«Применение технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и химии»
статья по биологии

Потеряева Анастасия Георгиевна

Дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Семенниковская средняя общеобразовательная школа

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Применение технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и химии»

Тип практики: педагогическая

                                                Подготовила: Потеряева Анастасия Георгиевна,

                                                               учитель биологии и химии

                                                               первой квалификационной категории

                                                             

                                                                МБОУ Семенниковская СОШ

2020 г

   Современные требования к уроку связаны с переориентацией общих целей школьного образования : с предметно-дисциплинарных на развитие личности

Основные требования к современному уроку:

1. Учитель обеспечивает мотивацию деятельности ученика на каждом этапе : перспективная мотивация – темы, раздела, всего курса; мотивация на этапе усвоения знаний – получение новой информации, формирование компетенций, на этапе контроля.

2. Учитель должен целенаправленно управлять деятельностью учеников, посвящая большую часть урока организованной самостоятельной деятельности учащихся с учётом их психофизиологических особенностей и специфики

содержания учебного предмета. Управление деятельностью ученика!

3.Любой урок должен быть направлен на создание ситуации успеха и комфортных психолого – педагогических условий для обучения:
    - оказание своевременной помощи ученику в процессе учебной деятельности
    - целесообразное разнообразие форм и видов работы на уроке
    - получение обратной связи – на каждом этапе урока. Это и есть управление.
    - на уроке должно быть целенаправленное и мотивированное формирование          универсальных учебных действий.

4. Домашнее задание следует рассматривать как продолжение урока в условиях полной самостоятельности ученика.

5. Структура урока должна соответствовать целям. Особое внимание должно быть обращено на этап организации начала урока (быстрое и заинтересованное включение всех учеников в учебно-познавательную деятельность) и завершающий этап (рефлексия).

Ответы на многие вопросы даёт применение технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (автор В.В.Фирсов)
Цель уровневой дифференциации (УД) – научить всех обязательному уровню, создать условия для усвоения продвинутого и повышенного уровня для желающих, обеспечить системный подход в обучении и контроле.

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьезные требования. Он должен:

-      уметь самостоятельно приобретать знания;

 - применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
-     самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
 -      быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах,

гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов. Работа в школе заставила меня пересмотреть свои позиции в обучении учащихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным?»
При организации учебного процесса, приходится учитывать основные характеристики ученика - общие, отличающие человека от всего остального, и индивидуальные, возрастные, групповые (например, особенности в здоровье, общении, познании).

Это связано с дифференцированным подходом и выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися.

На мой взгляд, дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.

При работе в школе приходится сталкиваться с индивидуально-психологическими различиями детей, которые приводят к различиям в результатах учебной деятельности.

 Все дети  очень разные по своим психологическим данным, выделяются следующие группы детей школьного возраста:

·         малоспособные дети с аномалиями развития задатков, с задержкой психического развития (обучаемость и обученность значительно ниже нормы); такие дети не в состоянии достичь заранее намеченного ЗУН даже за длительное время (составляют до 5 % учащихся; их надо обучать по особой программе с особыми целями);

·         педагогически запущенные дети (настолько слабая обученность, что даже хорошая обучаемость не выводит их на возрастную норму достижений; однако, при достаточном времени и средствах эти дети способны усвоить заданный материал; их количество по разным оценкам колеблется в пределах 10 – 40%);

·         дети со средним уровнем развития (обучаемость и обученность соответствуют среднестатистической норме; эти дети составляют большинство – 60 – 70%);

         способные, продвинутые в развитии обучаемости (быстро "схватывают") и обученности (много знают) по сравнению со средней возрастной нормой (это основная часть отличников и хорошистов – 5 – 10%);

одаренные, или талантливые - высший уровень обучаемости, (им по силам то, с чем не могут справиться остальные; могут учиться в высоком темпе; составляют 1-3% учащихся).

Уровневая дифференциация дает реальную возможность каждому ученику использовать право выбора в процессе обучения, выбора своего уровня.

Однако осуществить уровневую дифференциацию довольно сложно, её методическое обеспечение пока ещё очень слабо.

Будучи не новой, эта идея рассматривается сейчас под иным углом зрения: ученикам предъявляются минимальные обязательные требования к усвоению содержания предмета, и каждый из них обязан иметь только соответствующие этим требованиям знания, а весь остальной учебный материал осваивается по желанию. Однако минимальный объём знаний учитель определяет сам.

Трудно ещё учителю разобраться в методике проведения занятий, ориентированной на индивидуальный подход к ученикам, например, какой приём оправдывает себя на этапе усвоения новой информации, при закреплении знаний.

Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения — очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Однако его реализация в разное время осуществлялась в разной мере и различными приёмами.

Правильно организовать работу учащихся на уроке помогает мониторинг уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками.

Требования к знаниям и умениям на более высоких уровнях формулируются, учитывая тот максимум знаний, который дети могут усвоить, работая по данной программе; имеющихся в школе учебников; знаний, необходимых при решении наиболее простых олимпиадных задач.

