Урок по теме "Царство Грибы. Общая характеристика"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Мальцева Елена Николаевна

Используется конспект урока совместно с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx75.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

Биология 5 класс.                                                                                         Дата:

Тема: Тема: Царство Грибы. Общая характеристика

 

Лабораторная работа №5 «Изучение строения плесневых грибов»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: ознакомление обучающихся с общей характеристикой грибов, их ролью в природе и жизни человека.

Задачи: 

Образовательные

Познакомить обучающихся с царством грибов, отличительными особенностями и характерными признаками, их строением, питанием, размножением.

Дать сравнительную характеристику грибов с растениями и животными. рассмотреть особенности строения грибов; выделить характерные признаки этих организмов;

Развивающие 

Продолжить развивать умения проводить наблюдения, использовать рисунки и текст учебника, работать с дополнительным материалом, выделение существенных особенностей представителей царства Грибы

Развивать навыки научно-исследовательской работы.

Воспитательные: 

Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому на земле.

Методы обучения: словесно-наглядные, практические, частично-поисковые.

Тип урока: изучения нового материала.

Термины и понятия: хитин, грибница, мицелий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты, муляжи грибов, учебник 5 класса, микроскоп, готовый микропрепарат.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Этап проверки домашнего задания.

1.Опрос у доски по вопросам параграфа.

2.тест с взаимопроверкой

Тест

Животные

1.Животные отличаются от других организмов

   1) способностью питаться

   2) ростом

   3) активным передвижением

   4) способностью размножаться

2. Растительноядными животными являются

   1) коза и белка

   2) медведь и лиса

   3) заяц и волк

   4) рысь и ястреб

3. Хищниками являются

   1) олень   2) тигр   3) ёж   4) воробей

4. Дикими животными являются

   1) лошади   2) свиньи   3) коровы   4) медведи

5. К многоклеточным животным относится

   1) бабочка    2) амёба   3) эвглена   4) инфузория

6. К беспозвоночным животным относятся

   1) черви    2) рыбы   3) лягушки   4) птицы

7. Причиной исчезновения животных является

   1) строгие правила и сроки охоты

   2) разведение пушных зверей

   3) вырубка леса

   4) создание зоопарков

8.Сельскохозяственными животными являются

   1) хомяки   2) козы   3) кошки    4) собаки

Ответы 1-3  2-1   3-2   4-4   5-1   6-1   7-3  

Критерии оценивания   5-0 ошибок   4-1 ошибка     3-2-3 ошибки    20 более 3 ошибок

3.работа у доски.

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Внимание загадки!

Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой
С бархатной подкладкой. (Гриб).

Итак, сегодня мы будем изучать…. Грибы

К какой систематической категории относятся грибы?

С чего мы всегда начинаем изучение нового раздела живых организмов (с общей характеристики!)

Итак, тема нашего урока: …

 Запишем тему: Царство грибы.

Проблемный вопрос: Что объединяет порошок в пузырьке (флакон с пенициллином) и обычный гриб (любой муляж гриба). В конце урока попытайтесь дать ответ на этот вопрос.

4. Этап усвоения новых знаний.

: Скажите, а вы знаете что-то о грибах?

Дети: Да!

Учитель: Ваши знания мы сейчас проверим игрой «Верю - не верю». Я буду задавать вам вопросы. Если вы верите, поднимаете руку, если нет, то не поднимаете руку. И так.

Верите ли вы, что мухомор съедобный гриб?

Верите ли вы, что гриб боровик по другому называют белым грибом?

Верите ли вы, что в шампиньонах очень много ядовитых веществ?

Верите ли вы, что у подосиновика красная шляпка?

Верите ли вы, что сморчки вырастают самыми первыми?

Верите ли вы, что лисички родственницы бледной поганки?

Молодцы. Названия грибов вы знаете хорошо

Ребята, названия грибов вы знаете хорошо, но царство грибов очень большое.

Грибы – это большая группа организмов, к ним относятся около 100 тыс. видов. Они окружают нас повсюду: в воде, в почве, в воздухе.

Изучением грибов занимается наука – микология.  Греческое слово “микес” – гриб, «логос» - учение.   (Слайд №6) Все грибы имеют в клетках ядро (одно или несколько) и являются эукариотами.

Учёные долго ломали голову куда отнести грибы – к растениям или к животным. Годами грибы относили к растительному миру. Однако, при ближайшем рассмотрении учёные обнаружили, что у грибов больше общего с животными, чем с растениями. Но только в 1960 году грибы выделили в отдельное царство – Царство Грибы.

Давайте выясним, почему ученые пришли к такому выводу. Работа с учебником по калонкам.

