Технологическая карта урока в 10 классе по теме: Нуклеиновые кислоты
методическая разработка по биологии (10 класс)

Аясмаа Александровна Лакпар

Разработка открытого урока по биологии в 10 классе: Нуклеиновые кислоты. В ходе урока раскрыто строение  свойства нуклеиновых кислот, также в приложении есть задания для закрепления которые отобраны и составлены учителем для учеников базового уровня обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Ученик - это не сосуд, который надо наполнить,  

а факел, который надо зажечь

Плутарх

Разработка открытого урока по биологии

на тему:

«Нуклеиновые кислоты и их роль

в жизнедеятельности клетки»

                                                                            Составила: учитель биологии

                                                                                                         Лакпар А.А

Суш 2020г


Технологическая карта урока

Автор-разработчик

Лакпар Аясмаа   Александровна

Учебная дисциплина

Биология                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Класс

10                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Формируемы   е компетенции

                                                                 

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

Осуществлять                                                                                                                                                   поиск информации, необходимой для эффективного применения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       полученных биологических знаний на практике при решении заданий ЕГЭ.                                                                                                                                                                                                                

Тема раздела рабочей программы

Основы цитологии

Тема урока

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Вид урока

Открытие новых знаний

Тип учебного занятия

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала и способов деятельности.

Цели учебного занятия

- сформировать понятия: нуклеиновые кислоты, нуклеотид; ДНК и РНК; комплиментарность; правило Чаргаффа;

- знание определения нуклеиновых кислот, умение различать ДНК и РНК.

Задачи учебного занятия

Предметные

Метапредметные

Развивающие

Сформировать понятия

-Нуклеиновые кислоты;

- Нуклеотид;

-ДНК и РНК;

- Комплиментарность;

-Правило Чаргаффа;

Развивать такие аналитические способности, как умение анализировать, сравнивать, решать задачи в новой проблемной ситуации, обобщать и делать выводы.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения целей и задач урока, оценивать свою деятельность на уроке. Подводить итоги урока.

Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах.  Работать в коллективе и классе эффективно общаться с одноклассниками. Содействовать развитию интереса к изучению предмета биологии.

Методы обучения

рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа, метод сравнения биологических признаков, работа в группах, метод критического мышления.

Результаты обучения

Освоенные умения

Усвоенные умения

Знать понятия полимеры, аминокислоты, мономеры.

Сравнение различных видов макромолекул и оценивать их значение в жизнедеятельности клетки.

Знать понятия нуклеиновые кислоты; нуклеотид; Днк и Рнк;

 комплиментарность, правило Чаргаффа. знать формулировку принципа комплементарности. Уметь различать и сравнивать молекулы Днк и Рнк, и применять знания на практике.

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Технические средства обучения

Дидактический материал

литература

Наглядные пособия

Мультимедиа, проектор с выходом в интернет.

тематическая презентация, задания для закрепления

Задания для прохождения этапов урока.

Д.К.Беляев, Г.Д. Дымщиц. 10 кл.Общая биология.

Базовый уровень.Учеб. для общеобразоват. учеб. учреждений/.- М.: Просвещение 2020

 C.30.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Основные этапы организации учебной деятельности

время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

1-2 минуты

Здравствуйте ребята, давайте поприветствуем, друг друга (хлопаем в ладоши), сегодня пожелаем  друг другу плодотворной работы.

Спасибо, садитесь, пожалуйста.  

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность

Актуализация знаний.

5-7 минут

Актуализирует знания обучающихся с помощью заданий

фронтального и индивидуального характера

- Итак, мы приступили к  изучению раздела “Основы цитологии”, домашнее задание было заполнить таблицу «функции белков».

- теперь расскажите ребята, какую роль выполняют белки в клетке?

( выслушивает ответы учащихся)

- а теперь давайте вспомним материал предыдущих тем.

На доске слова углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты

Внимательно посмотрите и скажите, что объединяет эти термины и какой из них является новым для вас?

Ответ поясните.

Вывести на слайд.

Вспоминают ранее изученный материал.

Высказывают суждения.

Выполняют проверку домашнего задания  дополняют своими примерами.

