Особенности семейств класса Однодольных растений. Злаковые и Лилейные. 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Успун-Доржу Долума Васильевна

Особенности семейств класса Однодольных растений. Злаковые и Лилейные. 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnodolnye_rast_7_kl.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности семейств класса Однодольных растений. Злаковые и Лилейные. 7 класс

Цель:          

1. Изучить особенности  семейства Злаковые и Лилейные  класса однодольные.

2. Анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи.

3. Осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Тип урока: Усвоения новых знаний.

Планируемые результаты:

1. Знать особенности семейства Злаковые и Лилейные  класса однодольные.

2. Самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;  участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

3. Обсуждать в рабочей группе  информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

 3. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Познавательные УУД

1.Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

2.Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3.Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные УУД

1.Формирование умения слушать и принимать другое мнение и позицию

2.Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре

3.Применять умение и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии

Регулятивные УУД

1.Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2.Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3.Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

Основное содержание темы: Семейства Злаковые и Лилейные.

Ход урока:

Этап

Содержание

Деятельность учащихся

I.Оргмомент.

Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. 1мин.

II.Актуализация опорных знаний

Проверка опорных знаний учащихся

Фронтальный опрос:

1.По каким признакам цветковые растения делят на классы?

2.Перечислить признаки класса однодольные.

3. Перечислить признаки класса двудольные.

Отвечают на вопросы.

5-7 мин.

III. Мотивация к изучению нового материала

На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению семейств класса однодольные.  

Тема урока: «Особенности семейств класса Однодольных растений».

Формулируют тему урока.

2 мин.

 IV. Усвоение новых знаний и способ действий

И начнём мы это изучение с семейства, которое объединяет очень удивительные, красивые и необходимые для человека растения. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а отгадки на них это и есть растения данного семейства.

Загадки:

Сидит дед на грядках 
Весь в заплатках 
Кто его раздевает 
Тот слезы проливает. 
(лук)

Цветок, как бубенчик,
Беленький венчик
Цветет он не пышно
Звенит ли – не слышно. 
(ландыш)

В землю – зубочек
Из земли – клубочек. 
(чеснок)

А за луковицы этого растения в 1634 г. в Амстердаме были куплены два каменных дома. В Голландии 1944-45г.г. луковицы этого же цветкового растения спасли народ от голода. Догадались о каком растении идет речь? (тюльпан)

Все эти растения относятся к одному семейству – лилейные. Всего в семействе лилейных около 4 тыс. видов.

Давайте дадим характеристику этого семейства по плану.

  1. Жизненная форма.
  2. Местообитание.
  3. Корневая система (стержневая, мочковатая)
  4. Побег (надземный, подземный)
  5. Лист (простой, сложный), жилкование (сетчатое, параллельное, дуговое)
  6. Соцветие (кисть, колос, зонтик, корзинка или одиночные цветки)
  7. Цветок (количество пестиков, тычинок, чашелистиков, лепестков)
  8. Плод (сухой, сочный)

К лилейным относятся:

Овощные культуры: лук, чеснок.

Ядовитые и лекарственные: ландыш майский, вороний глаз.

Декоративные: лилия, гиацинт, пролеска, тюльпан.

Декоративное значение в помещении – алоэ, дроцена.

Большинство представителей – однолетние травы, имеют корневище или луковицу.  Распространены по всему земному шару.

Лилейные однодольные растения. Зародыш имеет 1 семядолю.

Корневая система мочковатая.

Жилкование листьев дуговое или параллельное.

 Листья сидячие, расположены поочередно или розеткой.

Околоцветник простой. Цветки имеют простой околоцветник, 6 лепестков, расположенных в 2 слоя, 6 тычинок, 1 пестик. Правильные.

Плоды сухие коробочки, раскрываются 3 створками (тюльпан), ягоды (ландыш).

Хлеб – всему голова. А из чего же делают хлеб, без которого человек просто не может прожить? Из пшеницы или ржи. Из их зерен изготавливают муку, из которой затем и пекут хлеб. Из зерна также изготавливают множество разных круп: пшенную, перловую, овсяную. А из некоторых злаковых растений даже строят дома и плетут мебель.

Всё это семейство Злаковые

Злаковые – однодольные растения.

Мочковатая корневая система.

Листья узкие, с параллельным или дуговым жилкованием. Узлы шире, чем междоузлия. Рост вставочный – происходит в результате деления клеток каждого междоузлия. Стебли могут одревесневать (бамбук).

Лист сидящий, имеет влагалище, которое охватывает стебель и защищает делящиеся клетки в междоузлиях. Язычок – пленчатый вырост в месте отхождения листовой пластинки от влагалища, который не позволяет воде проникнуть между стеблем и влагалищем.

Цветки мелкие, невзрачные. Собраны в соцветия: початок, колос, сложный колос, метелка. В основании колоска имеются 2 колосковые чешуи. 

Цветки неправильные, двусторонне симметричные 2 внутренние и 2 наружные цветковые чешуи, 3 тычинки, 1 пестик, с двумя рыльцами.

Плод односемянный, зерновка. Околоплодник и кожура сросшиеся. Эндосперм прилегает к семядоле.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

V.Первичное закрепление изученного материала Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Заполните таблицу

 Выполняют задание. Делают выводы

5-10-мин.

VI.Рефлексия учебной деятельности

Проверка уровня понимания учебного материала.

- Что нового вы узнали на уроке?  Какие у вас возникли вопросы? Какие затруднения?

Осуществляю самоанализ своей деятельности 1мин.

VII. Подведение итогов урока.

Выявление качества и уровня овладения знаниями

VIII.Домашнее задание

Оценка работы учащихся во время урока, выставление оценок.

Учебник параграф 33  класс Однодольные растения. Выучить характерные признаки класса.  

Лабораторная работа  «Строение пшеницы (ржи, ячменя) на стр 119

Делают выводы по содержанию урока.2мин.

Слушают учителя, записывают задание в дневник.2мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок на тему "Семейства класса Однодольные растения" биология – 6 класс

знакомлю шестиклассников с типичными представителями семейств Лилейные и Злаки, их отличительными признаками, биологическими особенностями;вместе с учащимися выясняем их значение....

Урок биологии 6 класс ФГОС Особенности строения семян однодольных растений ( В.В.Пасечник)

Урок биологии 6 класс (программа В.В.Пасечник, линия "Вертикаль"...

Проверочная работа по теме: "Класс Однодольные растения"

Проверочная работа для 7 класса по теме Однодольные растения...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...

Класс однодольные.Сем.злаковые и лилейные.

Характеристика класса однодольные сем.злаковые и лилейные....