Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
методическая разработка по биологии (9 класс)

Зарипова Светлана Владимировна

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ek_9_klass.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2

(полного дня художественно – эстетического направления)»

г. Сарапула Удмуртской Республики

«Утверждена»

Директор школы

________/Марьина       Г.С./

Приказ №______________

«____» _______________201___г.

«Согласована»

Заместитель директора по НМР

_______________Е.В.Деветьярова

Рассмотрена на заседании

методического объединения

протокол № ___ от________

        

Рабочая программа

Элективного курса по биологии

 

 «Подготовка к ОГЭ по биологии»

в 9 классе

Составитель:   Зарипова С.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа  элективного курса «Подготовка к ОГЭ по биологии» составлена  на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (с изменениями на 29 июня 2017 года);

-Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

- авторской программы  5—9 классы: рабочая программа к линии   УМК под ред. В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М.: Дрофа, 2017. — 54, [1] с.

- Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Биология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

        Альберт Эйнштейн говорил о необходимости изучения живой природы так: «...мы хотим не только знать, как устроена природа (и как происходят природные явления), но и по возможности достичь цели, может быть, утопической и дерзкой на вид, - узнать, почему природа является именно такой, а не другой. В этом ученые находят наивысшее удовлетворение».

       Биология является одним из наиболее часто выбираемых предметов, и перед учителем встаёт проблема подготовки обучающихся к экзамену. Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по биологии» поможет решить эту проблему, но как определить уровень знаний, необходимый для поступления на профильное обучение?

         Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, которая необходима специалистам многих современных отраслей производства, здравоохранения, сельского хозяйства. Для достижения данных целей, необходимо систематизировать знания, полученные учащимися при изучении биологических дисциплин.

       

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.

Учитывая это, были определены  следующие задачи курса:

  1. систематизировать и углубить  знания по основным биологическим  дисциплинам: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;
  2. развить познавательный интерес к предмету в ходе  выполнения  практической  работы, самостоятельной деятельности;
  3. сформировать желание в приобретении новых знаний и способах их получения путем самообразования;
  4. сформировать знания, необходимые для профессиональной ориентации учащихся.

Анализируя результаты государственного экзамена по биологии проводимого в 9-х классах на протяжении  нескольких лет, необходимо обратить внимание при дальнейшей подготовке учащихся на углубление и закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения. По таким разделам как:  химическая организация клетки; биосинтез белка; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма, особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза. Характеристика растений отдела покрытосеменных отличие спорофита от гаметофита, классов позвоночных животных, а также взаимосвязь организмов между собой  и окружающей средой.

 Особое внимание следует уделить формированию у учащихся умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, уметь формулировать выводы на основе знаний биологических явлений и закономерностей.

 В ходе элективного курса необходимо уделять особое внимание на формирование предметной компетентности (природоохранной, здоровье сберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

Место элективного курса в  учебном плане

Элективный курс для учащихся 9 класса «Подготовка к ОГЭ по биологии»  входит в образовательную область «Биология» и является компонентом образовательного учреждения. Программа рассчитана на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю.

Планируемые результаты элективного  курса

Учащиеся: научатся объяснять биологические закономерности, присущие живым организмам.

Учащиеся будут уметь объяснять:  роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);

      - роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

      - взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;

      -необходимость защиты окружающей среды;

     - родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме.

Учащиеся приобретут навыки:

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации.

Содержание программы  

 

п\п

Наименование раздела/темы

Образовательный продукт            

Количество часов

Раздел 1. Многообразие организмов.

1.      

Многообразие организмов.

Конспект

2

2.

Царство растений

Конспект, сравнительный анализ растений разных отделов, их строение и размножение

15

3.

Царства бактерий, грибов, лишайников.

Составление таблицы. Сравнительный анализ организмов, относящихся к разным царствам, особенности  их строения и размножения.

2

4.

Царство животных.

Составление таблицы, сравнительный анализ животных разных типов,  особенности их строения и размножения.

9

Раздел II.  Надорганизменные системы

5.

Вид и популяции 

     Презентация. Вид и популяции. 

2

6.

Экосистемы.

     Презентация по темам: экосистема, биогеоценоз, его структура. Сукцессии. Саморазвитие экосистем. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема.

5

Итого:

34 ч.

Календарно-тематическое планирование 9 класс

 п/п

Наименование  разделов,

тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности      учащихся

Раздел I. Многообразие организмов.

Тема 1. Многообразие организмов.

1

Многообразие организмов.

1

Характеризовать основные систематичес-кие категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Сходство и различие животных и растений.

2

Структурные элементы организмов.

1

Объяснять строение и жизнедеятельность клеток.

Сравнивать строение и функции клеток эукариотических организмов (животные, растения грибы,). Особенности строения тканей  растений и животных.

Тема 2. Царство растений

3

Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов.

1

Объяснять взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы органов растений, вегетативные и генеративные органы растений.

4

Основные процессы жизнедеятельности растительного организма.

