Конспект урока с использованием элементов игровой технологии по теме "Обобщение по теме "Семейства покрытосеменных растений класса Двудольные""
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Еникеева Ольга Александровна

Использование игровой технологии на уроках в 5, 6 классах способствует развитию познавательного интереса обучающихся, усвоению материала в легкой и доступной форме. Часто игровые технологии используются при изучении ботаники. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение по теме

«Семейства покрытосеменных растений класса Двудольные»

Цель урока: систематизация знаний семейств покрытосеменных растений

Задачи: повторить признаки семейств класса Двудольные, их представителей,

              закрепить знания характерных признаков представителей семейств, значения

              представителей семейств в сельскохозяйственной практике, народной медицине;

развивать дедуктивные способности обучающихся, умения работать в группах,

              проводить сравнительный анализ.

Оборудование: гербарии представителей семейств, рисунки, влажный препарат

«Клубеньки на корнях», фильм о вреде курения.

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся.

Ученики получают письмо: «Здравствуй, мой школьный друг Каплин! Ты помнишь друга юности Кретинина? Тебе, наверное, интересно будет узнать, как сложилась моя судьба после удаления с урока физики?

     Я много и долго путешествовал, и сейчас нахожусь в самом экзотическом уголке планеты. «Каком?» - смотр и не неделе «Клуб путешественников». Здесь обилие самых разнообразных растений. Но я испытываю, как обычно, трудности в их определении. Помоги, если сможешь! Вот какой вид я встретил:

- Растение с неправильными цветками, лепестков 5, но все разные, 5 сросшихся чашелистиков. Я и рисунок тебе сделал, и засушил (рисунок и гербарий гороха).  Да, еще что интересно: на корнях у них обнаружил какие-то штучки (влажный препарат). Плод растрескивается при созревании, местные аборигены употребляют его в пищу. Будь другом, определи семейство и напиши формулу цветка. Собери друзей и узнай у них, какие растения этого семейства они еще знают. Высылаю экземпляры (демонстрируются гербарии).

      Попроси еще описать систематическое положение какого-либо растения. А я всех сделаю соавторами в работе. Гонорар делим на всех!»

  1. Фронтальная работа. Учащиеся называют семейство, записывают на доске формулу цветка, называют представителей по гербариям. Описывают клубеньки на корнях гороха, рассказывают о значении клубеньковых бактерий.
  2. Формируются группы учащихся для дальнейшей работы:

1 группа получает письмо: «Мой любезный друг Лукин! Тебе с горячим приветом вместе посылаю я рисунки растений другого семейства. Предупреди ребят, что почти все экземпляры (прилагаю гербарии) ядовиты. Буду признателен Штатских с товарищами, если они прольют свет истины на название семейства и формулу цветка.

      А я прилагаю фрагмент фильма, чтобы жизнь вам медом не казалась (демонстрация фрагмента фильма о вреде курения, просматривают все учащиеся).

2 группа получает также письмо: « Друзья-одноклассники!» Даром время я, как помните, терять не привык. У вас образовались группы по интересам. И группе я тоже нашел занятие – определить семейства (рисунки прилагаю), назвать представителей и описать типы плодов по рисункам. Жду с нетерпением ответов. Ваш Владимир!».

  1. Работа учащихся в группах, сообщают о проделанной работе по очереди.
  2. Ученики получают очередное письмо: «Спасибо, выручили! Но тревожная мысль не дает мне покоя. Правда, что эти семейства все относятся к одному классу? Видимо, тропическая болезнь, не помню ни названия,  ни характерных признаков. Может быть, скажете все же, правда это или нет?»

Учащиеся проводят сравнительный анализ, выявляют общие признаки, характерные для класса Двудольные.

  1. Зачитывается фрагмент письма: «P.S. Я узнал здесь об удивительном семействе, которое назвал «сложноцветные». Кстати, в нем очень много растений из нашей средней полосы. Назовите мне их как можно больше, и благодарность моя не будет иметь границ!»

Учащиеся, пользуясь гербариями, называют растения семейства сложноцветные. Поясняют, почему растения относятся к одному семейству, выявляя общие признаки.

  1. Фрагмент письма: «Подсолнечник –самый удивительный представитель этого семейства. Недавно по радио я услышал, как много интересного о нем рассказала Аня. Если попросите, она и вам расскажете (сообщение ученицы). А самые любознательные в знак большой любви к науке могут дома еще расширить кругозор с помощью параграфа 47. Всем пока, до связи!».
  2. Учащиеся предлагают свои сообщения, подготовленные ранее, о представителях семейства.
  3. Контроль усвоения материала: учащиеся выполняют работу на индивидуальных карточках

примеры: карточка 1:

  1. Для какого семейства характерна формула цветка Ч4Л4Т4+2П1 ?
  2. Каковы типы плодов растений семейства пасленовые?
  3. Назовите представителей семейства Розоцветные?

Карточка 2:

  1. Какова формула цветка растений семейства пасленовые?
  2. Для каких семейств характерны типы плодов: а) стручок, б) ягода
  3. Назовите представителей семейств Крестоцветные и Пасленовые, охарактеризуйте, как они используются в медицине.
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление отметок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ» 8 КЛАСС.

Данная форма зачета поможет учителю всесторонне проверить знания и умения учащихся 8ого класса по теме "Первоначальные химические понятия"...

Размножение покрытосеменных растений. Класс Двудольные

Данный конспект урока помогает сформировать умение анализировать, обобщать, делать выводы относительно более высокой организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными; выявить черты усложнения ...

Итоговая работа на тему: " Использование элементов игровой технологии на уроках русского языка в 5 классе при изучении темы " Лексическое значение слова"

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы ...

Урок по химии, 8 класс «Первоначальные химические понятия», Дифференцированный зачет с использованием элементов игровых технологий

УРОК ТРЕБУЕТ НЕКОТОРОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ: ИНФОРМИРОВАНИЕ О ЗАЧЕТЕ ВЫВЕШИВАЕТСЯ ДЛЯ УЧЕНИКОВ ПЕРЕД ИЗУЧЕНИЕМ ТЕМЫ, ПОДГОТОВИТЬ ДИФФЕРЕЦИРОВАННЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ВЫБРАТЬ ПОМОЩНИОВ ИЗ СТАРШ...

Использование элементов игровых технологий на разных этапах урока математики

Основная цель работы-активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и интереса к предмету.  В этой статье показано использование игровых технолог...

Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».

Тема:  «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....