Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость) "Внутреннее строение рыб"
учебно-методический материал по биологии (8 класс)

Веселова Татьяна Петровна

Конспект дает представление о проведении занятия для обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx146.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект коррекционно-развивающего занятия для обучающегося с ОВЗ.

Возраст обучающегося:  Стихин Сергей (30.12.2005г.р.) и Иванов Александр (04.11.2004г.р.)

Класс    8

Наличие нарушения развития (ОВЗ) Стихин Сергей -  умственная отсталость легкой степени; Иванов Александр - умственная отсталость легкой степени

Длительность занятия 40 минут

Тема занятия: "Внутреннее строение рыб"

Цель занятия: закрепление и расширение знаний о строение рыб, их многообразии и жизнедеятельности.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные: закрепление и расширение знаний о внешнем строении рыбы, их многообразии; изучение внутреннего строения рыб, расширение словарного запаса;

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие умений сравнивать, обобщать, анализировать, коррекция развития памяти, внимания, мышления, приемов учебной деятельности, коррекция и развитие мелкой моторики руки, через упражнение собирание пазлов;

Коррекционно-воспитательные: формирование внутренней мотивации к изучению природных объектов, бережного отношения человека к живому миру.

Демонстрационный материал: живой экспонат рыбы  окуня речного, таблица "Строение рыбы".

Раздаточный материал: карточки, пазлы внешнее строение рыбы.

сигнальные карточки (красный, жёлтый, зеленый), таблицы-тренажёры, карточки

со словарными словами, карточки со словами трудными для прочтения, выставка

книгУшинск

Ход занятия

Этапы занятия,

задачи этапа

Содержание этапов,

деятельность дефектолога

Деятельность обучающегося

(особенности выполнения

заданий, характер речевых высказываний, ответы, отказ от выполнения, трудности и др.)

Организационный этап

(приветствие, организация внимания обучающихся)

Добрый день!  Я рада видеть вас. Надеюсь, что вы готовы на активную работу на уроке. Я желаю вам, чтобы на уроке у вас все получалось.

Обучающиеся хотят отвечать, но сомневаются в своих знаниях и поэтому переживают.

Повторение пройденного материала

Учитель в начале проговаривает основные тезисы внешнего строения рыб, многообразия их.

Работа по карточкам (учитель помогает при затруднении обучающихся)

Карточка 1

Рыбы –постоянные обитатели различных .....................

Снаружи тело покрыто......................, на поверхности, которой имеется ...................

Этот слой облегчает рыбам.............................в воде.

Рыбы плавают при помощи .....................и......................тела.

Многие рыбы питаются водными растениями, ........................,  .....................

Дышат все рыбы .........................при помощи .............

Слова для справок: водоемов, чешуей, слизь, в воде, кислородом, жабр, червями, личинками, плавников, изгибаний, скольжение.

Карточка 2

Соотнесите форму рыбы с ее названием, то есть подобрать каждой рыбке  свою форму тела.

Названия рыб записать в таблицу.

Вытянутая (стреловидная)

Торпедообразная

Кругообразная (шарообразная)

Сплюснутая

Плоская

Змееобразная

 Названия рыб: акула, фугу, карась, скат, щука, угорь.

Учитель  показывает обучающимся фотографии рыб.

Корректирует ответы обучающихся, при необходимости исправляет неправильные.

Карточка 3

Спинной, анальный обеспечивают рыбе устойчивость при движении. Хвостовой помогает рыбе передвигаться вперед, своеобразный  руль.

Грудные помогают рыбе поворачиваться в воде, совершать движения вверх вниз и в стороны. Брюшные помогают удерживать равновесие в вертикальном положении.

Плавники

Парные

Непарные

Грудные

_____

_____

_____

Спинной

____________
____________
___________

Брюшные

_____

____

___

Хвостовой

____________

____________

____________

Анальный

____________

____________

____________

Обучающиеся слушают,

 стараются проговаривать то, что знают.

Обучающиеся читают предложения, заполняют карточки, пишут недостающие слова, при затруднении выбирают их из перечня слов для справок.

Обучающиеся рассматривают фотографии рыб, читают их названия, размышляют о форме тела рыб, проговаривают свои ответы, записывают их в таблицу.

Совместная работа с учителем.

Обучающиеся читают предложения попеременно. Пытаются дать ответ на вопрос учителя о понимании прочитанного текста.

Заполняют таблицу в карточке.

Физкультминутка

А теперь мы  проведем физкультразминку. Вам нужно собрать пазлы внешнее строение рыбы.

https://diamondelectric.ru/images/2223/2222481/pazl_grat_sloji_kartinky_ribka_10_sht_1.jpg

Учитель подбадривает обучающихся, при

затруднении  помогает им.

Обучающиеся собирают пазлы,

отвлекаясь от работы на уроке.

