Рабочие программы по биологии 5класс.
рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии для 5 класса. В программе указаны темы, поурочное планирование, указаны лабораторные работы, номера приказов по мерам охраны техники безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  ________

Директор

_________ / Безрученкова С. П.

Рабочая программа

основного общего образования

по биологии

для 5 А  класса

 «Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2019 г.

Составитель:

Шпакова Елена Васильевна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

пгт Верхнеднепровский

2019 г.

Аннотация к рабочей программе по биологии для  5 А класса

Рабочая программа по биологии для 5 А класса составлена на основе:

 

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии– М: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании»  ФГОС (базовый уровень).
  • Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ  М.: Дрофа, 2014
  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета. Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3.
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3. 

 Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

Учебник   ФГОС: В.В. Пасечник Бактерии, грибы, растения 5 кл.-М.:Дрофа, 2014

Методическое пособие: Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения- М.:Дрофа, 2014

Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Бактерии, грибы, растения - М: Дрофа, 2014.

Мультимедийные пособия.

 Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Курс биологии в 5А классе рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).

Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год.

Цели программы: Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей: Систематизация знаний учащихся об объек                                                                                                                                                                                                                                                         тах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественно - научных знаний; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;  развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям; формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Задачи по достижению целей обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности; продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков продолжить развивать у детей общеучебные умения; создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер; способствовать воспитанию социально-успешных личностей.

К концу 5 класса обучающиеся должны знать и уметь: формировать целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей; иметь представление о современном мировоззрении культурного человека; строение и жизнедеятельность клетки, классификацию организмов; формировать представления о многообразии организмов (строение и многообразие грибов и бактерий, водорослей и лишайников; мхи, папоротники, плауны и хвощи; семенные растения);

     

           

Учитель Шпакова Е.В.

                 

 Рабочая программа по биологии для 5 А класса 

Рабочая программа по биологии для 5 А класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии – М: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании»  ФГОС (базовый уровень).
  • Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ - М.: Дрофа. 2014
  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета. Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3.
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская СОШ №3.

 Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплек

Учебник   ФГОС: В.В. Пасечник Бактерии, грибы, растения 5 кл.-М.:Дрофа, 2014

Методическое пособие: Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения/- М.:Дрофа, 2014

Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Бактерии, грибы, растения-М.: Дрофа, 2014.

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

             

Курс биологии в 5А классе рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).

Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

                        I. Планируемые  результаты  освоения  учебного  предмета  

В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностными результатами изучения являются:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсаль универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

        Метапредметными результатами изучения являются:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в

соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систе матизации информации; понимание информации,

Предметные  результаты обучения. 

обучающийся научится

 Понимать многообразие живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;  признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;экологические факторы;

 основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; правила работы с микроскопом;

правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

обучающийся получит возможность научиться

Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,«экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых;

 пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы;

 проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. 

Выпускник 5 класса для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования научится или получит возможность научиться:

Раздел курса

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Разнообразие живой природы

Различать царства живой природы;

понимать и использовать термины и символы, связанные с понятием природа;

оперировать понятием природа;

различать особенности живых организмов;

.

Понимать особенности каждого царства;

углубить и развить представления о природе;

научиться использовать понятия природа, царства,

выделять признаки живых организмов.

Связь организма со средой обитания

Различать среды обитания организмов;

составлять схемы питания организмов.

Знать особенности сред обитания;

Научится отвечать на вопросы о многообразии каждой среды обитания организмов.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Различать экологические факторы формировать о них понятия.

Показать, объяснить влияние экологических факторов на живые организмы.

Клеточное строение организмов

Формировать понятия о строении, химическом составе, жизненно важных процессах протекающих в клетке.

Научится работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки.

Царство бактерии

Формировать понятие бактерии, как отдельное царство природы;

понимать роль бактерий в природе;

формировать представление о строении грибов, жизнедеятельности, многообразии.

Научится выявлять растения, пораженные болезнетворными бактериями;

Знать меры защиты от болезнетворных бактерий.

Царство грибы

Формировать понятие грибы, как отдельное царство природы;

Научится отличать грибы съедобные и ядовитые;

формировать представление о строении грибов, жизнедеятельности, многообразии;

Научатся различать разные виды грибов.

Научится выявлять растения, животных пораженных болезнетворными грибами.

.

Царство Растения

Знать отделы различных отделов растительного царства, особенности их строения, жизнедеятельности, многообразия.

Понимать их приспособленность к разным средам обитания и различным природным условиям;

Распознавать растения разных отделов, находить черты усложнения;

Познакомить с усложнением растений в прцессе эволюции.

Водоросли

Знать многообразие и строение водорослей;

Роль водорослей в природе, жизни человека.

Различать признаки низших растений.

Лишайники

Знать многообразие и строение лишайников;

Роль лишайников в природе, жизни человека.

Различать признаки низших растений.

Мхи

Знать многообразие и строение мхов;

Роль мхов в природе, жизни человека.

Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями.

Папоротники, хвощи, плауны

Знать многообразие и строение этих растений с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами;

Роль папоротников, хвощей, плаунов, в природе, жизни человека.

Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями.

Голосеменные растения

Знать характерные особенности, многообразие голосеменных растений;

Роль голосеменных, в природе, жизни человека.

Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями.

Покрытосеменные растения

Знать характерные особенности, многообразие голосеменных растений;

Роль голосеменных, в природе, жизни человека;

Понимать значение растений для жизни всего живого на Земле.

