Урок по биологии на тему "Вид.Критерии вида."
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Тема: Вид. Критерии вида.

Цель: Изучение вида и его критериев.

Задачи:

  Образовательные: создать условия для усвоения понятий «вид», критерии вида», «популяции»; рассмотреть существующие критерии вида; изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.

   Развивающие: продолжить формировать мышление учащихся на умении анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать; развивать навыки устной и письменной речи, памяти, логического мышления; развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и показом презентации.

   Воспитательные: формировать бережное отношение к природе через осознание своей значимости в её жизни; воспитывать культуру общения; воспитывать волю, настойчивость для достижения конечных результатов; формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; стимулировать развитие познавательного интереса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vid.kriterii_vida.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

Мотивационно-ориентировочный

Актуализация знаний

Открытие нового знания

Закрепление изученного материала

Рефлексия и подача домашнего задания

Приветствие учеников. Организовать контроль начала работы, обеспечить интеллектуальный и эмоциональный настрой учеников на урок.

Провести фронтальный опрос.

 Что такое эволюция? Что такое эволюционная теория? эволюционный процесс? Что такое макроэволюция и микроэволюция?

Сегодня более подробно мы рассмотрим микроэволюцию, т.е. то, что происходит внутри вида. Давайте запишем тему урока.

Перед вами фотографии животных, которые всем известны(заяц-беляк и заяц-русак).Сравните этих животных. Ответьте на вопросы: сколько видов животных здесь изображено? Можно ли их объединить в одну группу и какое название этой группе можем дать?

Итак, основным понятием в эволюционной теории является «вид». Что же такое вид? (определение вида). Все особи одного вида имеют одинаковый хромосомный набор- кариотип, сходное поведение и занимают определённую область распространения. Признаки, по которым один вид отличается от других, называют критериями вида (определение критерии вида). Критериев вида на сегодняшний день существует очень много, поэтому их все объединили в две группы:  отражающие эволюционную обособленность; и показывающие степень уклонения от исходной нормы. Сегодня мы рассмотрим основные критерии из этих двух групп. Сейчас вы самостоятельно будете заполнять таблицу по критериям вида, используя учебник на стр. 135-136(приложение 1).

Как вы думаете, к каким группам можно отнести указанные критерии вида?( отражающие эволюционную обособленность-3,4,6,7; степень уклонения от исходной нормы- 1,2,5)

Одна из важных характеристик вида - его репродуктивная изоляция, т.е. существование механизмов, препятствующих скрещиванию разных видов. Но иногда межвидовое скрещивание возможно, но в этом случае образовавшиеся гибриды либо отличаются пониженной жизнеспособностью, либо  оказываются бесплодными.

Стоит отметить, что каждый вид занимает более или менее обширный ареал (определение). Особи одного вида на территории распространены неравномерно.

Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах. Задание 1: на слайде появляются фразы, вам нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо исправить (приложение 2).

Задание 2. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют (приложение 3).

 

Ребята, настало время подвести итоги урока Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Для начала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Продолжите предложения (приложение 4).

Заучить текст параграфа 4.1, ответить на вопросы

Стоя приветствовать учителя. Настроиться на восприятие материала  урока

Отвечают на поставленные вопросы, пишут в тетрадях тему урока

Смотрят фотографии на слайде, сравнивают, отвечают на вопросы.

определяют цель урока

Записывают определения в тетрадь, оформляют таблицу, работают с учебником. Отвечают на вопросы

Выполняют задания

Осмысляют материал, беседуют с учителем

Коммуникативные (планирование взаимодействия с учителем и сверстниками), личностные (самоопределение)

Личностные(самоопределение), коммуникативные(планирование, выявление проблемы, умение выражать свои мысли), регулятивные( целеполагание), познавательные (выделение познавательной цели, анализ объектов, формулирование проблемы)