Высказывают свое мнение (все вещества полимеры, ранее изученные. Термин нуклеиновые кислоты является новым)

Постановка темы и  целей урока

5 минут

- Так, ребята  посмотрите, для вас я подготовила интересный материал «Открытия изменившие наш мир»

3 сентября 1984 года британский генетик Алек Джеффриз обнаружил, что ДНК каждого человека неповторимо и уникально – как уникальны отпечатки пальцев. Как отметил сам изобретатель, это было как озарение. Он рассматривал рентгеновские снимки ДНК и вдруг увидел, что цепочки ДНК отличаются. Джеффриз назвал их «генетическими отпечатками». Так зародилась «генетическая дактилоскопия».
Это уникальное открытие сразу же заинтересовало следователей и они рискнули, впервые, применить его в нашумевшем и взбудоражившем всю округу небольшого городка, деле об убийстве. Летом 1986 года, в зарослях близ деревни Нарборо, что в ю милях (16 километрах) от Лейчестера, было найдено тело 15-летней девочки.

Всерьез задавшись целью раскрыть и это преступление, полиция, которая узнала о работах Джеффриса из прессы, явилась к нему в университет.
Получив образцы полиция отправила их в криминалистическую лабораторию Министерства внутренних дел, где к тому времени уже освоили метод Джеффриса. На сей раз все образцы ДНК совпадали. По мотивам истории этого преступления и грандиозного отрытия профессора Джеффриза был снят сериал Сериал «Код убийцы» (Code of a Killer).
Приложение 1
Ответьте на вопросы:

1.О чем идет речь в истории?

2.Благодаря чему экспертиза установила убийцу?

2. Как вы думаете, какова тема нашего урока.

3. Сформулируйте цель урока.

Используя опорные слова:

1.Ознакомиться с нуклеиновыми кислотами.

2. Сравнивать и определить черты сходства и различия нуклеиновых кислот.

3. Применять теоретические знания на практике.

Слушают текст, отвечают на вопросы, делают выводы.

Строят логические рассуждения, высказывают свои предположения.

Формируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняют причину возникшего затруднения (т. е. формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

Предлагают и согласовывают с учителем главный вопрос занятия.

 

Осознают цель предстоящей деятельности.

Высказывают свои предположения

Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?).

Работают в парах.

Обсуждают и составляют план работы.

Озвучивают план и обсуждают его с учителем.

Изучение нового материала

(метод построения кластера)

15 минут

- Теперь чтобы достичь первой цели познакомимся с нуклеиновыми кислотами. Сначала дадим определение:

Нуклеиновые кислоты – полимеры мономерами которых являются нуклеотиды.

- Каждый нуклеотид состоит из фосфатной группы, пятиуглеродного сахара (пентозы), и азотистого основания.

Рис.1

- В зависимости от типа пентозы различают два типа нуклеиновых кислот – дезоксирибонуклеиновые (сокращенно ДНК) и рибонуклеиновые (РНК).

Название кислот обусловлено тем, что молекула ДНК содержит дезоксирибозу, а молекула РНК – рибозу.

Есть различия и в азотистых основаниях, входящих в состав нуклеотидов ДНК и РНК.

DNK-i-RNK.jpg

Нуклеотиды ДНК: А — аденин,  Г — гуанин, Ц — цитозин, Т — тимин.
Нуклеотиды РНК: А — аденин, Г — гуанин, Ц — цитозин, У — урацил.

Нуклеотиды взаимодействуют с друг другом по принципу комплиментарности. Раскроем понятие ребята.

Комплиментарность – это взаимное дополнение азотистых оснований в молекуле ДНК.

Подчиняется закону Эрвина Чаргаффа: Количество пуриновых оснований равно количеству пиримидиновых.

(А+Т) +(Г+Ц) =100 %

-Это правило нам понадобится при решении задач.

Какую мы поставили вторую цель?

- Теперь сравним молекулы ДНК и РНК.

Пространственная структура молекулы ДНК была смоделирована американскими учёными Джеймсом Уотсоном и Френсисом Криком в 1953 г.

Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) — состоит из двух спирально закрученных цепей, которые по всей длине соединены друг с другом водородными связями. Такую структуру (свойственную только молекулам ДНК), называют двойной спиралью.

Рибонуклеиновая кислота (РНК) — линейный полимер, состоящий из одной цепи нуклеотидов.

DNK_RNK.png

Рис.2 Строение молекул ДНК и РНК.

- Запишите таблицу сравнение молекул ДНК и РНК.

