Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии
статья по биологии

Формирование УУД на уроках биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnyh_uud_na_urokah_biologii.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии.

Изменения, происходящие в мире, заставляют общество предъявлять новые требования к современному человеку. Начинает уделяться внимание его умению адаптироваться к быстро изменяющимся условиям. При этом он должен на протяжении всей своей жизни заниматься самообразованием, для того чтобы быть хоть в некоторой степени успешным. Поэтому одной из главных задач среднего образования является формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях, иначе говоря – формируется умение учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Основу работы на уроке составляет деятельностный подход. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Познавательные УУД– это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Основным источником информации для учащихся остается учебник. Особенность работы с учебником биологии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы и т.д.) и других источников биологической информации.

5 класс

Тема: Свойства живого.

Планируемые результаты: формирование умения сравнивать проявление свойств живого и неживого, структурировать полученную информацию в виде таблицы.

Задание: прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Один маленький лягушонок был очень любознателен. Он очень любил рассуждать о своем месте в этом огромном мире – его болоте. Сидя на зеленом листочке кубышки, он думал, что он тоже листочек, а потом перепрыгивая на борт давно брошенной не берегу лодки, окрашенной в зеленый цвет, начинал думать, что он лодка.»

  1. Объясните лягушонку разницу между живыми и неживыми объектами, представив ответ в виде таблицы.

Признаки живых тел

Признаки неживых тел

  1. Докажите, что лягушонок – животное.

Методические рекомендации: данный тип задания может быть использован на этапе изучения нового материала с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на уроке.

Тема: Бактерии.

Планируемые результаты: формирование умения искать недостающую информацию, осуществлять классификацию свойств живых организмов.

Задание: 1. Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

2. Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

Методические рекомендации: данный тип задания может быть использован на этапе закрепления, контроля. Для выполнения задания учащимся рекомендуется предварительно выучить теорию, а затем приступать к выполнению.

6 класс

Тема: Жизненные формы растений

Планируемые результаты: формирование навыков усваивающего и поискового чтения; строить рассуждение.

Задания:

1. Прочитайте текст «Жизненные формы растений»

Жизненная форма – это общий облик растения. Среди цветковых растений различают несколько основных жизненных форм. Деревья – ель, сосна, берёза, дуб – имеют многолетние одревесневающие ствол и крону, образованную ветвями. Основная форма ствола – прямостоячая, что обеспечивает формирование из деревьев лесов. Однако в холодной зоне встречаются деревья с полегающими, стелющимися стволом и кроной, а в тропиках – древовидные лианы. Кустарники имеют несколько многолетних одревесневших стволиков. Среди кустарников, как и среди деревьев, встречаются прямостоячие (крушина, лещина), стелющиеся (карликовая ива), лиановидные (лимонник) формы. В лесах кустарники входят в состав подлеска. Однако встречаются и чистые кустарниковые заросли. Травянистые растения (травы) бывают многолетними и однолетними. Первые имеют отмирающие каждый год надземные части и сохраняющиеся подземные – корни, корневища, клубни, луковицы. К многолетним травам относят клевер, пырей, тюльпан. Однолетние травы не имеют органов вегетативного возобновления и отмирают после цветения и плодоношения целиком, вместе с корневой системой, оставляя только семена. Однолетние травы – это пастушья сумка, фиалка, дикая редька. Травы входят в состав луговых сообществ и травянистого яруса лесов. Много среди трав сорняков, произрастающих на полях и огородах.

2. Заполните в таблице «Сравнение жизненных форм растений» графы, обозначенные номерами 1, 2, 3.

Название жизненной формы

Особенности внешнего облика и срок жизни

Примеры растений

1

Один ствол с кроной, образованной ветвями

Ель, сосна, берёза, дуб

Кустарники

2

Крушина, лещина, ива, лимонник

Травянистые растения (травы)

Все однолетние части (у однолетних трав), однолетние надземные и многолетние подземные части (у многолетних трав)

3

3. Пользуясь текстом «Жизненные формы растений», ответьте на следующие вопросы:

Какую роль в сложении растительных сообществ играют деревья, кустарники и травы?

Что общего в облике деревьев и кустарников?

Чем от них отличаются травянистые растения?

Методические рекомендации: задание может быть использовано на этапе изучения материала. При его выполнении учащимся рекомендуется прокомментировать свои ответы.

Тема: Строение цветка

Планируемые результаты: формирование умения осуществлять анализ текста, строить логическое рассуждение.

Задание: Прочтите текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

Строение цветка.

1 Цветок – орган семенного размножения, представляет собой видоизмененную почку (побег). 2 Расширенная часть цветка называется цветоложем. 3 Чашечка цветка состоит из чашелистиков различных цветов и оттенков (зеленого цвета). 4 Главные части цветка – пестики и тычинки. 5. Все цветки имеют двойной околоцветник (некоторые имеют простой). 6 В пыльниках тычинок созревает пыльца, а в завязи пестика – семяпочки.

Методические рекомендации: задание может быть использовано на этапе закрепления нового материала. При его выполнении учащимся рекомендуется прокомментировать свои ответы.

7 класс

Тема: Класс Земноводные

Планируемые результаты: формирование поискового чтения, умение строить аргументированное высказывание.

Задание: Вставьте в текст пропущенные слова и прокомментируйте свой ответ.

