Урок по биологии "Орган зрения. Зрительный анализатор" ,8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс)

Борисова Соломонида Дмитриевна

ГБОУ Лицей 393 Кировского района города Санкт-Петербурга

Урок по теме

«Орган зрения. Зрительный анализатор»

Цель урока: изучение строения, функций и значения зрительного анализатора.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: расширить и закрепить знания об анализаторах; изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций; рассмотреть основные правила гигиены зрения.

Метапредметные: продолжить формирование умений нахождения причинно-следственных связей, логического построения речи, взаимодействия в группах.

Личностные: продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью и зрению.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и методические приемы: демонстрация видеофрагмента, фронтальная беседа, объяснение, проблемная задача, практическая работа, самостоятельная работа с учебником, проверочная работа(тест)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, блок – схемы, таблица «Строение глаза», Карандаш, бумага с точечным отверстием, фломастер, красный карандаш, учебник «Биология».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на учебный процесс.

2. Актуализация знаний.

1.Посмотрите на слайд, что на нем изображено , о каком органе идет речь?

Содержание слайда: Всевидящее Око Саурона  

2.Какая тема нашего урока сегодня?

Предполагаемый ответ: Орган зрения. Зрительный анализатор.

Запишите тему в тетрадь.

С помощью учебника дайте определение понятию анализатор. (стр 303)

Предполагаемый ответ: Анализатор - это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.

Мы с вами уже много знаем про строение нервной системы. Давайте совместим данное определение и уже имеющиеся знания и на доске составим схему «Строение анализатора» из представленных блоков.

Создание общей схемы «Строение анализатора» на доске.

3. Мотивация к изучению нового материала.

Какие органы помогают человеку познать окружающую природу, понять где сейчас находится человек и что с ним происходит?

Предполагаемые ответы: органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

А какой конкретно вносит самый большой вклад?

Настал момент подробно познакомиться со строением и функциями органа зрения. В течении урока мы с вами составим рисунок глаза ,а пока обратимся к общей схеме.

4.Изучение нового материала.

Рис. Схема «Структура глаза».

Опыт №1. Определение функции глазных мышц.

Ход:  Проследите за движением карандаша. Его нужно передвигать на расстоянии 20 см от глаз вверх, вниз, влево, затем описать окружность.

Вывод: Глаза работают синхронно. Глазные  мышцы ориентируют глаз в любом направлении.

Объяснение учителя анатомического строения глаза.

Оптическая система глаза.

Посмотрите ребята. Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в таламус, а затем в зрительные зоны коры головного мозга, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы. Причем обратите внимание на перекрест нервов: информация от правого глаза поступает в левое полушарие и наоборот (демонстрация рис.7.).

t1611177987ag.png

Рис. Оптическая система глаза

При этом сетчатка может воспринимать световые лучи нормально только в том случае, если они сфокусированы точно на ней. Для этого орган зрения снабжен специальной линзой — хрусталиком. Хрусталик окружен особой мышцей, в зависимости от напряжения которой он может менять свою кривизну. Как называется это явление? Верно аккомодация. С помощью нее, обеспечивается точная фокусировка картинки на сетчатке. Кроме того, лучи света преломляются в роговой оболочке и в стекловидном теле. Существуют нарушения, при которых фокусировка лучей происходит неправильно. Какие основные нарушения зрения вы знаете?

Предполагаемые ответы: близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Правильно, но о различных заболеваниях , способах их коррекции мы поговорим на следующем уроке.

Предлагаю вам провести свои исследования и выяснить функции структурных частей глаза. Работать вы будете в группах по четыре(два) человека. Не забудьте описать наблюдаемые явления и сформировать выводы. По выполнению работы заслушаем ваши ответы.

Опыт № 1. Обнаружение  сужения и расширения зрачка.

Ход: Прикройте один глаз ладонью . Второй глаз открывайте и закрывайте каждые 2-3 секунды. Объясните, почему зрачок

то увеличивается, то уменьшается?

