Место лабораторных и практических работ на уроках биологии
методическая разработка по биологии

Митина Светлана Викторовна

В докладе говорится о том, как правильно организовать и провести лабораторные работы по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mo_lab_rab.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кулеватовская СОШ»

                                                              Доклад

 на заседание МО учителей-предметников

по теме:

«Место лабораторных  и практических работ на уроках биологии»

                                                                                                             Подготовила учитель

                                                                                                               географии и биологии

                                                                                              Митина С.В.

        Преподавание биологической науки как собрания несомненных фактов, догматических утверждений оказывает влияние на формирование личности обучающегося. Биология действительно содержит множество фактической информации об окружающем мире и о нас, но нельзя забывать, что она включает и совокупность методов, позволяющих отыскивать факты и развивать теории, т.е. осуществлять процесс накопления знаний с последующим их изменением.

   Науку развивает человеческая любознательность, и задача учителя состоит в том, чтобы обучающиеся не только запоминали совокупность знаний, но и освоили  метод самостоятельного получения их в ходе лабораторных и практических работ.

   В основу организованной учителем лабораторно-практической деятельности учащихся положена схема научного познания, которая выглядит следующим образом.

   Приобретение знаний начинается с анализа фактов, которые закономерно повторяются (факты – события, результаты, обнаруженные в процессе наблюдений, которые могут быть зафиксированы и подтверждены многократно). Факты, собранные по одной проблеме, называются данными.  Сбор данных, их качественная и количественная оценка позволяют формулировать гипотезы, которые обязаны объяснять известные факты. Как правило, предлагается несколько гипотез.  Все они подвергаются проверке, и если гипотеза выдерживает все испытания на истинность, то такая гипотеза становится теорией.

   Лабораторно-практическая деятельность учащихся должна быть спланирована таким образом, чтобы отражался естественный ход приобретения знаний, т.е. от фактов, полученных в ходе проведения опыта, наблюдений, экспериментов, через обсуждение гипотез к знаниям.

    В ходе изучения биологии учащимся предлагаются различные по содержанию лабораторные и практические работы. В некоторых уже даются готовые результаты исследований, а задача учащихся состоит в том, чтобы объяснить их. Другая часть работ предполагает участие в исследовательской деятельности, где школьники могут получить или собрать результаты для последующего их объяснения. Иногда после постановки опыта и обсуждения возникают дополнительные вопросы, требующие разъяснения. Это и есть поле, где учащиеся могут проявить инициативу по приобретению знаний.

   На уроках биологии лабораторные работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными  биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.

         Наличие в содержании инструкции проблемных вопросов позволяет активизировать познавательный интерес учащихся к исследовательской деятельности.

         В качестве примера приведу инструкцию по выполнению лабораторной работы в 7 классе по теме «Изучение внешнего строения птицы. Строение перьев птиц. Типы перьев».

         Цель: развитие у учащихся познавательной самостоятельности, активной мыслительной деятельности, логического мышления.

Формулировка вопроса

Для ответа на данный вопрос выполни следующие действия

  1. Отметьте на выданных картинках  основные отделы тела птицы, рассмотрите голову птицы и отметьте органы, находящиеся на голове.

- Какие органы на них расположены?

1. Внимательно рассмотрите голову птицы,  и найдите голову, шею,  туловище, конечности. Подпишите  цифры на картинке.

Подумайте и ответьте на вопрос.

2. Рассмотрите перья птицы, найдите все основные части.

- Благодаря каким перьям птицы приобретают обтекаемость?

2. Найдите маховое, контурное, пуховое, рулевое  перья. Внимательно рассмотрите их и найди все основные части.

Подумайте и ответьте на вопрос.

3. Рассмотрите контурное перо, изучите его строение

3. Внимательно рассмотрите контурное перо и найдите опахало, ствол, очин.

4. С помощью лупы рассмотрите опахало пера

Внимательно рассмотри опахало и найди бородки, бородочки.

5. Зарисуйте строение опахала пера и подпишите составляющие его части

Внимательно рассмотрите опахало пера и зарисуйте в тетради.

6. Результаты наблюдений внесите в таблицу

Заполните таблицу в тетради.

6. На основании внешнего строения птицы сделай вывод:

- Какие особенности строения перьев птиц обеспечивают полет?

Отметить какие перья осуществляют полет птице.

 

         Правильная организация и проведение лабораторных работ по биологии позволяет добиться эффективного усвоения учащимися материала непосредственно на уроке, ознакомить обучающихся с методами познания природных объектов и явлений.

         Создание на уроках проблемных ситуаций, вызывающих умственное напряжение и стимулирующих познавательный интерес учащихся, важное средство развития мотивов интеллектуальной деятельности. Так, например, активную мыслительную деятельность учащихся вызывают вопросы, требующие установления  сходства и различия. Причем чем меньше они выражены, тем интереснее для ребят их находить.

