Работа с одарёнными детьми
статья по биологии

Лунёва Елена Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы о том, как эффективнее учить школьников, какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi_detmi_.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

Лунёва Е.В. учитель биологии

МКОУ Орловская СОШ

Новоусманский район

Воронежская область

      Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребёнка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.

В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению.

Одна из важнейших задач развивающего обучения — активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно и критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание проявлять творческую инициативу.

Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в развивающем обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер. Развитие познавательной деятельности учащихся основывается на логических и методических приемах.

Рассмотрим значение некоторых логических приемов в развивающем обучении.

Постановка проблемы. Эффективность мыслительного процесса учащихся находится в прямой зависимости от того, как сформулирован основной вопрос или проблема. Если нечетко поставлена проблема, отсутствует главный вопрос, развитие мышления учащихся значительно затруднено. Их знания остаются на уровне формального усвоения учебного материала без умений группировать факты, определять и вычленять в них главное, существенное.

Различные формы развивающего обучения, в том числе лабораторные, практические занятия, экскурсии, способствуют успешному решению школьниками выдвинутой перед ними проблемы.

Сравнение. Этот логический прием широко используется в преподавании биологии. Изучение биологических закономерностей невозможно без сравнения объектов, явлений, процессов. Чтобы понять сущность биологического явления, его необходимо сравнить с другими явлениями и процессами. Однако использование приема сравнения с целью познания биологических закономерностей часто вызывает трудности у школьников. При сравнении выявляются не только отличия сравниваемых объектов, но и черты их сходства. Различие дает возможность установить многообразие явлений природы, а сходство — выявить их общность.

Следует обратить внимание учащихся на то, что именно на основе определения общего в явлениях живой природы открыты ее закономерности и сформулированы законы.

Учащиеся нередко пытаются сравнивать явления несравнимые. В связи с этим школьникам необходимо объяснить, что основа для сравнения — одномерность явлений. Так, орган сравнивается с органом по строению или функциям, вид — с видом, тип — с типом.

Обобщение — один из логических приемов, который имеет определяющее значение среди других, способствующих решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемом нужно расширить систему творческих заданий, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими для доказательств и обоснований.

В средних классах обобщение чаще всего заключается в том, чтобы свести отдельные факты в систему, позволяющую видеть в разрозненном — целое. Так, в разделе «Животные», необходимо, в частности, сформировать у школьников умение выделять у рассматриваемых представителей признаки, общие для типа или класса животных, давать им общую характеристику, уметь по признакам определять соответствие типу, классу, отряду.

Выявление признаков. Данный прием также основан на анализе и синтезе в мыслительной деятельности. Школьник по ряду известных ему признаков может определить их в другом объекте и сделать соответствующий вывод. Этот прием требует активной мыслительной работы, обобщения на основе синтеза известных фактов, их сопоставления.

Знания на уровне только фактов отражают лишь условие конкретного явления без раскрытия его существа. Усвоение на уровне осмысливания зависимостей, характерных для различных фактов и явлений, приводит к широким обобщениям. Следующий, еще более высокий уровень усвоения — понимание общей закономерности, основанное на синтезе обобщенных понятий.

Анализ изучаемых фактов, явлений и постоянно меняющихся условий, в которых они проявляются, приводит к новым обобщениям. При этом условии формируется поисковый творческий характер мышления, что так важно для развития учащихся. Использование логических приемов необходимо при всех формах и методах развивающего обучения.

Быстрые темпы развития современной биологии требуют от учителя поиска методов, позволяющих обучать школьников на высоком научном уровне, соответствующем современному состоянию науки. Одним из способов формирования глубоких знаний и высокой познавательной активности является развитие логического мышления. Систематическая работа в этом направлении позволит учителю сформировать у ребят умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли в материале каждого урока, в параграфе учебника, в прочитанной книге; освободит детей от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению.

Начать формирование логического мышления нужно в младших классах, постепенно усложняя задачи. С этой целью необходимо, прежде всего, научить школьников работать с текстом, рисунками, вопросами, оглавлением учебной и научно-популярной литературы. Это позволит им самостоятельно и осмысленно усваивать учебный материал.

Овладев способами мыслительной деятельности, ученик получает возможность самостоятельно приобретать знания, расширять их, использовать на практике. Чтобы научить школьников рациональным способам мыслительной деятельности, необходимо знать пути формирования приёмов умственной деятельности – практический и теоретический – и целесообразно их использовать.

Приведу примеры различных способов формирования логического мышления, используемых в практике моей работы с одарёнными детьми: работа с научно – популярной литературой, работа с понятиями, составление логических схем, решение биологических задач, поисковая беседа, карточки – задания повышенного уровня сложности, работа с электронными пособиями, разработка и написание проектов.

Работа с одарёнными детьми требует развитию их творческих способностей.

Творческие способности – это высшее проявление способностей индивида. В познавательной деятельности в конечном итоге они выражаются в способности самостоятельно видеть проблемы, ставить вопросы и получать новые знания в процессе самостоятельной познавательной деятельности.

Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. При отсутствии таковой возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Важное условие развития образовательной мотивации на каждой ступени взросления школьника — принятие его как личности со стороны сверстников, родителей, учителей. Большое влияние на выработку образовательной мотивации оказывает ситуация успеха, ощущение учеником собственного развития, что во многом зависит от личности учителя, оказывающего повседневно влияние на учащихся. В связи с этим учителя должны шире использовать такие формы работы, которые позволяли бы учащимся проявить собственную активность, наиболее полно реализуя свои знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...