Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику И.Н. Пономаревой
рабочая программа по биологии (6 класс)

Рабочая программа по биологии 6 класс по учебнику И.Н. Пономаревой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass_biologiya_2020-2021.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета

Протокол от «___»_______2020 г

№_____

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ от «____» _________2020 г №_____

Директор ГБОУ СОШ № 348

Невского района Санкт-Петербурга

_________________В.Н. Васильева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ______________биологии________________________

(предмет, курс)

класс _________________6_________________________

срок реализации программы_________1 год_________

учитель __Вакулова И.В.____

первая квалификационная категория

(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)

Санкт-Петербург

2020


Пояснительная записка к рабочей программе

по курсу биологии 6 класс

Цели и задачи:

Основные цели изучения биологии в 6 классе:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
  • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Задачи:

  • изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов;
  • научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов;
  • научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
  • научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.

Нормативные документы и методические рекомендации, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
  • Образовательная программа основного общего образования (учебный план) ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2020/2021 учебный год;
  • «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения);
  • Программа авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Вентана-Граф, 2017.)

Учебно-методический комплект, используемый для реализации рабочей программы

Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2019.

Электронные учебные издания

Основные и дополнительные информационные источники, рекомендуемые учащимся и используемые учителем (сайты, компьютерные программы и т.п.):

  1. Сеть творческих учителей. Сообщество учителей биологии
  2. Биология.ру  http://www.biology.ru/
  3. Федеральный институт педагогический измерений http://old.fipi.ru/
  4. http://edu.ru/ – федеральный портал – Российское образование, единое окно доступа к образовательным ресурсам.
  5. http://festival.1september.ru/ – сайт Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября», открытый педагогический форум.
  6. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/ponomareva/

Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения

Программа является базовой, т. е. определяет тот минимальный объем содержания курса биологии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.

Информация о количестве учебных часов

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (по учебному плану).

1 четверть – 8 часов

2 четверть – 8 часов

3 четверть – 10 часов

4 четверть – 8 часов

Информация о внесенных изменениях

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской Программой по биологии для 5 – 9 классов под редакцией И.Н.Пономарёвой.

Планируемые образовательные результаты учащихся

Ученик научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы;

• применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за растениями, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растительных организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о растительных организмах, получаемую из разных источников; практическую значимость растений в природе и в жизни человека; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
  • выделять эстетические достоинства растительных организмов и растительных сообществ;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила поведения в природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты;
  • различать с помощью таблиц и микропрепаратов части и органоиды клетки, типы растительных тканей, органы цветковых растений, называть их функции;
  • выделять существенные признаки биологических процессов, протекающих в растениях и грибах (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
  • обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;
  • участвовать в групповой работе;
  • составлять план работы и план ответа;
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи;
  • оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий, экосистем, биосферы, растений и грибов;
  • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организмов растений, грибов, лишайников;
  • значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;
  • влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;
  • строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;
  • особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;
  • отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений;
  • основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);
  • правила и нормы поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • -объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;
  • -изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • -распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространённые растения, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;
  • -выявлять приспособления организмов в среде обитания;
  • -сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • -определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
  • -проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий;
  • пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой).

Метапредметные результаты обучения

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные результаты обучения:

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Учет особенностей учащихся класса

Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведет к проблемам, связанным с так называемым «отходом подростка от школы». Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Там знания в основном соответствовали повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей действительностью, как правило, опосредована. Для того чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально. Формализм в усвоении знаний — существенная причина трудностей в учении в средних классах школы. При первом виде формализма школьники, как правило, не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов. Второй, наиболее часто встречающийся вид формализма наблюдается у школьников, которые относительно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолога В.В. Давыдова, «в восхождении от абстрактного к конкретному». Одна из основных причин, каких в первом случае, — низкий уровень развития познавательной потребности, отсутствие стремления понять суть явлений действительности, понять реально существующие причинно-следственные связи. Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того, формализм первого вида нередко ведет к учебной перегрузке ребенка и его повышенной утомляемости.

Используемые технологии:

  • проблемное обучение;
  • развивающее обучение;
  • дифференцированное обучение;
  • игровое обучение;
  • обучение развитию критического мышления

Виды и формы промежуточного и итогового контроля

Виды контроля:

  • вводный,
  • текущий,
  • тематический,
  • итоговый,

Формы контроля:

  • проверочная работа;
  • тест;
  • фронтальный опрос;
  • зачет

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные, проверочные работы, тесты) и устный опрос (собеседование).

