Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику И.Н. Пономаревой
рабочая программа по биологии (5 класс)

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК И.Н. Пономаревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_biologiya_2020-21.doc256 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета

Протокол от «___»_______2020 г

№_____

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ от «____» _________2020 г №_____

Директор ГБОУ СОШ № 348

Невского района Санкт-Петербурга

_________________В.Н. Васильева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ______________биологии________________________

(предмет, курс)

класс _________________5_________________________

срок реализации программы_________1 год_________

учитель _____________

(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)

Санкт-Петербург

2020


Пояснительная записка к рабочей программе

по курсу биологии 5 класс

Цели и задачи:

Основные цели изучения биологии в 5 классе:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы в их взаимосвязи;
  • овладение начальными исследовательскими умениями  проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, формирование навыков природосообразного поведения в окружающей среде;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • научить ориентироваться в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизни и здоровья человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
  • развивать познавательные мотивы, направленные на получение знаний о живой природе; познавательные качества личности, связанные с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
  • овладевать ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
  • формировать у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
  • Образовательная программа основного общего образования (учебный план) ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2020/2021 учебный год;
  •  «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения);
  • Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Вентана-Граф, 2017.)

Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы

Учебник И.Н. Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова. Биология. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019.

Электронные учебные издания

Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и используемые учителем (сайты, компьютерные программы и т.п.):

  1. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии
  2. Биология.ру  http://www.biology.ru/
  3. Федеральный институт педагогический измерений http://old.fipi.ru/
  4. http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  5. http://festival.1september.ru/ – сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», открытый педагогический форум.
  6. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/ponomareva/

Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения

Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом школы для ступени основного общего образования. Согласно ему курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Информация о количестве учебных часов

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (по учебному плану).

1 четверть – 8 часов

2 четверть – 8 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

Информация о внесенных изменениях

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской Программой по биологии для 5 – 9 классов под редакцией И.Н.Пономарёвой.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, проводить наблюдения за организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, природных сообществах, среде обитания, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, работы с определителями растений;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • проводить наблюдения за живыми организмами; фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;
  • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
  • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в живых организмах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
  • участвовать в групповой работе;
  • составлять план работы и план ответа;
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Предметные результаты обучения освоения биологии в основной школе являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
  • овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  • формирование о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
  • освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции).

Личностные результаты обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
  • формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм и правил поведения;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Используемые технологии:

  • проблемное обучение;
  • развивающее обучение;
  • дифференцированное обучение;
  • игровое обучение;
  • обучение развитию критического мышления

Виды и формы промежуточного и итогового контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,

Формы контроля:

  • проверочная работа;
  • тест;
  • фронтальный опрос;
  • зачет

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).

Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.

Формы промежуточной аттестации учащихся:

  1. Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
  • годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
  • четверть – оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;
  • текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).

Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:

Формы письменной проверки:

письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).

Формы устной проверки: 

устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.

Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.

При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.

Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.

Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, проектно-исследовательская работа, зачет, собеседование и другие.

Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования

Формы промежуточной аттестации учащихся

V класс

Предмет

I

II

III

IV

Итоговый контроль (год)

Биология

Тестовая работа

Контрольная работа

Тестовая работа

Контрольная работа

Тестовая работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология: 5 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, И.В. Николаев

(34 ч, из них 1 ч – резервное время)

Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 ч.)

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Отличительные признаки живых организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Особенности химического состава живы организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение.

Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».

Демонстрация

  • Обнаружение воды в живых организмах;
  • Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
  • Обнаружение белков, углеводов, жиров в  растительных организмах.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;
  • устройство светового микроскопа;
  • основные органоиды клетки;
  • основные органические и минеральные вещества, входящих в состав клетки;
  • ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать методы биологических исследований;
  • работать с лупой и световым микроскопом;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
  • объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 2. Многообразие живых организмов (11 ч.)

Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и в жизни человека. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и в жизни человека. Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и в жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приемы оказания первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и в жизни человека. Роль биологического разнообразия в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением растения».

Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».

Демонстрация

  • Гербарии различных групп растений.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
  • основные признаки представителей царств живой природы;

Учащиеся должны уметь:

  • определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
  • устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
  • различать изученные объекты в природе, на таблицах;
  • устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
  • объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.)

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Приспособления к различным средам обитания.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • находить и использовать причинно-следственные связи;
  • строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
  • выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • основные среды обитания живых организмов;
  • природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать различные среды обитания;
  • характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
  • сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
  • выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
  • приводить примеры обитателей морей и океанов;
  • наблюдать за живыми организмами.

Тема 4. Человек на планете Земля (5 ч.)

Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистеме.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • участвовать в совместной деятельности;
  • работать с текстом параграфа и его компонентами;
  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;
  • основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;
  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Биология – наука о живом мире

9

2.

Многообразие живых организмов

11

3.

Жизнь организмов на планете Земля

8

4.

Человек на планете Земля

5

Резерв

1

Итого:

34 ч

Лабораторные работы:

  1. «Изучение устройства увеличительных приборов».
  2. «Знакомство с клетками растений».
  3. «Знакомство с внешним строением растения».
  4. «Наблюдение за передвижением животных».