Углубить знания о покрытосеменных растениях как самостоятельной, высокоорганизованной и господствующей группе растений.

II.  Содержание  учебного предмета

Введение

Предмет  биологии. Теоритическое и практическое значение знаний биологии для человека. Клеточное строение организмов.

Биология – наука о живой природе

Биологии, как науке, изучающая живые организмы; роль  живых организмов в природе и в жизни человека ; взаимосвязь живых организмов между собой и со средой обитания.

        Клеточное строение организмов 

Строение, химический состав и  жизненно важные процессы, протекающие в клетке;

Работа с увелительными приборами, приготовление микропрепаратов, основные части клетки.

Царство Бактерии. Царство Грибы

Особенностях строения, жизнедеятельности и многообразия царств бактерий, грибов.

Царство растения

Представители  различных отделов растительного царства, особенности их строения и многообразия; приспособленность их к разнным средам обитания и различным природным условиям; усложнение растений в процессе их исторического развития;

Связь между особенностями строения растений и средой их обитания.

 Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.

Типовые задания и формы работы по формированию УУД

формируемые у обучающихся УУД

формы работы по формированию УУД

типовые задания

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом

Групповая, индивидуальная, коллективная формы работы, работа в парах, цифровой диктант, Устный ответ

Решение и составление задач

Самостоятельная работа, контрольная работа

Элементы исследовательской работы

Конкурсы и викторины, творческие задания

Взаимопроверка

проект

Работа с текстом, с учебником

Все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…». Работа с математическим содержанием, задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят». Работа с содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Формирование к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Формирование навыков работы по алгоритму

Коммуникативные

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной

Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД :  составить задание партнеру;  оценка работы товарища;  групповая работа по выполнению заданий;  «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»;  парный опрос;

Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности

Владеть монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные

Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:    «преднамеренные ошибки»;    поиск информации в предложенных источниках;   самоконтроль и взаимоконтроль;   взаимный диктант;   диспут.

Сличать свой способ действия с эталоном, оценивать достигнутый результат

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Анализировать условия и требования задачи, уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Виды заданий, формирующие познавательные УУД «найди отличия»;  «поиск лишнего»;  «лабиринты»;  хитроумные решения;  составление схем-опор;  работа с разного вида таблицами, графиками;  составление и распознавание диаграмм;  работа со словарями. Задания типа «Сравни», «Разбей на группы» и т.д.

Устанавливать причинно-следственные связи

Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Определять основную и второстепенную информацию


                        III. Тематическое планирование

Наименование  раздела

Количество часов

Тестирование

Лаб.р

Практ. р.

Экскурсия

Цифр.диктант.

№1

Введение

1час

№2

Биология – наука о живой природе

7 часов

1

№3

Клеточное строение организмов

8часов

1

3

1

№4

Царство Бактерии. Царство Грибы

8часов

1

1

1

№5

Царство растения

10часов

1

4

1

1

III. Календарно – тематическое  планирование

№ темы

Название темы

Количество

часов

Дата.

План.

Факт.

1

Биология — наука о живой природе

1час.

4.09

2

Методы исследования в биологии

 Демонстрация

1час.

11.09

3

Разнообразие живой природы.

1час.

18.09

4

Среды обитания живых организмов.

1час.

25.09

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1час.

2.10

6

Обобщающий урок Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений.

1час.

9.10

7

Устройство увеличительных приборов Лаб.р №1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним».

1час.

16.10

8

Строение клетки: Лаб. р №2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

1час.

23.10

9

Особенности строения клеток. Пластиды. Лаб.р № 3 «Пластиды в клетках листа элодеи».

1час.

6.11

10

Химический состав клетки:

 Неорганические и органические вещества клетки.

1час.

13.11

11

Процессы жизнедеятельности в клетке.  

1час.

20.11

12

Деление и рост клетки.  (Амитоз, митоз).

1час.

27.11

13

Ткани.  Функции, которые они выполняют.

1час.

4.12

14

Контрольно – обобщающий урок. Обобщить знания учащихся о жизненно важных процессах, протекающих в клетке.

1час.

11.12

15

 Строение и многообразие растений. Особенности строения.

1час.

18.12

16

Роль бактерий в природе. Перенесение неблагоприятных условий.

1час.

25.12

17

Роль бактерий в жизни человека.

1час.

15.01

18

Общая характеристика грибов. Особенности строения роль в природе, жизни человека.

1час.

22.01

19

Шляпочные грибы. Особенности строени, роль в природе ,жизни человека.

1час.

29.01

20

Плесневые грибы и  дрожжи. Лаб. р № 4 «Плесневый гриб мукор».

1час.

5.02

21

Грибы – паразиты. Их роль в природе.

1час.

12.02

22

Обобщающий урок. (составление схемы).

1час.

19.02

23

Разнообразие, распространение и значение водорослей.

1час.

26.02

24

Многообразие Водорослей  Лаб. р № 5. Строение зеленых водорослей».

1час.

4.03

25

Строение многоклеточных водорослей.

1час.

11.03

26

Многообразие и распространение лишайников.

1час.

18.03

27

Мхи,  их отличительные особенности.  Лаб. р №6.  «Строение мха».

1час.

1.04

28

Высшие споровые растения. Лаб. р №7. «Строение спорононосящего хвоща».

1час.

8.04

29

Голосеменные растения, Лаб. р №8.«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

1час.

15.04

30

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие.

1час.

22.04

4.05

31

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1час.

