Применение инновационных педагогических технологий на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО
статья по биологии

Лунёва Елена Валерьевна

В статье рассматриваются пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с  использованием различных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vgpu_seminar.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение инновационных педагогических технологий  на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО»

Лунёва Е.В. учитель биологии

 МКОУ Орловская СОШ

 Новоусманский район

Воронежская область

   В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколения. В основе ФГОС нового поколения лежит системно - деятельностный подход, задача которого научить учеников пользоваться  знаниями в своей учебной  и повседневной деятельности. Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса – использование педагогических технологий.

   Роль учителя заключается в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик. Учитель должен организовывать и управлять учебной деятельностью ученика. И реализовать это можно, используя различные педагогические технологии. Именно использование педагогических технологий позволяет приобрести учителю новые возможности воздействовать на традиционный педагогический процесс обучения и повышать его эффективность. Современные педагогические технологии – основной механизм развития творческого мышления школьника в процессе обучения.

   Приведу примеры педагогических технологий, используемых в практике моей работы.

   1. Проблемно – развивающая технология обучения.

   Наиболее полно принципы развивающего обучения реализуются в технологии проблемного обучения, которая обязательно включает в себя систему проблемных задач различного уровня сложности. Суть её состоит в том, что учитель не сообщает знания в готовом виде, но ставит перед учащимися проблемные задачи, побуждающие их искать пути и средства решения. В процессе решения задач в ходе проблемно – исследовательской деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, интерес к познанию.

   2. Игровые технологии обучения.

   Их использование позволяет удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование социальных компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся. Посредством игры быстрее идёт возбуждение познавательного интереса. В процессе игры у ученика есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку. В ходе игры активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.

   3. Технология проектного обучения.

   Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта. Технология проектного обучения востребована в практике работы учителя,  поскольку он продолжает активный поиск приёмов развития творческого потенциала учеников. Используются разные виды проектов:

- информационные поисковые проекты – предлагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата;

- исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей её решения, выдвижение гипотез;

- продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, модели, рисунка и т.д.;

- драматизационные – создают условия для игрового моделирования;

- практико – ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

   Общее во всех типах проектов – вовлечение учащихся в коллективную деятельность. Однако проектное обучение и личностно ориентировано, оно позволяет школьникам учиться  на собственном опыте и опыте других, стимулирует их познавательный интерес.

  4. Новые информационные технологии.

   Под новыми информационными технологиями (НИТ) в образовании понимают образовательные технологии с использованием компьютеров. В настоящее время выделяют три взаимосвязанных области применения НИТ в образовании: обеспечение аудиторных занятий, электронные библиотеки, Интернет. НИТ выполняют следующие функции:

- информационно – справочное обеспечение занятий;

- моделирование и демонстрация объектов, явлений и процессов, которые невозможно показать с помощью традиционных средств обучения;

- производство измерений, имитация средств измерений и выполнение рутинной части обработки результатов измерений;

- обеспечение игровых форм занятий;

- отработка различных образовательных действий;

- контроль и оценка уровня подготовки учащихся.

   Использование НИТ в образовании изменяет характер, место и методы совместной деятельности учителя и учащихся. Поэтому при использовании НИТ складывается новая модель обучения: «учитель – посредник (НИТ) – учащийся».

   Главной отличительной чертой использования НИТ в биологическом образовании является перераспределение потоков информации на занятии. Диалог учителя с учащимися опосредован цифровым образовательным ресурсом, выступающим в роли третьего компонента образования, индивидуализированного для каждого школьника. При этом учащийся превращается в активного участника образовательного процесса. Активная деятельность учащегося приводит к значительному повышению его мотивации, стимулирует активную поисковую познавательную деятельность.

    5. Технология адаптированной системы обучения.

   Ведущим видом деятельности в адаптированной системе обучения является самостоятельная работа учащегося, осуществляемая на каждом учебном занятии за счёт её совмещения с индивидуальным обучением преподавателем каждого учащегося.

   Индивидуальный стиль работы школьника наиболее успешно формируется в процессе организации и проведения поисковой самостоятельной работы, которая осуществляется в процессе учебного занятия и подготовки домашнего задания. Образовательный процесс в современной школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт.