Основной формой итогового контроля является тестирование, зачеты.

Формы промежуточной аттестации учащихся:

  1. Промежуточная аттестация в ОУ подразделяется на:
  • годовую аттестацию – оценку качества усвоения учащимися всего объёма содержания учебного предмета за учебный год;
  • четверть – оценка качества усвоения учащимися содержания какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного полугодия на основании текущей аттестации;
  • текущую аттестацию - оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения учащимися по результатам проверки (проверок).

Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ учащихся являются:

Формы письменной проверки:

письменная проверка – это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся домашние, проверочные, практические, контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста (тестовый контроль).

Формы устной проверки: 

устная проверка – это устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования и другое.

Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок.

При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ учащихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.

При промежуточной аттестации учащихся в ОУ применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах), «зачёт», «незачёт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному предмету и утверждаются педагогическим советом ОУ.

Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация учащихся ОУ проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. Отметка учащегося за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов письменных контрольных работ.

Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации

Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации являются: контрольная работа, тест и др. К устным формам годовой аттестации относятся: защита реферата, проектно-исследовательская работа, зачет, собеседование и другие.

Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с государственным стандартом общего образования

Формы промежуточной аттестации учащихся

VI класс

Предмет

I

II

III

IV

Итоговый контроль (год)

Биология

Тестовая работа

Контрольная работа

Тестовая работа

Контрольная работа

Тестовая работа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология: 6 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко

(34 ч, из них 2 ч – резервное время)

Тема 1. Наука о растениях - ботаника (4 ч)

Царства живой природы. Внешнее строение, органы растений. Вегетативные и генеративные органы. Места обитания растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях – ботаника. Жизненные формы растений. Связь жизненных форм со средой обитания.

Клеточное строение растений. Строение, жизнедеятельность клетки. Растительные ткани и их особенности. Растение как целостный организм.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование основ экологической культуры.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разумные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • основные признаки живой природы;
  • основные признаки царства Растения;
  • основные органоиды клетки;
  • особенности растительных тканей;
  • жизненные формы растений.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать методы биологических исследований;
  • работать с лупой и световым микроскопом;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды растительной клетки;
  • узнавать на таблицах и микропрепаратах ткани растений;
  • соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Тема 2. Органы растений (8 ч)

Семя как орган размножения растений. Строение семени Двудольных и Однодольных растений. Прорастание семян. Условия прорастания семян. Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе. Побег как сложная система, строение побега. Строение почек. Развитие побега из почек. Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения листьев. Значение листьев и листопада. Внешнее строение стебля. Типы стеблей. Внутреннее строение стебля. Функции стебля, видоизменения стебля. Цветок как видоизменённый побег. Строение и роль цветка в жизни растения. Соцветия, их разнообразие. Опыление как условие оплодотворения. Строение и разнообразие плодов. Значение и распространение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Строение семени фасоли».

Лабораторная работа № 2. «Строение корня проростка».

Лабораторная работа № 3. «Строение вегетативных и генеративных почек».

Лабораторная работа № 4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».

Демонстрация

  • Стадии прорастания семени фасоли.
  • Геотропизм корней.
  • Развитие побега из почки.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • особенности строения вегетативных органов цветкового растения;
  • особенности строения цветка как генеративного органа;
  • строение, роль семян в жизни растений, условия из прорастания и распространения;
  • видоизменения генеративных органов, их значение в жизни растений;
  • использование человеком знаний о строении и развитии растений в хозяйственной деятельности;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
  • характеризовать функции органов растений;
  • описывать стадии развития органов растений и всего растения;
  • называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;
  • различать и определять типы корневых систем;
  • определять типы почек на рисунках и натуральных объектах;
  • сравнивать побеги разных растений и находить их отличия;
  • устанавливать взаимосвязь функций частей цветка и поведения животных в период опыления;
  • изучать строение различных органов растений и оформлять наблюдения в виде схем, рисунков, таблиц;
  • объяснять особенности роста органов растения;
  • устанавливать взаимосвязь между строением органа и его функциями;
  • систематизировать знания по теме;
  • оценивать свои результаты и достижения.

Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

Минеральное питание растений. Вода как необходимое условие почвенного питания. Функции корневых волосков. Удобрения и их роль в жизни растения. Растения как автотрофы. Фотосинтез: значение, условия. Дыхание растений. Обмен веществ как важнейший признак жизни. Размножение растений как необходимое свойство жизни. Типы размножения. Двойное оплодотворение у цветковых. Достижения С.Г. Навашина. Особенности вегетативного размножения, его роль в природе и использование человеком в хозяйственной деятельности. Зависимость процессов роста и развития растений от условий окружающей среды. Суточные и сезонные ритмы.

