Разработка урока по теме: "Ферменты"
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Батодоржиева Баирма Николаевна

Конспект урока по теме:"Ферменты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fermenty.docx29.16 КБ
Файл prilozhenie.docx513.73 КБ
PDF icon fermenty_-_biologicheskie_katalizatory.pdf1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Биологические катализаторы»

Предмет биология (базовый уровень)
Класс 9
Автор УМК
В.В. Пасечник
Тема урока 
«Биологические катализаторы»
Тип урока 
Уроки «открытия» нового знания

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, оборудование для проведения лабораторного опыта и материалы (картофель, мясо, пероксид водорода (Н2О2).

Этапы урока

Цель

Прием

УУД

1 этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Орг. Момент.

Здравствуйте!

Скажите мне, сегодня вы с утра покушали?

-Да.

Как вы думаете, что происходит с пищей, которую вы съели?

-Расщепляется.

А под действием чего происходит расщепление пищи?

-Ферментов.

Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
Познавательные:
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,

2этап актуализации и пробного учебного действия

Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Посмотрите на фотографии. Как вы думаете какие функции белков изображены на фотографии?

 Как вы думаете на каком фотографии изображено то, с чем связано расщепление пищи?

-Биологический катализатор.

Эти слова одинаковы по смыслу или нет? Вы еще не уверены в этом?

Познавательные:
- поиск и выделение информации,

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- умение  строить речевое высказывание,
Регулятивные:
- планирование своих действий

3этап выявления места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

…….. (имя ученика) назови, что мы должны узнать, обсуждать, выяснить.

Значит, тема нашего урока: «Ферменты – биологические катализаторы»

Какие вещества, мы можем назвать ферментами? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны все время смотреть на этот вопрос.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

4этап построения проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
м нужно построить и чему научиться)

План урока:

  1. Группа - Катализ, катализатор- что это?
  2. Группа – Строение ферментов, их специфичность.
  3. Группа - Свойства ферментов, зависимость от температуры.
  4. Группа - Свойства ферментов, зависимость от рН среды

Способ деятельности - работа в группах

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

5этап реализации построенного проекта

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Лабораторный опыт

«Открытие фермента каталазы»

Цель. Доказать присутствие ферментов в животных и растительных клетках.

Оборудование и реактивы.

Штатив с пробирками, стакан с Н2О2 (3%-й р-р), песок, ткани растительные и животные.

Ход работы

Задание 1. Читаем информацию

Ферменты содержатся в каждой животной и растительной клетках

Выполнить практическую часть.

1.Прилейте по 2 мл Н2О2 в четыре пробирки с:

а) сырым мясом;

б) с сырой морковью;

в) сырым картофелем;

г) песком.

Наблюдаем происходящее. И записываем результат в таблицу.

Почему наблюдалось расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками сырого картофеля и мяса, а в пробирке с песком не наблюдалось? Ответ: Потому что в сырых мясе и картофеле есть фермент каталаза. А в неживых субстратах (песок) ферментов нет.

Задание 2. Читаем информацию

Ферменты содержатся в каждой животной и растительной клетках

Выполнить практическую часть.

1.Прилейте по 2 мл Н2О2 в две пробирки с:

а) целым кусочком сырого картофеля

б) с измельченным сырым картофелем;

Наблюдаем происходящее. И записываем результат в таблицу.

В какой пробирке вы наблюдаете ускорение реакции. Ответ: Во второй пробирке с измельченным сырым картофелем тк поверхность соприкосновения веществ увеличивается.

Задание 3. Читаем информацию

 Активность фермента очень высока: при 0 °С – 1 молекула катализатора разлагает за 1 секунду до 40 000 молекул Н2О2.

Выполнить практическую часть.

1.Прилейте по 2 мл Н2О2 в четыре пробирки с:

а) сырым мясом;

б) вареным мясом;

в) сырым картофелем;

г) вареным картофелем;

 Наблюдаем происходящее. И записываем результат в таблицу.

Почему расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками вареного картофеля и мяса не наблюдалось? Ответ: Фермент каталаза — это вещество белковой природы и при варении мяса и картофеля происходит денатурация белков (разрушение).

Задание 4

Выполнить практическую часть.

1.Прилейте по 2 мл Н2О2 в две пробирки с:

а) сырым картофелем;

б) сырым картофелем;

 в первую пробирку добавьте несколько капель уксуса.

Наблюдаем происходящее. И записываем результат в таблицу.

Почему наблюдалось расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками сырого картофеля без добавления уксусной кислоты, а во второй не наблюдалось? Ответ: Активность ферментов зависит ещё от pH среды

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
Установление причинно-следственных связей.