Вывод: так как глаза работают парно, а величина зрачка меняется от количества получаемого света, соответственно чем больше света, тем меньше зрачок, чем меньше света , тем зрачок больше. .

Опыт №2. Определение принципа работы хрусталика.

Ход: Возьмите листок бумаги , сделайте в ней отверстие и напишите любые буквы по краю окружности . Разверните её перед собой и найдите расстояние, наиболее близкое от глаз, но такое, чтобы буквы были четко видны. Сосредоточьте взгляд на буквах, что вы наблюдаете? Посмотрите на далекие предметы, что происходит с буквами? Объясните, наблюдаемые явления.

Вывод: если смотреть вдаль, хрусталик становится более плоским, и мы четко видим дальние предметы, но размыто близкие. Если рассматривать предметы вблизи, то хрусталик становится более выпуклым, благодаря чему близкие предметы кажутся четкими, а дальние размытыми. Это явление называется аккомодация.

Опыт№3. Определение функции палочек и колбочек.

Ход: Возьмите красный карандаш. Смотрите прямо перед собой и отводите карандаш в сторону (скашивать глаза на предмет нельзя).  Боковым зрением проследите за направлением движения карандаша, пока он не станет серого, черного или белого цвета. Объясните, почему карандаш стал черно-белым и именно в этом месте.

Вывод: по периферии сетчатки преобладают только палочки, а они передают только черно-белое изображение, поэтому карандаш меняет свой цвет.

Опыт №4. Обнаружение «слепого пятна».

Ход: стр 308 рис 136

Вывод: Место выхода зрительного нерва из глаза называется слепым пятном, т.к. здесь нет зрительных рецепторов. Изображение красного кружка пропало, т.к. попало как раз на ту точку, где к задней стенке глаза прикреплен зрительный нерв.

К середине урока ваши глаза устают, поэтому я предлагаю вам несколько нехитрых упражнений, способствующих снятию усталости с глаз. Эти упражнения вы можете делать и дома, когда делаете уроки, находитесь за компьютером или просматриваете телепередачи.

Физзарядка для глаз.

1. Для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, крепко зажмурьте глаза, на 3 – 5 с, а затем откройте их также на 3 – 5 с. Повторите 6 – 8 раз.

2. Для улучшения кровообращения быстро моргайте в течение 10 -15 с.

3. Для устранения усталости глаз вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам.

Согласитесь, такая зарядка очень проста, и выполнять ее можно в любом месте, зато каким положительным эффектом она обладает.

5.Рефлексия.

У учащихся на столе кружочки. Учащемся предлагается нарисовать на кружочке свои эмоции от урока. Если атмосфера урока не нравиться, то учащиеся рисуют грустный смайлик. Если атмосфера урока дружелюбная и благоприятная для работы, то учащиеся рисуют улыбочку. Нейтральный смайлик, если учащиеся затрудняются с ответом. На обратной стороне кружочка учащимся предлагается оценить усвоение знаний на уроке по пятибалльной шкале, где «5» ставиться в случае полного усвоения материала и отсутствии вопросов. «0» соответствуют полному непониманию материала.

Чтобы закрепить материал давайте вместе заполним пропуски в схеме «Структура глаза».

Решение тематических тестов.

6.Подведение итогов.

Ребята мы сегодня хорошо с вами потрудились. Не забывайте о важности зрения и берегите его. Будьте здоровы!

Д/з параграф 49 учить, ответить на вопросы на странице 309 .

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organ_zreniya.zritelnyy_analizator.docx116.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме

«Орган зрения. Зрительный анализатор»

Цель урока: изучение строения, функций и значения зрительного анализатора.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: расширить и закрепить знания об анализаторах; изучить строение и значение зрительного анализатора, показать взаимосвязь строения и функций; рассмотреть основные правила гигиены зрения.

Метапредметные: продолжить формирование умений нахождения причинно-следственных связей, логического построения речи, взаимодействия в группах.