Лабораторная работа № 5. «Черенкование комнатных растений».

Демонстрация

  • Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • особенности минерального и воздушного питания растений;
  • отличие дыхания от фотосинтеза;
  • роль дыхания и фотосинтеза в жизни растений;
  • особенности разных типов размножения;
  • особенности двойного оплодотворения у цветковых растений;
  • роль биологических знаний в практической деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять роль почвенного питания в жизни растения, роль корневых волосков;
  • сравнивать и различать значение минеральных и органических удобрений;
  • характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений, объяснять роль зелёных листьев в фотосинтезе;
  • обосновывать космическую роль зелёных растений;
  • устанавливать взаимосвязь процессов питания и дыхания растений с окружающей средой;
  • характеризовать обмен веществ как важный признак жизни;
  • объяснять биологическую роль размножения в жизни растений;
  • сравнивать разные виды размножения;
  • сравнивать различные способы и приёмы работы в процессе вегетативного размножения;
  • применять знания о способах вегетативного размножения в практических целях;
  • проводить черенкование комнатных растений;
  • характеризовать этапы индивидуального развития растения;
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)

Систематика растений, происхождение названия растений. Классификация растений, вид как единица классификации. Водоросли, общая характеристика, разнообразие, значение в природе, использование человеком. Моховидные: характерные черты строения, размножение, значение в природе и в жизни человека. Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения. Общая характеристика отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные. Значение этих растений в природе и жизни человека. Общая характеристика Голосеменных растений, расселение их по Земле. Появление семени как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Хвойные. Голосеменные на территории России, значение в природе и жизни человека. Особенности строения, размножения и развития Покрытосеменных растений, их более высокий уровень развития по сравнению с голосеменными. Приспособленность покрытосеменных к условиям окружающей среды, разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Класс Двудольные и класс Однодольные. Охрана редких и исчезающих видов. Отличительные признаки растений семейств классов Двудольные и Однодольные. Значение в природе, использование человеком.

Понятие об эволюции живого мира, история развития растительного мира. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. История происхождения культурных растений, значение искусственного отбора и селекции. Расселение растений. Сорные растения, их значение. Центры происхождения культурных растений, история их расселения по земному шару.

Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • осуществлять исследовательскую и проектную деятельность, включая умения видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • значение систематики в изучении растений;
  • классификацию растений;
  • общую характеристику водорослей как низших споровых растений;
  • особенности Моховидных как высших споровых растений, их значение в природе и жизни человека;
  • характерные черты отделов Папоротниковидные, Плауновидные, Хвощевидные;
  • общую характеристику Голосеменных и Покрытосеменных растений, их приспособленность к среде обитания;
  • значение образования семени;
  • отличительные особенности классов Однодольные и Двудольные и семейств, относящихся к этим классам;
  • историю развития растительного мира, происхождение и расселение культурных растений;
  • заслуги Н.И. Вавилова в изучении эволюции культурных растений.

Учащиеся должны уметь:

  • систематизировать растения по группам, характеризовать единицу систематики - вид;
  • осваивать приёмы работы с определителями растений;
  • выделять и описывать существенные признаки водорослей;
  • сравнивать водоросли с наземными растениями и находить общие признаки;
  • сравнивать представителей различных групп растений, делать выводы;
  • распознавать на рисунках, в гербариях представителей различных отделов растений;
  • характеризовать признаки принадлежности растений к определённым отделам, классам, семействам;
  • устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и размножения растений и условиями окружающей среды;
  • проводить простейшие исследования и фиксировать результаты;
  • прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни растений;
  • применять приёмы работы с определителями растений;
  • выделять и сравнивать существенные признаки групп растений;
  • объяснять сущность понятия эволюции растений;
  • называть отличительные признаки культурных растений от дикорастущих;
  • характеризовать значение растений в жизни человека;
  • соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Тема 5. Природные сообщества (3 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачёв о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нём. Роль растений в природных сообществах. Ярусное строение природного сообщества, условия обитания растений в биогеоценозе. Понятие о смене природных сообществ, причины внутренние и внешние. Естественные и культурные природные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по охране природных сообществ.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