Сообщение темы занятия

Ситуация: представь себе, что мама купила свежую рыбу в магазине, принесла домой и решила приготовить её на ужин. Как она будет её готовить к жарке?

То, что удалила мама из рыбы — это и есть внутренние органы.

 Сообщаю тему урока, записываю ее на доске.

Обучающиеся отвечают:

почистит от чешуи, обрежет плавники, вскроет рыбу и удалит то, что у неё внутри.

Записывают тему урока

в рабочую тетрадь.

Объяснение нового материала

А. Органы пищеварения.

Питаются рыбы водными растениями, червями, личинками насекомых. Есть среди рыб хищники. Они в основном поедают других различных рыб. Все рыбы захватывают пищу ртом. У других рыб на челюстях, окружающих рот, расположены загнутые назад

зубы. С их помощью рыбы удерживают схваченную добычу. Проглоченная пища по пищеводу поступает в желудок и кишечник, где переваривается. Не переваренные остатки пищи удаляются через анальное отверстие.

Б. Органы дыхания рыб.

Дышат рыбы растворенным в воде кислородом при помощи жабер- органов дыхания. Жабры расположены под жаберными крышками — крупными костными пластинками, находящимися

 позади глаз рыбы и защищающими жабры от повреждений. Рыбы заглатывают воду ртом и пропускают её через жабры. Вода омывает жабры и выходит наружу из-под жаберных крышек.

В. Органы кровообращения рыб.

Органы кровообращения рыб состоят из сердца и отходящих от них сосудов. Сердце рыбы находится в передней части тела. Движение крови по сосудам происходит благодаря сокращению сердца.(демонстрация таблицы)

Г. Органы нервной системы рыб.

Нервная система рыбы состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов. Головной мозг рыб находится в черепе и плохо развит, поэтому её поведение не отличается сложностью. Головной мозг постепенно переходит в спинной, который тянется вдоль позвоночника рыбы. От головного и спинного мозга отходят многочисленные нервы, связывающие внутренние органы рыбы между собой.

Д. Плавательный пузырь – это полупрозрачный мешочек, наполненный смесью газов и расположенный в брюшной полости над кишечником. Особый орган, который может обеспечить животному плавучесть, то есть способность не тонуть в воде.

Обучающиеся пробуют повести пальцем по рту предложенной рыбы.

Словарная работа:

проговаривание терминов-

 органы пищеварения, рот, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие.

Обучающиеся рассматривают

жабры предложенной рыбы.

Словарная работа:

проговаривание терминов-

жабры, жаберные крышки.

Обучающиеся рассматривают таблицу

Словарная работа:

 проговаривание терминов — органы кровообращения, сердце, сосуды.

Обучающиеся рассматривают таблицу

Словарная работа:

проговаривание терминов-

нервная система, головной мозг, спинной мозг, нервы.

Физкультминутка

Физкультминутка обеспечивает кратковременный отдых обучающих и способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Обучающиеся выполняют комплекс упражнений, повторяя движения героев,

направленный на снятие мышечной усталости и эмоционального напряжения.

Закрепление материала

Рассмотрите рисунок рыбы и дайте ответы на вопросы:

https://fhd.multiurok.ru/e/1/c/e1ca01f578868b0878641cf07537a8c5cf167278/didaktika-ryby_5.jpeg

  1. Что обозначено на рисунке под цифрами 1-10?
  2. Как называются крупные пищеварительные железы рыб?
  3. Какие функции выполняет плавательный пузырь?
  4. Как называются сосуды, по которым кровь течет от сердца?
  5. Как называются сосуды, несущие кровь к сердцу?
  6. Сколько камер в сердце рыб? Как они называются?
  7. Какие отделы различают в головном мозге рыб?
  8. Чем представлены органы выделения рыб?

Задание: Соедини название системы и органов, входящих в неё

кровеносная        желудок, пищевод

                                                        пищеварение        сердце,  нервы                                

дыхательная            мозг,    сосуды                          

нервная             жабры,   кишечник                                    

Обучающиеся подписывают

рисунок  пробуют отвечать

 на вопросы, выполняют задание

Реализация поставленных задач

С поставленными задачами обучающиеся справились, были затруднения при изучении нервной системы.

Обучающиеся

пытаются дать его

оценку через рефлексию:

Стихин - все понятно,

Иванов - надо подумать

Подведение итогов занятия

Подведение итогов

Обучающиеся выслушивают

итоги урока

Оценка

Выставление оценок

Стихин С. за урок "4"

Иванов А. за урок "4"

Обучающиеся рады за свои результаты

Домашнее задание

стр.50-52 ответить вопросы 1-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 1 -4 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с задержкой психического развития» 5- 9 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с расстройствами аутистического спектра» 1 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...