Конспект урока биологии 8 класс коррекционной школы
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Зеленина Ирина Александровна

Конспект открытого урока

 биологии 8 класс

Тема : Экспедиция в мир пресмыкающихся

Цель: познакомить учащихся с  животными класса "пресмыкающиеся".

Задачи:

- изучить особенности внешнего строения, среды обитания и разнообразие животных класса пресмыкающихся; познакомить с понятием - рептилии;

- развивать познавательный интерес к изучению жизни животных;

- корригировать мыслительные операции ( в процессе анализа информации, установления причинно-следственных зависимостей), обогащение словаря и развитие речи;

- воспитывать интерес и любовь к миру природы и чувство ответственности за животных.

Форма проведения: урок - путешествие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

 биологии 8 класс

Тема : Экспедиция в мир пресмыкающихся

составлен учителем биологии Зелениной И.А.

Цель: познакомить учащихся с  животными класса "пресмыкающиеся".

Задачи:

- изучить особенности внешнего строения, среды обитания и разнообразие животных класса пресмыкающихся; познакомить с понятием - рептилии;

- развивать познавательный интерес к изучению жизни животных;

- корригировать мыслительные операции ( в процессе анализа информации, установления причинно-следственных зависимостей), обогащение словаря и развитие речи;

- воспитывать интерес и любовь к миру природы и чувство ответственности за животных.

Форма проведения: урок - путешествие

Оборудование:

- учебник, демонстрационные таблицы (" Строение тела пресмыкающихся",  "Рептилии", " Кожа пресмыкающихся"),  словарные  таблички, фигурки животных, индивидуальные карточки.

Ход урока.

Орг. момент.

Ребята, сегодня мы проведем необычный урок, отправимся в научную экспедицию. Экспедиция ( табличка на доске)- это путешествие со специальной научной целью. Чтобы узнать куда мы держим путь, нам нужно:  1. Отгадать загадки.

2. Найти картинку соответствующую отгадки.

3. Найти спрятавшиеся буквы

4. Из букв сложить и прочитать тему нашей экспедиции.  

Загадки :

Он на экваторе живёт

У него огромный рот

Он солнце в сказке проглотил

Кто догадался ? .............(крокодил)  

находят картинку с изображением крокодила и какие буквы там спрятаны.  прикрепить на доску                                 (ПРЕС)

Бегает среди камней

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост , но-ах!

Удрала, а хвост в руках !   ( ящерица)         ( МЫ)

Живу на суше и в воде

Мой панцирь очень

Нужен мне!

Я этим домом дорожу

Хоть очень медленно хожу    (черепаха)        (КАЮ)

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа словно чешуя

По земле ползёт ......        (змея)                    (ЩИХ)

Хитроумней зверя нет-

Он всегда меняет цвет

Бегать зверь тот не привык

Мошек достаёт язык.

Кто такой, скажите он?

Дети, это ...........(хамелеон)                        (СЯ)      

Складывают из букв слово - ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

Определение темы урока.

Итак : крокодил, ящерица, черепаха, змея, хамелеон.

-Как можно назвать одним словом всех этих животных? Правильно -Пресмыкающиеся.

Так вот сегодня мы совершим экспедицию в мир пресмыкающихся.Узнаем много нового об этих удивительных животных: где они обитают, чем питаются, особенности строения тела и много другого интересного.

В тетрадях запишем  число и тему урока. "Экспедиция в мир пресмыкающихся".

- В ходе нашей экспедиции мы будем совершать остановки . А чтобы не сбиться с пути мы будем пользоваться картой, на которой обозначены названия наших станций. (звучит музыка "В мире животных")   - карта

В путь!!!!

Изучение новой темы.

Остановка "Узнавай-ка"

Об этих удивительных  животных сложено много легенд и сказаний. О них говорят:

- Взгляд гипнотический как у (змеи)

-Ужасно кровожадный как (крокодил)

- Быстрые и юркие  как (ящерица)

- Медленный как (черепаха)

- Ужасно переменчивый  как ( хамелеон).