  • характерные признаки биогеоценоза, экосистемы;
  • о круговороте веществ и потоке энергии как главном условии существования природного сообщества;
  • о роли зелёных растений в природных сообществах;
  • о ярусном расположении растений в сообществах и значении этого явления;
  • о смене природных сообществ и её причинах;
  • особенности культурных и природных сообществ;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять сущность понятия природное сообщество;
  • устанавливать взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества;
  • характеризовать влияние абиотических факторов на формирование природного сообщества;
  • наблюдать природные явления, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы;
  • систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира;
  • называть черты приспособления растения к существованию в условиях яруса;
  • объяснять целесообразность ярусности;
  • называть причины появления разнообразия живых организмов в ходе эволюции;
  • приводить примеры смены природных сообществ;
  • объяснять причины неустойчивости культурных сообществ – агроценозов;
  • аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Наука о растения – ботаника

4

2.

Органы растений

8

3.

Основные процессы жизнедеятельности растений

6

4.

Многообразие и развитие растительного мира

11

5.

Природные сообщества

3

Контроль знаний /промежуточный, итоговый/

1

Резерв

1

Итого:

34 ч

Лабораторные работы:

  1. «Строение семени фасоли».
  2. «Строение корня проростка».
  3. «Строение вегетативных и генеративных почек».
  4. «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы».
  5. «Черенкование комнатных растений».
  6. «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Поурочно – тематическое планирование 6 класс

Тема урока

Кол-во часов

Тип/

форма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

освоение предметных знаний

УУД

Раздел 1. Наука о растениях – ботаника (4 часа)

1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

1

Урок формирования знаний. Эвристическая беседа, работа с учебником

Умение называть царства живой природы, приводить примеры представителей царства Растения. Характеризовать внешнее строение растений, объяснять отличия вегетативных органов от генеративных. Описывать историю развития науки о растениях

Р: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

П: устанавливать причинно-следственные связи, составлять план параграфа, работать с натуральными объектами

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения, использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения.

Фронтальная беседа

Вопросы № 1-5 с. 13

2

Многообразие жизненных форм растений

1

Урок формирования знаний

Представление о жизненных формах растений, примеры. Связь жизненных форм растений со средой их обитания. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарничков, трав

Р: Умение осуществлять взаимоконтроль при работе в паре; умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: Структурирование знаний из личного опыта. Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями, выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей

К: строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения

Работа на уроке

Вопросы № 1-5 на с. 16 устно.

3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки

1

Урок формирования знаний. Урок-исследование

Формирование умения определить  понятия: клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки

Р: умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

П: Построение логических цепочек с установлением причинно-следственных связей между понятиями

К: инициативное сотрудничество в сборе информации на основе практических опытов

Фронтальная беседа

4

Ткани растений

1

Комбинированный урок. Урок-лаборатория

Формирование понятий: ткани растений. Виды тканей: основная, покровная, проводящая, механическая. Причины появления тканей. Растение как целостный живой организм, состоящий из клеток и тканей. Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях – ботаника»

Р: Осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных и познавательных задач

П: Развивать навыки самопознания

К: Умение работать в группах

Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль. Вопросы 1-5 на с. 25.

Раздел 2. Органы растений (8 часов)

5

Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли»

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-исследование

Формирование представлений о семени, как органе размножения растений. Строение семени: кожура, зародыш, эндосперм, семядоли. Строение зародыша растения. Двудольные и однодольные растения. Прорастание семян. Проросток, особенности его строения. Значение семян в природе и в жизни человека

Р: Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном плане.

П: Осуществлять логическую операцию  перехода от понятий с меньшим объёмом к понятиям с большим объёмом.

К: Умение задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения  различных коммуникативных задач

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР

6

Условия прорастания семян

1

Комбинированный урок

Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять значение воды и воздуха для прорастания семян. Запасные питательные вещества семени. Температурные условия прорастания семян. Роль света. Сроки посева семян

Р:  составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы

П: Использовать приёмы работы с информацией; давать определения понятиям

К: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничество с партнёром

Беседа, взаимоконтроль, самоконтроль, тест, составление схемы

7

Корень, его строение и значение. Лабораторная работа  № 2 «Строение корня проростка»

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-исследование.

Научатся объяснять смысл важнейших биологических терминов и понятий, определять основные типы корневых систем растений. Строение корня – зоны корня: конус нарастания, всасывания, проведения, деления, роста. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе

Р: Осуществлять констатирующий контроль по результату и способу действия, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

П: Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.

К: отстаивание своей позиции, умение строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, осуществлять основы коммуникативной рефлексии.