Приложение 2

Составляют кластер занятия, дают определение понятиям;

- Нуклеиновые кислоты;

- Нуклеотид;

-ДНК и РНК;

- Комплиментарность;

-Правило Чаргаффа;;        

при необходимости корректируют свои записи.

Зарисовывают строение нуклеотида.

Записывают основные моменты

Записывают и обсуждают принцип комплиментарности.

Работают самостоятельно и в парах.

Отвечают на вопросы учителя, сравнивают, обсуждают черты сходства и различия нуклеиновых кислот.

Закрепление

10 минут

- А сейчас мы, научимся применять полученные знания на практике. Перед вами задания различного типа, выполните пожалуйста и проверим с помощью эталонов ответа у доски.

1 задание. Работа с текстом.

Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

 

ДНК

Молекула ДНК — биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар — __________(Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________(В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) рибоза

2) аминокислота

3) рибосома

4) урацил

5) нуклеотид

6) дезоксирибоза

7) пластида

8) тимин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

2 задание. Решение задачи

А) Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка. В ответ запишите только соответствующее число.

Б) Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующих данный белок. В ответ запишите только соответствующее число.

В) Белок состоит из 180 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована последовательность аминокислот в этом белке. В ответ запишите только соответствующее число.

3 задание. Решение задачи на принцип комплиментарности.

А) В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.

Б) В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 15% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.

3 задание. Задача на биосинтез белка.

Антикодоны тРНК поступают к рибосомам в следующей последовательности нуклеотидов УЦГ, ЦГА, ААУ, ЦЦЦ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, последовательность нуклеотидов на ДНК, кодирующих определенный белок и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы синтезируемого белка, используя таблицу генетического кода.

Приложение 3

- Проведение физкультминутки если время останется.

Работают в парах.

Фиксируют в тетрадях свои ответы

Сообщают о результатах выполненной работы.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют взаимопроверку.

Подведение итогов урока

5 минут

Теперь ребята, давайте подведем итоги нашего урока, какие цели мы поставили? Цели достигнуты. Какая группа работала хорошо?

Вот для того чтобы в ваших головах всегда была свежая идея, даю вам листочки для записей, как символ идей.

Организует работу по усвоению обучающимися нового способа действия.

Стимулирует участие всех обучающихся. Корректирует ответы.

Рефлексия

2

минуты

Теперь оценим себя

Для оценивания своей деятельности

Внесем свой вклад в нащ урок.

Оцените урок, запишите на листочках

Я знаю

Я могу…

Я хочу…

Записывают на листах свои ответы. И прикрепляют на доску

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.

Формируют и записывают то, что узнали на уроке.

Домашнее задание

1-2 минуты

В качестве домашнего задания  вы можете:

1. решите задачу на правило комплементарности.

2.Творческие задания:

  1. Как технически осуществить ДНК анализ?
  2. Составьте синквейн по теме ДНК.

На этом мы заканчиваем урок, я хочу, чтобы вы помнили на Земле более 7 млрд. людей но «генетические отпечаток» у каждого свой, пожелаю вам всегда оставаться уникальными.

Спасибо всем за урок

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания.

Приложение 1

«Открытия изменившие наш мир»

3 сентября 1984 года британский генетик Алек Джеффриз обнаружил, что ДНК каждого человека неповторимо и уникально – как уникальны отпечатки пальцев. Как отметил сам изобретатель, это было как озарение. Он рассматривал рентгеновские снимки ДНК и вдруг увидел, что цепочки ДНК отличаются. Джеффриз назвал их «генетическими отпечатками». Так зародилась «генетическая дактилоскопия».
Это уникальное открытие сразу же заинтересовало следователей и они рискнули, впервые, применить его в нашумевшем и взбудоражившем всю округу небольшого городка, деле об убийстве. Летом 1986 года, в зарослях близ деревни Нарборо, что в ю милях (16 километрах) от Лейчестера, было найдено тело 15-летней девочки.

Всерьез задавшись целью раскрыть и это преступление, полиция, которая узнала о работах Джеффриса из прессы, явилась к нему в университет.
Получив образцы полиция отправила их в криминалистическую лабораторию Министерства внутренних дел, где к тому времени уже освоили метод Джеффриса. На сей раз все образцы ДНК совпадали. По мотивам истории этого преступления и грандиозного отрытия профессора Джеффриза был снят сериал Сериал «Код убийцы» (Code of a Killer).