Поурочно – тематическое планирование 5 класс

Тема урока

Кол-во часов

Тип/

форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Примечание

освоение предметных знаний

УУД

Раздел 1. Биология – наука о живом мире (9 часов)

1

Наука о живой природе

1

Комбинированный урок

Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы и ТБ в кабинете биологии

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

П: умение работать с текстом, выделять в нем главное

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Вводный (фронтальный опрос)

Изучить § 1, пересказ, Сообщение «Разнообразие живых организмов».Подготовится к вводному контролю

2

Свойства живого

1

Урок формирования знаний

Выделение отличительных признаков живых организмов: обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение

Р: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы

П: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения

Работа на уроке

Текущий (устный опрос).

§2, пересказ, ответить на вопросы. Сообщение «Способы передвижения растений или животных»

3

Методы изучения природы

1

Урок общеметодологической направленности

Ознакомление с методами исследования живой природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение; и приобретение элементарных навыков их использования

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

К: строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию; строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Текущий, (самостоятельная работа).

§3, воп.1-4

4

Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов»

1

Комбинированный урок. Урок-лаборатория

Объяснять назначение увеличительных приборов: лупа, микроскоп. Получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов. Соблюдать правила

работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Р: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: : приобретение элементарных навыков работы с приборами

К: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР

Изучить § 4, воп.1-4

5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-исследование

Формирование представлений об основных частях клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Формирование понятий: клетка, организмы: одноклеточные многоклеточные.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

К: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР

Изучить § 5, ответить на вопросы 1-5.

6

Химический состав клетки

1

Урок общеметодологической направленности

Формирование представлений о химическом составе клеток. Неорганические и органические вещества. Значение химических веществ в жизнедеятельности клетки.

Р:  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

П: Использовать приёмы работы с информацией; давать определения понятиям

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнёром

Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, составление схемы

Изучить § 6, ответить на вопросы

7

Процессы жизнедеятельности клетки

1

Урок открытия нового знания

Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путем деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обуславливающая ее жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации.

К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, осуществлять основы коммуникативной рефлексии.

Самоконтроль, составление схемы

Изучить § 7 до стр. 30, ответить на вопросы 1-5.

8

Великие естествоиспытатели

1

Урок рефлексии.

Анализировать информацию учителя о выдающихся ученых-естествоиспытателях; называть области науки, в которых работали конкретные ученые, знать сущность их открытий; знать имена отечественных ученых, внесших важнейший вклад в развитие биологии.

Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию

П: работать с различными источниками информации; сравнивать и делать выводы; составлять план параграфа; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; сравнивать и делать выводы.

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Фронтальная беседа, составление схем

Изучить § 7 до конца

9

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о живом мире»

1

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Биология – наука о живом мире».

Р: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществлять рефлексию своей деятельности.

П: : устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

К: строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения; отстаивать свою позицию

Тематический контроль.

Повторение

Раздел 2. Многообразие живых организмов (11 часов)

10

Царства живой природы

1

Урок открытия нового знания.

Знание классификации живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы – неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации

Р: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа

П: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Текущий (устный опрос)

Изучить § 8, ответить на вопросы 1-4

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы

П.: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение воспринимать информацию на слух

Самоконтроль. Вопросы 1,3 на с. 44.

Изучить § 9, ответить на вопросы в конце параграфа

12

Значение бактерий в природе и для человека

1

Комбинированный урок. Эвристическая беседа

Формирование представление о многообразие бактерий. Иметь представление о болезнетворных бактерия и методах борьбы с ними. Роль бактерий в природе и жизни человека

П.: определение цели своего обучения; структурирование информации; установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения

К.: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль, самостоятельная работа.

Изучить § 10, ответить на вопросы 2,4

13

Растения

1

Урок открытия нового знания

Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег, Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.

П.: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Р: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности.

К.: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Фронтальная беседа, взаимоконтроль

Изучить § 11, ответить на вопросы 1-4

14

Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»

1

Комбинированный урок. Урок-практикум

Определение существенных признаков семенных растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами

П. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Р: фиксировать, объяснять

анализировать результаты. экспериментов

К.: делать выводы, высказывать версии

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР

Изучить § 11, прочитать дополнительныйматериал

15

Животные. Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

1

Урок открытия нового знания

Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и в жизни человека. Зависимость от окружающей среде.

П. определение цели своего обучения. Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения. Выдвижение гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство

Р: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование.

К.: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; умение работать индивидуально

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР.

Изучить § 12, вопросы 1-4

16

Грибы

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных

П умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу,

Р: умение организовать выполнение заданий учителя; развитие навыков самооценки и самоанализа

К: умение работать в составе творческих групп

Фронтальная беседа, составление схем

Изучить § 13 воп.1-4

17

Многообразие и значение грибов

1

Урок общеметодологической направленности

Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника; сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника.