Проверка тетрадей, оформление результатов лабораторной работы в тетради зад.1,4 с.17-19

8

Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-лаборатория.

Научатся характеризовать побег как сложную систему. Строение побега. Строение почек. Вегетативная, цветочная (генеративная) почки. Развитие и рост побегов из почек. Прищипка и пасынкование. Спящие почки

Р: свободно ориентироваться в содержании учебника, находить нужную информацию

П: осваивать приёмы исследовательской деятельности, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

К: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР

9

Лист, его строение и значение

1

Комбинированный урок

Внешнее строение листа. Внутреннее строение листа. Типы жилкования листьев. Строение и функции устьиц. Значение листа для растения: фотосинтез, испарение, газообмен. Листопад, его роль в жизни растения. Видоизменения листьев

Р: саморегулирование в познавательной деятельности . Умение делать выводы на основе сравнения биологических объектов и процессов

П: Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определённому признаку.

К: Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную форму информации

Взаимоконтроль, терминологический диктант.

10

Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний. Урок-лаборатория.

Получат представление о разнообразии стеблей, научатся описывать внутреннее строение стебля, его функции, называть видоизменённые побеги, приводить примеры. Устанавливать признаки сходства надземных и подземных побегов

Р: составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы,

П: формулирование проблемы, уметь работать с лабораторным оборудованием,

К: аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции, слушать одноклассников и принимать их позицию

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР, игра «Найди ошибки».

11

Цветок, его строение и значение

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Знание особенностей строения цветков. Объяснение различий между однодомными и двудомными растениями

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение воспринимать информацию на слух

Самоконтроль. Вопросы 1,3 на с. 66.

12

Плод. Разнообразие и значение плодов

1

Комбинированный урок. Урок с элементами исследовательской деятельности. Эвристическая беседа

Знание принципов классификации плодов: по количеству семян, по характеру околоплодника

П.: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач

Р: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения

К.: умение воспринимать информацию на слух

Проверка тетрадей, фронтальная беседа, взаимоконтроль, сам/работа по зад.1-3 с.31-33

Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (6 часов)

13

Минеральное питание растений и значение воды

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Вода как необходимое условие минерального (почвенного) питания. Извлечение растением из почвы растворенных в воде минеральных солей. Функция корневых волосков. Перемещение воды и минеральных веществ по растению. Значение минерального (почвенного) питания. Типы удобрений и их роль в жизни растения. Экологические группы растений по отношению к воде.

П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, проводить сравнение объектов.

Р: делать выводы по результатам работы.

К.: строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Фронтальная беседа, взаимоконтроль

14

Воздушное питание растений – фотосинтез

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний. Учебная лекция, эвристическая беседа.

Знают об условиях образования органических веществ в растении. Зеленые растения – автотрофы. Гетеротрофы как потребители готовых органических веществ. Значение фотосинтеза в природе

П.развивается умение   наблюдений  за экспериментом

Р: фиксировать, объяснять

анализировать результаты. экспериментов

К.: делать выводы, высказывать версии

Фронтальная беседа, составление схем

15

Дыхание и обмен веществ у растений

1

Комбинированный урок. Эвристическая беседа

Знают о роли дыхания в жизни растений. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза. Обмен веществ в организме как важнейший признак жизни. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

П.развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: получать информацию в ходе наблюдения за демонстрацией опыта и на ее основании делать вывод.

К.: умение дискутировать

Самоконтроль, работа в парах, составление таблицы

16

Размножение и оплодотворение у растений

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Размножение как необходимое свойство жизни. Типы размножения: бесполое и половое. Бесполое размножение – вегетативное и размножение спорами. Главная особенность полового размножения. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Двойное оплодотворение. Достижения отечественного ученого С.Г. Навашина

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

Фронтальная беседа, составление схем

17

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений»

1

Комбинированный урок. Урок-практикум

учащиеся знают особенности вегетативного размножения покрытосеменных растений, умеют проводить размножение комнатных растений с помощью черенкования

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самостоятельной работы

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР. Взаимопроверка в группах, оценка работы групп

18

Рост и развитие растений

1

Комбинированный урок

Характерные черты процессов роста и развития растений. Этапы индивидуального развития растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания. Периодичность протекания жизненных процессов. Суточные и сезонные ритмы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на жизнедеятельность растений

П. развиваются навыки исследовательской деятельности

Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

К.: умение делать выводы, высказывать версии

Самостоятельна работа, задания на с.101-102 учебника

Раздел 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 часов)

19

Систематика растений, её значение для ботаники

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Учащиеся имеют представление о классификации покрытосеменных, их особенностях строения и многообразии. Знают характеристику классов Однодольных и Двудольных

П: Устанавливают

соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы

Р: Умение организовано выполнять задания.

