регулирующих секреторную деятельность пищеварительного тракта. Для язвенной болезни характерны сильные боли через некоторое время после еды или натощак, изжога, иногда рвота.

Учитель

-Каковы причины гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки?

-Как можно избежать данных заболеваний?

Обсуждение вопросов, в результате которого учащиеся делают выводы: 1. Причинами гастрита, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки являются неправильное питание и образ жизни людей;

2. Избежать рассмотренные желудочно-кишечные заболевания можно, правильно питаясь и ведя разумный образ жизни.

Учитель:  В медицине древнего Китая главным направлением было предупреждение всех заболеваний на основе правильного питания и разумного образа жизни. Следовательно, зная ошибки, ведущие к возникновению желудочно-кишечных заболеваний, можно выработать правила правильного, рационального, питания. 

Работа в группах с использованием текста учебника (§ 35, статья «Правила приема пищи») и карточек с текстом, расположенных на столах, по заданиям:

1. Выявить ошибки в питании, ведущие к возникновению болезней желудочно-кишечного тракта.

2. Сформулировать правила правильного питания.

Над решением каждого вопроса работают по две группы учащихся в течение 5 минут.

Слайд  12

Слайд  13

Слайд  14

Слайд  15

 7 минут

5 этап. Рефлексия

Учащиеся выявляют ошибки питания, ведущие к возникновению болезней желудочно-кишечного тракта:

1. Мы едим слишком много. Питание зачастую не соответствует потребностям организма, оно слишком калорийно. Мы едим больше, чем это нужно для расхода энергии – особенно по вечерам, выходным и праздникам. Ведь наши физические усилия минимальны, а питание при этом такое, какое необходимо лишь при тяжелом физическом труде.

2. Мы едим слишком жирно. В среднем мы потребляем 132 гр. жира при норме 80 гр. – эта лавина представляет серьезную угрозу здоровью.

3. Мы неправильно выбираем еду. Наша пища неполноценна, потому что мы получаем недостаточное количество витаминов, свежих овощей, фруктов, клетчатки, белка, молока, рыбы. Зато слишком много в нашем рационе белого хлеба, пирожных и прочих мучных изделий. Мы едим мало натуральных продуктов и много консервов, свежемороженых продуктов и изделий из полуфабрикатов.

4. Мы пьем слишком много. Мы употребляем много сладких напитков, которых развелось огромное количество. В среднем 8% килокалорий мы получаем из напитков. Каждый взрослый человек ежедневно «выпивает» 330 ккал.

5. Мы едим неправильно. Мы едим нерегулярно, слишком быстро, бесконтрольно. Вместо пяти раз в день, едим три, причем большими порциями.

6. Мы едим слишком много сладкого. Доля сахара и сладостей в нашем питании чрезмерно высока.

7. Мы неправильно готовим. Мы злоупотребляем поваренной солью, жарим и варим даже тогда, когда продукт с успехом можно съесть сырым.

8. Мы слишком часто лакомимся. Например, сидя вечером у телевизора, мы с удовольствием жуем что-то вкусное – это становится опасным явлением, т.к. во многих семьях лакомства имеются в избытке, а сдержать себя лакомки не хотят.

9. Мы слишком мало знаем о питании.

 

Слайд  15

3 минута

6 этап. 6 этап. Рефлексия учебной деятельности. 

-Как вы думаете достигнуты ли наши цели?

- Какие цели были поставлены  на уроке?

- Каким путем мы достигли их?

--Что нового вы узнали на уроке?

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Энергизатор «Правильное питание».

Учащиеся становятся в круг и держатся за руки. Учитель просит каждого по очереди произнести фразу: “Правильное питание позволяет мне…”, продолжить ее содержание и поднять правую руку вместе с рукой соседа, стоящего справа. Затем рука опускается.

 Учащиеся вместе с учителем делают вывод:

Правильное питание - одна из основ здорового образа жизни! Правильное рациональное питание позволяет сохранить и укрепить здоровье, предупредить многие заболевания и излечить существующие проблемы со здоровьем.

2 минута

7  этап. Итог урока.

Домашнее задание

Организация самооценки обучающимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели; подведение кратких итогов; оценка и самооценка работы учеников; комментарии.

Домашнее задание:

 Учитель объявляет домашнее задание и дает комментарии по выполнению домашнего задания

Домашнее задание двух уровней:

I уровень (задание для всех базовый): § 35, вопросы в конце параграфа.

II уровень (задание для желающих повышенный):

-Написать основные правила питания;

-Подберите пословицы и поговорки о правильном питании и объясните их.

Учащиеся осмысляют полученные результаты по изучению темы, соотносят цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Слайд 16

Приложение №1.

 «Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций»

Заболевание

Признаки

Причины

Профилактика

Лист самооценки.

Ученика(ученицы) 8 класса

Ф.И._________________________________________________

Моя оценка :______________

1. Я добился запланированного результата?

2 Я выполнял все задания самостоятельно или в паре?

3. Какие вопросы вызвали затруднения?

4. Какой уровень задания я выполнял (а) базовый или повышенный? Полностью справился с заданием или частично?

5. Какую отметку я себе поставил? Почему?

Моя оценка __________________

Оценка учителя_________________

 

Основные правила питания:

1. Регулярное питание. При регулярном питании вырабатывается условный рефлекс, следовательно, перед приемом пищи уже выделяется желудочный сок, что способствует лучшему перевариванию пищи.

2. Пища должна иметь привлекательный вид, приятный запах и вкус. Такая пища вызывает аппетит и способствует увеличению выделения желудочного сока.

3. Разнообразное питание. Питательные вещества находятся в различных продуктах питания, поэтому необходимо употреблять в пищу разнообразную пищу. Много белков содержится в мясе, молочной продукции, бобовых. Жиры – орехи, растительные и животные жиры. Углеводы – мучные и кондитерские изделия.

4. Умеренность в еде. Переедание способствует отложению избытка питательных веществ, что ведет к ожирению. Не зря русская пословица гласит: Завтрак съешь сам, обед подели с другом, а ужин отдай врагу. Из-за стола необходимо выходить с чувством легкого голода, так как гуморальный сигнал о насыщении приходит на 20 минут позднее, после того, как человек уже сыт.

5. Есть не торопясь. Тщательное пережевывание пищи способствует лучшей ее механической обработке.

6. Соблюдение правил личной гигиены. Перед едой необходимо вымыть руки, чтобы не занести возбудителей инфекции в организм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций

урок в 8 классе проводится в фоме ролевой игры, дети работают с текстом, составляют правила правильного питания, разгадывают ребусы......

Урок Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций.

Урок Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций. Задачи: Образовательные: изучить признаки, причины желудочно-кишечных заболеваний и пути их профилактики. Развивающие: сов...

Гигиена пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

Методическая разработка в  соответствии с требованиями ФГОС нового поколения...

Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Изучение правил гигиены органов пищеварения, ознакомление с кишечными инфекциями....

Урок по биологии: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций".

Урок биологии в 8 классе: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно–кишечных инфекций". К учебнику: Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И....

Презентация: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно -кишечных инфекций".

Презентация к уроку по биологии в 8 классе: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно -кишечных инфекций". К учебнику: Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р....