6.этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,

7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Тест

 Выбери правильный ответ:

1. Ферменты – это катализаторы:

а) углеводной природы;
б) белковой природы;

в) неорганической природы;
г) липидной природы.

2. Участок молекулы фермента, отвечающий за присоединение вещества:

а) каталитический центр;
б) субстратный центр;
в) аллостерический центр;
г) активный центр.

3. Почему под влиянием высокой температуры ферменты теряют свою активность?

а) понижается активность субстрата;

б) изменяется пространственная структура молекул;

в) изменяется содержание ферментов в клетке.

4. При какой температуре наступает оптимальная активность ферментов у животных?

а) 40-50˚;

б) 30-40˚;

в) 50˚.

5. Что происходит с ферментом при его взаимодействии с субстратом?

а) фермент мутирует;

б) фермент не изменяется;

в) фермент превращается в новое вещество.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

8. этап включения в систему знаний и повторения

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громко речевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

9. этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Домашнее задание

Выставление оценок.

«Шкатулка». Соберите в шкатулку все, что необходимо вам с вашей точки зрения, все, что поможет вам в изучении следующей темы: «Нуклеиновые кислоты».

На следующем уроке обсудим ваши вложения.

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.

Самоанализ урока по теме: «Ферменты»

 В 9Б классе 19 учащихся. На уроке присутствовало: 20 учащихся.  Класс организованный, работоспособный. По мотивации к учению и способностям класс можно поделить на две равные группы. Одни отличаются старательностью, умением самостоятельно искать информацию и активностью на уроке, другие могут работать только по шаблону или совсем не могут. По тематическому плану это третий урок в теме «Молекулярный уровень».

Цель урока: изучить особенности строения и свойств ферментов.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания учащихся об особенностях строения и свойств ферментов

Развивающие: развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении используя для этого проблемные ситуации

- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы 

Воспитательные: воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в группе. Формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим.

Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока.

Тип урока определяет его структуру.

Уроки «открытия» нового знания:

Структура урока:

1. этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2.  этап актуализации и пробного учебного действия;

3. этап выявления места и причины затруднения;

4.  этап построения проекта выхода из затруднения;

5. этап реализации построенного проекта;

6.  этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8. этап включения в систему знаний и повторения;

9. тап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Урок соответствует требованиям ФГОС. Все части логически связаны между собой, дидактические задачи на этапах урока были выполнены.

На уроке были использованы следующие

Методы: проблемный, наглядный, словесный метод обучения, исследовательский метод;

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ составляющая урока: презентация в программе Jamboard 

ЦЕЛЬ использования мультимедийного компонента: повышение мотивации учащихся к учению, систематизация материала.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

        В ходе урока реализуются этапы современного урока ФГОС.

На первом этапе - этапе мотивации - была проведена мотивация через постановку жизненного вопроса.

        На каждом этапе были сформированы намеченные УУД.

        Активность обучающихся была достаточно высокой. Смена видов деятельности была оптимальной для возраста учащихся. Таким образом был учтён здоровьесберегающий компонент. Темп учебной деятельности соответствовал поставленным задачам. Плотность урока достаточная. Атмосфера на уроке была доброжелательная, удалось создать положительный эмоциональный фон, стимулирующий деятельность учащихся.

        Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Задания обеспечивали занятость всех школьников с учетом их способностей.

        Контроль и коррекция знаний ненавязчиво осуществлялась на всех этапах урока в зависимости от ситуации.

        Материал урока усвоен учащимися в достаточном объёме, дана перспектива для дальнейшего обучения. Следовательно, задачи урока реализованы в полном объёме. Считаю, что урок достиг цели, результативен, так как обучающиеся правильно решили поставленную задачу.



Предварительный просмотр:

1 группа

Задание 1. Читаем информацию

Катализом называется явление ускорения реакции без изменения её общего результата. Вы знаете, что для протекания многих химических реакций необходимы высокие температура и давление. В живой клетке умеренная температура, нормальное давление. В таких условиях большинство реакций или вообще не протекали бы, или протекали бы очень медленно, если бы не подвергались воздействию катализаторов. Вещества, изменяющие скорость химической реакции, но не входящие в состав продуктов реакции, называются катализаторами.

Выполнить практическую часть.

1.Прилейте по 2 мл Н2О2 в четыре пробирки с:

а) сырым мясом;

б) с сырой морковью;

в) сырым картофелем;

г) песком.

Наблюдаем происходящее. И записываем результат в таблицу.

Почему наблюдалось расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками сырого картофеля и мяса, а в пробирке с песком не наблюдалось? Ответ: Потому что в сырых мясе и картофеле есть фермент каталаза. А в неживых субстратах (песок) ферментов нет. Ферменты содержатся в каждой животной и растительной клетках

Каталаза — это фермент, катализирующий разложение пероксида водорода: 2Н2O2 = 2Н2O + O2.