К: правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Взаимопроверка в группах, составление схемы

20

Водоросли, их разнообразие в природе

1

Комбинированный урок

Общая характеристика. Строение, размножение водорослей. Разнообразие водорослей. Отделы: Зеленые, Красные, Бурые водоросли. Использование водорослей человеком

П: развивается умение фиксировать, анализировать и объяснять результаты биологических экспериментов

Р: умения наблюдать за жизнедеятельностью растений

К.: умение делать выводы

Фронтальная беседа, составление схемы на ИД, игра «Найди ошибки».

21

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

1

Комбинированный урок. Урок-лаборатория

Моховидные, характерные черты строения. Классы: Печеночники и Листостебельные, их отличительные черты. Размножение (бесполое и половое) и развитие моховидных. Моховидные как споровые растения. Значение мхов в природе и в жизни человека

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

Проверка учителем выполнения и оформления ЛР

22

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика

1

Комбинированный урок

Характерные черты высших споровых растений. Чередование полового и бесполого размножения в цикле развития. Общая характеристика отделов: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, их значение в природе и в жизни человека.

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов.

Взаимопроверка в группах, составление схемы

23

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

1

Комбинированный урок

Общая характеристика голосеменных. Расселение голосеменных по поверхности Земли. Образование семян как свидетельство более высокого уровня развития голосеменных по сравнению со споровыми. Особенности строения и развития представителей класса Хвойные. Их значение в природе и в жизни человека.

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самооценки

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

Самоконтроль

24

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

1

Комбинированный урок

Особенности строения, размножения и развития. Сравнительная характеристика покрытосеменных и голосеменных растений. Более высокий уровень развития покрытосеменных по сравнению с голосеменными, лучшая приспособленность к различным условиям окружающей среды. Разнообразие жизненных форм покрытосеменных. Характеристика классов Двудольные и Однодольные

П развиваются умения работать с текстом и иллюстрациями учебника,

Р: развитие навыков самостоятельной работы

К: сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

Составление схемы на ИД, оценка работы групп

25

Семейства класса Двудольные

1

Урок формирования знаний

Общая характеристика. Семейства: Розоцветные, Мотыльковые, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные. Отличительные признаки семейств. Значение в природе и в жизни человека. Сельскохозяйственные культуры

П: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов

Р: Развитие навыков самооценки

К: воспринимать разные формы информации

Составление схемы на ИД, биологический диктант

26

Семейства класса Однодольные

1

Урок формирования знаний

Общая характеристика. Семейства: Лилейные, Луковые, Злаки. Отличительные признаки. Значение в природе и в жизни человека. Исключительная роль злаковых растений

П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов

Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

К: Умение

воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Фронтальная беседа, составление схемы на ИД

игра «Найди ошибки»

27

Историческое развитие растительного мира

1

Комбинированный урок

Понятие об эволюции живого мира. Первые обитатели Земли. История развития растительного мира. Выход растений на сушу. Характерные черты приспособленности к наземному образу жизни. Н.И. Вавилов о результатах эволюции растений, направляемой человеком. Охрана редких и исчезающих видов

П: Устанавливают

соответствие между объектами и их характеристиками, умеют сравнивать и делать выводы 

Р: Умение организовано выполнять задания.

К: правильно формулировать вопросы и

слушать ответы

Самоконтроль, взаимоконтроль в группах

28

Многообразие и происхождение культурных растений

1

Комбинированный урок. Урок-открытие.

История происхождения культурных растений. Значение искусственного отбора и селекции. Особенности культурных растений. Центры их происхождения.

П: уметь структурировать

информацию, подбирать критерии для характеристики объектов

Р: Развитие навыков самооценки

К: воспринимать разные формы информации

Взаимопроверка в группах, составление схемы

29

Дары Нового и Старого Света

1

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-семинар

Расселение растений. Сорные растения, их значение. Дары Старого Света (пшеница, рожь, капуста, виноград, банан) и Нового Света (картофель, томат, тыква). История и центры их появления. Значение растений в жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие и развитие растительного мира».

