« Развитие познавательных компетенций учащихся на уроках географии и биологии»
статья по биологии

Каждый урок  должен способствовать раскрытию индивидуальных способностей учеников и развитию у них познавательного интереса к обучению. Поэтому, главная задача учителя – правильно организовать деятельность ученика на уроке «научить- учиться». Научившись творчески подходить к решению учебных задач, школьники могут переносить это умение и в решение жизненных ситуаций. Для того, чтобы каждый ребенок мог развить свои творческие способности, необходимо разумное руководство со стороны учителя. Главной задачей педагога на каждом уроке учебно-воспитательного процесса должно стать развитие у ребенка гибкости мышления. А для этого надо превратить каждый урок в школе в уроке мышления-общения, где истина предстает как спор об истине, как диалог. Во время такого диалога важно научить каждого ребенка рассуждать, гибко подходить к решению проблем, находить новые, оригинальные решения, для того, чтобы почувствовать удовольствие от обучения. Заинтересованность является эффективным средством успешного обучения, необходимым условием достижения положительных результатов. Только тогда, когда ребенок заинтересуется материалом, у него возникнет желание узнать о нем больше. Практическая значимость урока, где уделяется время раскрытию творческого потенциала учеников, состоит в том, что он является новым подходом в изучении географии. Знания всегда дают власть тем, кто ими владеет и умеет пользоваться. Моим ученикам жить и работать в обществе, которое требует от людей новизны решения поставленных задач. Значит моя задача, как учителя – подготовить школьников к жизни полноценными гражданами в мире, который будет существенно отличаться от нашего прошлого и даже настоящего. Учитель перестаёт выступать перед своими учениками в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, который облегчает её получение.  Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность. Эффективное обучение невозможно без активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей. Ведь дети должны усвоить не только определенную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять связь между понятиями темы, рассуждать. А добиться этого можно лишь средствами, которые активизируют творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukshina_e.v._razvitie_poznav.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

« Развитие познавательных компетенций учащихся

на уроках географии и биологии»

Подготовила:

учитель географии и биологии

МОУ Школы-интерната

Е.В. Лукшина

Мы слишком часто даём детям ответы,

которые надо выучить, а не ставим

перед ними проблемы, которые надо решить.

Роджер Левин

В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса при возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются человеческие ресурсы и научная база. В современном же образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Значит одна из важнейших задач – развивать учебно-познавательные компетенции учащихся.

Накоплен уже немалый опыт по развитию познавательного интереса учащихся при обучении географии и биологии. Но как нередко учителя сталкиваются с таким явлением: чужой, списанный в литературе, блестящий урок или прием при попытке использовать его в своем преподавании не даст ожидаемых результатов.

Причина: у каждого класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития. А каждый прием и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательной работы учащихся. Например, беседа, как наиболее доступный метод работы, с успехом может применяться в любом классе, а выполнение логико-поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому, приемы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. Накопленный опыт по развитию познавательной активности учащихся требует от учителя теоретического осмысления основных этапов в работе, а также знаний тех приемов и методов, которые можно применить на каждом из этих этапов.

Компетенция – это способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области. Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции. Благодаря формированию познавательных интересов, урок придает необходимое ускорение развитию личности. Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике. Для учителя такой урок, с одной стороны,- возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные и творческие особенности. С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе. Развивая познавательный интерес учащихся, мы обеспечиваем разностороннее развитие ребенка. Кроме того, развитие интереса к географии и биологии, возможность применения полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивают формирование у обучающихся  активной жизненной позиции.

Мышление нужно развивать. Мышлению нужно учить. А это возможно при использовании учителем активных форм и методов познавательной деятельности учеников, так как именно они  способствуют интеллектуальному развитию, формированию гибкости, критичности ума, воспитывают настойчивых, любознательных, находчивых. В ходе применения активных форм обучения учитель должен создать атмосферу доброжелательности, в которой каждый ученик проявит самостоятельность, не боясь задавать любые вопросы. В ходе внедрения активных форм и методов познавательной активности не следует забывать об индивидуальном подходе к каждому ребенку. В процессе учебной деятельности необходимо учитывать уровень учебной подготовки учеников, их трудолюбие и трудоспособность, темп и ритм работы, интересы и способности. При этом особое внимание необходимо сосредотачивать на деятельности тех учеников, ритм и темп работы которых отличаются от остальных.

Формы и методы формирования познавательной активности учащихся на уроках географии и биологии

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, перебарывая трудности на пути получения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Психологи утверждают, что познавательная активность – качество неврожденное и непостоянное, оно динамично развивается, может прогрессировать и регрессировать под влиянием школы, товарищей, семьи. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учениками на уроке.

В.А. Сухомлинский писал, что ученик должен не только слушать, но и что-то делать. Это утверждение обосновывает необходимость использования методов интерактивного обучения. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся, ставящая целью создание комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность и интерактивные возможности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного активного взаимодействия всех учеников, а педагог является только организатором. Оно эффективно способствует формированию умений и навыков, содействует атмосфере сотрудничества и взаимодействия.

Активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению необходимо на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы. Схемы-опоры, таблицы, раздаточный материал, занимательные упражнения, ИКТ давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство новизны, удивления, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности.

Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и их реализации (мотивационно-целевой блок) применяю следующие приёмы:

1) необычное начало урока, через использование игровых форм, притч,  стихов, эпиграфов;

 2) создание ситуации успеха, через индивидуальные задания для всех учеников, изучение нового материала с опорой на старые знания;

3) положительный эмоциональный настрой, создание на уроке атмосферы доверия и сотрудничества;

4) предоставление права выбора, через разноуровневые тесты, задания, вопросы, варьирование заданий по степени сложности;

5) реакцию на ошибку, через выяснение причин ошибок и определение последующих действий для их исправления.

Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми способами учебных действий, приемами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приемов (познавательный блок):

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку,  совместный коллективный поиск решения проблемы;

2) необычная форма подачи материала;

3) создание проблемных ситуаций

4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы, учебную дискуссию;

5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии;

6) практическая направленность, через связь учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала для использования его в жизни и быту;

7) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение.

Мотивация познавательной деятельности – движущая сила обучения учащихся

По словам Л.С. Выготского: «Психологический закон гласит: прежде, чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее». Главное задание учителя в разные эпохи — «Научить!», поэтому, изучая передовые педагогические идеи, всегда спрашиваешь себя: «Как научить?»

Остановлюсь на некоторых познавательных методах мотивации. В своей работе мотивацию осуществляю различными методами, но наиболее продуктивными, а поэтому чаще всего применяемыми, являются следующие:

Создание проблемной ситуации

Ее осуществляю через постановку эпиграфов к уроку. В начале урока читаю эпиграф, выслушиваю мысли учеников по поводу него, а после изучения нового материала обязательно возвращаемся к эпиграфу, например  на уроке « Мышцы» можно привести слова И.М. Сеченова: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению». Изучив материал урока, ученики убедились в правильности слов И.М. Сеченова и могли высказать мнение о его правильности.

Ассоциативнпая цепочка. Этот метод обучения заставляет учащихся свободно и открыто высказывать свои мысли, осуществлять связь между отдельными понятиями, способствует саморазвитию, самообразованию и продуктивной деятельности учащихся. Заключается эта интерактивная технология в том, что учитель определяет одним словом тему, над которой будет проводиться работа, а учащиеся называют все, что возникает в памяти относительно этого слова. Сначала высказывают самые стойкие ассоциации, а потом – второстепенные. Учитель фиксирует ответы в виде « звеньев цепи», которая постепенно разрастается. Метод универсален, так как может быть использован при изучении любой темы и на любом этапе урока.

Мозговая атака, который начинаю с выдержки из произведения, одновременно осуществляя межпредметную связь с литературой. Приведу пример. 9 класс. Тема урока «Роль кожи в регуляции температуры тела». В качестве мотивации читаю  «Историю о «золотом» мальчике» после прочтения останавливаюсь на том почему же историю мальчика не забыли, причина его гибели долгое время оставалась непонятной, вызывая различные предположения». После высказываний учащихся, я объявляю тему урока. В конце урока ученики уже могут ответить на этот вопрос правильно.

Основной формой работы для развития критического мышления является коллективная познавательная деятельность. Под ней понимают такую форму учебной работы, при которой:

 - цель деятельности осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;

- организация деятельности предполагает разделение функций и обязанностей между ее участниками;

- в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности, зависимости и взаимопомощи;

- контроль, корректировка и оценка деятельности. 