29.04

11.05

32

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого  от неживого.

1час.

6.05

18. 05

33

Промежуточная аттестация  (тестирование).

13.05

34

Повторение. Многообразие живых организмов,

весенние явления в жизни растений и животных. Экскурсия.

1час.

20.05

25.05

25.05

                                 

           


Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г. №  ________

Директор

_________ / Безрученкова С. П.

Рабочая программа

основного общего образования

по биологии

для 5 Б  класса

 «Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2019 г.

Составитель:

Шпакова Елена Васильевна,

учитель биологии

высшей квалификационной категории

 

пгт Верхнеднепровский

2019 г.

                     

Аннотация к рабочей программе по биологии для  5 Б класса

Рабочая программа по биологии для 5 А класса составлена на основе:

 

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии– М: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании»  ФГОС (базовый уровень).
  • Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ  М.: Дрофа, 2013
  • Методических рекомендаций. Рабочая программа учебного предмета. Методическое пособие. Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3.
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская  СОШ №3. 

 Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

Учебник   ФГОС: В.В. Пасечник Бактерии, грибы, растения 5 кл.-М.:Дрофа, 2014

Методическое пособие: Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения- М.:Дрофа, 2014

Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Бактерии, грибы, растения - М: Дрофа, 2014

Мультимедийные пособия.

 Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Курс биологии в 5 Б классе рассчитан на 34часа. (1 час в неделю).

Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год.

Цели программы: Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих целей: Систематизация знаний учащихся об объек                                                                                                                                                                                                                                                         тах природы, их многообразии и единстве, полученных в начальной школе; пропедевтика основ естественно - научных знаний; получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;  развитие у учащихся устойчивого интереса к естественнонаучным знаниям; формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Задачи по достижению целей обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентности; продолжить формирование у школьников предметных умений и навыков продолжить развивать у детей общеучебные умения; создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер; способствовать воспитанию социально-успешных личностей.

К концу 5 класса обучающиеся должны знать и уметь: формировать целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей; иметь представление о современном мировоззрении культурного человека; строение и жизнедеятельность клетки, классификацию организмов; формировать представления о многообразии организмов (строение и многообразие грибов и бактерий, водорослей и лишайников; мхи, папоротники, плауны и хвощи; семенные растения);

     

           

Учитель Шпакова Е.В.

                 

Рабочая программа по биологии для 5 Б класса 

Рабочая программа по биологии для 5 Б класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии– М: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании»  ФГОС (базовый уровень).
  • Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ - М.: Дрофа. 2013
  • Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3.

Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская  СОШ №3.

 Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

Учебник   ФГОС: В.В. Пасечник Бактерии, грибы, растения 5 кл.-М.:Дрофа, 2014

Методическое пособие: Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения- М.:Дрофа, 2014

Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Бактерии, грибы, растения-М.: Дрофа, 2014

Мультимедийные пособия.

 Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Курс биологии в 5 Б- классе рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).

Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

I. Планируемые  результаты  освоения  учебного  предмета  

В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностными результатами изучения являются:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, мотивации к изучению в дальнейшем различных естественных наук.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

         Метапредметными результатами изучения являются:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;освоение приемов исследовательской деятельности: формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиск и отбор источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, Интернет и т. д.) в  соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией; систематизации информации; понимание информации.

Предметные  результаты обучения. 

«обучающийся научится»

 Понимать многообразие живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;  признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;экологические факторы;

 основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; правила работы с микроскопом;

правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

«обучающийся  получит возможность научиться»

Определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых;

 пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. 

Выпускник 5 класса для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования научится или получит возможность научиться:

Раздел курса

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Разнообразие живой природы

Различать царства живой природы;

понимать и использовать термины и символы, связанные с понятием природа;;

оперировать понятием природа;

Различать особенности живых организмов;

.

Понимать особенности каждого царства;

углубить и развить представления о природе;

научиться использовать понятия природа, царства,

выделять признаки живых организмов.

Связь организма со средой обитания

Различать среды обитания организмов;

Составлять схемы питания организмов.

Знать особенности сред обитания;

Научится отвечать на вопросы о многообразии каждой среды обитания организмов.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Различать экологические факторы формировать о них понятия.

Показать, объяснить влияние экологических факторов на живые организмы.

Клеточное строение организмов

Формировать понятия о строении, химическом составе, жизненно важных процессах протекающих в клетке.

Научится работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки.

Царство бактерии

Формировать понятие бактерии, как отдельное царство природы;

Понимать роль бактерий в природе;

Формировать представление о строении грибов, жизнедеятельности, многообразии.

Научится выявлять растения, пораженные болезнетворными бактериями;

Знать меры защиты от болезнетворных бактерий.

Царство грибы

Формировать понятие грибы, как отдельное царство природы;

Научится отличать грибы съедобные и ядовитые;

Формировать представление о строении грибов, жизнедеятельности, многообразии;

Научатся различать разные виды грибов.

Научится выявлять растения, животных пораженных болезнетворными грибами.

.

Царство Растения

Знать отделы различных отделов растительного царства, особенности их строения, жизнедеятельности, многообразия.

Понимать их приспособленность к разным средам обитания и различным природным условиям;

Распознавать растения разных отделов, находить черты усложнения;

Познакомить с усложнением растений в прцессе эволюции.

Водоросли

Знать многообразие и строение водорослей;

Роль водорослей в природе, жизни человека.

Различать признаки низших растений.