П: Уметь работать с изобразительной наглядностью

Р: выполнять задания по алгоритму

К: Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы

Взаимопроверка в группах

Раздел 5. Природные сообщества (3 часа)

30

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме

1

Урок формирования и первичного закрепления знаний

Понятие о природном сообществе (биогеоценозе, экосистеме). В.Н. Сукачев о структуре природного сообщества и функциональном участии живых организмов в нем. Круговорот веществ и поток энергии как главное условие существования природного сообщества. Совокупность живого населения природного сообщества (биоценоз). Условия среды обитания (биотоп). Роль растений в природных сообществах.

П.: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания

причинно-следственных связей.

 Р: развитие навыков самооценки и самоанализа.

К.: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения

Взаимопроверка в группах, составление схемы. Самоконтроль

31

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

1

Урок систематизации и закрепления знаний

Ярусное строение природного сообщества – наземное и подземное. Условия обитания растений в биогеоценозе. Многообразие форм живых организмов как следствие ярусного строения природных сообществ

П:  Умение работать

с понятийным аппаратом

Р: Устанавливать

соответствие между объектами и их характеристиками

К: Умение

правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Взаимопроверка в группах

32

Смена природных сообществ и её причины

1

Комбинированный урок

Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внутренние и внешние. Естественные и культурные сообщества, их особенности и роль в биосфере. Необходимость мероприятий по сохранению природных сообществ. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Природные сообщества».

П: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов

Р: Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками

К: Умение

воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы

Фронтальная беседа, составление схемы на ИД

игра «Найди ошибки».

33

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Обобщение и систематизация знаний по итогам года

П.: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, сравнивать объекты.

Р: делать выводы по результатам работы

К.: умение воспроизводить информацию

Проверка учителем контрольной работы

34

Резерв

Тема урока

Дата проведения урока

По плану

По факту

1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений

02.09 – 06.09

2

Многообразие жизненных форм растений

09.09 – 13.09

3

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки

16.09 – 20.09

4

Ткани растений

23.09 – 27.09

5

Семя, его строение и значение. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли»

30.09 – 04.10

6

Условия прорастания семян

07.10 – 11.10

7

Корень, его строение и значение. Лабораторная работа  № 2 «Строение корня проростка»

14.10 – 18.10

8

Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеративных почек»

21.10 – 25.10

9

Лист, его строение и значение

04.11 – 08.11

10

Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

11.11 – 15.11

11

Цветок, его строение и значение

18.11 – 22.11

12

Плод. Разнообразие и значение плодов

25.11 – 29.11

13

Минеральное питание растений и значение воды

02.12 – 06.12

14

Воздушное питание растений – фотосинтез

09.12 – 13.12

15

Дыхание и обмен веществ у растений

16.12 – 20.12

16

Размножение и оплодотворение у растений

23.12 – 27.12

17

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений»

13.01 – 17.01

18

Рост и развитие растений

20.01 – 24.01

19

Систематика растений, её значение для ботаники

27.01 – 31.01

20

Водоросли, их разнообразие в природе

03.02 – 07.02

21

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений»

10.02 – 14.02

22

Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика

17.02 – 21.02

23

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

24.02 – 28.02

24

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

02.03 – 06.03

25

Семейства класса Двудольные

09.03 – 13.03

26

Семейства класса Однодольные

16.03 – 20.03

27

Историческое развитие растительного мира

30.03 – 03.04

28

Многообразие и происхождение культурных растений

06.04 – 10.04

29

Дары Нового и Старого Света

13.04 – 17.04

30

Понятие о природном сообществе – биогеоценозе и экосистеме

20.04 – 24.04

31

Совместная жизнь организмов в природном сообществе

27.04 – 01.05

32

Смена природных сообществ и её причины

04.05 – 08.05

33

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса

11.05 – 15.05

34

Резерв

18.05 – 22.05

Литература для учащихся

  • А.Брем Жизнь растений. М.:Эксмо, 2010
  • Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение,  
  • Цингер А.В. Занимательная ботаника. М.: Аванта+, 2009

Электронные издания:

  1. Афанасьев А.А. Биология. 6-9 кл : Учебное пособие: 1 CD-ROM .- М.: NMG; ФЦ ЭМТО, 2003.- 569 МБ.- (Библиотека электронных наглядных пособий)
  2. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
  3. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
  4. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
  6. 5. Электронный атлас для школьника. Зоология. – «ЧеРо», 2004 г. «Интерактивная линия», 2004г. Авторы – д.б.н. В.Р. Дольник, д.б.н. М.А. Козлов
  7. Электронные уроки и тесты: Биология в школе. Функции и среда обитания животных организмов.  YDP. Interactive  Publishing, 2005.  ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. ЗАО  «Новый Диск», 2005.
  8. Электронные уроки и тесты: Биология в школе. Жизнедеятельность животных. .  YDP. Interactive  Publishing, 2005.  ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005. ЗАО  «Новый Диск», 2005.

