Урок биологии в 6 классе по ФГОС «Фотосинтез» (УМК Пасечник В.В.) Учитель: Абдрахманова Лира Ильдусовна
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Абдрахманова Лира Ильдусовна

На уроке "Фотосинтез" в 6 классе главное изучить процесс фотосинтеза, как биологического явления природы. 

Разобрать основные этапы данного процесса. Выявить его значение для всего живого на нашей планете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_fotosintez_6_kl_abdrahmanova_li.docx51.56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе по ФГОС «Фотосинтез»

(УМК Пасечник В.В.)

Учитель: Абдрахманова Л.И.

Тема урока «Фотосинтез»

Цель: Изучить процесс фотосинтеза, как биологического явления природы.

Задачи:

Образовательные: продолжить формирование понятия о способах питания растений; познакомить с воздушным питанием растений; раскрыть понятие «фотосинтеза»; выявить приспособленность растений к использованию света; сформировать знания об условиях  и особенностях протекания фотосинтеза.

Развивающие: развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.

Планируемые результаты обучения

Предметные: учащиеся узнают о способе получения растением веществ, из воздуха, необходимых для питания, об условиях протекания фотосинтеза, о роли хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.

Метапредметные: развитие умения фиксировать простейшие биологические эксперименты на основе наблюдений во время изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений, умения анализировать и объяснять их результаты.

Личностные: формирование экологической  культуры  на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов.

Основные понятия урока (биологические термины): фотосинтез, хлорофилл, хлоропласты, органические вещества.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок – исследование.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Оборудование урока: текстовый раздаточный материал, комнатные растения- пеларгония, герань, картофель, горячая вода, спирт, пинцет, раствор йода, лучина, таблица «Фотосинтез».

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация знаний (10 мин).

С каким важным свойством живых организмов вы познакомились на предыдущем уроке? Что такое минеральное питание? Какой орган растения осуществляет минеральное питание? Как происходит всасывание воды и минеральных веществ? Что такое почва? Чем определяется плодородие почвы? (Обучающиеся отвечают на вопросы).

Один ученик выполняет у доски схему «Виды удобрений» с последующим рассказом. Зачем нужно вносить удобрения? Как выявить недостаток удобрений? Как надо применять удобрения? (Отвечает на вопросы учителя).

  1. Изучение нового материала (20 мин).

Работа с текстом (приложение 1).

В 17 веке голландский естествоиспытатель Ван Гельмонт провел такой опыт. Он взял глиняный горшок, насыпал в него 80 кг предварительно высушенной почвы и посадил ивовую ветку весом 2 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не проникала пыль из воздуха. Растение поливал дождевой водой в течение 5 лет. Через пять лет иву выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 60 кг. Тщательно высушенная почва весила 79, 943 кг, т.е., вес ивы увеличился на 58 кг, а вес почвы уменьшился всего на 57 г. Каким образом ива добыла 58 кг органических веществ, из которых построила свой организм? (Если дети назовут, что из-за воды, сказать, что Ван Гельмонт тоже так думал, но последующие опыты ученых, это предположение не подтвердили!). 

Над этим вопросом ученые работали не одно столетие. И пришли к выводу: растения вырабатывают органические вещества сами. Этот процесс является едва ли не самым замечательным биологическим явлением, происходящим на нашей планете.

Благодаря ему существует все живое на Земле. Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть механизмы этого биологического процесса. Как называется этот процесс?

Как вы догадались, речь пойдет о фотосинтезе. (Записывается тема урока на доске).

Ребята, а что вы знаете об этом процессе? Как доказать, что этот процесс действительно существует и очень важен для растений? (выслушиваются варианты ответов учеников и составляется синквейн).

Какие вещества из окружающей среды растения поглощают, а что выделяют? Какая часть растительной клетки может отвечать за эти преобразования? (зеленые пластиды – хлоропласты). Откуда берется СО2 в атмосфере? (выдыхают живые организмы).

Если представить, что человек за сутки выдыхает 800-900 г СО2 , а за год 300 кг, а все человечество в атмосферу примерно 900 млн. т. кроме того СО2 поступает в атмосферу из почвы, вулканов, трещин Земли. Растения поглощают его, обеспечивая процесс воздушного питания.

Так вся растительность земного шара за год поглощается до 175 млрд. т., а выделяет О2 примерно 450млн.т.

Возникает вопрос, куда девается остальной газ, поглощенный зелеными частями растения? (образуется крахмал или другие органические вещества).

Как доказать его наличие?

Демонстрация опыта. Если на разрезанный картофель капнуть раствор йода – посинение, а если лист опустить в раствор йода, то результата нет. Это объясняется тем, что раствор йода не может проникнуть в хлоропласты. Нужно разрушить стенки хлоропластов и извлечь зеленый пигмент – хлорофилл.

Хорошим растворителем является спирт, поэтому опускаем срезанный лист пеларгонии в горячий спирт. Что наблюдается? (окрашивание спирта в зеленый цвет и обесцвечивание листа пеларгонии). Промываем в теплой воде обесцвеченный лист и опускаем в раствор йода. Что можно сказать сейчас? (окрашивание произошло).

Демонстрация опыта с частичным окрашиванием  листа герани. Для этого полоску из черной бумаги закрепить на листе растения, оставить его на 2-3 дня в темноте, а затем выставить на 2-3 дня на яркое освещение.

Почему, где была полоска бумаги окрашивания нет? (лучи солнца не попадали, значит крахмал образуется только на свету). Может ли фотосинтез происходить в темноте? (нет)

Во всех ли клетках листа образуются органические вещества?