На современном этапе обучения необходимо не только сообщать учащимся систему научных знаний, но и вооружить их целым рядом умений и навыков познавательного и практического характера. Поиск путей совершенствования процесса обучения сводится не только к совершенствованию методов сообщения новых знаний, методик формирования у учеников умений и навыков, но и формулировку конечной цели обучения в целом.

На уроках можно использовать индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.

Индивидуальная работа школьников на уроках  может организовываться на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний. Групповую форму организации учебного процесса целесообразно использовать на этапах повторения и обобщения знаний по нескольким темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работа в группах может определенным образом перестраиваться и видоизменяться в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.

Различают следующие виды групповой деятельности:

  • кооперативная - разные группы выполняют отдельные части общего задания;
  • индивидуализированная - каждый учащийся выполняет ту часть задания, к которой имеет наибольшую склонность;
  • дифференцированная - состав группы определяется близкими познавательными возможностями учащихся.

В соответствии с выявленными способностями или интересом учащихся к изучению учебного предмета класс условно разбивается на группы

·        1 -я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала;

·        2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала;

·        3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Деятельность учителя при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

  1. делении учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);
  2. разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;
  3. оценивании деятельности учащихся.

Использование этих форм работы помогает учителю достичь следующих целей.

 

Цели дифференцированного обучения:

для 1-й группы учащихся:

  • Пробудить интерес к предмету путем использования посильных задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
  • ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
  • сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

для 2-й группы учащихся:

  • развить устойчивый интерес к предмету;
  • закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий, актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
  • сформировать умение самостоятельно работать над задачей или с учебным программным средством;

для 3-й группы учащихся:

  • развить устойчивый интерес к предмету;
  • сформировать новые способы действий, умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи;
  • развить умение самостоятельно работать над составлением алгоритма или учебным программным средством.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения учитель должен осуществлять с учетом:

  • обязательных результатов обучения;
  • межпредметных связей;
  • практической направленности.  

При подборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать уровни усвоения знаний учащимися: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, поисковый, творческий.

Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть организованны на любом этапе обучения конкретному учебному материалу предмета.

Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней:

А. Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или  закона.

В. Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона.

С. Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.

Регулярное использование на уроках системы специальных     разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию мышления, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни.

Дифференциация в обучении открывает перед учащимися возможности выбора уровня обучения, а вместе с ним и уровня теоретической и практической подготовки по предмету.

Общеизвестно, что в классе учащиеся отличаются как своими способностями, так и отношением к работе, изучаемый материал воспринимается ими неравномерно. Поэтому все учащиеся класса делятся на четыре группы.

Первая группа. Учащиеся обладают высшими учебными возможностями, усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих одноклассников, они могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной степени трудности.

Вторая группа. Ученики с высокими учебными возможностями имеют прочные знания. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности, периодическом контроле за их учебными действиями.

Третью группа. Учащиеся со средними учебными возможностями. Отдельные из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. Эти ученики нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно направлялась, осуществлялся оперативный контроль за их работой. В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости.

 Четвертая группа. Ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются тем, что имеют низкий уровень обучаемости. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности, отличаются низким темпом усвоения знаний.

Провожу с учащимися подготовительную беседу, ставлю перед ними цель работы, ввожу в курс новой темы и четко обозначаю те вопросы, которые им надлежит усвоить;

 Определяю порядок самостоятельной работы, предусмотрев в ней приемы активного воспроизведения и осуществления самоконтроля. После окончания самостоятельной работы с учебником провожу закрепление и уточнение материала. Например, при изучении представителей отрядов насекомых ребята сначала изучили теоретический материал, заполнив таблицу с особенностями строения насекомых, затем определяли по фотографии, к какому отряду можно отнести то или иное насекомое. Более сложный уровень предполагал выявление сходств и различий представителей отрядов, а высокий уровень – указание, по какому принципу  насекомых относят в один класс и разные отряды.

В связи с этим на своих уроках использую индивидуальные самостоятельные, контрольные и практические работы, которые предназначаются для всех учащихся класса, но в них учитывается разный уровень.

Считаю, что технология дифференцированного обучения и воспитания эффективна только при  условии интеграции с другими технологиями:

•        с технологией личностно-ориентированного обучения (изучение учащихся не ради изучения, а для осознанного подхода к их развитию);

•        с технологией проблемного обучения ( для разработки проблемного урока, необходимо знать особенности класса);

Список использованной литературы:

1. В. А. КоровинОценка качества подготовки выпускников основной школы по физике — 2 -е изд., стереотип. —  М.: Дрофа, 2001. — 64 с.

2. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.   – М.: Педагогика, 1996г.

3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение. 1996 г.

Групповые задания для учащихся 7 класса

Обобщающий урок по теме: «Многоклеточные животные. Беспозвоночные».

