«Популяционно-видовой уровень организации живой природы»
методическая разработка по биологии (11 класс)

Успун-Доржу Долума Васильевна

 «Популяционно-видовой  уровень организации живой природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontr_rab_11_klass.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Контрольная работа по теме

 «Популяционно-видовой  уровень организации живой природы»

Вариант 1

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

     

  1. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется

   А) вид;                                                     В) сорт;

   Б) популяция;                                          Г) колония.                        

 2.   К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего  строения

       полевой мыши?

          А) генетическому;                                 В) физиологическому;

          Б) морфологическому;                          Г) экологическому.

 3.  Общность предков доказывает критерий:

                А) исторический;                                  В) генетический;

                Б) морфологический;                            Г) географический.

          4.  Совокупность факторов внешней среды – основа:

                А) генетического критерия;                  В) географического критерия;

                Б) экологического критерия;                Г) исторического критерия.

           5.  К какому критерию вида относят область распространения  африканского слона?

                А) морфологическому;                          В) генетическому;

                Б) экологическому;                               Г) географическому.

        6.   Чем определяется сокращение численности популяции?

                А) популяционными волнами;              

                Б) низкой частотой мутаций;

                В) преобладанием смертности над рождаемостью;

                Г) преобладанием рождаемости над смертностью.

        7.   Какие систематические категории НЕ образуются в результате макроэволюции?

               А) виды;                Б) типы;                  В) классы;                    Г) отделы.

        8.   Примером внутривидовой борьбы за существование являются отношения

               А) черных и рыжих тараканов;                 В) черных тараканов с ядохимикатами;

               Б) черных тараканов между собой;          Г) черных тараканов и черных крыс.

        9.   Какая форма естественного отбора действует при относительно постоянных

               условиях окружающей среды?

               А) стабилизирующий отбор;                     В) движущий отбор;

               Б) разрывающий отбор;                             Г) дизруптивный отбор.

      10.   Какой фактор эволюции способствует возникновению преград  к свободному

              скрещиванию особей?

               А) волны жизни;                                         В) естественный отбор;

               Б) модификации;                                         Г) изоляция.

      11.   Чем НЕ характеризуется  приспособленность растений к опылению ветром?

               А) невзрачные цветки, собранные в соцветия;

               Б) много сухой пыльцы;

               В) наличие нектара;

               Г) раннее цветение до появления листьев.

      12.   Какие приспособления у животных можно отнести к идиоадаптации?

               А) строение ротового аппарата у насекомых;        В) четырехкамерное сердце;

               Б) возникновение скелета;                                        Г) теплокровность.

      13.   Что такое биологический прогресс?

               А) возникновение новых приспособлений и более сложных форм жизни;

               Б) усложнение организации, появление новых систем органов и процессов;

               В) успешное эволюционное развитие систематической группы: высокая численность,

                    большое видовое разнообразие, расширение ареала;

               Г) переход в более простую среду обитания.

      14.   К какой группе экологических факторов относится свет?

                А) антропогенные;                                         В) биотические;

                Б) абиотические;                                             Г) техногенные.

      15.   К каким факторам среды относятся турниры между самцами, забота о потомстве,

                хищничество?

                А) абиотическим;                                            В) антропогенным;

                Б) экологическим;                                           Г) биотическим.

Задание 2. Выберите три верных ответа из шести.

  1. Какие примеры иллюстрируют внутривидовую борьбу за существование?
  1. Синица затаптывает в гнезде своих птенцов при нехватке корма;
  2. В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких;
  3. Черная крыса вытесняется серой;
  4. Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов;
  5. Дельфин питается хищной рыбой;
  6. Птицы и млекопитающие распространяют семена.
  1. В состоянии биологического прогресса находятся
  1. Заяц-русак;
  2. Уссурийский тигр;
  3. Древовидные папоротники;
  4. Круглые черви;
  5. Карась обыкновенный;
  6. Ландыш майский.

Задание 3. Установите правильную последовательность этапов географического видообразования.

А) возникновение преград между популяциями вида

Б) сохранение естественным образом  особей с признаками, полезными в данных условиях

В) утрата особями разных популяций способности к скрещиванию

Г) появление наследственных изменений в изолированных популяциях.

Задание 4. Установите соответствие между признаком, характеризующим прыткую ящерицу, и критерием вида.

                        ПРИЗНАК                                                      КРИТЕРИЙ  ВИДА

А) тело имеет бурую окраску                                    1) морфологический

Б) питается насекомыми                                            2) экологический

В) при низкой температуре неактивна

Г) размеры тела не более 28 см

Д) размножается на суше

Е) преимущественно населяет освещенные

    участки

А

Б

В

Г

Д

Е

Контрольная работа по теме

«Популяционно-видовой  уровень организации живой природы»

Вариант 2

Задание 1. Выберите один правильный ответ.

        1.  Влияние биотических факторов среды на организмы рассматривает критерий:

                 А) географический;                             В) физиологический;

                 Б) экологический;                                Г) исторический.

       2.  Какой критерий является решающим при определении видов-двойников?

                А) биохимический;                               В) морфологический;

                Б) генетический;                                   Г) физиологический.

       3.  Сходство процессов питания и дыхания изучает критерий:

                А) экологический;                                В) физиологический;

                Б) биохимический;                               Г) генетический.

      4.  Для определения вида недостаточно использовать только генетический критерий,  т. к.