Кто же они - эти таинственные животные? Почему их так называют?

Ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи, а также давно вымершие динозавры представляют один класс животных  - пресмыкающиеся. Записать в тетради.!!!

В мире насчитывается  более 7000 тыс видов пресмыкающихся. Эти виды делятся  на 3 отряда . ( Показ схемы)

C:\Users\Барсик_2\Desktop\Рептилии\img_user_file_5455f25118ede_2.jpg

 Свое название эти животные получили за то, что передвигаются преимущественно ползком, волоча своё брюхо по земле. Животное извивается всем телом - пресмыкается, это происходит потому, что лапы расположены по бокам, а не под животом. А змеи вообще не имеют ног и прекрасно передвигаются  без них. Волоча свое тело по земле.   ( показать  на фигурке животного).

 Другое название этих животных - Рептилии ( карточка). Слово "рептилия" в переводе с греческого означает "ползать на брюхе". Именно поэтому пресмыкающихся ещё называют - рептилиями.

Где же обитают эти животные ? Работа с учебником стр. 82. Выборочное чтение.

В наши дни известно около 7000 видов пресмыкающихся (рептилий).

Кожа рептилий всегда сухая, покрытая роговой чешуёй или щитками...

( Показать карточки чешуя змей и кожа крокодила) !

 Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться. Поэтому они могут жить в сухих, жарких местах.

Большинство животных этого класса  обитают в теплых жарких странах под корнями деревьев. Могут жить в пустынях в песках, в горах.

Черепахи живут как на суши, так и в воде. Этих удивительных животных можно встретить в соленой и пресной воде, в лесах и даже сухой земле.

 Хамелеон обычно селится на кронах деревьев и кустарников.

  В нашей краях  ящерицы могут жить на опушке лесов, в оврагах, на солнечных пригорках, змеи  по берегам болот, прудов и рек. Нет пресмыкающихся только в Арктике и Антарктиде.

 Пресмыкающиеся - холоднокровные животные. Что это значит? ( у них холодная кровь? А как это - холодная кровь? Температура их тела зависит от окружающих условий. В жаркую погоду температура тела у них высокая и они вполне активны. В холодную погоду температура понижается и животные очень малоподвижны. Однако они способны контролировать температуру  тела, укрываясь от перегрева или переохлаждения. Например, зимой они впадают в спячку, чтобы избежать холодов, а если очень жарко летом - они охотятся ночью.

Игра " "Найди всех, кто спрятался и где?"  (карточка).

Табличка остановка " Отдыхай-ка" ( физкультминутка- "Суперзарядка" )

 Остановка " Познавай-ка"

А сейчас мы с вами познакомимся с внешним строением тела пресмыкающихся на примере ящерицы прыткой, которая обитает на территории нашей страны.

Плакат .! Тело ящерицы разделено на голову, туловище, хвост и  по бокам расположены две пары конечностей. На ногах у неё длинные пальцы с коготками. Поэтому она легко  может взбирается на камни, пни деревьев. Буровато - серый цвет самки и зеленоватый самца делает ящериц незаметными на почве и среди травы. Ящерица легко может обламывать свой хвост, если враг схватит её за него. Через некоторое время хвост снова отрастает.

   Голова  соединяется с туловищем при помощи короткой шеи. Поэтому она может поворачиваться в стороны. На голове находятся глаза , ноздри, рот  и ушное отверстие. У многих пресмыкающихся во рту находится длинный раздвоенный на конце язык ( Показать фото!). Он служит им органом осязания ( с его помощью животные ощупывают предметы).  