Лишайники

Знать многообразие и строение лишайников;

Роль лишайников в природе, жизни человека.

Различать признаки низших растений.

Мхи

Знать многообразие и строение мхов;

Роль мхов в природе, жизни человека.

Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями.

Папоротники, хвощи, плауны

Знать многообразие и строение этих растений с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами;

Роль папоротников, хвощей, плаунов, в природе, жизни человека.

Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями.

Голосеменные растения

Знать характерные особенности, многообразие голосеменных растений;

Роль голосеменных, в природе, жизни человека.

Находить черты усложнения и организации мхов по сравнению с низшими растениями.

Покрытосеменные растения

Знать характерные особенности, многообразие голосеменных растений;

Роль голосеменных, в природе, жизни человека;

Понимать значение растений для жизни всего живого на Земле.

Углубить знания о покрытосеменных растениях как самостоятельной, высокоорганизованной и господствующей группе растений.

II.  Содержание  учебного предмета

Введение

Предмете биологии. Теоритическое и практическое значение знаний биологии для человека. Клеточное строение организмов.

Биология – наука о живой природе

Биологии, как науке, изучающая живые организмы; роль  живых организмов в природе и в жизни человека ; взаимосвязь живых организмов между собой и со средой обитания.

        Клеточное строение организмов 

Строение, химический состав и  жизненно важные процессы, протекающие в клетке;

Работа с увелительными приборами, приготовление микропрепаратов, основные части клетки.

Царство Бактерии. Царство Грибы

Особенностях строения, жизнедеятельности и многообразия царств бактерий, грибов.

Царство растения

Представители  различных отделов растительного царства, особенности их строения и многообразия; приспособленность их к разнным средам обитания и различным природным условиям; усложнение растений в процессе их исторического развития;

Связь между особенностями строения растений и средой их обитания.

 Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.

Типовые задания и формы работы по формированию УУД

формируемые у обучающихся УУД

формы работы по формированию УУД

типовые задания

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом

Групповая, индивидуальная, коллективная формы работы, работа в парах, цифровой диктант, Устный ответ

Решение и составление задач

Самостоятельная работа, контрольная работа

Элементы исследовательской работы

Конкурсы и викторины, творческие задания

Взаимопроверка

проект

Работа с текстом, с учебником

Все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…». Работа с математическим содержанием, задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят». Работа с содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Формирование к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Формирование навыков работы по алгоритму

Коммуникативные

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной

Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД :  составить задание партнеру;  оценка работы товарища;  групповая работа по выполнению заданий;  «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»;  парный опрос;

Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности

Владеть монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные

Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:    «преднамеренные ошибки»;    поиск информации в предложенных источниках;   самоконтроль и взаимоконтроль;   взаимный диктант;   диспут.

Сличать свой способ действия с эталоном, оценивать достигнутый результат

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Анализировать условия и требования задачи, уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Виды заданий, формирующие познавательные УУД «найди отличия»;  «поиск лишнего»;  «лабиринты»;  хитроумные решения;  составление схем-опор;  работа с разного вида таблицами, графиками;  составление и распознавание диаграмм;  работа со словарями. Задания типа «Сравни», «Разбей на группы» и т.д.

Устанавливать причинно-следственные связи

Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Определять основную и второстепенную информацию

III.Тематическое планирование

Наименование  раздела

Количество часов

Тестирование

Лаб.р

Практ. р.

Экскурсия

Цифр.диктант.

№1

Введение

1час

№2

Биология – наука о живой природе

7 часов

1

№3

Клеточное строение организмов

8часов

1

3

1

№4

Царство Бактерии. Царство Грибы

8часов

1

1

1

№5

Царство растения

10часов

1

4

1

1

IV.Календарно – тематическое  планирование

№ темы

Название темы

Количество

часов

Дата.

План.

Факт.

1

Биология — наука о живой природе

1час.

5.09

2

Методы исследования в биологии. Демонстрация

1час.

12.09

3

Разнообразие живой природы.

1час.

19.09

4

Среды обитания живых организмов.

1час.

26.09

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

1час.

3.10

6

Обобщающий урок. Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений.

1час.

10.10

7

Устройство увеличительных приборов Лаб.р.№1 «Устройство микроскопа и приемы работы с ним».

1час.

17.10

8

Строение клетки: Лаб. Р. №2» «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»

1час.

24.10

9

Особенности строения клеток Лаб. р № 3

«Пластиды в клетках листа элодеи».

1час.

7.11

10

Химический состав клетки:

 Неорганические и органические вещества клетки.

1час.

14.11

11

Процессы жизнедеятельности в клетке.  

1час.

21.11

12

Деление и рост клетки.  (Амитоз, митоз). Составление схемы.

1час.

28.11

13

Ткани.  Функции, которые они выполняют.

1час.

5.12

14

Контрольно – обобщающий урок. Обобщить знания учащихсяо жизненно важных процессах, протекающих в клетке.

1час.

12.12

15

 Строение и многообразие растений. Особенности строения.

1час.

19.12

16

Роль бактерий в природе. Перенесение неблагоприятных условий.

1час.

26.12

17

Роль бактерий в жизни человека.

1час.

16.01

18

Общая характеристика грибов. Особенности строения,  роль в природе, жизни человека.

1час.

23.01

19

Шляпочные грибы. Особенности строени, роль в природе , жизни человека.

1час.

30.01

20

Плесневые грибы и  дрожжи. Лаб. р № 4 «Плесневый гриб мукор».

1час.