                А) существуют виды-двойники;

                Б) разные виды могут иметь одинаковый набор хромосом;

                В) близкие виды могут занимать один ареал;

                Г) близкие виды могут быть приспособлены к схожим условиям среды.

        5.  На основе какого критерия особи объединяются в одну популяцию?

                А) выполняют одинаковые роли в биогеоценозе;

                Б) имеют одинаковую кормовую базу;

                В) свободно скрещиваются и занимают один ареал;

                Г) соотношение полов составляет 1:1.

      6.  Чем завершается процесс микроэволюции?

               А) образованием нового вида;                 В) образованием нового семейства;

               Б) образованием нового отряда;              Г) образованием нового класса.

      7.   Какая форма естественного отбора действует при изменяющихся условиях

            окружающей среды?

               А) стабилизирующий отбор;                     В) движущий отбор;

               Б) разрывающий отбор;                             Г) дизруптивный отбор.

      8.   Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и

            утверждал наследование благоприобретенных признаков?

               А) Карл Линней;                                         В) А.Н.Северцов;

               Б) Чарльз Дарвин;                                       Г) Жан-Батист Ламарк.

      9.   Какой формой борьбы за существование  является поедание речным окунем своих

               мальков?

               А) межвидовой;                                        В) с неблагоприятными условиями среды;

               Б) внутривидовой;                                    Г) внутривидовой взаимопомощи.

      10.   Что такое естественный отбор?

               А) сложные отношения между живой и неживой природой;

               Б) процесс образования новых популяций и видов;

               В) процесс роста численности популяции;

               Г) процесс сохранения особей с полезными наследственными изменениями.

      11.   Вид – это: 

       А) совокупность особей, обладающих сходными признаками, скрещивающихся и дающих                           плодовитое потомство, занимающих определённый ареал

       Б) совокупность особей, обитающих в сходных биологических условиях, не имеющих определённого ареала

       В) совокупность особей, сходных по внешнему строению, но населяющих разные ареалы

       Г) совокупность популяций, занимающих разные звенья в цепи питания

      12.   Какое из перечисленных приспособлений относят к ароморфозам?

               А) отсутствие пищеварительной системы у плоских паразитических червей;

               Б) образование ластов у морских котиков;

               В) трехкамерное  сердце у амфибий;

               Г) опыление цветков покрытосеменных насекомыми.

       13.   К каким факторам среды относятся свет, температура, химический состав почвы?

               А) биотическим;                                             В) антропогенным;

               Б) экологическим;                                          Г) абиотическим.

       14.   К антропогенным экологическим факторам относится

               А) извержение вулкана;                                 В) вращение Земли;

               Б) вырубка лесов;                                            Г) турниры между самцами.

      15.   Какое утверждение является НЕВЕРНЫМ?

               А) биологический прогресс характеризуется расширением ареала;

               Б) биологический прогресс  характеризуется уменьшением численности вида;

               В) биологический регресс приводит к вымиранию вида;

               Г) главная причина биологического регресса многих видов в настоящее время –

                   хозяйственная деятельность человека.

Задание 2. Выберите три верных ответа из шести.

  1. К главным путям эволюции относятся 
  1. Биологический прогресс;                4) Идиоадаптация;
  2. Биологический регресс;                   5) Дегенерация;
  3. Ароморфоз;                                       6) Естественный отбор
  1. Каковы результаты действия естественного отбора?
  1. Образование новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
  2. Повышение организации и усложнение живых существ;
  3. Образование абсолютной приспособленности;
  4. Все виды достигают наивысшей ступени организации;
  5. Образование только относительной приспособленности;
  6. Многообразие видов.

Задание 3. Установите последовательность процессов, происходящих при образовании новых видов в природе.

А) в результате борьбы за существование и естественного отбора сохраняются особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

Б) возникает новый вид

В) в популяции накапливаются наследственные изменения

Г) популяции оказываются географически или экологически изолированными

Д) через множество поколений популяции изменяются так, что их особи не могут скрещиваться с особями других популяций

Е) ареал вида расширяется или разрывается на части.

Задание 4. Установите соответствие между признаком крота  и критерием вида, для которого этот признак характерен.

                        ПРИЗНАК                                                      КРИТЕРИЙ  ВИДА

А) тело покрыто короткой шерстью                              1) морфологический

Б) глаза затянуты пленкой                                              2) экологический

В) роет ходы в почве

Г) передние лапы широкие - копательные

Д) питается насекомыми

Е) размножается в гнездовой камере    

А

Б

В

Г

Д

Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по биологии в 9 классе по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

Работа рассчитана на 45 минут.Максимальное количество баллов-37 баллов: Часть А: 20 баллов(за каждый правильно выполненный тест 1 балл)Часть В: 12 баллов(за каждое правильно выполненное задание ...

урок по теме Уровни организации живой природы"

Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок с использованием презентации Цели урока: 1) сформировать знания об уровнях организации живой природы 2) развитие аналитических способностей на прим...

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

Обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»...

Урок Биосферный уровень организации живой природы

Цель урока: обобщить сведения о глобальной экосистеме Земли - биосфере, особенностях биосферного уровня организации живой материи и его роли в обеспечении жизни на ЗемлеЗадачи урока: проверить умение ...

"Уровни организации живой природы"

презентация содержит информацию о редких и вымирающих народах России,их численности,занимаемой территории,особенностях быта ,обычаев ...