Питается ящерица насекомыми . Остальные пресмыкающиеся - хищники. Они питаются мелкими животными. Так крокодилы, морские и пресноводные черепахи поедают главным образом рыб  и  водными беспозвоночными. Наземные черепахи - травоядные. Змеи нападают на ящериц , мелких змей, птиц, земноводных и млекопитающих.

https://fhd.multiurok.ru/1/5/e/15ea00c6e14df20be42cfa4ab5b3caba9db047bb/img9.jpg

Прежде, чем перейти на следующую остановку мы должны выполнить задания.  (индивидуальные карточки- задания)

1 ряд. Нужно подписать название частей тела ящерицы, используя слова для  справок:  голова, шея, туловище, глаза, рот, ноздри,  ушное  отверстие, хвост, задние конечности, передние конечности

2 ряд. Составить краткий рассказ о строении ящерицы, продолжив предложения: 

Тело ящерицы разделено на ................

Голова с туловищем соединена  ...........

На голове расположены........

Конечности расположены ........

Ящерица легко обламывает свой ......

Пальцы заканчиваются ......................

Прочитать рассказ, который у вас получился.

Это интересно:

Самая большая ящерица - показать карточку

Гигантский индонезийский варан, обитающий на острове Комодо, достигает длины 3,5 м и весит более 165  кг. Это самая большая ящерица в мире. Она может вставать на задние лапы, опираясь на хвост, прекрасно лазает по деревьям и охотится на самых разных животных, даже на оленей, кабанов, собак и лошадей! На коротких дистанциях варан может достигать скорости 20 км/ч. Местные жители прозвали его наземным крокодилом.

Самая крупная змея - Анаконда.

Пресмыкающиеся относятся к долгожителям. Змеи могут жить до 50 лет, крокодилы могут доживать до настоящего старческого возраста — 80 лет, а вот черепахи вообще могут прожить два века (200 лет)!

Обобщение материала.

Наша экспедиция подходит к концу . Мы с вами подошли  до  остановки " Отвечай-ка"

На этой остановки нам предстоит ответить на ряд вопросов:

- В мир каких животных мы сегодня совершили научную экспедицию?

-Назовите животных, которые относятся к классу пресмыкающихся.

-  На какие отряды они делятся?

- Почему они получили такое название?

- Как еще называют пресмыкающихся?

-Чем покрыто их тело?

- Ящерицы, змей, черепахи могут поворачивать голову в сторону, опускать её вниз и поднимать вверх. В связи с чем они могут "вертеть "головой?

- Где обитают эти  животные ?

-Чем питаются?

Что вы узнали нового об этих животных.

Закрепление знаний.

И сейчас мы выполним заключительные задания нашей экспедиции:

Работа с индивидуальными карточками, учебником  стр. 82 и словами для справок.

Задание: Дополните текст об общих признаках пресмыкающихся .

Тело пресмыкающихся,  имеющих ноги, _________________________ над землей, но при передвижении оно____________________________с ней. Голова у пресмыкающихся соединена с туловищем короткой ____________.  Поэтому она может___________________________ в стороны. Язык у многих пресмыкающихся  длинный и __________________________ на конце. Он служит им органом ___________________________. Тело пресмыкающихся снаружи покрыто _____________________________.

Прочитайте текст, который у вас получился.

 Можно дать задание : "Сложи картинку".

Подведение итогов урока.  

На этом наша экспедиция " в мир пресмыкающихся"  сегодня заканчивается . Мы с вами узнали много нового и интересного об удивительных  животных, которые относятся к классу пресмыкающихся или рептилий. Наше путешествие мы продолжим на следующих уроках.

Оценка знаний и активности учащихся на уроке.

Домашнее задание. Прочитать учебник  стр.82-84. Выполнить задание на карточках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок биологии в коррекционной школе VIII вида

Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...

урок биологии в коррекционной школе VIII вида "Строение семени фасоли"

Целью урока является формирование знаний о строении семян двудольных растений. Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учиты...

Конспект урока поматематике в коррекционной школе 8 вида , 2 класс

Конспект урока по математике во 2 классе коррекционной школы 8 вида. Урок путешествия по сказкам....

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Использование ИКТ на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.

Использование ИКТ  на уроках  биологии  в коррекционной школе VIII вида....

План-конспект урока (5 класс коррекционной школы) "Род имён существительных)

Цель: 1. Дать понятие о роде имён существительных.            2. Развивать и коррегировать речь, мышление на основе различных упражнений....