1 группа ГУБКИ

  1. Экспресс-вопросы:
  1. Какова основная особенность строения тела губок?
  2. Где обитают губки?
  3. Каков образ жизни губок?
  4. Какие губки могут не иметь игл?
  5. Каково значение губок?
  1. Задание:

Перерисуйте на доску рис. «Строение слоев тела губки». Введите обозначения. Объясните ваш рисунок товарищам

Примечание: для быстрых ответов на вопросы используйте §5 учебника

2 группа КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

Задания:

  1. Перерисуйте схему на доску. Под каждым названием класса подпишите известных вам представителей этих животных

Примечание: для быстрого выполнения задания воспользуйтесь §6 учебника

  1. Найдите слайд с изображением наружного слоя тела гидры. Как он называется?

Покажите и опишите функции клеток наружного слоя

  1. На слайде найдите внутренний слой тела гидры. Как он называется?

Покажите и опишите функции клеток внутреннего слоя

Вопрос:

Все ли Кишечнополостные хищники?

3 группа СИММЕТРИИ И ПОЛОСТИ

Задания:

  1. Какие вы знаете типы симметрии тела животных? Изобразите их на доске.

Примечание: для быстрого выполнения задания воспользуйтесь стр.25 и 31 учебника

  1. Распределите животных по типам симметрии:

белая планария, цианея, муха, осьминог, актиния, печеночный сосальщик, трубочник, дождевой червь, офиура, аскарида, рак

  1. Полости тела животных. Какие бывают? Какова их роль?

Примечание: для выполнения задания используйте записи в тетради и слайд презентаций

  1. Выберите из списка животных с первичной полостью тела:

Волосатик, пиявка медицинская, планария белая, свиной солитер, аскарида, дождевой червь

4 группа МЯГКОТЕЛЫЕ

  1. Объясните происхождение названия типа Моллюски, или Мягкотелые
  2. Чем образовано вещество раковины, кто его производитель?
  3. Как передвигаются Двустворчатые, Брюхоногие и Головоногие моллюски?
  4. Каких промысловых моллюсков вы знаете?
  5. Правильно распределите моллюсков по принадлежности к классам:

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

Прудовик

Морской гребешок

Слизень

Катушка

Каракатица

Наутилус,

Кальмар

Рапана

Тридакна

Мидия

Устрица

Осьминог

Брюхоногие

Двустворчатые

Головоногие

5 группа ИГЛОКОЖИЕ

Вопросы 

  1. Каковы максимальный и минимальный размеры Иглокожих?
  2. Каковы  особенности скелета иглокожих?
  3. В чем сходство и различие пищеварения у морской звезды и паука?
  4. Какую роль играет амбулакральная система у иглокожих?

Примечание: для быстрого выполнения задания воспользуйтесь §13 учебника

6 группа ПАУКИ

Вопросы:

  1. Перечислите существенные признаки класса Паукообразные
  2. Перечислите виды паутины и их назначение.
  3. Распределите Паукообразных

Желтый скорпион, панцирный клещ,  птицеед,  амбарный клещ, скорпион-паук, древесный скорпион, тарантул, сенокосец, чесоточный зудень,  степной клещ, таежный клещ, каракурт

по принадлежности к отрядам:

Пауки

Сенокосцы

Скорпионы

Клещи

Примечание: для быстрого выполнения задания воспользуйтесь записями в рабочих тетрадях или §14  учебника

7 группа НАСЕКОМЫЕ

Задача для группы – на листах ватмана подготовить сравнительную характеристику отрядов Насекомых– ЖЕСТКОКРЫЛЫЕ, ПОЛУЖЕСТКОКРЫЛЫЕ, ЧЕШУЕКРЫЛЫЕ,

ПЕРЕПОНЧАТОКРЫЛЫЕ.

Ваша характеристика должна отражать:

  1. Строение крыльев
  2. Питание и тип ротового аппарата
  3. Роль в природе и жизни человека.

Информация должна быть представлена схематично, с рисунками и не скучно.

Примечание: для быстрого выполнения задания воспользуйтесь записями в рабочих тетрадях или §§17,18,19  учебника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации "Рождественский рассказ"

Урок внеклассного чтения в 6 классе с применением нескольких педагогических технологий:  разноуровневой дифференциации. игровой, групповой, на котором реализуются воспитательные, развивающие и об...

Урок внеклассного чтения в 6 классе "Рождественский рассказ" с применением технологии уровневой дифференциации.

Методическая разработка урока  внеклассного чтения  с применением игровой технологии, технологии уровневой дифференциации и групповой технологии....

Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Применение технологии уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики...

Опыт работы «Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровья учащихся».

В качетсва материала представлен опыт работы по темем«Использование технологии уровневой дифференциации на уроках биологии и во внеурочной деятельности как средства сохранения психофизического здоровь...

Применение технологии " Уровневая дифференциация" на уроках физики

данная разработка содержит методы использования технологии на каждом этапе урока, методический материал для 8 кл. по теме "Тепловые явления", урок 8кл. "Последовательное соединение проводников" 8кл.,с...

"Технология уровневой дифференциации на уроках биологии и химии"

quot;Технология уровневой дифференциации на уроках биологии и химии"...

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...