Заполните таблицу:

Царство грибы

Признаки сходства с растениями(1 калонка)

Признаки сходства с животными(2 калонка)

Признаки, характерные только для грибов(3 калонка)

- неподвижны;

- имеют прочные клеточные стенки;

- часто осуществляют вегетативное размножение;

- растут верхушечной частью;

- всасывают питательные вещества.

- питаются готовыми органическими веществами - гетеротрофы;

- в клеточных стенках хитин;

- запасной продукт – гликоген;

- образуют мочевину.

- основа вегетативного тела - грибница или мицелий;

- грибница состоит из нитей - гиф;

- гифы состоят из многоядерных или одноядерных клеток;

- переплетение гифов образует плодовое тело.

Грибы как и предыдущие организмы могут быть как одноклеточными так и многоклеточные познакомимся со строение многоклеточного гриба.

Изучение строения шляпочного гриба по таблице. слайду

Мы познакомились со строением высшего гриба но есть и грибы которые выглядят иначе, они не имеют не шляпки не плодового тела и встретить вы их можете не в лесу под березой а на не съеденном вовремя кусочке хлеба. Как вы думаете о чём идет речь? О плесневых грибах.

Знакомиться с ними вы будите выполняя п/р

. Каждая группа рассмотрит под микроскопом один из вариантов грибов, препараты которых я для вас уже приготовила. К практической работе у вас есть задания и инструкция к выполнению работы. Вы должны рассмотреть под микроскопом предложенный вам вариант препарата, строго следуя инструкции и соблюдая технику безопасности при работе с микроскопом, выполнить задания.

Но прежде давайте вспомнить технику безопасности работы с микроскопом.

Дети приступают к рассматриванию препаратов различных видов грибов (мукор и пеницыл).

Практическая работа №1

Тема: Изучение строения плесневых грибов.

Цель: изучить строение плесневых грибов (на примере мукора и пеницыла.)

Ход работы

1) Рассмотрите как выглядит плесневый гриб Мукор (учебник стр.61)

Опишите его строение(одноклеточный или многоклеточный), как выглядят спорангии, место обитания.

К какому типу питания относится гриб Мукор?

2) Зарисуйте строение гриба Мукора. Обозначьте основные части гриба.

3) расматривание гриба пеницилла.

Какой плесневый гриб вы можете назвать еще?\

Опишите его строение(одноклеточный или многоклеточный), как выглядят спорангии, место обитания.

Зарисуйте и подпишите. Учебник с.61.

 Какими особенностями он обладает?

Вывод: тело плесневых грибов состоит из ______

Итак вы рассмотрели четыре вида грибов,

5. Динамическая пауза  «Весёлые грибочки!» (видеосопровождение)

Размножение грибов 

Найдите в тексте способы размножения грибов (бесполое и половое)

Питание грибов 

Мы уже сказали, что грибы являются гетеротрофами. Питательные вещества поглощаются всей поверхностью тела. По типу питания грибы сходны с бактериями, могут быть

Работа по калонкам

1)-сапротрофами, с.58

2)-паразитами, с.58

3)-симбионтами и даже хищниками.с.59

6. Этап проверки понимания учащимися нового материала. 

Какие вы грибы положили себе в корзинку а какие оставили в лесу.

(1 - рыжик, 2 - подберёзовик, 3 - белый гриб, 4 - мухомор, 5 - сморчок, 6 - груздь, 7 - бледная поганка, 8 – подосиновик 9- Ложная лисичка, 10- Серый мухомор), то есть записать в тетради номера съедобных грибов.

Видео  о мухоморе .

7. Этап закрепления нового материала.

Какая проблема была поставлена перед вами в начале урока? Теперь вы знаете, что объединят эти объекты? Что?

Почему грибы считают более высокоорганизованными организмами, чем бактерии?

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов.

8. Рефлексия

Что хотели бы ещё узнать о грибах?

Понравился ли вам сегодняшний урок?

Итак, урок подходит к концу

Достигли ли мы цели урока?

Дети: Да!

Молодцы! Я очень рада, что нам удалось это сделать.

Расскажите:

1.Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке__________

3. О чем бы еще вы хотели узнать_______________

4. Возникли ли у вас затруднения (какие)________________

9. Домашнее задание:

§13        творческое задание: подготовить сообщение «Интересные факты о грибах»

Составить синквейн к слову грибы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. 5 класс

Разработка урока содержит конспект, презентацию и приложение с заданием для групп, которое можно распечатать. Урок соответствует новым ФГОС второго поколения....

План-конспект урока в 6 классе "Общая характеристика грибов"

План-конспект урока в 6 классе "Общая характеристика грибов"...

Грибы. Общая характеристика грибов

Конспект урока " Грибы. Общая характеристика грибов"...

Грибы. Общая характеристика грибов

Тема урока:  «Грибы. Общая характеристика и значение грибов».Тип урока:  усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урок- исследование.Метод: комбинированный,...