Личностные: продолжить формирование ответственного отношения к своему здоровью и зрению.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и методические приемы: демонстрация видеофрагмента, фронтальная беседа, объяснение, проблемная задача, практическая работа, самостоятельная работа с учебником, проверочная работа(тест)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, блок – схемы, таблица «Строение глаза», Карандаш, бумага с точечным отверстием, фломастер, красный карандаш, учебник «Биология».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности к уроку, настрой на учебный процесс.

2. Актуализация знаний.

1.Посмотрите на слайд, что на нем изображено , о каком органе идет речь?

Содержание слайда: Всевидящее Око Саурона  

2.Какая тема нашего урока сегодня?

Предполагаемый ответ: Орган зрения. Зрительный анализатор.

Запишите тему в тетрадь.

С помощью учебника дайте определение понятию анализатор. (стр 303)

Предполагаемый ответ: Анализатор - это единая система из определенных рецепторов, идущих от них проводящих путей и соответствующих зон коры больших полушарий.

Мы с вами уже много знаем про строение нервной системы. Давайте совместим данное определение и уже имеющиеся знания и на доске составим схему «Строение анализатора» из представленных блоков.

Создание общей схемы «Строение анализатора» на доске.

3. Мотивация к изучению нового материала.

Какие органы помогают человеку познать окружающую природу, понять где сейчас находится человек и что с ним происходит?

Предполагаемые ответы: органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

А какой конкретно вносит самый большой вклад?

Настал момент подробно познакомиться со строением и функциями органа зрения. В течении урока мы с вами составим рисунок глаза ,а пока обратимся к общей схеме.

4.Изучение нового материала.

Рис. Схема «Структура глаза».

Опыт №1. Определение функции глазных мышц.

Ход:  Проследите за движением карандаша. Его нужно передвигать на расстоянии 20 см от глаз вверх, вниз, влево, затем описать окружность.

Вывод: Глаза работают синхронно. Глазные  мышцы ориентируют глаз в любом направлении.

Объяснение учителя анатомического строения глаза.

Оптическая система глаза.

Посмотрите ребята. Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в таламус, а затем в зрительные зоны коры головного мозга, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы. Причем обратите внимание на перекрест нервов: информация от правого глаза поступает в левое полушарие и наоборот (демонстрация рис.7.).

t1611177987ag.png

Рис. Оптическая система глаза

При этом сетчатка может воспринимать световые лучи нормально только в том случае, если они сфокусированы точно на ней. Для этого орган зрения снабжен специальной линзой — хрусталиком. Хрусталик окружен особой мышцей, в зависимости от напряжения которой он может менять свою кривизну. Как называется это явление? Верно аккомодация. С помощью нее, обеспечивается точная фокусировка картинки на сетчатке. Кроме того, лучи света преломляются в роговой оболочке и в стекловидном теле. Существуют нарушения, при которых фокусировка лучей происходит неправильно. Какие основные нарушения зрения вы знаете?

Предполагаемые ответы: близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

Правильно, но о различных заболеваниях , способах их коррекции мы поговорим на следующем уроке.

Предлагаю вам провести свои исследования и выяснить функции структурных частей глаза. Работать вы будете в группах по четыре(два) человека. Не забудьте описать наблюдаемые явления и сформировать выводы. По выполнению работы заслушаем ваши ответы.

Опыт № 1. Обнаружение  сужения и расширения зрачка.

Ход: Прикройте один глаз ладонью . Второй глаз открывайте и закрывайте каждые 2-3 секунды. Объясните, почему зрачок

то увеличивается, то уменьшается?

Вывод: так как глаза работают парно, а величина зрачка меняется от количества получаемого света, соответственно чем больше света, тем меньше зрачок, чем меньше света , тем зрачок больше. .

Опыт №2. Определение принципа работы хрусталика.

Ход: Возьмите листок бумаги , сделайте в ней отверстие и напишите любые буквы по краю окружности . Разверните её перед собой и найдите расстояние, наиболее близкое от глаз, но такое, чтобы буквы были четко видны. Сосредоточьте взгляд на буквах, что вы наблюдаете? Посмотрите на далекие предметы, что происходит с буквами? Объясните, наблюдаемые явления.