Личностные  

(смыслообразование, оценивание содержания), коммуникативные (постановка вопросов, разрешение проблемы, умение выражать свои мысли), регулятивные ( прогнозирование, прогнозирование, коррекция), познавательные( поиск и выделение информации, смысловое чтение, анализ объектов, решение проблем поискового характера)

Личностные( нравственно-этическая ориентация, смыслообразование), коммуникативные( управление поведением партнера, умение выражать свои мысли), регулятивные( контроль, коррекция и оценка знаний), познавательные( анализ объектов, выведение следствий)

Личностные(нравственно-этическая ориентация), коммуникативные(умение выражать свои мысли), регулятивные

(саморегуляция)

Приложение 1.

Название критерия

Признаки особей по критерию

Исключение

1. Морфологический

Сходство внешнего и внутреннего строения организмов.

Виды-двойники, половой диморфизм, полиморфизм.

2. Физиологический

Сходство всех процессов жизнедеятельности и возможность получения плодовитого потомства при скрещивании.

У разных видов сходство процессов жизнедеятельности. Наличие межвидовых гибридов.

3. Экологический

Сходство по способам питания, местам обитания, наборам факторов внешней среды, необходимых для существования.

Экологические ниши разных видов перекрываются.

4. Географический

Занимают определённый ареал.

Космополиты. Совпадение ареалов разных видов.

5. Биохимический

Сходство по биохимическим параметрам – состав и структура белков, нуклеиновых кислот.

Есть очень близкие по биохимическому составу виды.

6. Этологический

Сходство в поведении. Особенно в брачный период (ритуалы ухаживания, брачные песни и т. д.).

Существуют виды с близким поведением.

7. Генетический

Генетическая изоляция видов. Наличие механизмов изоляции. Важнейшие из них — это гибель мужских гамет (генетическая несовместимость), гибель зигот, нежизнеспособность гибридов, их стерильность, наконец, невозможность найти полового партнера и дать жизнеспособное плодовитое потомство

Собака и волк, тополь и ива, канарейка и зяблик дают плодовитое потомство.(Наличие межвидовых гибридов)

Приложение 2.

Фразы: 1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия .(-)
2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому 
критерию .(+)
3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке  составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию .(-)

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида.(-)

 Приложение 3.

 Признаки:                                                                     Критерии:

1. тело покрыто мантией                                        А) морфологический(1,2,4)

2. раковина имеет две створки                                Б) экологический(3,6)

3.обитает в пресных водоёмах                                В) физиологический(5)

4.кровеносная система незамкнутая

5. питается, фильтруя воду

6. это донное, малоподвижное животное

Приложение 4.

Предложения:

Я хорошо усвоил,  что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что ……………………………………….

Мне пригодится в дальнейшем …………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в 6 классе "Виды корней и типы корневых систем"

нестандартный урок- самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала...

Урок по биологии в 8 классе по теме Иммунитет. Виды Иммунитета

Второй урок  темы "Кровь и кровообращение", анатомия человека 8 класс, материал содержит карточки для проверки опорных знаний по теме "Внутренняя среда организма", карточки на закрепление темы им...

Конспект урока по биологии по теме "Скелет человека" 9 класс школы VIII вида

В нашей школе обучаются дети с ДЦП,с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому тема урока актуальна для них....

Урок биологии по теме "Корень. Виды корней"

Данный урок разработан для обучающихся 7 классов  с ограниченными возможностями здоровья...

План-конспект открытого урока пол биологии для 8 класса специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Экспедиция в мир пресмыкающихся", с использованием презентации в Smart Notebook

Разработка урока по биологии для 8 класса специальных коррекционных школ VIII вида.  К уроку прилагается презентация , разработанная в программе Notebook. Форма проведение урока : путешествие. Т...

Урок по биологии в 9 классе "Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. (Виды скрещивания. решение генетических задач)

Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и...

Урок по биологии в 8 классе. Тема урока: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета. Органы иммунной системы »

Цели  урока:Образовательные:  дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизма...