Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику по ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М (базовый уровень) по ФГОС
рабочая программа по биологии (10 класс)

Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику по ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М (базовый уровень) по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_biologiya_2020-21_po_novomu_uchebniku.docx115.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета

Протокол от «__»_______2020 г

№_____

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ от «____» _________2020 г №_____

Директор ГБОУ СОШ № 348

Невского района Санкт-Петербурга

_________________В.Н. Васильева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ______________биологии____________________

(предмет, курс)

класс ____________10 ______________________

срок реализации программы_______1 год________

учитель ___Вакулова И.В.______

первая квалификационная категория

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

Санкт-Петербург

2020-2021 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10 класса

среднего общего образования

Цели и задачи:

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на уровне среднего общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень).

Целью базового курса является:

  • Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
  • Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.
  • Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.

Задачи:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный компонент государственного стандарта по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  • Биология. Рабочие программы. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. – М.: Просвещение, 2018
  • учебного плана ГБОУ СОШ №348 Невского района Санкт-Петербурга на 2020/2021 уч. год

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. – М.: Просвещение, 2018, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. На изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 час (1 час в неделю), в 11 классе – 34 час (1 час в неделю).

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: биология как наука; методы научного познания; клетка; организм; вид; экосистемы.

Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.

При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.

Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы

Учебник: Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М. Биология. 10 класс (базовый уровень) – М.: Просвещение, 2019 (ФГОС)

Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и используемые учителем (сайты, компьютерные программы и т.п.)

1. Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;

2. Батуев А.С, Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;

3. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся / Б.М. Медников. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2006г.

Интернет – ресурсы для учителя:

MULTIMEDIA – поддержка предмета:  1 С образование. Биология  10-11 кл.

  1. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии
  2. Биология.ру  http://www.biology.ru/
  3. Федеральный институт педагогический измерений http://old.fipi.ru/
  4. http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  5. http://festival.1september.ru/ – сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», открытый педагогический форум.
  6. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/pasechnik/

Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.

В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.

Информация о количестве учебных часов

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа-1 час в неделю.

Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с примерной и авторской программой.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (по учебному плану).

1 четверть – 8 часов

2 четверть – 8 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

Информация о внесенных изменениях

Рабочая программа составлена без внесения изменений.

Количество контрольных и лабораторных работ оставлено без изменения в соответствии с примерной и авторской программой.

Авторской программой (а так же рабочей программой) учебные экскурсии не предусмотрены.

Планируемый уровень подготовки учащихся

Ученик на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными и математическими науками;
  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
  • проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • обосновывать единство живой и неживой природы, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, устанавливать связь строения и функций компонентов клетки;
  • устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
  • обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
  • распознавать популяцию и биологический вид по основным критериям;
  • описывать фенотип многоклеточных растений, животных и грибов;
  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
  • объяснять причины наследственных заболеваний;
  • выявлять изменчивость у организмов; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников;
  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека;
  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических средств) на зародышевое развитие человека.

Ученик на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, мРНК по участку ДНК;
  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Личностными результатами обучения биологии в средней школе являются:

  • реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
  • признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
  • сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасностью.

Метапредметными результатами обучения биологии в средней школе являются:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснить, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находит биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Предметными результатами обучения биологии в школе являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционна я теория Ч. Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительной и животной, половых и соматических, доядерных и ядерных; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ и энергии, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие естественного отбора, образование видов, круговорот веществ);
  • объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций;
  • приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов и окружающей среды; необходимости сохранения видов
  • умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описание особей видов по морфологическому критерию;
  • выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания;
  • сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы) и формулировка выводов на основе сравнения.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде;
  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

3.В сфере трудовой деятельности:

  • овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов;

4. В сфере физической деятельности:

  • обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) правил поведения в природной среде.

Учёт особенностей учащихся класса

Старший школьный возраст - это возраст формирования собственных взглядов и отношений, становление нравственного самосознания. Благодаря опережающему развитию интеллекта, повышенной интеллектуальной активности старшеклассники становятся готовыми к пониманию и обсуждению многих проблем и вопросов, обычно волнующих взрослых. Такая особенность возраста даёт возможность к восприятию информации сверхпрограммы школьного курса. Дети этого возраста могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач. У них проявляется критичность мышления, склонность к широкому обобщению, интерес к учебным предметам постепенно перерастает в интерес к вопросам теории, формируется научное мировоззрение. Учащиеся старшей школы оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для будущего, насколько он отвечает собственным представлениям о будущей деятельности, их привлекают предметы и виды знаний, где они могут лучше узнать себя, проявить самостоятельность. В этом возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами, причем выбор профессии способствует формированию учебных интересов. Учение для старших школьников приобретает конкретный жизненный смысл, так как усвоение учебных знаний, умений и навыков становится важным условием их предстоящего полноценного участия в жизни общества.

Формы аттестации учащихся

Аттестация учащихся, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:

  1. Промежуточная (формирующая) аттестация:
  • самостоятельные работы (до 20 минут);
  • лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
  • фронтальные опыты (до 10 минут);
  • диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …25 минут.
  1. Итоговая (констатирующая) аттестация:
  • контрольные работы (45 минут);
  • устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).

Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:

  • КИМ составляются на основе кодификатора;
  • КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
  • количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ЕГЭ
  • тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;
  • структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ

Особенности использования рабочей программы в 2020-2021 учебном году в ОУ №348

Рабочая программа разработана с учетом следующих особенностей:

В 2020-2021 учебном году по мере прохождения программы в течение учебного года будет произведена корректировка поурочно-тематического планирования в соответствии с особенностями классов.

В организации образовательной деятельности будут использованы

  • Индивидуальные образовательные маршруты
  • Разноуровневые задания
  • Создание учебных проектов (видеофильмы, презентации)
  • Элементы самообразования
  • Социализация учащихся средствами предмета – организация обсуждения и решения социально важных общественных проблем
  • Исследовательская внеурочная деятельность
  • Преемственность методов, подходов и форм обучения между ступенями образования
  • Задания в формате ЕГЭ
  • Система диагностических работ (входящих, промежуточных, контрольных)

Формы промежуточной аттестации учащихся X класс

Предмет

I

полугодие

II

полугодие

Итоговый контроль (год)

Биология

Тестовая работа

Тестовая работа

Тестовая работа в формате ЕГЭ

Содержание учебного предмета

10 класс 1 час в неделю

Введение (1 ч)

Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • определение биологии как науки;
  • основоположников биологии как науки, основоположников научной (западной) медицины, анатомии, физиологии;
  • создателей клеточной теории;
  • создателей современного эволюционного учения и этапы его становления;
  • классификацию биологических наук;
  • определение жизни;
  • свойства живых систем;
  • уровни организации живой природы;
  • методы познания живой природы.

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать вклад отдельных ученых в развитие биологии;
  • давать определение жизни;
  • приводить примеры проявлений свойств живого;
  • распределять уровни организации живой природы в соответствии с их иерархией;
  • приводить примеры проявлений свойств живого на разных уровнях.

Метапредметные результаты обучения:

  • работать с учебником, составлять конспект параграфа;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения и рефераты на заданную тему;
  • пользоваться поисковыми системами Интернета.

Межпредметные связи

Неорганическая химия. Химические элементы Периодической системы Д. И. Менделеева и их основные свойства.

Органическая химия. Основные группы органических соединений.

Раздел I. Клетка — единица живого(18 ч)

Тема 1. Химический состав клетки (5 ч)

Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • макро- и микроэлементы, входящие в состав живого, и их роль в организме;
  • химические свойства и биологическую роль воды;
  • роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности;
  • принципы структурной организации и функции липидов;
  • принципы структурной организации и функции белков и углеводов;
  • классификацию углеводов;
  • принципы структурной организации и функции нуклеиновых кислот;
  • структуру нуклеиновых кислот

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать функциональную роль отдельных химических элементов в клетке;
  • объяснять причины особых свойств воды;
  • характеризовать функции липидов;
  • объяснять принцип действия ферментов;
  • характеризовать функции белков и углеводов;
  • характеризовать функции нуклеиновых кислот;
  • различать нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК)

Тема 2. Структура и функции клетки (4 ч)

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.

Лабораторные работы:

№ 1 «Приготовление микропрепаратов клеток растений (кожицы лука). Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза»

№ 2 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

Демонстрации:

Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: прокариотической клетки, клеток животных и растений, вирусов. Динамические пособия «Строение клетки».

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • строение эукариотической клетки;
  • особенности растительных и животных клеток;
  • классификацию органоидов клетки;
  • строение и функции ядра;
  • значение постоянства числа и формы хромосом в клетке;
  • строение прокариотической клетки;
  • многообразие прокариот

Учащиеся должны уметь:

  • характеризовать функции органоидов;
  • определять значение включений;
  • описывать генетический аппарат клеток-эукариот;
  • описывать строение и функции хромосом;
  • давать определение кариотипа и характеризовать его;
  • характеризовать организацию метаболизма у прокариот;
  • описывать генетический аппарат бактерий, их спорообразование и размножение.

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (3 ч)

Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • этапы обмена веществ;
  • этапы энергетического обмена;
  • примеры пластического обмена;
  • этапы фотосинтеза и его роль в природе

Учащиеся должны уметь:

  • описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;
  • приводить поэтапно процесс энергетического обмена;
  • описывать обмен веществ и превращение энергии в клетке;
  • приводить подробную схему процессов фотосинтеза и биосинтеза белка.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (6 ч)

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИДа.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, транспаранты и пространственные модели, иллюстрирующие: строение хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код. Динамические пособия «Биосинтез белка».

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • определение гена;
  • свойства генетического кода;
  • этапы реализации наследственной информации;
  • особенности строения вирусов;
  • вирусные болезни человека;
  • меры профилактики вирусных заболеваний человека

Учащиеся должны уметь:

  • использовать принцип комплементарности при построении схем нуклеиновых кислот;
  • описывать процессы, происходящие при биосинтезе белка;
  • описывать жизненный цикл ВИЧ

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

  • составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;
  • обобщать информацию и делать выводы;
  • работать с дополнительными источниками информации;
  • самостоятельно составлять схемы процессов и связный рассказ по ним;
  • работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования.

Межпредметные связи:

Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества.

Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы, липиды, жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики и оптики.

Раздел II . Размножение и развитие организмов (7 ч)

Тема 5. Размножение организмов (4 ч)

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки. Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • митотический и жизненный циклы клетки;
  • биологическое значение митоза;
  • формы и распространенность бесполого размножения;
  • сущность полового размножения и его биологическое значение;
  • сущность мейоза и его биологическое значение;
  • процесс гаметогенеза и его этапы;
  • сущность оплодотворения и его разновидности

Учащиеся должны уметь:

  • описывать строение и функции хромосом;
  • давать определение кариотипа и характеризовать его;
  • описывать митоз по фазам;
  • различать митотический и жизненный циклы клетки;
  • характеризовать биологическое значение бесполого размножения;
  • объяснять преимущество полового размножения;
  • характеризовать биологическое значение полового размножения;
  • объяснять процесс мейоза и характеризовать его этапы;
  • описывать процесс гаметогенеза и выделять особенности сперматогенеза и овогенеза;
  • объяснять процесс оплодотворения и образования зиготы

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (3 ч)

Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: индивидуальное развитие организма; взаимовлияние частей развивающегося зародыша.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «онтогенез»;
  • периодизацию индивидуального развития;
  • этапы эмбрионального развития;
  • формы постэмбрионального развития;
  • особенности прямого развития;
  • особенности онтогенеза человека;
  • периодизацию индивидуального развития человека;
  • этапы эмбрионального развития человека;
  • особенности и периодизацию постэмбрионального развития человека

Учащиеся должны уметь:

  • описывать процессы, происходящие при дроблении, гаструляции и органогенезе;
  • характеризовать формы постэмбрионального развития;
  • различать полный и неполный метаморфоз;
  • раскрывать биологический смысл развития с метаморфозом;
  • характеризовать этапы онтогенеза;
  • описывать процессы, происходящие при дроблении, гаструляции и органогенезе человека;
  • характеризовать постэмбриональное развитие человека по этапам и критические периоды онтогенеза

Раздел III. Основы генетики и селекции (8 ч)

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5 ч)

Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.

Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач»

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование; наследование, сцепленное с полом. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • основные генетические понятия: ген, доминантный признак,
  • рецессивный признак, фенотип, генотип;
  • сущность гибридологического метода изучения наследственности;
  • первый и второй законы Менделя;
  • закон чистоты гамет;
  • цитологические основы моногибридного скрещивания;
  • третий закон Менделя;
  • основные положения хромосомной теории наследственности;
  • закон Моргана;
  • причины нарушения сцепления;
  • определения понятий «геном» и «генотип»;
  • виды взаимодействия генов;
  • хромосомное определение пола;
  • признаки, сцепленные с полом;
  • гомогаметный и гетерогаметный пол у различных организмов

Учащиеся должны уметь:

  • использовать генетическую символику при составлении схем скрещивания;
  • записывать генотипы организмов и выписывать их гаметы;
  • составлять схемы моногибридного скрещивания;
  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание;
  • составлять схемы дигибридного скрещивания;
  • составлять решетку Пеннета;
  • решать генетические задачи на дигибридное скрещивание;
  • составлять схемы скрещивания при сцепленном наследовании признаков;
  • различать понятия «геном», «генотип», «генофонд»;
  • определять виды взаимодействия аллельных и неаллельных генов;
  • составлять схемы скрещивания при наследовании признаков, сцепленных с полом;
  • определять гомогаметный и гетерогаметный пол по схемам скрещивания

Тема 8. Закономерности изменчивости (2 ч)

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений); модификационную изменчивость.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

  • определение и классификацию изменчивости;
  • классификацию наследственной изменчивости;
  • примеры модификаций.

Учащиеся должны уметь:

  • различать виды изменчивости;
  • оценивать возможные последствия влияния мутагенов на организм.

Тема 9. Генетика и селекция (1 ч)

Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

Демонстрации:

Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: центры многообразия и происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в области биотехнологии.

Лабораторные работы:

1. Составление простейших схем скрещивания.

2. Решение генетических задач.

3. Модификационная изменчивость (изучение фенотипов местных сортов растений на гербарных образцах).

Предметные результаты обучения;

Учащиеся должны знать:

  • классификацию мутаций и наследственных болезней человека;
  • принципы здорового образа жизни;
  • методы диагностики, профилактики и лечения наследственных болезней;
  • определение селекции как науки и ее теоретические основы (генетика);
  • методы селекции;
  • центры происхождения культурных растений;
  • определение и задачи биотехнологии;
  • методы биотехнологии;
  • этические аспекты биотехнологических разработок

Учащиеся должны уметь:

  • различать наследственные болезни человека;
  • оценивать факторы риска возникновения наследственных болезней человека;
  • отличать друг от друга методы селекции;
  • различать понятия «порода», «сорт», «штамм»;
  • оценивать этические аспекты некоторых биотехнологических разработок;
  • понимать необходимость биотехнологических исследований для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продукции

Метапредметные результаты обучения:

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, составлять конспект параграфа, схемы и таблицы;
  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;
  • готовить устные сообщения, рефераты и презентации на заданную тему;
  • пользоваться поисковыми системами Интернета.

Личностные результаты обучения:

  • Проявление чувства российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • ответственное отношение к учебе, готовность и способность к самообразованию;
  • формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
  • способность строить индивидуальную образовательную траекторию;
  • формирование целостного естественно-научного мировоззрения;
  • соблюдение правил поведения в природе;
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;
  • способность признавать собственные ошибки и исправлять их;
  • умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение к собственным поступкам, осознание ответственности за их результаты;
  • уважительное и доброжелательное отношение к другим людям;
  • умение слушать и слышать других, вести дискуссию, оперировать фактами.

Поурочно-тематическое планирование 10 класс

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип/

форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

освоение предметных знаний

УУД

Введение 1 час

Тема: Введение (3 часа).

1

Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого и уровни организации жизни

1

Урок формирования знаний. Эвристическая беседа, работа с учебником

учащиеся расширяют научные представления о предмете, задачах и методах биологии, свойствах живого и относительности различий живой и неживой природы; развиваются понятия о биологической системе и структурных уровнях организации живой материи; развиваются умения выделять существенные признаки живой природы и биологических систем, объяснять различия и единство живой и неживой природы, устанавливать связи биологии с другими науками

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Задание со свободным ответом по выбору учителя

Раздел I. Клетка - единица живого (18 ч)

Тема 1. Химический состав клетки (5 ч)

2/1

Неорганические соединения клетки

1

Урок общеметодологической направленности

учащиеся расширяют научные представления о содержании элементов в клетке и роли биологически важных элементов в жизнедеятельности организмов; развиваются понятия о свойствах воды и о роли воды и минеральных солей в жизнедеятельности организмов; у учащихся развиваются умения сравнивать химический состав тел живой и неживой природы, объяснять взаимосвязь свойств воды и её роли в жизнедеятельности клетки и организма.

Познавательные: умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, строить речевое высказывание в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, доказательств, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, анализ и синтез, выбор оснований и критериев для сравнения;

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты. Умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа, осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний, прогнозирования результатов контроля, составление плана дальнейшей деятельности учащегося.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. Умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам

Фронтальный опрос

3/2

Органические соединения клетки: углеводы, липиды

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

учащиеся расширяют научные представления об органических соединениях как веществах, основу которых составляют атомы углерода, о регулярных и нерегулярных биологических полимерах; у учащихся развиваются понятия об углеводах и липидах как важнейших компонентах клетки, их строении, классификации, свойствах и роли в жизнедеятельности организмов.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, осуществлять смысловое чтение, отделять главное от второстепенного, определять критерии для характеристики природных объектов, умение давать определения понятиям, учатся сравнивать, анализировать, выделять существенные признаки, делать выводы.

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты. Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа, осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний, прогнозирования результатов контроля, составление плана дальнейшей деятельности учащегося.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. Умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам

Фронтальная беседа, взаимоконтроль.

4/3

Белки, их строение и функции

1

Урок общеметодологической направленности

учащиеся расширяют научные представления о биологических полимерах, аминокислотах как мономерах белковых молекул, их строении, функциональных группах, входящих в состав аминокислот; у учащихся развиваются понятия об уровнях организации белковой молекулы и химических связях, участвующих в формировании её структуры.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного. Умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи необходимые для ее достижения.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух

Взаимоконтроль, составление схем и таблиц.

5/4

Нуклеиновые кислоты: состав, строение, функции

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

учащиеся расширяют научные представления о нуклеиновых кислотах как нерегулярных биологических полимерах, о видах нуклеиновых кислот, их функциях и локализации в клетке; у учащихся развиваются понятия о строении нуклеиновых кислот, составе и строении нуклеотидов, особенностях строения двухцепочечной молекулы ДНК.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Взаимоконтроль, терминологический диктант

6/5

АТФ и другие органические соединения клетки

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний.

учащиеся расширяют научные представления о многообразии органических соединений клетки (о гормонах, феромонах, витаминах) и их роли в процессах жизнедеятельности; у учащихся развивается понятие об АТФ как универсальном аккумуляторе энергии в клетках.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Самоконтроль, работа с текстом учебника

Тема 2. Структура и функции клетки (4 ч)

7/1

Клетка – элементарная единица живого

1

Урок открытия нового знания

учащиеся расширяют научные представления об истории изучения клетки, современных положениях клеточной теории; у учащихся развивается понятие о клетке как элементарной структурно-функциональной единице живого.

Познавательные: давать определения терминам; анализировать содержание демонстрационных материалов; умеют воспроизводить информацию по памяти давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Уметь объективно оценивать работу членов группы.

Взаимоконтроль, терминологический диктант

8/2

Цитоплазма

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

учащиеся расширяют научные представления о цитоплазме, её структурных элементах; у учащихся развиваются понятия о немембранных органоидах цитоплазмы, клеточных включениях; учащиеся овладевают умениями проводить и объяснять результаты биологических экспериментов.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Взаимоконтроль, составление схем и таблиц.

9/3

Мембранные органоиды клетки

1

Урок общеметодологической направленности

учащиеся расширяют научные представления об эндоплазматической сети, комплексе Гольджи, лизосомах, вакуолях, митохондриях и пластидах, их строении и выполняемых функциях; учащиеся развивают умения распознавать органоиды клетки на схемах и электронных микрофотографиях, сравнивать митохондрии и пластиды, устанавливать взаимосвязь строения и функций мембранных органоидов клетки.

Познавательные: учащиеся совершенствуют умение объяснять взаимосвязь мембранных органоидов клетки, приёмы работы с учебником и другими источниками биологической информации, умения анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; уметь объективно оценивать работу членов группы.

Взаимоконтроль, составление схем и таблиц.

10/4

Ядро. Прокариоты и эукариоты

1

Комбинированный урок.

учащиеся расширяют научные представления о ядре, его строении и роли в жизнедеятельности клетки, о структурных компонентах ядра: ядерной оболочке, ядрышке, хромосомах, их строении, особенностях упаковки ДНК при формировании хромосом; учащиеся развивают умения сравнивать прокариотические и эукариотические клетки, различные виды эукариотических клеток, устанавливать взаимосвязь строения и функций компонентов ядра.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного; умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи необходимые для ее достижения.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух

Промежуточный контроль по теме «Структура и функции клетки»

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (3 ч)

11/1

Обмен веществ

Урок открытия нового знания

учащиеся расширяют научные представления о фотосинтезе и хемосинтезе как способах автотрофного питания; у учащихся развиваются понятия о метаболизме, реакциях ассимиляции и диссимиляции и их взаимосвязи, о типах обмена веществ и классификации организмов по способу питания; учащиеся развивают умение объяснять взаимосвязь пластического и энергетического обмена.

Познавательные: давать определения терминам; анализировать содержание демонстрационных материалов; умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Уметь объективно оценивать работу членов группы.

Самоконтроль, работа с текстом учебника

12/2

Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей

1

Урок общеметодологической направленности

учащиеся расширяют научные представления о биологических аккумуляторах энергии (АТФ, НАДФ), строении хлоропластов и их роли в процессе фотосинтеза; у учащихся развиваются понятия о фазах фотосинтеза, их участниках и процессах, происходящих в световую и темновую фазы; учащиеся совершенствуют умение решать элементарные биологические задачи.

Познавательные: умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи, построения логической цепи рассуждений, доказательств, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты; умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа, осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний, прогнозирования результатов контроля, составление плана дальнейшей деятельности учащегося.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. Умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам

Тестовая работа, заполнение таблицы «Этапы фотосинтеза»

13/3

Биологическое окисление и обеспечение клеток энергией

1

Комбинированный урок. Урок-практикум

учащиеся расширяют представления о биологическом окислении органических веществ и роли кислорода в нём, этапах энергетического обмена; у учащихся развиваются понятия об аэробном и анаэробном окислении; учащиеся совершенствуют умения характеризовать этапы энергетического обмена, объяснять взаимосвязь строения митохондрий и выполняемых ими функций.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Составление таблицы «Сравнительная характеристика реакций энергетического обмена аэробных и анаэробных организмов».

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (6 ч)

14/1

Генетическая информация. Удвоение ДНК

1

Урок открытия нового знания

учащиеся расширяют научные представления о генетической информации, гене, геноме; у учащихся развивается понятие о репликации ДНК; учащиеся совершенствуют умения составлять схему репликации молекул ДНК, пользоваться биологической терминологией и символикой.

Познавательные: давать определения терминам; анализировать содержание демонстрационных материалов; умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; уметь объективно оценивать работу членов группы.

Промежуточный контроль по теме «Обеспечение клеток энергией»

15/2

Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

у учащихся развиваются понятия об информационной РНК, о транскрипции и её механизме, опероне, промоторе, генетическом коде и его свойствах; учащиеся совершенствуют умения определять нуклеотидную последовательность и-РНК по известному фрагменту молекулы ДНК, при помощи таблицы генетического кода определять аминокислотную последовательность белковых молекул, зашифрованную в молекулах нуклеиновых кислот; учащиеся совершенствуют умение решать элементарные биологические задачи.

Познавательные: умения строить речевое высказывание в устной и письменной форме, устанавливать причинно-следственные связи, доказательств, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, анализ и синтез.

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты; умение организовать выполнение заданий учителя, составление плана дальнейшей деятельности учащегося.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. Умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам

Взаимопроверка в группах, оценка работы групп

16/3

Биосинтез белков

1

Комбинированный урок

учащихся развиваются понятия о трансляции, этапах биосинтеза белка; учащиеся совершенствуют умения объяснять сущность реакций матричного синтеза, устанавливать взаимосвязь строения т-РНК и её роли в процессе сборки полипептидной цепи на рибосоме; учащиеся совершенствуют  умение пользоваться биологической терминологией и символикой.

Познавательные: давать определения терминам; анализировать содержание демонстрационных материалов; умеют воспроизводить информацию по памяти давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Уметь объективно оценивать работу членов группы.

Самостоятельная работа – изучение биологических терминов, заполнение таблицы «Этапы синтеза белка в клетке»

17/4

Регуляция работы генов

1

Комбинированный урок

учащиеся расширяют научные представления об особенностях регуляции работы генов в эукариотических клетках, о регуляторных участках ДНК и факторах транскрипции; у учащихся развивается понятие о регуляции работы генов у бактерий в зависимости от субстрата, попавшего в клетку; учащиеся совершенствуют умения объяснять роль субстрата в регуляции работы генов у бактерий, обосновывать необходимость более сложного механизма регуляции работы генов у эукариот, объяснять роль гормонов и факторов транскрипции в регуляции работы генов в клетках эукариотических организмов.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, отделять главное от второстепенного; умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям, самостоятельно составлять конспект урока в тетради.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи необходимые для ее достижения.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух

Самоконтроль, групповая работа

18/5

Вирусы — неклеточные формы жизни

1

Урок методологической направленности

учащиеся расширяют научные представления и развивают понятия о вирусах, фагах, вирионах, капсидах, провирусах, ретровирусах, обратной транскрипции; учащиеся совершенствуют умения объяснять механизм воспроизводства вирусов и обосновывать значение вирусов в природе и для человека.

Познавательные: учащиеся совершенствуют умение работы с учебником и другими источниками биологической информации, умения анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; уметь объективно оценивать работу членов группы.

Фронтальная беседа, самостоятельная работа, работа с терминами и понятиями

19/6

Генная и клеточная инженерия

1

Урок общеметодологической направленности

учащиеся расширяют научные представления о генной и клеточной инженерии как современных направлениях биотехнологии, их задачах и достижениях; у учащихся совершенствуются умения обосновывать роль генной и клеточной инженерии в медицине и промышленности, пользоваться биологической терминологией и символикой.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Самостоятельная работа, составление схем

Раздел II. Размножение и развитие организмов (7 ч)

Тема 5. Размножение организмов (4 ч)

20/1

Бесполое и половое размножение

1

Комбинированный урок

у учащихся развиваются понятия о бесполом размножении, клонах, половом размножении, соматических клетках, партеногенезе; у учащихся совершенствуется умение объяснять биологический смысл полового и бесполого размножения, различия между половым размножением и половым процессом.

Познавательные: давать определения терминам; анализировать содержание демонстрационных материалов; умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; уметь объективно оценивать работу членов группы.

Тематический контроль по Разделу 1. Клетка — единица живого

21/2

Деление клетки. Митоз

1

Урок открытия нового знания

у учащихся развиваются понятия о фазах клеточного цикла, митозе и его фазах, процессах, происходящих в клетке во время интерфазы и различных фаз митоза, биологическом значении митоза; у учащихся совершенствуются умения характеризовать изменения, происходящие с генетическим материалом клетки во время интерфазы и различных фаз мейоза, объяснять причины образования генетически

идентичных клеток в результате митоза.

Познавательные: давать определения терминам; анализировать содержание демонстрационных материалов; умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; уметь объективно оценивать работу членов группы.

Самоконтроль, работа с текстом учебника

22/3

Мейоз

1

Урок открытия нового знания

у учащихся развиваются понятия о диплоидных и гаплоидных клетках, мейозе, гомологичных хромосомах, перекрёсте хромосом; учащиеся совершенствуют умения сравнивать митоз и мейоз, объяснять изменения, происходящие с генетическим материалом в ходе различных фаз мейоза, пользоваться биологической символикой, решать элементарные биологические задачи.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Контроль знаний. «Конструктор».

Заполнение таблицы «Характеристика митоза и мейоза»

23/4

Образование половых клеток. Оплодотворение

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

у учащихся развиваются понятия о строении половых клеток, механизмах сперматогенеза и овогенеза, оплодотворении и его биологическом значении; учащиеся совершенствуют умения сравнивать процессы сперматогенеза и овогенеза, объяснять взаимосвязь строения и функций гамет, пользоваться биологической символикой, решать элементарные биологические задачи.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Индивидуальная работа, работа в малых группах

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (3 ч)

24/1

Зародышевое развитие организмов

1

Урок открытия нового знания

у учащихся развиваются понятия об онтогенезе, начальных стадиях эмбрионального развития, о зародышевых листках и процессе органогенеза; учащиеся совершенствуют умения сравнивать стадии эмбрионального развития между собой и объяснять процессы, происходящие на каждой стадии, пользоваться биологической символикой, решать элементарные биологические задачи.

Познавательные: умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации, представлять информацию в виде схем, таблиц и конспектов; анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают понятия; дают определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

Регулятивные: самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий, сличить результаты и внести необходимые дополнения, оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Коммуникативные: отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами, с достоинством признавать свои ошибки и корректировать знания, взаимооценивать друг друга.

Промежуточный контроль по теме «Размножение организмов»

25/2

Дифференцировка клеток. Постэмбриональное развитие

1

Комбинированный урок. Урок-практикум

учащиеся расширяют научные представления о механизме дифференцировки клеток в процессе развития организма и механизмах определения пола; у учащихся развиваются понятия о постэмбриональном развитии организмов, прямом и непрямом постэмбриональном развитии животных, особенностях постэмбрионального развития растений; у учащихся развиваются умения сравнивать прямое и непрямое развитие животных, объяснять механизмы дифференцировки клеток в процессе развития организма.

Познавательные: умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, применения методов информационного поиска, моделирования, структурировать знания, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умения осуществлять планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, корректировать и оценивать свои знания и действия, регламентировать свою деятельность.

Коммуникативные: умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Контроль знаний. «Конструктор». Учащимся предлагаются карточки с изображением стадий эмбрионального развития животных и карточки с их названиями.

26/3

Развитие взрослого организма

1

Урок рефлексии

учащиеся расширяют научные представления об иммунитете, вакцинации; у учащихся развиваются понятия о гомеостазе, саморегуляции, влиянии внешних условий на развитие организмов, уровнях приспособления организмов к изменяющимся условиям; учащиеся совершенствуют умения объяснять роль саморегуляции и иммунитета для поддержания гомеостаза, обосновывать значение вакцинации, роль стволовых клеток для роста и развития организмов, пользоваться биологической символикой, решать элементарные биологические задачи.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Тематический контроль по Разделу 2. Размножение и развитие организмов

Раздел III. Основы генетики и селекции (8 ч)

Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (5 ч)

27/1

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя

1

Комбинированный урок. Урок-практикум

у учащихся развиваются понятия о гибридологическом методе, доминантных и рецессивных признаках, аллелях, гомозиготных и гетерозиготных организмах, законе единообразия гибридов первого поколения и законе расщепления; учащиеся совершенствуют умения объяснять причины единообразия гибридов первого поколения и расщепления в потомстве гибридов, пользоваться генетической терминологией и символикой, составлять элементарные схемы скрещивания, решать элементарные генетические задачи.

Познавательные: умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации, представлять информацию в виде схем, таблиц и конспектов; анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают понятия; дают определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

Регулятивные: самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий, сличить результаты и внести необходимые дополнения, оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Коммуникативные: отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами, с достоинством признавать свои ошибки и корректировать знания, взаимооценивать друг друга.

Л/р №5 " Составление простейших схем скрещивания"

Проверка учителем выполнения ЛР

28/2

Генотип и фенотип. Взаимодействие генов. Анализирующее скрещиванием

1

Комбинированный урок. Урок-практикум

у учащихся развиваются понятия о генотипе, неполном доминировании, анализирующем скрещивании; учащиеся совершенствуют умения определять тип взаимодействия генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование), пользоваться генетической терминологией и символикой, решать элементарные генетические задачи.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Контроль знаний: составление схемы моногибридного скрещивания; закон единообразия гибридов первого поколения; закон расщепления.

29/3

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

у учащихся развиваются понятия о дигибридном скрещивании, законе независимого расщепления; учащиеся совершенствуют умения объяснять закономерности наследования признаков на основе современных представлений о механизмах наследственности, составлять схемы скрещивания, решать элементарные генетические задачи.

Познавательные: давать определения терминам; анализировать содержание демонстрационных материалов; умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; уметь объективно оценивать работу членов группы.

Л/р №6 " Решение элементарных генетических задач."

30/4

Сцепленное наследование генов

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

у учащихся развиваются понятия о сцеплении генов, рекомбинации как мощном источнике генетического разнообразия, геноме; учащиеся совершенствуют умения объяснять причины нежелательности близкородственных браков, составлять схемы скрещивания, решать элементарные генетические задачи.

Познавательные: умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты, осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний, прогнозирования результатов контроля, составление плана дальнейшей деятельности учащегося.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. Умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам

Решение задач на сцепленное с полом наследование

31/5

Отношения ген — признак. Внеядерная наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Генетические основы поведения

1

Урок общеметодологической направленности

у учащихся развиваются понятия о множественном действии гена, летальных генах, новообразованиях признака, внеядерной наследственности; формируются представления о качественных и количественных признаках, норме реакции; учащиеся совершенствуют умение характеризовать различные типы взаимодействия генов, сравнивать особенности наследования качественных и количественных признаков.

Познавательные: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Контроль знаний: решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом.

Тема 8. Закономерности изменчивости (2 ч)

32/1

Модификационная, комбинативная и мутационная изменчивость

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

у учащихся развиваются понятия о модификационной изменчивости, комбинативной изменчивости, мутационной изменчивости, геномных и хромосомных мутациях, генных мутациях; формируются представления о закономерностях мутагенеза, законе гомологических рядов наследственной изменчивости; учащиеся совершенствуют умения объяснять причины возникновения модификационных, комбинативных и мутационных изменений, сравнивать различные типы изменчивости.

