рабочая программа 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Бабаева Жанна Михайловна

рабочая программа 10- класс11  класс в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа 10-11 класс113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа:

Программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Под ред.Пономаревой И.Н. Гуманитарный профиль -  Вентана-Граф

Учебник

«Общая биология» 2017 г.

Авторы: И.Н. Пономарева

О.А. Корнилова

              Т.Е. Лощилина

Количество часов в неделю:

  • по программе: 1

  • по учебному плану школы: 1

  • практические работы, лабораторные работы: 3ч

                                                                                                 

           демонстрационный эксперимент: _______________

                                                                                     (количество)

 

  • контрольные работы: 2

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии со Стандартом среднего (полного) общего образования по биологии на базовом уровне, рассчитано на 1 ч в неделю, 34 часа в год.

Учебник представляет достижения биологических наук в принципиально новом построении учебного курса общей биологии. Впервые в школьной практике свойства живой материи рассматриваются на разных уровнях ее организации: биосферном, биогеоценотическом, популяционно-видовом, организменном, клеточном и молекулярном. В курсе 11 класса представлены три уровня - организменный, клеточный, молекулярный. Учебный материал разделен на три образовательных компонента: основное ядро знаний (соответствует обязательному образовательному стандарту), материал для классов общеобразовательного профиля, материал для классов гуманитарного профиля. Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. Биология как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники школы, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека,  его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

        Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка. Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа по биологии для учащихся  11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры. Программа курса «Биология» для учащихся 11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий. Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде. Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны: знать

  •  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

1. Организменный уровень организации жизни (15 ч)

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Типы питания организмов: гетеротрофы и автотрофы. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Размножение организмов — половое и бесполое — и его значение. Основные понятия генетики. Гены и признаки. Изменчивость признаков и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы — изменение генов и хромосом.

Хромосомная теория наследственности. Методы генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закон Т. Моргана. Теория гена. Взаимодействие генов. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Образ жизни и здоровье человека. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний.

 Бактерии, их разнообразие и значение в природе. Царство вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе.

2. Клеточный уровень организации жизни (10 ч)

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Основные положения учения о клетке. Химический состав клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Структура и функции клеток и внутриклеточных образований. Ядро. Хромосомы, их структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Многообразие клеток и тканей. Особенности клеток прокариот и эукариот. Клеточный метаболизм и роль ферментов в нем. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Деление клетки. Подготовка клетки к делению. Клеточный цикл жизни. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различия митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках.

3. Молекулярный уровень проявления жизни (7 ч)

Молекулярный уровень жизни и его особенности. Основные биополимерные молекулы живой материи. Их роль в клетке. Строение и свойства ДНК как носителя наследственной информации. Ген. Генетический код. Редупликация ДНК.

Процессы биосинтеза в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах.

4. Заключение (1 ч)

Обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема блока

К-во

 ч.

Тема урока

Понятия

Контроль

Дата

1.Организменный уровень орг-ции жизни

(18ч)  

1

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе(§1)

Организм.уровень

Работа с текстом учебника

2

Организм как биосистема(§2)

Биосистема,одноклет.многоклеточные,органоиды,вид,

популяция,гуморальная регуляция,фитогормоны,

нерв.регуляция

Работа с текстом учебника

3

Жизненные процессы организма от рождения до смерти-онтогенез(§6)

пиноцитоз,фагоцитоз,

движение,поведение

Работа с текстом учебника

4

Размножение организмов: половое и бесполое(§8)

бесполое,

половое,клонир-ние

Работа с текстом учебникатест

5

Основные понятия генетики. Хромосомная теория и теория гена(§9)

наслед-ть,изменч-ь, генотип, фенотип

Работа с текстом учебникатест

6

Изменчивость признаков организма и её типы(§10)

генотипическая,модификационная,

онтогенетическая

Работа с текстом учебника

7

Основные генетические

Закономерности Л/р№1(§11)