6.01

21

Грибы – паразиты. Их роль в природе.

1час.

13.02

22

Обобщающий урок. (составление схемы).

1час.

20.02

23

Разнообразие, распространение и значение водорослей.

1час.

27.02

24

Многообразие Водорослей  Лаб. р № 5. Строение зеленых водорослей».

1час.

6.03

25

Отличие многоклеточных водорослей.

1час.

6.03

26

Многообразие и распространение лишайников.

1час.

13.03

27

Мхи,  их отличительные особенности.  Лаб. р №6.  «Строение мха».

1час.

20.03

28

Высшие споровые растения. Лаб. р №7. «Строение спорононосящего хвоща».

1час.

3.04

29

Голосеменные растения, особенности строения. Лаб. р №8.«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)»

1час.

10.04

30

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие.

1час.

17.04

4.05

31

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

1час.

24.04

11.05

32

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

1час.

8.05

18. 05

33

Промежуточная аттестация (тестирование)

15.05

25.05

34

Многообразие живых организмов, весенние явления в жизни растений и животных. Экскурсия.

1час.

22.05

                               



Предварительный просмотр:

                             Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г.

 №  253/01 – 04

Директор

_________ / Безрученкова С. П.

Рабочая программа

основного общего образования

по биологии

для 6 А  класса

 «Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2019 г.

Составитель:

Шпакова Елена Васильевна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

 

пгт Верхнеднепровский

2019 г


     

                Аннотация к рабочей программе по биологии для  6 А    класса

Рабочая программа по биологии для 6 А  класса составлена на основе:

 

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии – М.: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании»  ФГОС (базовый уровень)
  • Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ – М.: Дрофа. 2014
  • Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие  Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская  СОШ №3

 Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

Учебник   ФГОС: В.В. Пасечник Многообразие покрытосеменных растений 6 кл.- М.:Дрофа, 2014

Методическое пособие: Пасечник В.В. Многообразие покрытосеменных растений – М.:Дрофа, 2014

Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Многообразие покрытосеменных растений - М.: Дрофа, 2014. Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Курс биологии в 6 А классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

Цели программы:

Формирование универсальных  учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Овладевать  составляющими исследовательской и проектной деятельности,   включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,

  Задачи программы:      

  Включить учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

Учитель Шпакова Е.В.

     

           

                 

 Рабочая программа по биологии для 6 А класса 

Рабочая программа по биологии для 6 А  класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии – М.: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании»  ФГОС (базовый уровень)
  • Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ – М.: Дрофа. 2014
  • Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие  Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская  СОШ № 3

Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровска СОШ №3

Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

Учебник   ФГОС: В.В. Пасечник Многообразие покрытосеменных растений 6 кл.- М.:Дрофа, 2014

Методическое пособие: Пасечник В.В. Многообразие покрытосеменных растений – М.: Дрофа, 2014

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

             Курс биологии в 6 А классе рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю)

 Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

I Планируемые  результаты  освоения учебного предмета

Обучение биологии направлено на достижение обучающимися следующих  результатов:

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и

познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;формирование личностных представлений о целостности природы.

Метапредметные результаты:

обучающийся научится

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; познакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,

обучающийся получит возможность научиться формированию умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений в учебной и познавательной деятельности формированию и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные результаты: 

 обучающийся научится 

Классифицировать — определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; выделять существенные признаки биологических объектов; объяснять  роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных, опасных для человека растений;  сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения. 

 обучающийся получит возможность научиться

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье челека; знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;соблюдать  правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

Выделять  существенных признаки биологических объектов:клеток растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах).

 В ценностно-ориентационной сфере:

знать  основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни;

анализировать  и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

знать  и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

соблюдать правила  работы с биологическими приборами и инструментами

В сфере физической деятельности: осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;                             

Выпускник 6 класса для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования научится или получит возможность научиться:

Раздел курса

Обучающийся научится

Обучающийся  получит возможность научиться

 Строение и многообразеие покрытосеменных растений.

Строение цветковых растений: клетки, ткани, органы. Органы растений: корень и стебель.

Сравнивать клетки разных тканей, делать определенные выводы. Ставить простые биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности. выделять признаки  процессов строения растений. Научится работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки.

Жизнь растений.

Различать среды обитания растений; Знать процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение.

Знать особенности сред обитания; Научится отвечать на вопросы о многообразии каждой среды обитания организмов. Понимать особенности каждого процесса, протекающего в организме;   выделять признаки  процессов жизнедеятельности растений.

Классификация растений

Различать единицы классификации растений; Знать имена ученых, сумевших понять, объяснить систему классификации..

Уметь распределять растения по еденицам классификации.

Природные сообщества.

Знать понятие экологических факторов, их влияние на живые организмы. Что такое сообщество, взаимосвязи в нем организмов по типу питания, усвоения энергии.

Понимать, что все в природе взаимосвязано и выпадение любого звена из цепи питания может привести к необратимым последствиям.

II. Содержание  учебного предмета

Строение и многообразие покрытосеменных растений 

Строение цветковых растений: клетки, ткани, органы. Органы растений: корень и стебель, процессы жизнедеятеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение. Многообразие растений, значение в природеи жизни человека. Важнейшие с/х растения, Ядовитые растения, охрана редких и ядовитых растений.

Жизнь растений 

Процессы жизнедеятеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение. Усложнение растений в процессе эволюции.

 Классификация растений 

Еденицы классификации растений; имена ученых, сумевших понять систему классификации; принадлежность растений к определенной систематической группе.

Приемы работы с определителями; оказания мер первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений.

 Природные сообщества

Экосистемная организация живой природы.; понятие экосистема., взаимодействие разныэхвидов растений между собой, конкуренция, хичничество, симбиоз, паразитизм., пищевые связи в сообществе, круговорот веществ. Последствия деятельности человека в природе. 

Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.

 Типовые задания и формы работы по формированию УУД

формируемые у обучающихся УУД

формы работы по формированию УУД

типовые задания

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом

Групповая, индивидуальная, коллективная формы работы, работа в парах, цифровой диктант, Устный ответ

Решение и составление задач

Самостоятельная работа, контрольная работа

Элементы исследовательской работы

Конкурсы и викторины, творческие задания

Взаимопроверка

проект

Работа с текстом, с учебником

Все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…». Работа с математическим содержанием, задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят». Работа с содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Формирование к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Формирование навыков работы по алгоритму

Коммуникативные

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной

Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД :  составить задание партнеру;  оценка работы товарища;  групповая работа по выполнению заданий;  «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»;  парный опрос;

Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности

Владеть монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные

Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:    «преднамеренные ошибки»;    поиск информации в предложенных источниках;   самоконтроль и взаимоконтроль;   взаимный диктант;   диспут.

Сличать свой способ действия с эталоном, оценивать достигнутый результат

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Анализировать условия и требования задачи, уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Виды заданий, формирующие познавательные УУД «найди отличия»;  «поиск лишнего»;  «лабиринты»;  хитроумные решения;  составление схем-опор;  работа с разного вида таблицами, графиками;  составление и распознавание диаграмм;  работа со словарями. Задания типа «Сравни», «Разбей на группы» и т.д.

Устанавливать причинно-следственные связи

Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Определять основную и второстепенную информацию

III.Тематическое планирование

№ темы

Раздел:

Количество

Количество часов.

Лаб.  р.

Экскурсий.

Аттестация

Проект

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

9

0

2

Жизнь растений

11

3

1

3

 Классификация растений

6

1

1

4

Природные сообщества

3

1

1

 

Итого за год.

34

13

3

VI.Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

дата

план

факт

1.

Строение семян. Лаб.р. №1 «Строения семян двудольных и однодольных растений»

1час

3.09

2.

Виды корней и типы корневых систем. Лаб.р.№2 «. Стержневая и мочковатая корневые системы»

1час

10.09

3.

Зоны (участки корня). Лаб.р. №3 «Корневой чехлик и корневые волоски»

1час

17.09

4.

Условия произрастания и видоизменения корней

1час

24.09

5.

Побег и почки. Лаб.р.№4 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

1час

1.10

6.

Внешнее строение листа

1час

8.10

7.

Клеточное строение листа

1час

15.10

8.

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев

1час

22.10

9.

Строение стебля. Лаб.р.№5 «Внутреннее строение ветки дерева»

1час

5.11

10.

Видоизменения побегов. Лаб.р. №6 «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)»

1час

12.11

11.

Цветок. Лаб.р. № 7 «Строение цветка»

1час

19.11

12.

Соцветия. Лаб.р.№8 «Различные виды соцветий»

1час

26.11

13.

Плоды. Лаб.р №9 «Многообразие сухих и сочных плодов»

1час

3.12

14.

Распространение плодов и семян

1час

10.12

15.

Минеральное питание растений

1час

17.12

16.

Фотосинтез

1час

24.12

17.

Дыхание растений

1час

14.01

18.

Испарение воды листьями. Листопад. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений».

1час

21.01

19.

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лаб.р. №10 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

1час

28.01

20.

Прорастание семян. Лаб.р.№11 «Определение всхожести семян растений и их посев»

1час

4.02

21.

Способы размножения растений

1час

11.02

22.

Размножение споровых растений

1час

18.02

23.

Размножение голосеменных растений

1час

25.02

24.

Половое размножение покрытосеменных растений

1час

3.03

25.

Вегетативное размножение растений. Лаб.р. №12 «Вегетативное размножение комнатных растений.»

1час.

10.03

26.

Основы систематики растений

1час

17.03

27.

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные

1час

7.04

28.

Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)

1час

14.04

29.

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки

1час

21.04

30.

Культурные растения. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте»

1час

28.04

31.

Обобщающий урок по теме «Классификация растений». Лаб.р. №13 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.»

1час

19.05

32.

Растительные сообщества

1час

26.05

33

Промежуточная аттестация (тестирование)

34.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Летние задания.

1час

29.05


                           

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Верхнеднепровская средняя общеобразовательная школа №3»

«Рассмотрена»

Протокол № 1

от «26» августа 2019 г.

Председатель МС

__________/ Румянцева Т. В.  

«Принята»  

педагогическим советом

Протокол № 1

от 30 августа 2019 г.

«Утверждена»

приказом от 30 августа 2019 г.

 №  _253/01 - 04

Директор

_________ / Безрученкова С. П.

Рабочая программа

основного общего образования

по биологии

для 6 Б  класса

 «Согласована»

Заместитель директора

____________ / Мехадюк Т. А.

«28» августа 2019 г.