   При осуществлении руководства познавательной деятельностью учащихся необходимо организовать работу на уроке таким образом, чтобы они самостоятельно смогли оценить правильность выполненного задания и насколько предположения, выдвинутые в начале работы, подтверждаются результатами эксперимента. Право учителя определить место лабораторно-практических занятий в логической структуре урока, но, как показывает практика, в настоящее время учителя биологии иногда отдают предпочтение работе с учебником и мало времени уделяют самостоятельной работе с натуральными объектами. Это связано с нехваткой учебного оборудования, а между тем анализ практической части новых программ показывает, что большое значение уделяется самостоятельным лабораторно-практическим работам.

     Степень самостоятельности зависит от цели, подготовки учащихся и источников информации. Особенно  важное значение имеют работы поискового уровня. Работы исследовательского уровня при изучении биологических процессов могут быть проведены при выполнении некоторых типов домашних заданий, поскольку продолжительность большей части биологических процессов во времени значительно дольше продолжительности урока. Правильная организация во многом определяет успешность выполнения лабораторно-практических работ. Например, при фронтальной работе, когда учащиеся выполняют одну и ту же работу (опыт, наблюдение), необходимо ее синхронное выполнение, для этого учитель перед уроком должен решить, как и куда должны выходить учащиеся (знакомство с микропрепаратами, выполнение функциональных проб и т.д.), кто и в какое время раздаст учебное оборудование, необходимое для проведения эксперимента. Демонстрационные опыты, проводимые учителем, должны быть хорошо видны со всех рядов класса. Правильное применение демонстраций на уроке – это, прежде всего, организация коллективного, целенаправленного наблюдения под руководством учителя, что особенно важно при первичном ознакомлении учащихся с объектом наблюдения. В том случае, когда демонстрация предшествует аналогичной самостоятельной работе учащихся, действия учителя служат примером правильного обращения с учебным оборудованием, наглядным инструктажем: например, учитель демонстрирует правила работы с микроскопом, приготовление микропрепарата, закладку опыта. Определенные сложности возникают при организации групповой работы, когда из-за нехватки материала разным группам приходится выполнять разные задания. В этом случае нецелесообразно инструктировать группы по очереди. Например, при изучении тканей учитель вначале рассказывает, как надо рассматривать эпителиальную, соединительную, мышечную ткани, и только потом объявляет, какая группа с какой тканью будет работать, и раздает соответствующие препараты, а также инструктивные карты. На работу с каждым препаратом следует отводить определенное время и следить, чтобы учащиеся успевали их рассмотреть. Обмен препаратами производится по команде учителя. Индивидуальную работу лучше организовать по инструктивным карточкам, которые должны не только содержать инструкцию по проведению работы, но и проверочные вопросы, на которые ученик отвечает в ходе опыта или после него.

     Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от качества руководства восприятием. Необходимо не только предоставить учащимся объект для работы, но и показать, что с ним нужно делать, научить наблюдать, составить программу наблюдений. Ознакомление учащихся с объектом должно идти от целого к частному, а затем опять возвращаться к целому на основе проведенных наблюдений. Инструктаж, проводимый перед началом самостоятельной работы, должен содержать ответы на следующие вопросы:

 - каковы цель и задачи лабораторной работы;

 - какие методы следует использовать и каков порядок проведения работы;

 - как нужно содержать в порядке рабочее место;

 - каковы требования техники безопасности при проведении работы;

 - как оформить результаты.

     Во время проведения лабораторной работы учитель постоянно наблюдает за учащимися, оказывает помощь, корректирует их деятельность, контролирует правильность выполнения отдельных операций.

     Лабораторные работы выполняются учащимися самостоятельно, однако на начальных этапах, а также при проведении сравнительно новых типов самостоятельных работ (например, определение растений) рекомендуется работу разбить на части. Перед началом каждой из них учитель дает пояснения, и работа выполняется фронтально. Целесообразно также активно проработать карточки-инструкции всем классом. Особое внимание следует уделить окончанию работы. За несколько минут до завершения работы учащихся следует предупредить, что время, отведенное на нее, заканчивается. Необходимо закончить оформление и привести в порядок рабочее место. Обязательно следует обсудить выполнение работы, сделать выводы.

      Выполнение лабораторных и практических работ является фундаментом изучения биологии в школе. Наблюдая явления, рассматривая организмы, проводя опыты, учащиеся извлекают полезную информацию самостоятельно. Это те знания, которым они доверяют, об этом же написано в учебнике и рассказывал учитель. Проведение лабораторных работ, постановка опытов, наблюдение развивают практическое мышление, требовательность к результатам работы. Умение проверять теорию практически, осмысливать и объективно оценивать информацию пригодится учащимся в их повседневной практической деятельности. Проведение лабораторных работ исследовательским методом развивает творческий потенциал учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место лабораторных и практических работ на уроках биологи

пример оформления дневника экологической практики...

Практическая работа на уроках биологии

Биология даёт возможность использовать практические навыки на уроках...

«Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся»

Важную роль  при изучении биологии, в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению предме...

Презентация "Лабораторные и практические работы на уроках биологии как средство повышения естественно-научной грамотности у учащихся"

Для оценки качества общего образования используют международную программу по оценке образовательных достижений учащихся PISAВ данной программе исследуется функциональная грамотность, которая имеет 6 н...