Познавательные: умение находить нужную информацию, использовать различные источники получения информации, представлять информацию в виде схем, таблиц и конспектов; анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают понятия; дают определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.

Регулятивные: самостоятельно поставить цель работы, составить план и последовательность действий, сличить результаты и внести необходимые дополнения, оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Коммуникативные: отставать свою точку зрения приводить аргументы, подтверждать их примерами, с достоинством признавать свои ошибки и корректировать знания, взаимооценивать друг друга.

Тематический контроль по темам «Основные закономерности наследственности», «Основные закономерности изменчивости»

33/2

Наследственная изменчивость человека

1

Комбинированный урок

у учащихся развиваются понятия о методах изучения наследственности человека, наследовании групп крови, резус-фактора, некоторых наследственных болезнях человека и их профилактике, значении генетики для медицины; учащиеся совершенствуют умение применять знание закономерностей наследственности для объяснения нежелательности родственных браков, причин возникновения наследственных болезней у человека.

Познавательные: умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации, выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные: умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты, осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний, прогнозирования результатов контроля, составление плана дальнейшей деятельности учащегося.

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, работать в составе творческих групп. Умение слушать и задавать вопросы учителю и одноклассникам

Контроль знаний: проверочная работа по теме «Модификационная, комбинативная и мутационная изменчивость».

Тема 9. Генетика и селекция (1 ч)

34/1

Генетика и селекция

1

Урок общеметодологической направленности

у учащихся развиваются понятия об одомашнивании, центры происхождения культурных растений, искусственный отбор, гетерозис, гибридизация, искусственном мутагенезе, клонировании, трансгенезе; учащиеся совершенствуют умения характеризовать суть методов селекции, объяснять значение генетики для селекции, оценивать этические аспекты клонирования, искусственного оплодотворения, направленного изменения генома.

Познавательные: давать определения терминам; анализировать содержание демонстрационных материалов; умеют воспроизводить информацию по памяти, давать определение понятиям, строить речевые высказывания, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цели и задачи учебной деятельности; умение работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе; уметь объективно оценивать работу членов группы.

Проверочная работа

Тема урока

Дата проведения урока

По плану

По факту

1

Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого и уровни организации жизни

02.09 – 06.09

2

Неорганические соединения клетки

09.09 – 13.09

3

Органические соединения клетки: углеводы, липиды

16.09 – 20.09

4

Белки, их строение и функции

23.09 – 27.09

5

Нуклеиновые кислоты: состав, строение, функции

30.09 – 04.10

6

АТФ и другие органические соединения клетки

07.10 – 11.10

7

Клетка – элементарная единица живого

14.10 – 18.10

8

Цитоплазма

21.10 – 25.10

9

Мембранные органоиды клетки

04.11 – 08.11

10

Ядро. Прокариоты и эукариоты

11.11 – 15.11

11

Обмен веществ

18.11 – 22.11

12

Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей

25.11 – 29.11

13

Биологическое окисление и обеспечение клеток энергией

02.12 – 06.12

14

Генетическая информация. Удвоение ДНК

09.12 – 13.12

15

Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код

16.12 – 20.12

16

Биосинтез белков

23.12 – 27.12

17

Регуляция работы генов

13.01 – 17.01

18

Вирусы — неклеточные формы жизни

20.01 – 24.01

19

Генная и клеточная инженерия

27.01 – 31.01

20

Бесполое и половое размножение

03.02 – 07.02

21

Деление клетки. Митоз

10.02 – 14.02

22

Мейоз

17.02 – 21.02

23

Образование половых клеток. Оплодотворение

24.02 – 28.02

24

Зародышевое развитие организмов

02.03 – 06.03

25

Дифференцировка клеток. Постэмбриональное развитие

09.03 – 13.03

26

Развитие взрослого организма

16.03 – 20.03

27

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя

30.03 – 03.04

28

Генотип и фенотип. Взаимодействие генов. Анализирующее скрещиванием

06.04 – 10.04

29

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

13.04 – 17.04

30

Сцепленное наследование генов

20.04 – 24.04

31

Отношения ген — признак. Внеядерная наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Генетические основы поведения

27.04 – 01.05

32

Модификационная, комбинативная и мутационная изменчивость

04.05 – 08.05

33

Наследственная изменчивость человека

11.05 – 15.05

34

Генетика и селекция

18.05 – 22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа математика 6 класс по учебнику Дорофеева Г.В.,Суворова С.Б. и др.с учетом ФГОС

Рабочая программа математика 6 класс по учебнику Дорофеева Г.В.,Суворова С.Б. и др.с учетом ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс авторы учебника Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др. /базовый уровень/

Рабочая программа по русскому языку 10 класс. Учебник Русский язык. 10-11 классы: базовый уровень/ авторы Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова и др....

Рабочая программа по биологии 11 класс к учебнику по ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 11 класс к учебнику по ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М (базовый уровень)...