Субстрат

Наблюдения

Вывод

Сырое мясо

Сырая морковь

Сырая картофель

Песок

2 группа

Задание 1. Читаем информацию

Ферменты участвуют в процессах как синтеза, так и распада. При этом ферменты действуют в строго определённой последовательности, они специфичны для каждого вещества и ускоряют только определённые реакции. Избирательность действия ферментов на разные химические вещества связана с их строением. Молекулы ферментов имеют активный центр – небольшой участок, на котором идёт данная реакция. Форма и химическое строение активного центра таковы, что с ним могут связываться только определённые молекулы в силу их комплементарности друг другу.

На заключительном этапе химической реакции комплекс «фермент-вещество» распадается с образованием конечных продуктов и свободного фермента. Освободившийся при этом активный центр фермента может принимать новые молекулы вещества.

https://iknigi.net/books_files/online_html/94523/i_019.jpg

Рис. 17. Схема образования комплекса «фермент – вещество»

Составьте из пазлов схему расщепления вещества до конечных продуктов

Выполнить практическую часть.

1.Прилейте по 2 мл Н2О2 в две пробирки с:

а) целым кусочком сырого картофеля

б) с измельченным сырым картофелем;

Наблюдаем происходящее. И записываем результат в таблицу.

В какой пробирке вы наблюдаете ускорение реакции. Ответ: Во второй пробирке с измельченным сырым картофелем т.к поверхность соприкосновения веществ увеличивается. Каталаза — это фермент, катализирующий разложение пероксида водорода: 2Н2O2 = 2Н2O + O2.

Субстрат

Наблюдения

Вывод

Кусочек сырого картофеля

Измельченный сырой картофель

3 группа

Задание 3. Читаем информацию

Ферменты увеличивают скорость химических реакций в тысячи и миллионы раз. Но скорость ферментативных реакций зависит от многих факторов – природы и концентрации фермента и вещества, температуры, давления, реакции среды и т. д. Для функционирования каждого фермента имеются оптимальные условия. При температуре свыше 60 °С большинство ферментов не функционирует т.к. происходит денатурация белковой молекулы.

Активность фермента очень высока: при 0 °С – 1 молекула катализатора разлагает за 1 секунду до 40 000 молекул Н2О2.

Объясните график:

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/t/t4sKwxjaC6BSIb08EdOg9zyXv1fWDTFlN57ciG/slide-24.jpg

Выполнить практическую часть.

1.Прилейте по 2 мл Н2О2 в четыре пробирки с:

а) сырым мясом;

б) вареным мясом;

в) сырым картофелем;

г) вареным картофелем;

 Наблюдаем происходящее. И записываем результат в таблицу.

Почему расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками вареного картофеля и мяса не наблюдалось? Ответ: Фермент каталаза — это вещество белковой природы и при варении мяса и картофеля происходит денатурация белков (разрушение).  Каталаза — это фермент, катализирующий разложение пероксида водорода: 2Н2O2 = 2Н2O + O2.

Субстрат

Наблюдения

Вывод

Сырое мясо

Вареное мясо

Сырой картофель

Вареный картофель

4 группа

Задание 3. Читаем информацию

Активность ферментов зависит ещё от pH среды (кислотности – то есть показателя концентрации ионов водорода). В большинстве случаев, ферменты работают при нейтральном pH, т. е. при pH около 7. Но существуют ферменты, которые работают либо в кислой и сильнокислой, либо в щелочной и сильнощелочной среде.

Объясните график:

Выполнить практическую часть.

1.Прилейте по 2 мл Н2О2 в две пробирки с:

а) сырым картофелем;

б) сырым картофелем;

 в первую пробирку добавьте несколько капель уксуса.

Наблюдаем происходящее. И записываем результат в таблицу.

Почему наблюдалось расщепление пероксида водорода в пробирках с кусочками сырого картофеля без добавления уксусной кислоты, а во второй не наблюдалось? Ответ: Активность ферментов зависит ещё от pH среды.

 Каталаза — это фермент, катализирующий разложение пероксида водорода: 2Н2O2 = 2Н2O + O2.

Субстрат

Наблюдения

Вывод

Сырой картофель

Сырой картофель+ уксус


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Урок по теме "Ферменты"

Урок по биологии в 9 классе по теме "Ферменты". Тип урока: урок изучения нового материала. Включает в себя тестовый опрос домашнего задания, изучение нового материала с использованием ИКТ, выполнение ...

Пособие по теме "Ферменты. Гормоны"

Пособие по теме "Ферменты. Гормоны" (химия - 1 курс)...

Срез знаний по теме «Ферменты»

Материал подготовлен для проверки знаний учащихся по теме "Ферменты"....