 (опыт с геранью подготовить заранее!!!)

Как вы думаете, ребята, процесс фотосинтеза зависит от степени освещенности? В какое время дня СО2 накапливается больше в окружающей среде? (утром)

Значит утром, при достаточной освещенности после накопления СО2 и Н2О фотосинтез идет интенсивно.

Физкультминутка (1 мин).

Руки вверх и руки вниз, на носочки поднялись.

То присели, то пригнулись,

 И, опять же друг другу улыбнулись!

Итак, продолжим наш урок. Провели небольшой эксперимент (приложение 2).

Взяли растение  элодею и накрыли её воронкой в стакане с водой.  Далее поместили пробирку, наполненной водой и ярко осветили лампой. Вскоре увидели  выделение пузырьков газа.

В собранный газ внесли тлеющую лучину.

Лучина загорелась, значит газ в пробирке – газ О2.

Вывод: Фотосинтез – сложный процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование) (Обучающиеся записывают в тетради).

- Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека? (учитель зачитывает строки стихотворения и просит ответить на проблемный вопрос).

Фотосинтез идет на свету круглый год.

И он людям дает пищу и кислород.

Очень важный процесс - фотосинтез, друзья,

Без него на Земле обойтись нам нельзя.

Фрукты, овощи, хлеб, уголь, сено, дрова -

Фотосинтез всему этому голова.

Воздух чист будет, свеж, как легко им дышать!

И озоновый слой будет нас защищать.

4. Закрепление (10 мин).

Игра «Ромашка».

Учитель подносит ромашку, учащимся, на лепестках которой указаны понятия по данной теме, а ученик  говорит, что связано с этим понятием.

Например: хлоропласты - зеленые пластиды, лист - воздушное питание, СО2 - поглощается, хлорофилл - зеленый пигмент, крахмал - образуется, О- выделяется, свет - условие фотосинтеза.

Проверка знаний.

Выполнение тестового задания на листочках. (Далее взаимопроверка теста). 

  1. В процессе фотосинтеза происходит …

а) поглощение кислорода и выделение углекислого газа
б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

  1. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …
    а) снабжения им всех частей растения;
    б) выделения его во внешнюю среду.
  2. Первым изучил механизм роста растений…
    а) Д. Пристли;
    б) Ян Ван Гельмонт.
  3. Какие вещества необходимы для фотосинтеза?
    а) вода и углекислый газ
    б) кислород и углекислый газ
  4. Что способствует образованию крахмала в листьях?
    а) кислород и минеральные вещества;
    б) свет и вода.

Ответы:

  1. Б     2. А     3. Б     4. А    5. Б

5.Рефлексия (2 мин). 

Закончить предложение…

Сегодня на уроке:

  • Я узнал…
  • Самым трудным для меня было… 
  • Меня больше всего удивило….

Спасибо, ребята за работу на уроке, мне с вами было очень интересно работать.

Домашнее задание: § 9  читать, р/т с. 44 № 73, 74, 75, 76 (повышенной сложности).

Приложение 1.

В 17 веке голландский естествоиспытатель Ван Гельмонт провел такой опыт. Он взял глиняный горшок, насыпал в него 80 кг предварительно высушенной почвы и посадил ивовую ветку весом 2 кг. Поверхность почвы прикрыл, чтобы туда не проникала пыль из воздуха. Растение поливал дождевой водой в течение 5 лет. Через пять лет иву выкопали, очистили от почвы и взвесили. Ива весила 60 кг. Тщательно высушенная почка весила 79, 943 кг, т.е., вес ивы увеличился на 58 кг, а вес почвы уменьшился всего на 57 г.

Приложение 2.

Небольшой эксперимент с растением элодеей.C:\Users\ALEXEY\Desktop\ФГОС\урок по биологии\фотосинтез1.png

Взяли растение  элодею и накрыли её воронкой в стакане с водой.  Далее поместили пробирку, наполненной водой и ярко осветили лампой. Вскоре увидели  выделение пузырьков газа.

В собранный газ внесли тлеющую лучину.

Лучина загорелась, значит газ в пробирке – газ О2.

Вывод: Фотосинтез – сложный процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды при участии энергии солнечного света (от греч. «фото» - свет, «синтез» - образование) (Записать в тетради).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока биологии 5 класс по ФГОС

Урок выполнен с новыми требованиями ФГОС, в таблице: деятельность учителя, учащихся, метапредметные результаты....

рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"

рабочая программа по биологии 7 класс по ФГОС к УМК  Пасечник "Линия Жизни"...

рабочая программа по биологии 5 класс по ФГОС к УМК Пасечник "Линия Жизни"

рабочая программа по биологии 6 класс по ФГОС к УМК  Пасечник "Линия Жизни"...

Урок биологии 6 класс ФГОС Особенности строения семян однодольных растений ( В.В.Пасечник)

Урок биологии 6 класс (программа В.В.Пасечник, линия "Вертикаль"...

Рабочая программа по биологии 5 класс по УМК В.В. Пасечник ФГОС «Введение в биологию»

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной основной образовательной программой. Данная рабочая программа реализуется на основе уч...

Материалы к уроку по теме "Тип Иглокожие. Общая характеристика типа" в 7 классе. Учитель: Абдрахманова Лира Ильдусовна

Урок в 7 классе по теме «Тип Иглокожие. Общая характеристика типа». Учитель: Абдрахманова Л.И. (презентация к уроку)...