Составитель:

Шпакова Елена Васильевна,

учитель математики

высшей квалификационной категории

 

пгт Верхнеднепровский

2019 г


             

  Аннотация к рабочей программе по биологии для  6 Б   класса

Рабочая программа по биологии для 6 Б  класса составлена на основе:

 

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии – М.: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании»  ФГОС (базовый уровень)
  • Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ – М.: Дрофа. 2014
  • Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ Верхнеднепровская  СОШ №3

 Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

Учебник   ФГОС: В.В. Пасечник Многообразие покрытосеменных растений 6 кл.- М.:Дрофа, 2014

Методическое пособие: Пасечник В.В. Многообразие покрытосеменных растений – М.:Дрофа, 2014

Рабочая тетрадь. Пасечник В.В Многообразие покрытосеменных растений - М.: Дрофа, 2014. Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

Курс биологии в 6 Б классе рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)

Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год

Цели программы:

Формирование универсальных  учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Овладевать  составляющими исследовательской и проектной деятельности,   включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,

  Задачи программы:      

  Включить учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др.

Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

Учитель Шпакова Е.В.

 Рабочая программа по биологии для 6 Б класса 

Рабочая программа по биологии для 6 Б класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) с изменениями и дополнениями.
  • Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1577
  • Примерной программы основного общего образования по биологии – М.: Просвещение, 2011, с учетом Закона РФ « Об образовании»  ФГОС (базовый уровень)
  • Программы для общеобразовательных учреждений: В.В. Пасечник Биология 5-9 классы. Сборник программ – М.: Дрофа. 2013
  • Методических рекомендаций Рабочая программа учебного предмета Методическое пособие Смоленск ГАУДПО СОИРО, 2019
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
  • Положения о рабочей программе МБОУ  Верхнеднепровская  СОШ №3

Учебник   ФГОС: В.В. Пасечник   Многообразие покрытосеменных растений 6 кл.-М.:Дрофа, 2013

Программа обеспечена следующим учебно – методическим комплектом:

Методическое пособие: Пасечник В.В. Многообразие покрытосеменных растений – М.:Дрофа, 2014

Учебник соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Минобрнауки РФ от 26. 01. 2017 г. № 15

                         Курс биологии в 6 Б классе рассчитан на 34 часа. (1 час в неделю).  

                Программа соответствует учебному плану школы на 2019 – 2020 год.

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучение биологии направлено на достижение  обучающимися следующих  результатов:

Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, знание основных принципов и правил отношения к живой природе, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;формирование личностных представлений о целостности природы.

Метапредметные результаты:

обучающийся научится самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; познакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения.

обучающийся получит возможность научиться

формированию умения работать с различными  источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию владению основами самоконтроля, самооценки, принятию решений в учебной и познавательной деятельности формированию и развитие компетентности  в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные результаты: 

обучающийся научится

Классифицировать— определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;выделять существенные признаки биологических объектов; объяснять  роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;различать на живых объектах и таблицах наиболее распространенных, опасных для человека растений;сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;выявлять приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

обучающийся получит возможность научиться

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье челека.знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии;соблюдать  правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её.

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделять  существенных признаки биологических объектов ( клеток растений, животных, грибов и бактерий); организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, вы деление, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

         В ценностно-ориентационной сфере:

знать  основные правила поведения в природе и основы здорового образа жизни;

анализировать  и оценивать последствия деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

В сфере трудовой деятельности:

знать  и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

соблюдать правила  работы с биологическими приборами и инструментами

В сфере физической деятельности:

осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;   

Выпускник 6 класса для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования научится или получит возможность научиться:

Раздел курса

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

 Строение и многообразеие покрытосеменных растений.

Строение цветковых растений: клетки, ткани, органы. Органы растений: корень и стебель.

Сравнивать клетки разных тканей, делать определенные выводы. Ставить простые биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности. выделять признаки  процессов строения растений. Научится работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, находить основные части клетки на микропрепаратах и схематически изображать строение клетки.

Жизнь растений.

Различать среды обитания растений; Знать процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение.

Знать особенности сред обитания;  отвечать на вопросы о многообразии каждой среды обитания организмов. Понимать особенности каждого процесса, протекающего в организме. выделять признаки  процессов жизнедеятельности растений.

Классификация растений

Различать единицы классификации растений; Знать имена ученых, сумевших понять, объяснить систему классификации..

Уметь распределять растения по еденицам классификации.

Природные сообщества.

Знать понятие экологических факторов, их влияние на живые организмы. Что такое сообщество, взаимосвязи в нем организмов по типу питания, усвоения энергии.

Понимать, что все в природе взаимосвязано и выпадение любого звена из цепи питания может привести к необратимым последствиям.

II.  Содержание  учебного предмета 

Строение и многообразие покрытосеменных растений 

Строение цветковых растений: клетки, ткани, органы. Органы растений: корень и стебель, процессы жизнедеятеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение. Многообразие растений, значение в природеи жизни человека. Важнейшие с/х растения, Ядовитые растения, охрана редких и ядовитых растений.

Жизнь растений 

Процессы жизнедеятеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, фотосинтез, транспорт веществ. Движение, рост, развитие, размножение. Усложнение растений в процессе эволюции.

 Классификация растений 

Еденицы классификации растений; имена ученых, сумевших понять систему классификации; принадлежность растений к определенной систематической группе.

Приемы работы с определителями; оказания мер первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений.

 Природные сообщества Экосистемная организация живой природы.; понятие экосистема., взаимодействие разныхвидов растений между собой, конкуренция, хичничество, симбиоз, паразитизм., пищевые связи в сообществе, круговорот веществ. Последствия деятельности человека в природе. 