Общие сайты по биологии

«Научная сеть» - http://www.nature.ru/   - содержит достоверную научную информацию по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделамбиологии: биографии ученых, научные статьи,    популярные заметки.
Школьный мир: Биология http://school.holm.ru/predmet/bio/

Растения

http://flower.onego.ru/ - Энциклопедия декоративных садовых растений

«Лужок» http://www.luzhok.ru/ -замечательный сайт, посвященный декоративным растениям. Содержит описания комнатных и декоративных растений,рекомендации по разведению и уходу, фотографии и рисунки, информацию о лекарственных растениях и их применении, легенды о растениях

http://www.valleyflora.ru/gerbarii-rastenii.html - гербарий растений Екатерины II.

http://eorhelp.ru/node/3935 - электронно-образовательный ресурс нового поколения «Природно-экологические комплексы России.

Электронные энциклопедии

Википедия http://www.ru.wikipedia.org – он-лайн энциклопедия.
http://www.krugosvet.ru – он лайн-энциклопедия
http://dic.academic.ru - словари и экциклопедии
Обучающие энциклопедии:"Биология"
(Просмотр с помощью Internet Explorer 5)

Методические сайты для учителей

http://www.teacher-edu.ru – стандарты общеобразовательной школы.

http://www.mioo.ru/podrazdinfpage.php?prjid=199&id=12 -сайт Московского института открытого образования (статьи, разработки уроков, контроль знаний,лекции).

http://bio.1september.ru/urok/ - сайт «Я иду на урок биологии».

Газета «Биология» – электронное приложение к газете «1 сентября»; раздел «Биология

http://revolution.allbest.ru/biolog

http://www.pravoteka.ru – правила по технике безопасности при изучении биологии.
http://www.openclass.ru/communities/160193 - сайт Сетевого педагогического сообщества МСО

http://www.metodist.lbz.ru/ - методическая служба издательства "БИНОМ. Лаборатория знаний".

Учебная литература

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение» (анонс учебников, авторские программы к учебникам, выпущенным в издательстве).
http://www.drofa.ru – сайт издательства «Дрофа».
http://www.1september.ru – сайт издательского дома «1 сентября».

Изображения:

http://teacherdo.ru/moodle/file.php/181/glrx-152075195.JPG-картина И.Шишкина «Дубовая роща»

http://teacherdo.ru/moodle/file.php/181/r.jpeg - фиалка

http://teacherdo.ru/moodle/file.php/181/1271733803_trifolium_pratense.jpg - клевер

http://teacherdo.ru/moodle/file.php/181/1283789041_kulturnoe-rastenie-pshenica.jpg  - пшеница

http://gallerix.ru/pic/Levitan/image/glrx-535250854.JPG - пейзаж

Интернет – ресурсы:

http://teacherdo.ru/moodle/mod/resource/view.php?id=5736 – сайт биология в классе.

http://travoved.narod.ru  - энциклопедия дикорастущих растений травоведа.

http://www.eco.nw.ru/lib/data/08/4/020408.htm - атлас определитель лесных травяных растений.

http://www.floralworld.ru/encyclopedia/catalogue.html -  цветочный мир. Энциклопедия растений.

http://schools.keldysh.ru/sch1216/students/Hercules/myth_4.htm - первый подвиг Геракла

http://www.dachi74.ru/zve_kal/zve_kal.htm - цветочный калейдоскоп- цветы на садовом участке.

http://www.florets.ru/tsvety-i-klassika/tsvety-v-literature.html - цветы в литературе. Цветы и классика.

http://www.shishlena.ru/6-klass-biologiya-bakteriy-gribov-rasteniy/urok-onlayn-korni-kornevie-sistemi - современные уроки биологии – урок- онлайн. Корни. Корневые системы.

http://www.ecosystema.ru- экологическое образование детей и изучение природы России.

http://www.rastitelnyj.ru/index.htm - растительный мир нашей Родины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа для 2 класса к учебнику В.П.Кузовлева

Здесь Вы найдете материал, который, возможно, поможет тем кто работает с УМК В.П. Кузовлева. Это рабочая программа для 2 класса, составленная в соответсвии со стандартом основ...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по биологии ФГОС 5-9 кл УМК Пономарева

Рабочая программа по биологии ФГОС  5-9 кл УМК Пономарева...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...