моногибридная,дигибридная,полигибридная,доминантныйрецессивный,гетерозигота,

гомозигота, аллель, гипотеза частоты гамет

Работа с текстом учебника решение задач

8

Генетика пола и наследование, сцепленное с поломЛ/р№2(§13)

гомогаметы,

гетерогаметы, гены

Работа с текстом учебника решение задач

9

Наследств.болезни человека, их причины и профилактика(§14)

генные, хромосомные заболевания

сообщения

10

Этические аспекты применения генных технологий(§15)

этика, биоэтика,

Работа с текстом учебника

11

Мутагены, их влияние на организм человека(§16)

мутагены, мутагенез, мутации, генеративные, соматические мутации

Работа с текстом учебника

12

Генетич.основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции(«Пол»,§64; «Бел», §35,36)

селекция, сорт, порода, инбридинг, аутбридинг

Работа с текстом учебника

13

Основные факторы, формирующие здоровье человека(§17,18)

гомеостаз, наслед.

аномалии

Работа с текстом учебника

14

Роль жизнед-ти и творчества человека в обществе(§19)

семинар: Роль жизнед-ти и творчес-тва человека в обществе

15

Вирусные заболевания и профилактика заражения ими(§21)

вирусы, капсид,эндоцитоз,ОРВИ,бактериофаг,СПИД,вирусология,вакцина.  

сообщения

16

Лабораторная работа 3.Оценка возможных воздействий мутагенов на собств.организм.

17

Бактерии, их разнообразие и значение в природе.

Архебактерии,цианобактерии, гниения,почвенные, болезнетворные

Работа с текстом учебника, с технолог.картой

18

Обобщающий урок по теме

 « Организменный уровень»

Обобщающий по теме  «Организменный уровень»

2.Клеточный уровень орг-ции жизни

(9ч)

19

Клеточ.уровень орг-ции живой материи и его роль в природе(§23)

суборганизменный,организация,структурные элементы.

Работа с текстом учебника

20

Клетка как этап эволюции живого в истории земли(§24)

прокариоты,эукариоты,

аэробы,ткани.

Работа с текстом учебника

21

Структура и функции клеток и внутриклеточ. образований(§26)

органоиды,включения

Работа с текстом учебника

22

Особенн-ти доядерных и ядерных клеток(§27)

прокариоты, эукариоты

Работа с текстом учебника

23

Деление клетки(§29)

митоз, мейоз

Работа с текстом учебника

24

Структура и функции хромосом. Современные представления о гене и геноме(§31)

хромосом, ген, трансляция, транскрип-ция, гомологичные, аналогичные, кариотип, полиплоидия

Работа с текстом учебника, сообщение

25

Достижения мед.генетики и биоэтические проблемы(§32)

биоэтика

дискуссия

26

Микробиология на службе человека(§39)

микробиоло-гия

Работа с текстом учебника

27

История развития науки о клетке. Клеточная теория. (§40)

цитология, сукцессион-ная гипотеза, симбиотичес-кая

семинар по теме №2

3.Молекулярный уровень проявления жизни

(6ч)

28

Молекуляр.уровень жизни и его особенности(§43)

молекулярный уровень, биомолекулы, полимеры, мономеры

Работа с текстом учебника

29

Основные биологич.молекулы живой материи(§44)

углеводы, белки, нуклеиновые кислоты

Работа с текстом учебника

30

Процессы синтеза в живых системах(§45)

фотосинтез, биосинтез белков

Работа с текстом учебника

31

Молекуляр.процессы расщепления в элементарных биосистемах(§46)

биологич.окисление, АТФ, ферменты, коферменты, витамины, гормоны

Работа с текстом учебника

32

Хим.загрязнение окруж.среды как глобальная экологическая проблема(§50)

пестициды, диоксин

Работа с текстом учебника, сообщение

33

Промежуточная аттестация

34

Время экологич.культуры(§51)

семинар по теме №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...