Р: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование; осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата; умение корректировать свои действия относительно заданного эталона

К: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность

Взаимопроверка в группах, оценка работы групп

Изучить § 14, воп.1-4

18

Лишайники

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и в жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха

П. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

К.: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

Самоконтроль, работа в парах

Изучить § 15, ответить на вопросы 1-4

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека

1

Урок рефлексии

Формирование представлений о значении растений и животных в природе и хозяйственной деятельности человека

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

П: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Текущий (устный опрос)

Изучить § 16

20

Обобщающий урок по теме: «Многообразие живых организмов»

1

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Многообразие живых организмов».

Р: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

П: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

К: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Тестовая работа

Повторение

Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 часов)

21

Среды жизни планеты Земля

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Многообразие условий обитания на планете. Среди жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.

П: Устанавливают

соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

Взаимопроверка в группах, составление таблицы

Изучить § 17, воп.1-4

22

Экологические факторы среды

1

Комбинированный урок

Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, - экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал

Р: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения

К.: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Взаимопроверка в группах, составление схемы

Изучить § 18, вопросы 1-3

23

Приспособления организмов к жизни в природе

1

Урок развивающего контроля

Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений.

П: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков,

Р: различать способ и результат действия

К: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

Взаимопроверка в группах, составление схемы

Изучить § 19, вопросы 1-4

24

Природные сообщества

1

Урок открытия нового знания

Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

Р: развитие навыков оценки и самоанализа

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Взаимопроверка в группах, составление схемы

Изучить § 20 воп.1-4

25

Природные зоны России

1

Урок общеметодологической направленности

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

Р: развитие навыков самооценки

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Самоконтроль

Изучить § 21 воп.1-4

26

Жизнь организмов на разных материках

1

Урок изучения нового

Понятие о материке как части суши, окруженной морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

П: анализировать изучаемые

объекты с выделением существенных и несущественных признаков,

Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

Составление таблицы, оценка работы групп

Изучить § 22, вопросы воп.1-4

27

Жизнь организмов в морях и океанах

1

Урок открытия нового знаний

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикрепленные организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.

П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Составление таблицы, оценка работы групп

Изучить § 23, ответить на вопросы 1-4

28

Обобщающий урок по теме: «Жизнь организмов на планете Земля»

1

Урок развивающего контроля

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Жизнь организмов на планете Земля».

П: устанавливать причинно- следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач

Р: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

К: строить речевые высказывания в устной форме; сравнивать разные точки зрения; отстаивать свою позицию

Тестовая работа

Повторение, задания на с. 112-113

Раздел 4. Человек на планете Земля (5 часов)

29

Как появился человек на Земле

1

Урок открытия нового знания

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.

П: использовать разнообразные приемы работы с информацией

Р: Умение организовано выполнять задания; развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Самоконтроль, взаимоконтроль в группах

Изучить § 24, пересказ, воп.1-4

30

Как человек изменял природу

1

Комбинированный урок

Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.

П: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете

К: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Взаимопроверка в группах, составление схемы

Изучить § 25, воп.1-5

31

Важность охраны живого мира планеты

1

Комбинированный урок

Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.

П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы

К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы

Взаимопроверка в группах

Изучить § 26, вопросы 1-5

32

Сохраним богатство живого мира

1

Урок рефлексии

Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.

П.: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Взаимопроверка в группах, составление схемы. Самоконтроль

Изучить § 27, вопросы 1-4

33

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Человек на планете Земля»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение и систематизация знаний по итогам года

П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты.

Р: делать выводы по результатам работы

К.: умение воспроизводить информацию

Проверка учителем контрольной работы

34

Резерв

1

Литература и средства обучения

Литература для учителя (основная и дополнительная):

1. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./под ред. Пономаревой И.Н./ «Биология» (ФГОС). М.: Вентана-Граф, 2019.

2. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./под ред. Пономаревой И.Н./ «Рабочая тетрадь № 1 и 2» (ФГОС). М.: Вентана-Граф, 2015.

3. Г.Н.Панина Биология. Диагностические работы. СПб Паритет 2015

4. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 5 класс Сост.С.Н. Березина.- М. ВАКО, 2014

5. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. М. Просвещение , 2017.

Литература для обучающихся (основная и дополнительная):

1. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А./под ред. Пономаревой И.Н./ «Биология» (ФГОС). М.: Вентана-Граф, 2019.

Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ – ресурсы:

1. ВВС Джунгли;

2.ВВС Невидимая жизнь растений

3.ВВС Живая планета

4.ВВС Жизнь

www.bio.natur.ru-научные новости биологии

http://bio.1september.ru- газета Биология

Электронные образовательные ресурсы:

Информационно-техническая оснащенность кабинета:

- печатные пособия: учебники 5 класс

- технические средства обучения : компьютер, мультимедийная установка

- цифровые и электронные образовательные ресурсы:

1. ВВС Джунгли;

2.ВВС Невидимая жизнь растений

3.ВВС Живая планета

4.ВВС Жизнь

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: гербарий, лупы, микроскопы

- натуральные объекты: гербарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева

Рабочая программа по биологии ФГОС  5-9 кл УМК Пономарева...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...