Часто на уроках географии мы обращаемся к методу моделирования в решении географических задач. Так, при изучении физической географии материков и океанов в 7 классе учащимся было предложено смоделировать, как изменилась бы природа Африки, если площадь  пустыни Сахара увеличиться в несколько раз. В своих ответах ученики отметили, если площадь Сахары увеличится, то:
- изменится животный и растительный мир;
- произойдет опустынивание вокруг прилегающих земель;
- возрастет число пыльных бурь;
- места, где люди выращивают пищу, станут более сухими, некоторые районы могут стать более уязвимыми к засухе, что повышает риск возникновения голода;

На своих уроках стараюсь формировать познавательную компетенцию через организацию исследовательской работы. Обращение к исследовательской деятельности обусловлено тем, что перед современным обучением встали новые задачи: не только дать учащимся новые знания, но и обеспечить формирование познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. В ХХI веке их необходимо постоянно обновлять знания, что может быть достигнуто путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Именно на развитие познавательной активности и самостоятельности и направлена исследовательская деятельность, которая способствует накоплению творческого потенциала ученика. Использование основных приемов познавательной деятельности – наблюдение, сравнение, обобщение и т. д. – приводит к тому, что в процессе исследовательской деятельности формируется логическое мышление учащихся, развивается интуиция, систематизируются знания, расширяется кругозор, накапливается полезный опыт работы с разнообразными источниками информации.
Важнейший путь активизации обучения  географии и биологии в современной школе – это связь урока с другими формами организации обучения. Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеклассной деятельностью. Поэтому работу по формированию познавательных  компетенции продолжаю и во внеклассной работе.

Работа проводится направлениям:

1. Экологическое воспитание.

2. Формирование ЗОЖ

Экологическое воспитание направляю на то, чтобы показать детям разные направления работы по улучшению окружающей среды, чтобы каждый из них мог практически использовать свои способности и увидеть их результаты. Только тогда, когда дети что-то практически делают, можно говорить о достижении цели. Поэтому в школе ежегодно проводим либо неделю, либо день экологии. Составляю план для проведения соответствующего мероприятия

Формирование ЗОЖ

Важной составляющей школьного биологического образования является формирование возможностей для сохранения и укрепления здоровья. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый ученик должен получить во время обучения знания, которые понадобятся ему в будущей жизни. У учащихся должно сформироваться убеждение, что здоровый образ жизни и культура здоровья являются основой человеческого счастья. Биологическое образование должно содействовать становлению общей культуры школьника, воспитанию личности, которая осознает собственную ответственность перед обществом за сохранение жизни на Земле, укрепление духовного и физического здоровья каждого человека.  Поэтому я считаю очень важным звеном своей работы формирование у учащихся здорового образа жизни. В этом направлении использую следующие виды и формы работы:

  1. Создание учащимися проектов, сообщений, рефератов  на тему «Сохраним здоровье смолоду» с последующей защитой этих работ.
  2. Создание учащимися презентаций на тему: «Здоровье-главное богатство!» с последующей демонстрацией презентаций на уроках в начальной школе
  3. Проведение внеклассных мероприятий в форме  круглых столов или представлений на тему: «Суд над вредными привычками», «Минздрав предупреждает».
  4. Оформление буклетов на тему ЗОЖ.

Процесс овладения новыми знаниями не сводится к обычному заучиванию правил и выводов. Он строится на улучшении самостоятельной работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического материала, который лежит в основе формирования научных понятий. Использование этих методов стимулирует стремление учащихся к самостоятельному выполнению заданий, характеризуется сосредоточенностью и интересом.

Правильным является утверждение, что если нет познавательного задания, нет и работы мысли, если есть задание - есть поиск его решения. Постановка заданий в процессе обучения повышает активность учащихся. Учащиеся исследуют проблему, ищут пути ее решения, выдвигают разные предположения, приводят доказательства, а это, безусловно, содействует активизации умственной деятельности школьников, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и, в итоге, формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

Таким образом, труд, затраченный на развитие  познавательных  компетенций, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребенка, влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразованию, и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.

Обучать ребёнка  - это, значит, не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему, перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир

П.П. Блонский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формировани...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии

Любая деятельность человека имеет определенную цель. Развитие познавательных способностей учащихся – цель деятельности учителя, а применение различных приемов активизации является с...

Педагогическая концепция "Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии"

Метод кейсов как инструмент формирования и развития ключевых компетенций учащихся на уроках географии": сущность метода, преимущества и недостатки...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.

Роль творческих задач в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии. Умение уч-ся составлять конспекты.  Конспект - краткое изложение, запись содержания какого-либо текст...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках географии

               Преподавание в современной школе всё больше убеждает: эффективно то обучение, в условиях которого ученик становится  активным субъект...