                                           

Алек Джеффриз (Alec Jeffreys, р. 9 января 1950, Оксфорд, Оксфордшир, Англия)


Приложение 2

СРАВНЕНИЕ МОЛЕКУЛ ДНК И РНК.

Приложение 3

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

1 ЗАДАНИЕ. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Вставьте в текст «ДНК» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

 

ДНК

Молекула ДНК — биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар — __________(Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и __________(В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и __________(Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) рибоза

2) аминокислота

3) рибосома

4) урацил

5) нуклеотид

6) дезоксирибоза

7) пластида

8) тимин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Пояснение.

Молекула ДНК — биополимер, мономерами которого служат нуклеотид. В состав мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар — дезоксирибоза и азотистое основание. Азотистых оснований в ДНК всего четыре: аденин, гуанин, цитозин и тимин. Бóльшая часть ДНК сосредоточена в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и пластидах.

 

Ответ: 5687.

2 ЗАДАНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

А) Сколько нуклеотидов в гене кодируют последовательность 60 аминокислот в молекуле белка. В ответ запишите только соответствующее число.

Б) Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующих данный белок. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение.

Каждую аминокислоту кодирует три нуклеотида.

 

60 аминокислот кодируются 180 нуклеотидами (60x3).

 

Ответ: 180.

В) Белок состоит из 180 аминокислотных остатков. Сколько нуклеотидов в гене, в котором закодирована последовательность аминокислот в этом белке. В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение.

Каждую аминокислоту кодирует три нуклеотида.

 

180 аминокислот кодируются 540 нуклеотидами (180x3).

 

Ответ: 540.

3 ЗАДАНИЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ НА ПРИНЦИП КОМПЛИМЕНТАРНОСТИ

А) В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 30% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.

Пояснение.

Количества разных видов нуклеотидов (аденина, тимина, гуанина и цитозина) в составе молекулы ДНК подчиняется правилу Чаргаффаколичество аденина равно количеству тимина, а гуанина — цитозину: А=Т, Г=Ц.

 

Количество всех нуклеотидов ДНК составляет 100% (А+Т+Г+Ц=100%). Согласно правила Чаргаффа, количество цитозина равно количеству гуанина (Ц=Г=30%), а сумма количества цитозина и гуанина равна 60% (Ц+Г=60%). На аденин и тимин остается 40% (А+Т=100-(Ц+Г)=100-60=40%). А так как аденин и тимин содержатся в молекуле ДНК в равных количествах, то количество и аденина, и тимина составит по 20% (А=Т=40:2=20%).

 

Ответ: 20.

Б) В молекуле ДНК количество нуклеотидов с цитозином составляет 15% от общего числа. Какой процент нуклеотидов с аденином в этой молекуле? В ответ запишите только соответствующее число.

3 ЗАДАНИЕ. ЗАДАЧА НА БИОСИНТЕЗ БЕЛКА

Антикодоны тРНК поступают к рибосомам в следующей последовательности нуклеотидов УЦГ, ЦГА, ААУ, ЦЦЦ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, последовательность нуклеотидов на ДНК, кодирующих определенный белок и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы синтезируемого белка, используя таблицу генетического кода:

 

Генетический код (иРНК)

 

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

Цис

Цис

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Пояснение.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

1) По принципу комплементарности последовательность нуклеотидов на и-РНК: АГЦ-ГЦУ-УУА-ГГГ;

2) тогда по принципу комплементарности на основе иРНК находим ДНК: ТЦГ-ЦГА-ААТ-ЦЦЦ,

3) С помощью таблицы генетического кода на основе иРНК определяем последовательность аминокислот: СЕР-АЛА-ЛЕЙ-ГЛИ.

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок.

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит не грубые биологические ошибки.

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит не грубые биологические ошибки.

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

Технологическая карта урока 5 класс по теме "Школа" УМК Кауфман

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся....

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Беспозвоночные".

Тип урока      Урок формирования новых знаний; комбинированный.Педагогические технологии    1.Технология развития критического ...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока 5 класса по теме "Планы на лето".

Данный урок - это урок повторения и закрепления полученных знаний, умений и навыков, которые ученики получили при изучении темы "Планы на лето"....

Технологическая карта урока. 9 класс. География. Тема: "Хозяйство Урала". С учетом ФГОС.

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...