Вывод: если смотреть вдаль, хрусталик становится более плоским, и мы четко видим дальние предметы, но размыто близкие. Если рассматривать предметы вблизи, то хрусталик становится более выпуклым, благодаря чему близкие предметы кажутся четкими, а дальние размытыми. Это явление называется аккомодация.

Опыт№3. Определение функции палочек и колбочек.

Ход: Возьмите красный карандаш. Смотрите прямо перед собой и отводите карандаш в сторону (скашивать глаза на предмет нельзя).  Боковым зрением проследите за направлением движения карандаша, пока он не станет серого, черного или белого цвета. Объясните, почему карандаш стал черно-белым и именно в этом месте.

Вывод: по периферии сетчатки преобладают только палочки, а они передают только черно-белое изображение, поэтому карандаш меняет свой цвет.

Опыт №4. Обнаружение «слепого пятна».

Ход: стр 308 рис 136

Вывод: Место выхода зрительного нерва из глаза называется слепым пятном, т.к. здесь нет зрительных рецепторов. Изображение красного кружка пропало, т.к. попало как раз на ту точку, где к задней стенке глаза прикреплен зрительный нерв.

К середине урока ваши глаза устают, поэтому я предлагаю вам несколько нехитрых упражнений, способствующих снятию усталости с глаз. Эти упражнения вы можете делать и дома, когда делаете уроки, находитесь за компьютером или просматриваете телепередачи.

Физзарядка для глаз. 

1. Для укрепления мышц век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, крепко зажмурьте глаза, на 3 – 5 с, а затем откройте их также на 3 – 5 с. Повторите 6 – 8 раз.

2. Для улучшения кровообращения быстро моргайте в течение 10 -15 с.

3. Для устранения усталости глаз вращайте глазами, стараясь как можно больше увидеть по сторонам.

Согласитесь, такая зарядка очень проста, и выполнять ее можно в любом месте, зато каким положительным эффектом она обладает.

5.Рефлексия.

У учащихся на столе кружочки. Учащемся предлагается нарисовать на кружочке свои эмоции от урока. Если атмосфера урока не нравиться, то учащиеся рисуют грустный смайлик. Если атмосфера урока дружелюбная и благоприятная для работы, то учащиеся рисуют улыбочку. Нейтральный смайлик, если учащиеся затрудняются с ответом. На обратной стороне кружочка учащимся предлагается оценить усвоение знаний на уроке по пятибалльной шкале, где «5» ставиться в случае полного усвоения материала и отсутствии вопросов. «0» соответствуют полному непониманию материала.

Чтобы закрепить материал давайте вместе заполним пропуски в схеме «Структура глаза».

Решение тематических тестов.

6.Подведение итогов.

Ребята мы сегодня хорошо с вами потрудились. Не забывайте о важности зрения и берегите его. Будьте здоровы!

Д/з параграф 49 учить, ответить на вопросы на странице 309 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные залания и презентация к уроку биологии в 8кл. "Зрительный анализатор"

Компетентностно-ориентированные задания позволяют сформировать у учащихся информационно-познавательную компетентность и осуществить индивидуальный подход при изучении нового материала. Презентация соп...

Разработка урока по биологии 8 класса "Орган зрения.Зрительный анализатор."

1.        Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»2.        Предмет биология3....

Конспект урока для дистанционного обучения "Зрительный анализатор" 8 класс

Представлен урок для дистанционного обучения учащихся 8 класса надомного отделения по предмету биология с возможностью использования маркерной доски IDroo. Для использования презентации необходимо ска...

Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему:"Огран зрения. Зрительный анализатор."

Данная презентация используется на уроке биологии в 8 классе по теме:"Орган зрения. Зрительный анализатор." Урок изучения нового материала....

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»

Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа «Изучение строения и работы органа зрения»...

Презентация к уроку Биологии по теме Зрительный анализатор.

Презентация  по теме Зрительный анализатор. Информация о строение глаза, его роли, заболеваниях глаза, профилактика нарушения зрения....