   6. Личностно - ориентированные технологии.

   Технологии этого типа предусматривают преобразование суперпозиции учителя и субординированной позиции ученика в личностно – равноправные позиции. Такое преобразование связано с тем, что педагог не столько учит и воспитывает, сколько стимулирует ученика к психологическому и социально-нравственному развитию, создаёт условия для его самодвижения. Мера эффективности личностно-ориентированных педагогических технологий зависит от того, в какой степени представлено в их целевом компоненте развитие человека, как учтены его индивидуально – психологические особенности, перспективы, объективное поведение и субъективное отношение к миру, людям, самому себе. Основными особенностями технологии являются:

- построение индивидуальных гибких самообразовательных программ для каждого ученика;

- диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программной деятельности по личностному развитию учащихся с учётом мотивации деятельности и индивидуальной избирательности к содержанию, формам работы, готовности к саморазвитию.

   Методической основой технологии личностно-ориентированного развивающего процесса является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.

   Позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» саморазвития учащихся, инициирование личностного опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости каждого учащегося в коллективе.

   7. Технология коллективного способа обучения.

   Технология коллективного способа обучения – выполнение самостоятельной работы в парах сменного состава «учитель – ученик». При коллективной форме работают пары по очереди друг с другом, причём пары имеют не постоянный, а переменный состав. Получается, что все учат каждого и каждый учит всех. Важно, что работа в паре не может быть неэффективной, потому что, если слушатель единственный, то он не может не слушать партнёра, поскольку последний не только обучает, но и контролирует результат работы обучаемого, затем ученики меняются ролями.

8. Технология группового способа обучения.

   Технология группового способа обучения – выполнение группового задания для самостоятельной работы на определённых этапах процесса обучения. При групповых занятиях учитель или ученик – консультант учит сразу несколько человек.

9. Здоровьесберегающие технологии.

   Среди здоровьесберегающих технологий, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

- медико – гигиенические технологии;

- физкультурно – оздоровительные технологии;

- экологические здоровьесберегающие технологии;

- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- здоровьесберегающие образовательные технологии, которые подразделяются на три подгруппы:

- организационно – педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого – педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников; сюда же относится и психолого – педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно – воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно – воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

   Здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.

   10. Технология развития критического мышления.

   Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя

   Согласно данной технологии процесс обучения складывается из трёх этапов: вызов – реализация смысла (осмысление содержания) – рефлексия (размышление).

   11.  Вузовская технология обучения: семинарские занятия.

   Эффективность семинарских занятий во многом зависит от качества предшествующих семинару лекций учителя и самоподготовки старшеклассников.

   Семинарские занятия – организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

   Структура семинарских занятий может быть различной. Она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к самостоятельной работе. В практике обучения общей биологии семинары традиционно организуются с целью повторения и обобщения знаний.

   С целью активизации мыслительной деятельности школьников, пробуждения у них интереса к обсуждаемому вопросу, целесообразно включение в семинар элементов новизны, а именно:

 - тщательно продуманный подбор новых по формулировке и обобщающих по смыслу вопросов;

 - приведение новых интересных фактов;

 - использование новых наглядных и технических средств;

 - применение информационных технологий обучения.

   Семинарские занятия могут проводиться в форме дискуссий, обсуждение рефератов и докладов, использование «мозгового штурма» и деловой игры, в форме семинара – исследования, семинара – выставки, рефлексивного семинара.

   Таким образом, результатом технологии обучения является модель учебного процесса – продуманная во всех деталях форма совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. Технология обучения предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго п...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...

Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Применение эвристической технологии на уроках литературы в условиях реализации ФГОС

На примере изучения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»...

Использование педагогических технологий ТРИИК на уроках биологии в условиях реализации ФГОС

Тема урока: «Как человек изменил Землю»Предмет: биологияУМК: «Живой организм» (линейный принцип построения)Класс: 5 классКоличество часов: 1...

Применение компетентностных заданий на уроках физики в условиях реализации ФГОС

Применение компетентностных заданий на уроках физики в условиях реализации ФГОС. Применение конструктора Ильюшина - Блума для создания компетентностных заданий....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»

Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....