1

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

5

Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.

1

Сравнивать сходство и отличие биогеоценозов от экосистем. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.

Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.

6

Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей.

1

Определять отделы растений. Водоросли – самые простые растения.

7

Особенности строения и размножения мхов.

1

Объяснять особенности строения и размножения водорослей, их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме.

8

Папоротникообразные, их свойства.

1

Давать характеристику папоротникообразные, их свойства. Объяснять морфологические особенности плаунов, хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана, усложнение вегетативных органов высших споровых.

Давать сравнительную характеристику с семенными растениями.

9

Отдел Голосеменные, их особенности.

1

Характеризовать отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие, среды обитания, распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

10

Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных.

1

Объяснять особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие, среда обитания. Объяснять значение цветковых в природе и жизни человека.

11

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.

1

Объяснять отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Отличия семейства однодольных и двудольных растений.

12

Многообразие растений и их происхождение.

1

Знать многообразие растений и их происхождение.

13

Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира.

1

Знать доказательства исторического развития растений, основные этапы в развитии растительного мира. Объяснять результаты эволюции растений, сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

14

Возникновение фотосинтеза.

1

Объяснять возникновение фотосинтеза. Космическую роль растений.

15

Выход растений на сушу.

Усложнение растений в процессе исторического развития.

1

Объяснять выход растений на сушу. Приспособления растений к наземно-воздушной среде обитания, усложнение растений в процессе исторического развития.

Тема 3. Царства бактерий, грибов, лишайников.

16

Строение и жизнедеятельность прокариот.

1

Характеризовать Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Знать бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.

17

Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников.

1

Характеризовать царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Уметь объяснять симбиотические организмы – лишайники. Место грибов в системе органического мира.

Тема 4. Царство животных

18

Особенности строения и жизнедеятельности растений и животных. Систематика животных.

1

Объяснять основные отличия растений и животных. Систематику животных.

19

Общая характеристика простейших.

1

Характеризовать особенности строения простейших, процессы жизнедеятельности.

( движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование).

20

Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных.

1

     Объяснять особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных – кишечнополостные. Давать характеристику бесполого и полового размножения гидроидных и сцифоидных. Их роль в природных сообществах.

21

Трехслойные животные. Типы червей, их особенности.

1

Выделять существенные признаки трехслойных животных, типов червей, их особенности. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитическому образу жизни.

22

Тип Членистоногие: особенности строения и развития.

1

Давать характеристику животным типа Членистоногие: особенности строения и развития.

23

Многообразие членистоногих, их систематика.

1

Уметь приводить примеры многообразия классов членистоногих. Характеризовать биологические особенности, среды обитания, образ жизни, размножение и развитие.

24

Тип Хордовые: особенности строения и развития.

1

Характеризовать Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе.

25

Тип Хордовые. Эволюционное усложнение дыхательной и кровеносной систем.

1

Объяснять эволюцию хордовых. Эволюционное усложнение дыхательной и кровеносной систем.

26

Эволюционное усложнение пищеварительной, выделительной и нервной систем.

1

Знать, характеризовать эволюционное усложнение пищеварительной, выделительной и нервной систем

27

Эволюция животного мира. Доказательства эволюции.

1

Характеризовать эволюцию животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Приводить примеры сравнительно-анатомических доказательств.

Объяснять эмбриологические и палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Раздел II. Надорганизменные системы

Тема 1. вид и популяции

28

Микроэволюция. Видообразование.

1

Характеризовать процессы микроэволюции. Объяснять  видообразова-ние, возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособ-ленность видов как результат действия естественного отбора.

Объяснять значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

29

Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс.

1

Понимать процессы макроэволюции. Знать биологический прогресс и регресс. Соотносить микро- и макроэволюции. Определять усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Тема 2. Экосистемы

30

Экосистемы. Биогеоценоз, его структура.

1

Давать определение. Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.

31

Сукцессии.

1

Давать определение понятию сукцессия. Характеризовать саморазвитие экосистемы. Понимать равновесие в экосистемах, типы равновесия. Значение экологической сукцессии.

32

Агроэкосистемы.

1

Давать определение понятию агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.

33

Биосфера - глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости.

1

Давать определение понятию биосфера – глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Знать роль человека в биосфере. Объяснять экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

34

Итоговое тестирование.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по биологии.» 10 класс.

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения би...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ЕГЭ"

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 класса, сдающих ЕГЭ по биологии. Программа расчитана на 1 час в неделю. Она разработана для полного освоения программы по биологии за курс 6-11 класс....

Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1

Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются  в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....

Рабочая программа курса по выбору по биологии 9 класс "Биология в вопросах и ответах"

Курс по выбору по биологии рассматривает темы направленные на повторение разделов растения и животные, стороение клеток животных и растительных организмов и их деление....

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Рабочая программа курса по выбору "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию", 11 класс

Рабочая программа курса по выбору "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию", 11 класс. Пояснительная записка и поурочно-тематическое планирование....