Формы контроля: Индивидуальный опрос. Цифровой диктант. Контрольная работа. Тестирование. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Работа в парах. Проект.

Типовые задания и формы работы по формированию УУД

формируемые у обучающихся УУД

формы работы по формированию УУД

типовые задания

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к изучению нового, к обучению в целом

Групповая, индивидуальная, коллективная формы работы, работа в парах, цифровой диктант, Устный ответ

Решение и составление задач

Самостоятельная работа, контрольная работа

Элементы исследовательской работы

Конкурсы и викторины, творческие задания

Взаимопроверка

проект

Работа с текстом, с учебником

Все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…». Работа с математическим содержанием, задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят». Работа с содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Формирование к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

Формирование навыков работы по алгоритму

Коммуникативные

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия, понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной

Виды заданий, формирующие коммуникативные УУД :  составить задание партнеру;  оценка работы товарища;  групповая работа по выполнению заданий;  «подготовь рассказ…», опиши устно…», «объясни…»;  парный опрос;

Описывать содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической и иной деятельности

Владеть монологической и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Регулятивные

Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней

Виды заданий, формирующие регулятивные УУД:    «преднамеренные ошибки»;    поиск информации в предложенных источниках;   самоконтроль и взаимоконтроль;   взаимный диктант;   диспут.

Сличать свой способ действия с эталоном, оценивать достигнутый результат

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные

Анализировать условия и требования задачи, уметь выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Виды заданий, формирующие познавательные УУД «найди отличия»;  «поиск лишнего»;  «лабиринты»;  хитроумные решения;  составление схем-опор;  работа с разного вида таблицами, графиками;  составление и распознавание диаграмм;  работа со словарями. Задания типа «Сравни», «Разбей на группы» и т.д.

Устанавливать причинно-следственные связи

Выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Определять основную и второстепенную информацию

III. Тематическое планирование

№ темы

Раздел:

Количество

Количество часов.

Лаб.  р.

Экскурсий.

Аттестация

Проект

1

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

9

0

2

Жизнь растений

11

3

1

3

 Классификация растений

6

1

1

4

Природные сообщества

3

1

1

1

 

Итого за год.

34

13

3

VI.Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

дата

план

факт

1.

Строение семян. Лаб р №1 «Строения семян двудольных и однодольных растений»

1час

4.09

2.

Виды корней и типы корневых систем. Лаб.р.№2 «Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы»

1час

11.09

3.

Зоны (участки корня). Лаб.р. №3 «Корневой чехлик и корневые волоски»

1час

18.09

4.

Условия произрастания и видоизменения корней

1час

25.09

5.

Побег и почки. Лаб.р. №4 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

1час

2.10

6.

Внешнее строение листа

1час

9.10

7.

Клеточное строение листа

1час

16.10

8.

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев

1час

23.10

9.

Строение стебля. Лаб.р. №5 «Внутреннее строение ветки дерева»

1час

6.11

10.

Видоизменения побегов. Лаб.р.№6 «Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица)»

1час

13.11

11.

Цветок. Лаб.р. № 7 «Строение цветка»

1час

20.11

12.

Соцветия. Лаб.р. №8 «Различные виды соцветий»

1час

27.11

13.

Плоды. Лаб.р. №9 «Многообразие сухих и сочных плодов»

1час

4.12

14.

Распространение плодов и семян

1час

11.12

15.

Минеральное питание растений

1час

18.12

16.

Фотосинтез

1час

25.12

17.

Дыхание растений

1час

15.01

18.

Испарение воды листьями. Листопад. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений».

1час

22.01

19.

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лаб.р. №10 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»

1час

29.01

20.

Прорастание семян. Лаб.р. №11 «Определение всхожести семян растений и их посев»

1час

5.02

21.

Способы размножения растений

1час

12.02

22.

Размножение споровых растений

1час

19.02

23.

Размножение голосеменных растений

1час

26.02

24.

Половое размножение покрытосеменных растений

1час

4.03

25.

Вегетативное размножение растений. Лаб.р.№12 «Вегетативное размножение комнатных растений.»

1час.

11.03

26.

Основы систематики растений

1час

18.03

27.

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные (Капустные) и Розоцветные

1час

1.04

28.

Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные (Астровые)

1час

8.04

29.

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки

1час

15.04

30.

Культурные растения. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте»

1час

22.04

31.

Обобщающий урок по теме «Классификация растений». Лаб.р. №13 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»

1час

29.04

32.

Растительные сообщества

1час

6.05

33

Промежуточная аттестация (тестирование)

13.05

34.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Летние задания

1час

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»5класс - школа 2100

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания основного общего образования по образовательному компоненту «Изобразительное искусство», предназначена для основной школы любого типа ...

Рабочая программа по биологии 5класс (по новым ФГОС)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии(автор Пасечник В.В.). по требованиям ФГОС 2 поколения....

Рабочая программа по биологии В.В.Пасечника 5класс 2015-2016 уч.год

Рабочая программа по биологии В.В.Пасечника 5класс 2015-2016 уч.год...

КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5класса автор- Сухорукова Л.Н.(ПО ФГОС)

КТП И РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 5класса автор- Сухорукова Л.Н.(ПО ФГОС)...

Рабочие программы по биологии 5класс.

Рабочая программа по биологии включает такие моменты как: Пояснительная записка, цели,задачи, планируемые результаты освоенияучебного предмета, предметнве, метапредметные, личностные. Содержание, зада...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...