Древние амфибии – _____________ - были тесно связаны с водоемами. Около 5 тыс. видов амфибий объединяют в три отряда: _______________________, ______________________, _______________. Тело земноводных разделено на _________, _________ и хвост, имеется две пары конечностей. Кожа у амфибий __________, богата многочисленными ________, выделяющими _______________. Слизь предохраняет животное от _____________. Сердце у всех амфибий _______________, состоит из двух ___________ и одного ____________________.

Методические рекомендации: задание может быть использовано на этапе закрепления нового материала, повторения. При его выполнении учащимся рекомендуется прокомментировать свои ответы.

Тема: Тип Кольчатые черви

Планируемые результаты: формирование умения соотносить понятия с его определением.

Задание: установите соответствие между органами, системами органов и их функциями.

Системы органов

Функции

1. Пищеварительная система

А. Отвечает на раздражение

2. Нервная система

Б. Доставляет клеткам кислород и другие питательные вещества

3. Кровеносная система

В. Осуществляет выделение жидких продуктов обмена

4. Выделительная система

Г. Обеспечивает воспроизведение себе подобных

5. Система размножения

Д. Управляет работой организма

Е. Осуществляет переваривание и всасывание пищи

Методические рекомендации: задание может быть использовано на этапе закрепления нового материала, повторения. Для выполнения задания учащимся рекомендуется предварительно выучить теорию, а затем приступать к выполнению.

8 класс

Тема: Строение кожи

Планируемые результаты: формирование умения соотносить понятия с его определением.

Задание: установите соответствие.

Строение и функции

Слой кожи

  1. состоит из эпителиальной ткани
  1. эпидермис
  1. защищает от ультрафиолетовых лучей
  1. дерма
  1. состоит из соединительной ткани

  1. поверхностный слой состоит из мертвых клеток

  1. содержит большое количество рецепторов

  1. содержит сальные и потовые железы

Методические рекомендации: задание может быть использовано на этапе закрепления нового материала, повторения. Для выполнения задания учащимся рекомендуется предварительно выучить теорию, а затем приступать к выполнению.

Тема: Кровеносная система

Планируемые результаты: формирование умения выделять главное в тексте, строить рассуждение.

Задание: Используя содержание текста «Кровеносные сосуды», ответьте на вопросы.

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

Артерии и вены – крупные кровеносные сосуды. Их внутренний слой образован плоскими плотно прилегающими друг к другу клетками. Средний слой состоит из эластичных волокон и гладких мышц. Их сокращение и расслабление влияют на объём крови, протекающей в сосуде. Это обеспечивает приспособленность организма к физическим и психическим нагрузкам. Наружный слой образован соединительной тканью. Артерии – сосуды, по которым кровь движется от сердца. Самая крупная артерия – аорта, скорость крови в ней примерно 0,5 м/с. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем. На ощупь они плотные и упругие, неспадающие, выдерживают высокое давление крови, которое в спокойном состоянии составляет около 120 мм рт. ст. Артерии разветвляются на более мелкие сосуды – артериолы, плавно переходящие в тончайшие сосуды – капилляры. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток, и через них легко происходит обмен веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью. Из капилляров кровь собирается сначала в мелкие, затем в крупные вены – сосуды, по которым кровь течёт к сердцу. Стенки вен тонки и растяжимы, содержат мало гладкомышечных клеток, поэтому в них накапливается значительная часть крови. Скорость крови в венах нарастает и составляет 6–25 см/с, а давление падает. В стенках крупных вен имеются особые складки – клапаны. Они предотвращают обратный ток крови.

1) Какие свойства характерны для вен?

2) Какая особенность в строении вен обеспечивает движение крови в них только в одном направлении?

3) Какое биологическое значение имеет малая скорость движения крови по капиллярам?

Методические рекомендации: данное задание может быть использовано на этапе объяснения, закрепления нового материала. Для выполнения задания учащимся рекомендуется предварительно выучить теорию, а затем приступать к выполнению.

9 класс

Тема: Химический состав клетки.

Планируемые результаты: формирование умения извлекать информацию из изображения, строить аргументированное высказывание.

Задание: Схема строения какого вещества изображена на рисунке? В чём его особенность? В чём состоит его участие в процессах обмена веществ? Ответ поясните.

undefined

Методические рекомендации: задание может быть использовано на этапе закрепления нового материала, повторения. Для выполнения задания учащимся рекомендуется предварительно выучить теорию, а затем приступать к выполнению.

Тема: Обеспечение клеток энергией

Планируемые результаты: формирование умения анализировать условия задачи, строить логическую цепочку рассуждений.

Задание: В процессе кислородного этапа диссимиляции образовалось 828 молекул АТФ. Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза и полного окисления? Ответ поясните.

Методические рекомендации: данное задание может быть использовано на этапе повторения, закрепления нового материала. При выполнении задачи рекомендуется попросить ученика прокомментировать свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии"

Сегодня общество перед системой школьного образования поставило ряд задач, решение которых носит перспективный и прогностический характер. Это означает, что образовательные результаты, которые достигн...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии (статья)

Сегодня мы являемся свидетелями перехода от «школы объяснения» к  «школе развития». Школа должна развивать познавательные и творческие возможности учеников, способствовать формированию базовых ко...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии. Методический семинар.

Сегодня школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем же тогда заключается задача школы? Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся...

Доклад "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка"

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка...

Система заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии.

Система  заданий для самостоятельной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках химии....