Рабочая программа по биологии 5 класс Сухова,Строганов ФГОС
рабочая программа по биологии (6 класс)

Лапаксина Ольга Сергеевна

Рабочая программа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_fgos.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области

имени  дважды Героя Советского Союза СкомороховаН.М.»

Рассмотрено и принято:                                                                                                                                               УТВЕРЖДЕНО:

педагогическим советом                                                                                                    Приказ       от 29.08.2016         №311

протокол      от 29.08.2016  № 1                                                                                Директор_____________      /И.В.Барабанова

Рабочая программа учебного предмета «Биология»

основного общего образования

6  класс

                                                                                                                                                       Составитель:

Лапаксина Ольга Сергеевна,

учитель биологии

                                                                                                                                 

г. Красноармейск

2016 г

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Закона об образовании Российской Федерации,
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.),
  • Примерной программы основного общего образования по биологии,
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2016-2017 уч. г.,
  • авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2015. — 304 с.
  • положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов  (курсов) МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №3 г. Красноармейска»,
  • учебного плана  МБОУ «Средняя общеобразовательная  школа №3 г. Красноармейска».

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю). В ней предусмотрено проведение 2 контрольных,  5 лабораторных и 3 практических  работы, 1 экскурсия.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2016. – 176 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО (2010 г).

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:        

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Рабочая программа реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н. Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана-Граф, 2015. – 176 с., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 3 г. Красноармейска»  на изучение учебного предмета «Биология» в 6 классе выделяется 34 часа (1ч. в неделю).

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
  • формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле;
  • приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям;
  • учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих;
  • учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью;
  • выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования;
  • учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
  • использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 6 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
  •  находить черты, свидетельствующие об общих признаках живых организмов и их различиях;
  •  объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека;
  • перечислять отличительные свойства живых организмов;
  •  различать основные процессы жизнедеятельности;
  •  понимать смысл простейших биологических терминов;
  •  характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
  •  проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
  • умение оценивать поведение человека с точки зрения экологической безопасности по отношению к человеку и природе;
  •  использовать знания биологии при соблюдении правил поведения в природе.
  1. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Классификация живых организмов (14 ч)

Разнообразие организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмовк среде обитания. Система и эволюция органического мира.

Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Значение растений в природе и жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Многообразиеживотных. Роль животных в природе и жизни человека. Изучение клеток животных на готовых микропрепаратах и их описание. Методы изучения живых организмов: наблюдение,измерение, эксперимент.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами, мерыих профилактики.

Входная контрольная работа.  Полугодовая контрольная работа.

Практическая работа № 1. «Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров».

Практическая работа № 2 «Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке»

Лабораторная работа № 1 «Рассматривание простейших под микроскопом».

      Экскурсия «Многообразие живого мира».

Тема 2. Взаимосвязь организмов со средой обитания (11 ч)

Среда — источник веществ, энергии и информации. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Роль человека в биосфере. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Разнообразие организмов.

 Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Экосистемная организация живой природы. Взаимодействие разных видов в экосистеме (хищничество, паразитизм).

 Значение растений в жизни животных и человека. Взаимосвязи организмови окружающей среды. Приспособления к различным средам обитания.

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления к различным средам обитания.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Результаты эволюции:многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Контрольная работа № 1.

Домашняя практическая работа «Условия прорастания семян».

Экскурсия «Живые организмы зимой»

Тема 3. Природное сообщество. Экосистема (6 ч)

Экосистемная организация живой природы. Экосистема.

Пищевые связи в экосистеме. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,эксперимент.

Взаимодействие разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы.

Значение растений в природе и жизни человека.

Круговорот веществ и превращение энергии. Роль человека в биосфере.

Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Контрольная работа № 2.

Экскурсия «Живые организмы весной»

Тема 4. Биосфера – глобальная экосистема (3 ч)

Биосфера — глобальная экосистема. В.И. Вернадский —основоположник учения о биосфере.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей.

Итоговая контрольная работа.

Задания на лето.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

Nп/п

Название темы

Кол-во часов

В том числе:

контрольных работ

практических работ

лабораторных работ

экскурсии

1.

Классификация живых организмов

14

2

2

1

1

2.

Взаимосвязь организмов со средой обитания

11

1

1

1

3.

Природное сообщество. Экосистема.

6

1

1

4.

Биосфера – глобальная экосистема

3

1

Всего:

34

5

3

1

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 5класс (по новым ФГОС)

Данная рабочая программа разработана на основе образовательной программы по биологии(автор Пасечник В.В.). по требованиям ФГОС 2 поколения....

Рабочая программа по биологии 7класс( линия Пономарёвой) ФГОС

В 7 классе по новым стандартом одним из вариантов является изучение ботаники на более высоком уровне. Помещаю свой вариант рабочей программы, надеюсь, что это поможет кому-то из педагогов....

Рабочая программа по биологии 5-9 кл. ФГОС к учебнику В.В. Пасечник

Настоящая программа включает следующие разделы:1) основное содержание;2) тематическое планирование;3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;4) ожидаемые результаты обуч...

Рабочая программа по биологии 5-9кл . по ФГОС.

данный  материал содержит пояснительную  записку   и ТКП с  5-9класс по  ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5-8 кл. (ФГОС)

Рабочая программа по биологии 5-8 кл. (ФГОС)...

Рабочая программа по биологии на ступень обучения (ФГОС, 5-9 классы).

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС по УМК Пасечника (линия "Вертикаль")....

Рабочая программа по биологии 5 - 9 кл. (ФГОС)

Данная рабочая программа по биологии составлена для 5 – 9 классов. В основе программы лежат следующие законодательные акты и нормативно-правовые документы: - Закон РФ «Об образовании» от 10.07.199...